Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
видимости, технического состояния машины и других обстоя тельств с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное замед ление движения или остановку машины перед любым препятст вием, которое он должен был и мог предвидеть.
При движении дорожной машины по уклону на нем не должны находиться другие машины и люди.
Водителю дорожной машины запрещается управлять машиной в состоянии опьянения, в болезненном, утомленном состоянии, пе редавать управление машиной лицам, находящимся в состоянии опьянения, а также лицам, не имеющим при себе удостоверения на. право управления машиной пли не указанным в путевом листе.
Водителю дорожной машины запрещается производить обгон транспорта с выездом на осевую линию, на перекрестках, пеше ходных переходах, на остановках, на железнодорожных переездах и ближе 100 м перед ними, а также транспортного средства, про изводящего обгон или объезд, в конце подъема и на других участ ках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встреч ного движения.
При подъезде к железнодорожному перекрестку водитель дол жен убедиться в безопасности движения и руководствоваться до рожными знаками, световой и звуковой сигнализацией, положе нием шлагбаума и указаниями дежурного по переезду. Для про пуска приближающегося поезда и в тех случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель обязан остановиться не ближе 5 м от шлагбаума или светофора, а при их отсутствии — не ближе 10 м до первого рельса. Движение через переезд тихоходных ма шин, скорость движения которых менее 5 км/ч, а также машин на базе гусеничных тракторов допускается только с разрешения начальника дистанции пути железной дороги.
Перед остановкой машины водитель обязан перестроиться и остановиться у тротуара или на обочине, а при их отсутствии — у края проезжей части.
Длительная стоянка (отдых, ремонт и т. п.) вне населенного пункта разрешается только за пределами дороги.
Преднамеренная остановка и стоянка дорожной машины запре щаются: на левой стороне дороги, на железнодорожных переездах,
в туннелях |
и под эстакадами, мостами |
или путепроводами, |
на |
|||||||||
пешеходных |
переходах и ближе 5 |
м перед |
ними, |
ближе |
15 м от |
|||||||
указателя остановки автобуса, троллейбуса, |
трамвая (на |
стороне |
||||||||||
остановки), |
в |
местах, |
где |
машина |
закроет |
от других |
водителей |
|||||
сигналы светофора или дорожные знаки. |
|
|
|
|
|
|
||||||
Стоянка запрещается: вне населенных пунктов вблизи крутых |
||||||||||||
■поворотов |
и выпуклых |
переломов |
продольного |
профиля |
дороги |
|||||||
с видимостью в каждом направлении менее 100 м, |
ближе 100 м от |
|||||||||||
железнодорожных переездов, в местах выезда из дворов |
и ближе |
|||||||||||
5 м от них. |
|
|
|
|
|
|
машину можно |
при |
||||
Покидать место водителя или оставлять |
||||||||||||
условии, |
если |
приняты |
необходимые |
меры предосторожности, |
115
исключающие самопроизвольное движение машины и использова ние ее в отсутствие водителя.
При вождении машин в колонне дистанция между ними должна быть .не менее численного значения скорости движения машины.
Каждую остановку водитель должен использовать для осмотра машины и устранения неисправностей.
§ 2. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ БУЛЬДОЗЕРАМИ
Бульдозеры являются наиболее производительными, сравни тельно простыми машинами для разработки грунта, транспортиро вания его на расстояние до 50—100 м и грубой планировки мест ности.
Рнс. 6S. Схема работы бульдозера:
а — начало |
резания;, б |
— резание и |
перемещение грунта; |
а — пере |
мещение; |
/ — отвал; 2 |
— срезаемая |
стружка; 3 — грунт |
на отвале |
Работа бульдозера состоит из опускания и заглубления ножа отвала, резания грунта и накапливания его на отвале, перемеще ния грунта, разгрузки и возвращения бульдозера в исходное поло жение.
Производительность бульдозера зависит от количества грунта, перемещаемого отвалом, от продолжительности цикла и потерь грунта при транспортировании.
Резание грунта (рис. 68). В начале резания на отвале нет грунта и все толкающее усилие расходуется только на резание, поэтому можно сразу заглублять отвал бульдозера на большую глубину. По мере накопления грунта на отвале и увеличения соп ротивления его перемещению следует постепенно выглублять отвал, чтобы двигатель не заглох. Резание и перемещение грунта произ водят обычно при движении на первой передаче.
Резать грунт следует при движении под уклон, чтобы исполь зовать силу тяжести машины. Во время подъема машина должна работать на холостом ходу. При этом можно использовать рельеф местности, сохраняя выгодный уклон забоя на протяжении рабо чего хода бульдозера.
При работе в плотных грунтах нож отвала заглубляется мед ленно. Чтобы ускорить заглубление и наполнение отвала и тем самым увеличить производительность бульдозера, грунт предва рительно разрыхляют. Для этого кроме рыхлителей и кирковщи-
116
ков используют зубья, прикрепляемые па петлях к тыльной сто роне отвала бульдозера. При движении машины задним ходом зубья заглубляются в грунт и разрыхляют его.
При резании грунта следует как можно быстрее заглублять нож, чтобы снимать стружку при максимальной загрузке двига теля.
Острый нож при большом заднем угле резания быстро заглуб ляется, тупой нож заглубляется плохо или не заглубляется совсем. Целесообразно начинать резание с уступа, оставшегося после пре дыдущих заглублений.
Усилие, затрачиваемое на резаипе растительного слоя суглинка или глины, для бульдозера снижается с уменьшением угла, реза ния. Практически можно отрегулировать угол резания в пределах 40—45° путем уменьшения длины тяг,- Однако следует учитывать, что при такой установке отвала уменьшается его полезная высота, сокращается количество перемещаемого бульдозером грунта, уменьшается задний угол и ухудшаются условия заглубления ножа.
Перемещение грунта. Эта операция сопровождается значитель ными потерями грунта. В целях сохранения его на отвале грунт перемещают только на первой передаче.
Перемещение грунта на небольшие расстояния целесообразно выполнять челночным движением, т. е. после отсыпки грунта ма шина должна возвращаться задним ходом. При этом способе не затрачивается время на повороты и лучше сохраняется ходовая часть трактора, интенсивно изнашивающаяся при поворотах. Од нако при перемещении грунта на большие расстояния сказываются отрицательные стороны этого способа: неудобно долго вести ма шину задним ходом, несколько повышается износ гусениц и звез дочек и теряется время из-за малой задней скорости отдельных тракторов. При перемещении грунта на большие расстояния вы годно перемещаться по эллипсу: после отсыпки грунта машина де лает поворот, движется передним ходом до забоя, поворачивается в исходное положение и наполняет отвал.
Движение восьмеркой рекомендуется при двусторонней разра ботке выемки. При движении восьмеркой резание грунта выпол няется под уклон и число поворотов трактора сокращается.
Нож отвала при перемещении грунта должен находиться на уровне гусениц. Однако если грунт перемещается по местности, подлежащей разработке, нож следует несколько заглубить, чтобы срезанный грунт восполнял потери.
Для сокращения потерь грунта, если это возможно, следует транспортировать егопо одному и тому же следу. Грунт, свали вающийся с отвала, образует по бокам валики, препятствующие потере грунта при последующих проходах (рис. 69, а). Большое количество грунта целесообразно перемещать на значительные расстояния по траншее, боковые стенки которой препятствуют потере грунта и позволяют значительно увеличивать количество грунта, перемещаемого отвалом.
117
Рис. 69. Перемещение грунта:
а — перемещение грунта бульдозером |
в траншее; |
б н в — заполнение отвала |
бульдозера |
|
грунтом при перемещении по поверхности и |
в |
траншее; г одновременное |
перемещение |
|
грунта |
двумя |
бульдозерами |
|
118
Если необходимо транспортировать грунт на большие расстоя ния, то для сохранения высокой производительности его сначала перемещают на 20—50 м. Затем этот грунт перемещают еще на такое же расстояние, и так делают до места назначения. При та ком способе бульдозер каждый раз движется с полностью загру женным отвалом. Если же транспортировать грунт сразу на 100— 200 м, то при подходе бульдозера к месту назначения отвал ока жется почти пустым.
.Таким же способом выгодно перемещать грунт под откос, для чего нужно сделать несколько проходов и сосредоточить больше грунта. При этом грунт каждого последующего прохода следует переваливать через ранее сосредоточенный грунт, затем образовав шуюся насыпь столкнуть за один проход. При таком способе эко номится время, обычно расходуемое на осторожное и медленное сталкивание грунта и движение у края откоса.
Потери перемещаемого грунта будут незначительны при одно временной работе двух-трех бульдозеров. Бульдозеры идут рядом и их отвалы перемещают общую насыпь грунта. Потерн грун та происходят только у наружных стенок отвалов этих буль дозеров.
Грунт перемещается при не полностью загруженном двигателе. В целях увеличения количества грунта, транспортируемого бульдозером, его оснащают уширителями или открылками. Произ водительность при этом повышается в два раза. Открылки приме няют при работе на слабых грунтах, не содержащих камней, пней и других Включений, которые могут вызвать поломки открылков и отвала в местах их крепления.
Отсыпка грунта в насыпь. В зависимости от характера выпол няемой работы эту операцию осуществляют различными способами.
Отсыпку насыпи «с головы» (рис. 70, а) применяют при по стройке насыпи в заболоченной местности, при подходе к мостам и путепроводам, во всех тех случаях, когда послойная отсыпка с одновременным послойным уплотнением затруднена.
Послойная отсыпка (рис. 70, б) позволяет возводить более ка чественные насыпи. Толщину отсыпаемого слоя регулируют, изме няя высоту установки ножа.
Насыпи высотой до 1 м сооружают при движении гусениц буль дозера по нетронутому грунту. Транспортируемый грунт может быть поднят отвалом бульдозера (рис. 70, в). Грунт поднимают и укладывают в насыпи высотой более 1 м при подъеме отвала и са мого бульдозера на насыпной грунт (рис. 70, г).
Планировка грунта. Грунт планируют бульдозером (рис. 71), отвал которого устанавливают по высоте гусениц или несколько ниже. Движущийся отвал с ножом срезает бугры и засыпает впа дины. При этом на отвале должно находиться некоторое количест во грунта, но не более половины возможной загрузки, так как при большем количестве грунта трудно регулировать глубину резания.
Планировка выполняется параллельными проходами в обе сто роны. Часть высоты отвала (примерно 0,5 л) должна находиться
119
Рис. 70. Отсыпка грунта в насыпь:
а •—при сооружённи насыпи |
«с |
головы»; б — послойная отсыпка; |
|
в — отсыпка |
насыпи |
|
высотой до |
I |
м; г — отсыпка насыпи высотой до |
3 |
м |
||
|
120