Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
Рис. 59. Рабочие органы автогрейдера Д-395:
а — отвал; б — кнрковщик; 1 — отвал; |
2 |
— нож; 3 — направляю |
|||
щая* 4 — кронштейн; 5 — фиксатор; ' б — шестерня; |
7 — сектор; |
||||
8 _ рукоятка; |
9 — зубчатая |
рейка; / |
0 |
накладка; |
И — рычаги; |
12 — палец- |
13 — кронштейн; |
14 — тяга; |
15 — проушина; 16 — |
||
рама; 17 — клин; |
15 — зуб; |
19 |
— наконечник |
101
реди рамы обеспечивает возможность поворота отвала на 360°, а также высокий дорожный просвет и увеличенную глубину рых ления.
Рис. 60. Тяговая рама автогрейдера Д-395:
/ н 2 —наружный н |
внутренний шаровые пальцы; |
3 — кронштейн; |
|
4 — нажимной |
болт; |
5 — регулировочные прокладки; |
6 — накладка; |
7 — шаровой |
шкворень; 8 — фланец; 9 — тяговая рама; /0 — прнва- |
лочная плоскость редуктора; Л — поворотный круг
Литой поворотный круг 11 (рис. 60) крепится на направляю щих накладках к тяговой раме 9, относительно которой он может поворачиваться вместе с ножом на 360°, что позволяет автогрей деру некоторые работы производить задним ходом.
Тяговая рама представляет собой сварно-литую конструкцию коробчатого сечения. Ее передняя часть крепится шаровым шквор нем 7 к основной раме, а задняя часть подвешена к основной раме с помощью двух тяг подъема и одной тяги выноса отвала в сто рону. К двум наружным шаровым пальцам 1 присоединяются тяги подъемников отвала, а к внутренним 2 — тяга выноса. Шаровые соединения тяг обеспечивают легкую установку отвала в необхо димое положение. На привалочную плоскость 10 тяговой рамы установлен редуктор поворота отвала, шестерня которого входит в зацепление с наружным венцом поворотного круга 11.
Управление рабочими органами осуществляется через коробку управления с сервоустройством для облегчения управлением, ко робку реверсов, редуктор управления, механизм выноса отвала и механизм подъема его.
102
Бульдозерным оборудованием управляют через редуктор и кар данные валы, приводимые от двигателя машины.
Экскаваторное рабочее оборудование может состоять из пря мой или обратной лопаты для разработки карьеров, котлованов, погрузки грунта и сыпучих материалов в транспортные средства; прямого скребка для засыпки траншей; драглайна для разра ботки забоев ниже пути перемещения экскаватора; грейфера для разработки песчано-гравийных карьеров, находящихся под водой; крана для монтажных и погрузочно-разгрузочных работ; копра для забивки свай; планировщика откосов для планировки откосов выемок.
Привод к рабочему оборудованию осуществляется от двигателя через лебедки, стальные канаты, блоки и полиспасты.
§ 2. СИСТЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧИМИ ОРГАНАМИ ДОРОЖНЫХ МАШИН
Дорожные машины имеют канатное, механическое (рычажное), гидравлическое и пневматическое управление, при которых для изменения положения рабочего органа используют мощность дви гателя.
Машинист, не прикладывая больших усилий, поднимает или опускает ковш скрепера, отвал бульдозера, нож автогрейдера. При гидравлическом управлении достаточно установить золотник (кран) распределителя в нужное положение, остальную работу выполнит находящаяся под давлением жидкость; при механиче ском или канатном управлении нужно включать муфту или тор моз— и канатные или зубчатые передачи преобразуют мощность двигателя, передадут соответствующее усилие на рабочий орган
иустановят его в требуемое положение.
Вцелях дальнейшего облегчения труда применяют комбиниро ванную систему управления, в которой лебедки бульдозеров и скреперов включают пневматическими устройствами.
Механизированный привод управления рабочими органами дорожных машин состоит из зубчатых, червячных, цепных или фрикционных передач и приводится в движение от вала отбора мощности двигателя. Такие передачи применяются на грейдерах,
лебедках, кранах и др. (рис. 61).
На дорожных машинах применяется механизированная система управления рабочими органами в виде контроллера (рис. 62, в). Контроллер — это коробка, внутри которой расположено несколько ■параллельных валов 1, на которых свободно вращаются два ряда цилиндрических шестерен 2, находящихся в постоянном зацепле нии. Движение шестерням передается от двигателя или вала от бора мощности 3 через ведущую коническую шестерню 4 двум ведомым шестерням 5; боковые цилиндрические шестерни на каж дом валу будут вращаться в разные стороны.
Каждая цилиндрическая шестерня соединена со своей кулач ковой муфтой 6. Каждый вал имеет шлицевые пазы, по которым
103
могут перемещаться двусторонние кулачковые муфты 6. При пере мещении передвижной кулачковой муфты вправо плп влево с муф той соединяется шестерня, которая через шлицы будет вращать вал и через систему передач приводить в движение связанный с ними рабочий орган 7 машин. С помощью этого механизма пере дается одновременно движение нескольким рабочим органам машины. Большое количество применяемых передач (зубчатых, лервячных и др.) снижает достоинства этого механизма.
Рис. 61. Схема механизма подъема и опускания отвала автогрендера Д -144:
1 — контроллер; |
2 — карданно*телескогц1ческнй вал; |
3 и 4 — |
||
шестерни; 5 |
и |
6 — червячная |
пара; 7 — кривошип; <3— телеско |
|
пическая |
тяга; 9 — тяговая |
рама; 10 — поворотный |
круг |
Канатно-блочный привод управления рабочими органами до рожных машин состоит из лебедки, монтируемой на тракторе или дорожной машине, и системы блоков и полиспастов, с помощью которых перемещают рабочие органы. Лебедка приводится в дви жение валом отбора мощности двигателя. Этот привод характе ризуется простотой устройства и управления и высоким к. п. д. Канатно-блочный привод применяется на бульдозерах, скреперах, рыхлителях, кусторезах, экскаваторах и других машинах. При мером канатно-блочного привода служит система управления подъемом отвала бульдозера (рис. 62,г).
Полиспасты применяют для уменьшения усилия при подъеме отвала; направляющие блоки служат для передачи и изменения направления усилия. На бульдозере Д-271 этот привод имеет на
•подвижной и неподвижной обоймах полиспаста по два блока. Канат сходит с неподвижного блока.
104 _
Лебедка является основным элементом канатно-блочного при вода, служащего для перемещения рабочих органов дорожных машин.
Рис. 62. Типы механических приводов:
а — ручной |
привод к ленточному тормозу лебедки; |
б — ручной |
механический |
привод |
для |
||||||||
подъема |
ножа |
грейдера; ,в — механизированная |
система управления |
(контроллер): / — ра |
|||||||||
бочий |
вал; |
2 — цилиндрическая шестерня; |
3 — вал |
отбора мощности |
двигателя; |
4 — веду |
|||||||
щая |
коническая |
шестерня; 5 — ведомая |
коническая |
шестерня; |
5 — кулачковая |
муфта; |
7 — |
||||||
передача |
к |
рабочему органу; г — трособлочный |
механизированный привод: / |
и |
2 — поли |
||||||||
|
|
|
|
спасты: 3, 4 |
н |
5 — блоки; |
5 —лебедка |
|
|
|
|
Для управления прицепным и навесным оборудованием тракто ров применяют однобарабанные и двухбарабанные лебедки. Их используют для работы бульдозеров, скреперов, кусторезов, снего очистителей и др.
Наибольшее распространение получили двухбарабанные ле бедки, обеспечивающие двухканатную систему управления. Лебедки на тракторе молено установить впереди и сзади. Лебедка, установленная впереди, получает привод от коленчатого вала дви гателя, а сзади — от вала отбора мощности.
Наибольшее распространение получили продольновальиые ле бедки Д-269, Д-148В и поперечновальные Д-323, Д-499.
105
Лебедка Д-269 (рис. 63) имеет один барабан и предназначена для приведения в действие навесного и прицепного оборудования бульдозера, корчевателя и др.
7 |
8 Э 10 |
11 12 13 |
|
Рис. |
63. Лебедки Д-148 и Д-269 |
(разрез по барабану): |
|
|
||||||
/ — вал; 2 — ганка; |
3 — кулак; |
4 — втулка с |
резьбой; |
5 — шпонка; |
6 — подшипник; 7 — кор |
||||||
пус; |
8 — каркас для |
крепления |
флюгерных |
блоков; |
9 — большая |
шестерня |
барабана; |
10— |
|||
болт; |
// — ведущий |
конус муфты; 12— ведомый |
конус муфты; |
13 — шкив |
ленточного |
тор |
|||||
моза; |
14 — барабан; |
15 — подшипник; 16 — шайба |
со |
шлицами; |
17 — ось; |
18 — сальник; |
19 — |
||||
|
|
|
малая |
шестерня |
|
|
|
|
|
||
Лебедка Д-148В однотипна |
с лебедкой Д-269, |
но |
имеет |
два |
барабана с независимым управлением и предназначена для управ ления прицепным скрепером. Барабанами обеих лебедок управ ляют с места тракториста.
Лебедка работает следующим образом. Большая шестерня ба рабана с помощью конических роликовых подшипников 6 вра щается на втулке 4. Втулка и ось 17 имеют однозаходные резьбы различного направления (левую и правую), на которых навернута гайка 2 с соответствующей внутренней резьбой. Втулка удержи вается от вращения специальной шпонкой 5. К гайке приварен кулак 3, соединенный тягами с рычагом управления,
106
На оси на конических подшипниках 15 вращается барабан 14, включаемый конусной муфтой, состоящий из ведущего конуса 11, укрепленного на большой шестерне 9 болтами, и ведомого кону са 12. Ведомый конус выполнен заодно с барабаном.
Рис. 64. Лебедка Д-323:
/ — рычаг; 2 — корпус роликов; |
3 — ролики; |
4, 16, 17 и 18 — шестерни; 5 — канат; 6 — бара |
||||||||
бан; 7 — тормозной |
шкив; 3 — тормозная |
лента; |
9 — шпонка; |
10— регулировочный |
винт; |
|||||
// — ведомый |
диск; |
12 — фрикционная колодка; |
/ 3 —упорный подшипник |
включения |
муф |
|||||
ты; 14 — вал; 15 — втулка ведомого диска; 19 — хомут; |
20 — ось |
хомута |
|
|||||||
Муфта |
включается |
поворотом |
рычага |
и гайки |
2. |
При |
этом |
|||
втулка 4, |
большая шестерня 9 и ведущий конус 11 перемещаются |
|||||||||
в сторону |
барабана. Ведущий |
внутренний |
конус |
муфты входит |
во внешний ведомый конус, и барабан начинает вращаться вместе с ведомой шестерней. Барабан отключают с помощью рычага управления, поворачивая гайку в обратную сторону. В неподвиж ном положении барабан и шкив 13 удерживаются ленточным тор
мозом. |
(рис. 64) устанавливают на |
Поперечновальную лебедку Д-323 |
|
тракторе Т-llOOM. Она предназначена |
для управления скрепером |
и имеет два барабана с одинаковой |
передачей и управлением. |
Муфтой и тормозом каждого барабана управляют отдельным ры чагом, расположенным в кабине трактора.
Механизмы лебедки смонтированы в закрытом корпусе. На верхней крышке установлены валики, тяги и рычаги управления фрикционными муфтами и тормозами. На лобовой части корпуса лебедки находятся направляющие ролики.
Малая коническая шестерня 18 находится в постоянном зацеп лении с большой конической шестерней 17, вал которой вращается
107