Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в- шарикоподшипниках и удерживается от продольного перемеще­ ния двумя упорными подшипниками и стопорными гайками. На обоих концах вала на шпонках закреплены ведомые диски И муфты сцепления. На валу с обеих сторон свободно насажены ведущие шестерни 16. На шпонке каждой шестерни насажена втулка 15, выполненная заодно, с ведущим диском муфты. Втулка и диск могут перемещаться вдоль оси с помощью рычагов, тяг и хомута 19.

При перемещении втулки в сторону ведущего диска двухкоиусная фрикционная накладка ведомого диска входит в паз ведущего диска, включает муфту, шестерня 16 начинает вращаться одновре­ менно с валом 14 и передает движение большой шестерне 4, кото­ рая закреплена на валу с помощью шлицев, гайки и стопорной шайбы. К другому концу вала посредством шпонки, гайки и сто­ порной шайбы закреплена ступица барабана.

Вал барабана вращается в шарикоподшипниках, закреплен­ ных в корпусе лебедки. При включенной муфте барабан удержи­ вается от вращения тормозной лентой 8, которая охватывает шкив 7, выполненный заодно с барабаном. Тормозную ленту одним концом с помощью планки, коромысла и тяг крепят к корпусу ле­ бедки. Другой конец ее соединен планкой и рычагом с пружиной, удерживающей ленту в натянутом положении. Тракторист управ­ ляет тормозом из кабины рычагом 1, который соединен с корпу­ сом роликом 3. При повороте рычага в одну из двух сторон ролики воздействуют на рычаг и пружина растягивается, лента ослаб­ ляется, освобождая барабан.

Пошеречновальная лебедка Д-499 отличается от лебедки Д-323 тем, что имеет один барабан, ось которого расположена по оси трактора.

Лебедка Д-499 предназначена для управления навесным и прицепным оборудованием трактора Т-100М.

Одновальная лебедка Д-269Б и двухвальная лебедка Д-323А отличаются от лебедок Д-269 и Д-323 пневматическим управлением (включение и выключение конусной фрикционной муфты, оттормаживание ленты и тормоза выполняют с помощью пневматических рабочих камер). Тракторист поворотом крана подает в камеры сжатый воздух, который воздействует на диафрагму, включая и выключая механизмы. Пневматическое управление лебедками облегчает работу машиниста, но требует дополнительного обору­ дования дорожной машины компрессором и другой аппаратурой.

Гидравлическое управление рабочими органами дорожных ма­ шин широко используется в настоящее время.

Гидравлический привод (рис. 65) состоит из масляного насо­ са 2, масляного бака 1, кранового или золотникового распредели­ теля 3, предохранительного клапана 9, маслопроводов 5 и гидрав­ лических цилиндров 6.

Гидравлический привод воздействует непосредственно на рабо­ чий орган (отвал, ковш, нож) или приводит в движение вспомо­

108


гательные органы: муфты включения, тормоза, фрикционы. В ка­ честве рабочей жидкости используют веретенное или трансформа­ торное масло.

Рис. 65. Схема гидравлического управления:

/ — масляный

бак; 2 — шестеренчатый насос;

3 — распределитель;

4 — золотник:

5 — маслопроводы; 6 — гидроцнлнндр; 7 — поршень;

 

8 — шток; 9 — предохранительный

клапан

Для подъема ковша скреперист устанавливает золотник 4 рас­ пределения в положение подъема. Масло из насоса 2 направляется в нижнюю полость цилиндра и поднимает поршень 7 и шток 8. При этом нижняя рама и ковш поднимаются.

Чтобы остановить подъем ковша, золотник следует передвинуть в положение «заперто». При этом масло из насоса поступает обратно в бак. Верхняя и нижняя полости цилиндра не сообща­ ются, масло и поршень в них неподвижны и поэтому ковш также неподвижен.

Ковш опускается при установке золотника в положение «опус­ кание». В этом случае масло от насоса движется в верхнюю по­ лость цилиндра, а из нижней полости поступает в бак.

Для обеспечения паспортного давления в системе устанавли­ вается предохранительный клапан 9. При избыточном давлении в системе пружина предохранительного клапана сжимается и из­ быток масла из нагнетательного маслопровода через отверстие клапана поступает в бак.

На дорожных машинах применяют масляные насосы двух ти­ пов: шестеренчатые и поршневые.

Наибольшее применение получил шестеренчатый насос НШ-46 (рис. 66), который состоит из корпуса 2 и крышки 1, изготовлен­ ных из алюминиевого сплава. В корпусе и крышке установлены бронзовые втулки 4, в которых в разные стороны вращаются шестерни 3 и 5. Втулки имеют лыски, удерживающие их от вра­ щения.

109

Насос может работать при вращении в обе стороны, так как при изменении направления втулки могут провернуться па неболь­ шой угол относительно друг друга и вследствие этого в плоскости

Вид Я

Рис. 66. Масляный шестеренчатый насос НШ-46:

1 — крышка; 2 — корпус; 3 н 5 — ведущая и ведомая шестерни; 4 — втулка; 6 — пружина

стыка между лысками образуется небольшая клиновидная щель. В начале работы насоса контакт втулок достигается с помощью изогнутых пружин 6.

Масло, попадающее между зубьями двух шестерен, отводится через пазы на внутренних торцах втулок. Подшипники смазывают маслом, поступающим через радиальные канавки на торцах вту­ лок и через разгрузочные пазы.

Зазоры по торцу между зубьями шестерен и втулками резко влияют на производительность насоса, так как через этот зазор масло уходит из нагнетательной полости насоса во всасываю­ щую. В шестеренчатом насосе полости у внешних сторон втулок соединены с нагнетательной полостью насоса, благодаря чему масло давитна втулки, прижимая их к торцам шестерен и выби­ рая при этом зазор между торцами шестерен и втулок.

Гидравлический цилиндр (рис. 67) преобразует энергию масла, движущегося по трубам под давлением, в поступательную энергию поршня, штока и управляемого рабочего органа. Он состоит из ■корпуса 3, штока с поршнем 6 и двух штуцеров 5 для маслопро­ водов.

Поршень состоит из двух тарелок, между которыми зажаты уплотнительные манжеты. Под давлением масла манжеты плотно прижимаются к стенкам цилиндра и создают хорошее уплотнение. Внутренняя поверхность цилиндра отшлифована. Для выпуска накопившегося в гидроприводе воздуха или для слива масла в гидроцилиндре установлены магнитные пробки.

ПО



Гидравлический привод отличается простотой и легкостью включения, но требует тщательного ухода за трубопроводами.

Рис. 67. Гидравлический цилиндр:

1 — шток; 2 — фланец; 3 — корпус; '/ — магнитная

пробка; 5 — штуцер; 6 — поршень; 7 —•

крышка; 8 — маслопровод;

9 и 10 — манжеты

Пневматический привод управления рабочими органами дорож- 'ных машин по принципу работы не отличается от гидравлического, но требует более громоздкого оборудования, так как у него рабо­ чей средой является сжатый воздух.

Система управления состоит из компрессора, ресивера, трубо­ проводов и исполнительных органов: тормозных камер у самоход­ ного скрепера Д-357М, сервоустройства для облегчения поворота,

•сервоустройства коробки управления рабочими органами, пневмо­ цилиндра рабочих тормозов, пневмоцилиндра и клапана меха­ низма управления муфтой сцепления.

Компрессор сжимает воздух, накачивает его в ресивер, откуда он через распределительное устройство поступает в цилиндры или камеры, которые включают или выключают отдельные механизмы.

§ 3. НЕИСПРАВНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РАБОЧИХ ОРГАНОВ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ.

ПРИЧИНЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

В процессе эксплуатации рабочего оборудования и систем управления ими происходит износ деталей и узлов, требуется регу­ лировка отдельных узлов и агрегатов, а также своевременное обслуживание.

Бульдозерное оборудование в процессе эксплуатации может иметь ряд неисправностей. Отвал не поднимается или поднимается медленно. Причинами неисправности могут быть обрыв каната, замасливание или износ конусных фрикционных накладок лебедки, заедание блоков. Для устранения необходимо переставить канат, промыть накладки, переклепать ленту муфты лебедки, смазать подшипники,

Н1

Отвал самоопускается. Неисправность может возникнуть из-за замасливания или износа фрикционной муфты. Для устранения необходимо отрегулировать ленту тормоза барабана, промыть накладки керосином пли переклепать в случае необходимости.

Отвал перемещается рывками. Причина — нарушена регули­ ровка механизма управления лебедкой или заедает трос. Необхо­ димо отрегулировать лебедку или устранить заедание троса.

Увеличенный нагрев фрикционной муфты лебедки. Для предот­ вращения перегрева необходимо муфту включать быстрым и пол­

ным движением рычага управления или

отрегулировать ее.

 

Скрепер и

органы

управления

им

в процессе

эксплуатации

могут иметь

ряд неисправностей:

износ

фрикционных муфт

ле­

бедки и ленты тормоза; износ и

заедание

канатов,

блоков; износ

и деформация

ножа,

заслонки.

Необходимо отрегулировать

ле­

бедку или переклепать фрикционные накладки муфт и лент тор­ моза, правильно запасовать канаты и смазать их и блоки, при необходимости заменить ножи.

Автогрейдеры в процессе эксплуатации также могут иметь ряд неисправностей рабочих органов. Так, при включении рычагов коробки управления рабочий орган не перемещается. Причины: износ кулачковых муфт, поломка зубьев шестерен и зубчатых колес, срезаны шпонки в передаточных механизмах. Для устране­ ния неисправностей необходимо проверить исправность кулачко­ вых муфт, карданных валов, шестерен и кривошипов; при необхо­ димости заменить шпонки, кулачковые муфты и зубчатые колеса.

Может быть произвольное включение кулачковых муфт коробки управления в результате ослабления или поломки пружинных фиксаторов, которые необходимо заменить.

Если заедает поворотный круг из-за малого зазора между накладками и кругом, то необходимо отпустить контргайки на регулировочных болтах регулируемых прокладок и, поворачивая поворотный круг, установить болтами необходимый зазор между накладками и поворотным кругом.

При заедании и шуме конических пар в редукторах подъемни­ ков необходимо произвести регулировку шестерен прокладками.

Гидроприводы управления рабочими органами могут иметь ряд неисправностей. Насос не нагнетает масло в систему. Причинами могут быть подсос воздуха, отсутствие масла в баке, масло в баке нерекомендуемого сорта, загрязнение или обрыв трубопроводов. Для устранения указанных неисправностей необходимо залить в бак до нужного уровня требуемый сорт масла, заменить про­ кладки или негодные детали, подтянуть соединения, промыть и продуть трубопроводы.

Увеличение давления масла в системе свыше допустимого воз­ никает при крайнем положении поршня гидроцилиндра и при запаздывающем выключении подачи масла в цилиндр, при попа­

дании между ковшом и заслонкой кусков

твердых материалов,

а также в случае засорения трубопроводов,

обратных и предохра­

112


нительных клапанов. Для устранения этого недостатка необхо­ димо промыть систему трубопроводов, отрегулировать предохра­ нительный и перепускной клапаны на необходимое давление, при необходимости разобрать их, промыть или заменить.

Если не перемещается шток гидравлического цилиндра, то воз­ можен обрыв соединительных трубопроводов, деформация штока, износ манжет поршня или уплотнений.

Необходимо трубопроводы, манжеты, сальники при значитель­ ных деформациях и износе своевременно заменять.

Основными неисправностями пневмоприводов могут быть утечка воздуха в трубопроводах и через разгрузочные и предохра­ нительные клапаны, порыв диафрагмы пневматической камеры, погнутость штока диафрагмы, пробуксовка приводного ремня компрессора. Для устранения этих неисправностей необходимо подтянуть ослабленные соединения; негодные детали заменить; клапаны разобрать; очистить и притереть гнезда, а поврежденные заменить; натяжение ремня компрессора отрегулировать.

Дорожные машины работают в очень тяжелых условиях. Ука­ занные неисправности можно предупредить, если своевременно проводить техническое обслуживание рабочих органов и механиз­ мов управления или устранять возникающие неполадки.

Уход за рабочими органами и системами управления ими за­ ключается в систематическом проведении номерных технических обслуживаний, ежесменном проведении крепежных работ, смазке стальных канатов, блоков, подшипников лебедок, проверке состоя­ ния трубопроводов и гибких шлангов, а также в проведении необ­ ходимых регулировочных работ согласно заводским инструкциям и руководствам по эксплуатации дорожных машин.

Г Л А В А 7

ПРАВИЛА ВОЖДЕНИЯ ДОРОЖНЫХ МАШИН И ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ДОРОЖНЫМИ МАШИНАМИ

§ 1. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВОЖДЕНИЯ ДОРОЖНЫХ МАШИН

Колесные дорожные машины по условиям выполнения требова­ ний правил дорожного движения приравниваются к автомобилю.

Действия водителей дорожных машин, порядок движения до­ рожных машин и их техническое состояние должны отвечать тре­ бованиям общесоюзных правил дорожного движения.

Водители таких дорожных машин, как автогрейдер, самоходный скрепер, должны иметь удостоверение на право управления данной машиной и удостоверение водителя автомобиля. -

Основными условиями безопасности движения дорожных ма­ шин являются исправное техническое состояние, достаточная ква­ лификация водителей и их дисциплинированность.

Общими правилами к водителю машины предъявляются сле­ дующие требования:

при выезде из парка водитель должен иметь при себе удо­ стоверение на право управления машиной, путевой лист и обязан тщательно проверить исправность машины;

в пути водитель обязан следить за исправностью машины, выполнять все указания работников милиции, касающиеся порядка движения, а также требования сигналов светофоров п дорожных знаков;

дорожные машины должны двигаться по правой стороне до­ роги или улицы в крайнем нравом ряду, заезжая в левый ряд лишь для обгона или объезда стоящего транспорта.

Перед началом движения водитель обязан убедиться, что это никому не помешает и будет безопасно для окружающих. Особое внимание надо обращать на транспорт, движущийся сзади.

При подаче специальными машинами сигнала типа «сирена» водитель обязан пропустить их.

На уклонах, где встречный разъезд затруднен, преимуществен­ ным правом проезда пользуется транспорт, поднимающийся в гору.

Скорость движения выбирается водителем в зависимости от сложившейся дорожной обстановки, состояния проезжей части,

114