Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 59. Рабочие органы автогрейдера Д-395:

а — отвал; б — кнрковщик; 1 — отвал;

2

— нож; 3 — направляю­

щая* 4 — кронштейн; 5 — фиксатор; ' б — шестерня;

7 — сектор;

8 _ рукоятка;

9 — зубчатая

рейка; /

0

накладка;

И — рычаги;

12 — палец-

13 — кронштейн;

14 — тяга;

15 — проушина; 16 —

рама; 17 — клин;

15 — зуб;

19

— наконечник

101

реди рамы обеспечивает возможность поворота отвала на 360°, а также высокий дорожный просвет и увеличенную глубину рых­ ления.

Рис. 60. Тяговая рама автогрейдера Д-395:

/ н 2 —наружный н

внутренний шаровые пальцы;

3 — кронштейн;

4 — нажимной

болт;

5 — регулировочные прокладки;

6 — накладка;

7 — шаровой

шкворень; 8 — фланец; 9 — тяговая рама; /0 — прнва-

лочная плоскость редуктора; Л — поворотный круг

Литой поворотный круг 11 (рис. 60) крепится на направляю­ щих накладках к тяговой раме 9, относительно которой он может поворачиваться вместе с ножом на 360°, что позволяет автогрей­ деру некоторые работы производить задним ходом.

Тяговая рама представляет собой сварно-литую конструкцию коробчатого сечения. Ее передняя часть крепится шаровым шквор­ нем 7 к основной раме, а задняя часть подвешена к основной раме с помощью двух тяг подъема и одной тяги выноса отвала в сто­ рону. К двум наружным шаровым пальцам 1 присоединяются тяги подъемников отвала, а к внутренним 2 — тяга выноса. Шаровые соединения тяг обеспечивают легкую установку отвала в необхо­ димое положение. На привалочную плоскость 10 тяговой рамы установлен редуктор поворота отвала, шестерня которого входит в зацепление с наружным венцом поворотного круга 11.

Управление рабочими органами осуществляется через коробку управления с сервоустройством для облегчения управлением, ко­ робку реверсов, редуктор управления, механизм выноса отвала и механизм подъема его.

102


Бульдозерным оборудованием управляют через редуктор и кар­ данные валы, приводимые от двигателя машины.

Экскаваторное рабочее оборудование может состоять из пря­ мой или обратной лопаты для разработки карьеров, котлованов, погрузки грунта и сыпучих материалов в транспортные средства; прямого скребка для засыпки траншей; драглайна для разра­ ботки забоев ниже пути перемещения экскаватора; грейфера для разработки песчано-гравийных карьеров, находящихся под водой; крана для монтажных и погрузочно-разгрузочных работ; копра для забивки свай; планировщика откосов для планировки откосов выемок.

Привод к рабочему оборудованию осуществляется от двигателя через лебедки, стальные канаты, блоки и полиспасты.

§ 2. СИСТЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧИМИ ОРГАНАМИ ДОРОЖНЫХ МАШИН

Дорожные машины имеют канатное, механическое (рычажное), гидравлическое и пневматическое управление, при которых для изменения положения рабочего органа используют мощность дви­ гателя.

Машинист, не прикладывая больших усилий, поднимает или опускает ковш скрепера, отвал бульдозера, нож автогрейдера. При гидравлическом управлении достаточно установить золотник (кран) распределителя в нужное положение, остальную работу выполнит находящаяся под давлением жидкость; при механиче­ ском или канатном управлении нужно включать муфту или тор­ моз— и канатные или зубчатые передачи преобразуют мощность двигателя, передадут соответствующее усилие на рабочий орган

иустановят его в требуемое положение.

Вцелях дальнейшего облегчения труда применяют комбиниро­ ванную систему управления, в которой лебедки бульдозеров и скреперов включают пневматическими устройствами.

Механизированный привод управления рабочими органами дорожных машин состоит из зубчатых, червячных, цепных или фрикционных передач и приводится в движение от вала отбора мощности двигателя. Такие передачи применяются на грейдерах,

лебедках, кранах и др. (рис. 61).

На дорожных машинах применяется механизированная система управления рабочими органами в виде контроллера (рис. 62, в). Контроллер — это коробка, внутри которой расположено несколько ■параллельных валов 1, на которых свободно вращаются два ряда цилиндрических шестерен 2, находящихся в постоянном зацепле­ нии. Движение шестерням передается от двигателя или вала от­ бора мощности 3 через ведущую коническую шестерню 4 двум ведомым шестерням 5; боковые цилиндрические шестерни на каж­ дом валу будут вращаться в разные стороны.

Каждая цилиндрическая шестерня соединена со своей кулач­ ковой муфтой 6. Каждый вал имеет шлицевые пазы, по которым

103


могут перемещаться двусторонние кулачковые муфты 6. При пере­ мещении передвижной кулачковой муфты вправо плп влево с муф­ той соединяется шестерня, которая через шлицы будет вращать вал и через систему передач приводить в движение связанный с ними рабочий орган 7 машин. С помощью этого механизма пере­ дается одновременно движение нескольким рабочим органам машины. Большое количество применяемых передач (зубчатых, лервячных и др.) снижает достоинства этого механизма.

Рис. 61. Схема механизма подъема и опускания отвала автогрендера Д -144:

1 — контроллер;

2 — карданно*телескогц1ческнй вал;

3 и 4

шестерни; 5

и

6 — червячная

пара; 7 — кривошип; <3— телеско­

пическая

тяга; 9 — тяговая

рама; 10 — поворотный

круг

Канатно-блочный привод управления рабочими органами до­ рожных машин состоит из лебедки, монтируемой на тракторе или дорожной машине, и системы блоков и полиспастов, с помощью которых перемещают рабочие органы. Лебедка приводится в дви­ жение валом отбора мощности двигателя. Этот привод характе­ ризуется простотой устройства и управления и высоким к. п. д. Канатно-блочный привод применяется на бульдозерах, скреперах, рыхлителях, кусторезах, экскаваторах и других машинах. При­ мером канатно-блочного привода служит система управления подъемом отвала бульдозера (рис. 62,г).

Полиспасты применяют для уменьшения усилия при подъеме отвала; направляющие блоки служат для передачи и изменения направления усилия. На бульдозере Д-271 этот привод имеет на

•подвижной и неподвижной обоймах полиспаста по два блока. Канат сходит с неподвижного блока.

104 _

Лебедка является основным элементом канатно-блочного при­ вода, служащего для перемещения рабочих органов дорожных машин.

Рис. 62. Типы механических приводов:

а — ручной

привод к ленточному тормозу лебедки;

б — ручной

механический

привод

для

подъема

ножа

грейдера; — механизированная

система управления

(контроллер): / — ра­

бочий

вал;

2 — цилиндрическая шестерня;

3 — вал

отбора мощности

двигателя;

4 — веду­

щая

коническая

шестерня; 5 — ведомая

коническая

шестерня;

5 — кулачковая

муфта;

7 —

передача

к

рабочему органу; г — трособлочный

механизированный привод: /

и

2 — поли­

 

 

 

 

спасты: 3, 4

н

5 — блоки;

5 —лебедка

 

 

 

 

Для управления прицепным и навесным оборудованием тракто­ ров применяют однобарабанные и двухбарабанные лебедки. Их используют для работы бульдозеров, скреперов, кусторезов, снего­ очистителей и др.

Наибольшее распространение получили двухбарабанные ле­ бедки, обеспечивающие двухканатную систему управления. Лебедки на тракторе молено установить впереди и сзади. Лебедка, установленная впереди, получает привод от коленчатого вала дви­ гателя, а сзади — от вала отбора мощности.

Наибольшее распространение получили продольновальиые ле­ бедки Д-269, Д-148В и поперечновальные Д-323, Д-499.

105


Лебедка Д-269 (рис. 63) имеет один барабан и предназначена для приведения в действие навесного и прицепного оборудования бульдозера, корчевателя и др.

7

8 Э 10

11 12 13

 

Рис.

63. Лебедки Д-148 и Д-269

(разрез по барабану):

 

 

/ — вал; 2 — ганка;

3 — кулак;

4 — втулка с

резьбой;

5 — шпонка;

6 — подшипник; 7 — кор­

пус;

8 — каркас для

крепления

флюгерных

блоков;

9 — большая

шестерня

барабана;

10

болт;

// — ведущий

конус муфты; 12— ведомый

конус муфты;

13 — шкив

ленточного

тор­

моза;

14 — барабан;

15 — подшипник; 16 — шайба

со

шлицами;

17 — ось;

18 — сальник;

19

 

 

 

малая

шестерня

 

 

 

 

 

Лебедка Д-148В однотипна

с лебедкой Д-269,

но

имеет

два

барабана с независимым управлением и предназначена для управ­ ления прицепным скрепером. Барабанами обеих лебедок управ­ ляют с места тракториста.

Лебедка работает следующим образом. Большая шестерня ба­ рабана с помощью конических роликовых подшипников 6 вра­ щается на втулке 4. Втулка и ось 17 имеют однозаходные резьбы различного направления (левую и правую), на которых навернута гайка 2 с соответствующей внутренней резьбой. Втулка удержи­ вается от вращения специальной шпонкой 5. К гайке приварен кулак 3, соединенный тягами с рычагом управления,

106


На оси на конических подшипниках 15 вращается барабан 14, включаемый конусной муфтой, состоящий из ведущего конуса 11, укрепленного на большой шестерне 9 болтами, и ведомого кону­ са 12. Ведомый конус выполнен заодно с барабаном.

Рис. 64. Лебедка Д-323:

/ — рычаг; 2 — корпус роликов;

3 — ролики;

4, 16, 17 и 18 — шестерни; 5 — канат; 6 — бара­

бан; 7 — тормозной

шкив; 3 — тормозная

лента;

9 — шпонка;

10— регулировочный

винт;

// — ведомый

диск;

12 — фрикционная колодка;

/ 3 —упорный подшипник

включения

муф­

ты; 14 — вал; 15 — втулка ведомого диска; 19 — хомут;

20 — ось

хомута

 

Муфта

включается

поворотом

рычага

и гайки

2.

При

этом

втулка 4,

большая шестерня 9 и ведущий конус 11 перемещаются

в сторону

барабана. Ведущий

внутренний

конус

муфты входит

во внешний ведомый конус, и барабан начинает вращаться вместе с ведомой шестерней. Барабан отключают с помощью рычага управления, поворачивая гайку в обратную сторону. В неподвиж­ ном положении барабан и шкив 13 удерживаются ленточным тор­

мозом.

(рис. 64) устанавливают на

Поперечновальную лебедку Д-323

тракторе Т-llOOM. Она предназначена

для управления скрепером

и имеет два барабана с одинаковой

передачей и управлением.

Муфтой и тормозом каждого барабана управляют отдельным ры­ чагом, расположенным в кабине трактора.

Механизмы лебедки смонтированы в закрытом корпусе. На верхней крышке установлены валики, тяги и рычаги управления фрикционными муфтами и тормозами. На лобовой части корпуса лебедки находятся направляющие ролики.

Малая коническая шестерня 18 находится в постоянном зацеп­ лении с большой конической шестерней 17, вал которой вращается

107