Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
над спланированной площадью. Такое перекрытие несколько сокращает производительность, но обеспечивает лучшее качество планировки, так как не остаются боковые валики грунта, ссыпаю щегося с отвала.
Выравнивание грунта, особенно малосвязного, выполняется при движении бульдозера задним ходом. Отвал собственным весом разравнивает и несколько уплотняет грунт.
Рис. 71. Планировка грунта при движении вперед и назад
Планировка откосов может быть также выполнена бульдозером с откосником (рис. 72, а, б) . Отвал откосника 2 крепят к отвалу 3 бульдозера. При планировке трактор идет вдоль откоса. При этом отвал откосника срезает выступы и засыпает впадины. Грунт, ос тавшийся на отвале, постепенно сдвигается вниз, переходит на от вал бульдозера и разравнивается.
Нужно следить, чтобы грунт, срезанный отвалом откосника, от кладывался ровным слоем под обе гусеницы трактора, иначе трак тор отклонится и заданный угол откоса несколько изменится. Разметку планируемого откоса следует делать по верху насыпи, уста навливая колышки 5, как показано на рис. 72, в. Если отвал от косника не достигает колышков, его надо удлинить. Для этого на конце отвала прикрепляют болтами или сваркой металлическую планку.
Откосник в течение часа планирует 2000 м откоса насыпи вы сотой до 1 м или 1000 м откоса насыпи высотой 2 м.
Движение бульдозера с откосником на высоких скоростях не допустимо, поэтому при перемещении с одного объекта работы на другой на расстояние более 5 км откосник снимают.
Засыпка траншей. Небольшие траншеи можно засыпать попе речночелночным движением бульдозера. Такой способ показан на
121
рис. 73, а, б: движение вперед обозначено сплошной линией, дви жение назад — пунктирной.
Траншею целесообразно засыпать универсальным бульдозером, который перемещается вдоль нее, а грунт перемещается по отвалу в сторону траншеи (рис. 73, в). Эту работу можно выполнять так же бульдозером с неповоротным отвалом.
Рис. 72. Планировка откосов бульдозером с откосником:
а — поперечное |
сечение |
насыпи; б — вид' места работы сверху; |
||
в — разметка |
откоса; |
/ — насыпь; |
2 — откосник; |
3 — отвал |
бульдозера; |
4 — трактор; |
5 — колышек |
|
Большие траншеи засыпать этим способом нецелесообразно, так как для отделения от массива очередной порции грунта прихо дится резать грунт боковой кромкой отвала при неблагоприятном внецентровом расположении (рис. 73, г). Поэтому большие тран шеи засыпают так, как показано на рис. 73, д.
122
Для сокращения поворотов бульдозера можно делать два—че тыре параллельных прохода (рис. 73, е).
Подготовительные работы также могут быть выполнены буль дозером. Очистка основания насыпи от дерна, кустарника и мелко лесья (диаметром до 12 см) производится бульдозерами мощно-
Рис. 73. Способы засыпки траншей бульдозером:
а и |
б — при движении машины |
поперек траншеи; в — вдоль тран |
шеи; |
г, д и е — под углом 45е; |
/, 2, 3 и т. д. — последовательность |
|
работ |
стыо 100 л. с. и более. При этом растительность вместе с корнями и грунтом удаляют одновременно 'за пределы расчищаемой площа ди так же, как обычный грунт.
Деревья корчуют следующим образом (рис. 74, а). Вначале упираются в них отвалом на высоте 70 см и более от земли. Затем нажимают на дерево, раскачивают его и наклоняют вперед. После этого под корни подводят и устанавливают нож и движением трак тора вперед выкорчевывают дерево.
123
Деревья валят (рис. 74, б), срезав предварительно бульдозером все боковые корпи. При неглубокой корневой системе можно ва лить деревья, не подрывая корней. Срезав корни, бульдозер на жимает отвалом, поднятым на возможно большую высоту, на де рево н валит его. Если дерево стоит на склоне, заезжать нужно с верха склона. Нажимают на дерево до тех пор, пока оно не нач нет наклоняться и падать, затем трактор подают назад, нож буль дозера опускают под корни и вторично нажимают на дерево, одно временно включая лебедку на подъем ножа.
Рис. 74. Корчевка |
и валка деревьев бульдозером: |
||
а — корчевка: 5 — валка; |
I н |
2 — ямы для |
подрезки корней; 3 — |
бугор для увеличения усилия, |
действующего |
на дерево, н высоты |
|
|
его приложения |
|
Погрузка грунта. Погрузку грунта, щебня и других сыпучих ма териалов в автотранспорт можно также выполнять бульдозерами. Для этого нужно бульдозером отрыть траншею на 0,5—1 м- шире автомашины и глубже ее высоты и поперек ее устроить деревян ный настил несколько шире трактора с отверстием для засыпки грунта или других материалов.
Погрузка осуществляется следующим образом: автомашина въезжает в траншею и останавливается под настилом, после этого бульдозером перемещают грунт на помост: через отверстие в по мосте грунт проваливается в кузов автомобиля.
124
Железнодорожные платформы также можно разгружать буль дозером, лучше всего универсальным. При этом бульдозер движет ся по. платформе вдоль состава, а разгружаемый материал пере мещается в сторону.
§ 3. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ СКРЕПЕРАМИ
Работа скрепера состоит из перемещения скрепера, наполнения ковша, разгрузки грунта и холостого хода. Схема работы колесно го скрепера показана на рис. 75.
Рис. 75. Схема работы колесного скрепера:
а ~ копание грунта и наполнение ковша; |
.6 — транспортирование; в — разгрузка; У— |
ковш; 2 — нож; 3 — передняя заслонка; |
4 — призма волочения; 5 — грунт в ковше |
Использование скреперов с гусеничными тракторами, имеющих ковш емкостью до 3 м3, целесообразно при дальности возки грун та до 300 м, а с ковшом емкостью 6—8 м3— до 500 м. Скреперы с колесными быстроходными тягачами экономически выгодны при перевозке грунта на расстояние 3—5 км.
Перемещение порожнего скрепера совершается при относитель но небольшом тяговом усилии. Для резания грунта и наполнения ковша необходимо затратить значительные усилия, так как кроме усилия, затрачиваемого на преодоление сопротивления перекаты ванию, приходится преодолевать сопротивление резанию грунта и наполнению ковша.
Наполнение ковша колесного скрепера происходит при движе нии скрепера по забою с опущенным ковшом и 'заглубленными но жами. Заглубление ножа у скрепера с канатно-блочным управле нием происходит под действием веса ковша. У скреперов с гидрав лическим управлением заглублению способствуют еще усилие от гидравлического цилиндра и вес скрепера.
Ковш скрепера начинает наполняться после заглубления ножа и начала резания. При этом слой срезанного грунта или стружка движется по ножу, затем по днищу ковша и доходит до задней стенки ковша. Здесь движение стружки приостанавливается и про
' |
125 |
исходит ее излом в самом слабом месте — па стыке ножа и дни ща. Затем образуется новый пласт стружки, который ложится на предыдущий слой. Описанный процесс повторяется, и новый пласт движется по грунту, ранее накопившемуся на днище ковша.
Наполнение ковша происходит с меньшим удельным сопротив лением, а значит, быстрее при меньшей ширине и большей глубине резания, а также при более мощной стружке и при большем попе речном сечении ее.
Наполнять ковш следует возможно более толстой и узкой струж кой.
Целесообразно срезать стружку шириной 1/2— 1/3 |
ширины ков |
|
ша. Толщина стружки должна быть принята такой, |
при которой |
|
используется все тяговое усилие трактора |
на первой передаче. |
|
Этим условиям отвечают шахматный и |
траншейно-гребенчатый |
|
способы наполнения ковша. |
|
|
Ковш следует наполнять на первой передаче при прямолиней ном движении скрепера, так как выключение одной гусеницы для поворота вызывает буксование другой, остановку трактора, потерю инерции и в конечном счете снижение производительности.
Резать грунт и заполнять ковш лучше всего под уклон. Однако при чрезмерно большом уклоне сыпучий несвязный грунт плохо по ступает в ковш, так как он перемещается перед передней заслон кой. В этом случав нужно уменьшить уклон забоя.
По мере заполнения ковша следует несколько раз приподни мать ковш, уменьшая толщину стружки, что предохраняет двига тель трактора от перегрузки. В процессе набора грунта необходи мо следить, чтобы мощность двигателя использовалась полностью.
Недогрузка двигателя — это первый сигнал скреперисту о том, что ковш не наполняется или что наполнение можно ускорить, за глубив нож и увеличив глубину резания.
При скольжении гусениц трактора следует немедленно его раз грузить, несколько выглубив нож скрепера.
Установлено, что для облегчения и ускорения наполнения ков ша грунт следует резать возможно глубже при наименьшей шири не резания. С этой целью применяют различные способы наполне ния ковша.
Наполнение ковша с постепенным выглублением ножа выпол няют при постоянной толщине стружки и ширине резания. Про дольный разрез забоя при таком способе показан на рис. 76, а. Этот способ скреперисты применяют редко, когда нужно снять не большой слой грунта или при планировке.
Обычно ковш наполняют с переменной толщиной стружки. В начале наполнения срезанный грунт беспрепятственно входит в ковш, поэтому опускают нож поглубже и режут грунт толстой стружкой. Схема такого наполнения показана на рис. 76, б. Она похожа на ступеньки, поэтому этот способ часто называют ступен чатым.
По мере наполнения ковша грунтом возрастают усилия, необ ходимые для перемещения скрепера по забою, так как грунт в ков
126
ше увеличивает общий вес скрепера и препятствует вхождению срезанного грунта в ковш.
Во избежание перегрузки двигателя в конце наполнения ковша следует несколько выглубить нож. Такой способ позволяет напол нять ковш за более короткое время с использованием всей мощно сти двигателя.
При гребенчатом способе наполнения ковша в начале наполне ния срезают возможно более толстую и широкую стружку, загру жая полностью двигатель трактора.
7/ШУ/а
Ж
Рис. 76. Схема продольного сечения забоя:
а — при постоянной глубине резания; |
б — при переменной |
глубине резания (стрелкой от |
мечено направление |
движения скрепера |
по забою) |
Оканчивают цикл при полностью загруженном двигателе и воз можно большей толщине стружки, но стремятся сократить шири ну срезаемой стружки, используя неровности на поверхности за боя. Если позволяет ширина, глубина и длина забоя, следует раз рабатывать грунт так, чтобы в забое оставались гребни. Наполне ние ковша нужно начинать на некотором расстоянии от гребня, чтобы после наполнения срезать этот гребень, так как поверхность забоя после разработки должна быть ровной. В конце работы при последних проходах скрепера производят планировку забоя.
При шахматном способе наполнения ковша (рис. 77) сначала несколькими параллельными проходами вырезают в одном конце забоя траншеи и между ними оставляют гребни шириной в два ра за меньше ширины ковша скрепера (проходы 1а, 16, 1в и т. д.). При последующих проходах (Па) следует заглублять нож, не до ходя 8— 12 м до гребня и заканчивая наполнение ковша, срезая гребни. Затем необходимо наполнять ковш (проходы Па, Пб, Па, Пг), срезая гребни, образовавшиеся от предыдущих проходов, в результате чего получатся новые гребни, которые срежутся при следующих проходах (Ша, IIIб, Ше, Шг и т. д.). После снятия слоя грунта по всей площади забоя цикл повторяется.
Таким образом, все время срезается стружка постоянной тол щины и переменной ширины. В начале наполнения ковша ширина стружки равна ширине ковша, а в конце — в два раза меньше.
Наполнение ковша «клевками» выполняют путем многократно го его заглубления на большую глубину и последующего полного
127
'Выглублення (рис. 78). Величина заглубления в полтора-два раза больше той, которая соответствует устойчивой работе двигателя с полной нагрузкой. Наполнять ковш «клевками» целесообразно при работе в рыхлых сыпучих грунтах.
Рис. 77. Шахматный способ наполнения ковша скрепера:
а — вид забоя в |
плане; |
6 — стружка, |
вырезаемая при шахматном спо |
собе наполнения |
ковша |
(стрелкой показано направление движения |
|
|
|
скрепера по |
забою) |
Чтобы избежать бесполезной работы и сократить время напол нения ковша при разработке малосвязных (песок, супесь) и сухих (чернозем, суглинок, сухая глина) грунтов, ковш наполняют в
О
X X
а а
5
х: -С
Рис. 78. Схема продольного сечения забоя при наполнении ковша «клевками»
траншее, образованной несколькими проходами скрепера по одно му месту. Стенки траншеи препятствуют'образованию боковых ва ликов, и почти весь срезанный грунт-поступает в ковш. В забое остается только грунт, находящийся в призме волочения.
В тех случаях, когда требуется разрабатывать большие объе-. мы несвязных или малосвязных грунтов и когда работать в тран шее нельзя, следует устанавливать на скрепер боковые щитки, препятствующие образованию боковых валиков (рис. 79).
При разработке связных грунтов при наполнении ковша проис ходит пересыпание грунта через ковш. Чтобы избежать пересыпа ния грунта, стружку необходимо ломать несколькими выглублениями и заглублениями ножа, а также целесообразно наращивать заднюю стенку ковша.
128
Наполнение ковша скрепера грунтом с помощью толкача ис пользуется в тех случаях, когда не хватает усилий тягача для пе редвижения скрепера по забою во время наполнения ковша грун том. С этой целью трактор оборудуют специальным толкающим устройством или обычным бульдозерным отвалом с необходимым защитным приспособлением. Соприкосновение щита толкача с бу фером скрепера должно происходить без ударов, а толкающее уси лие плавно возрастать. Скорости толкача и трактора-тягача долж ны быть одинаковы, что обеспечивается обычно применением трак торов одной марки. Резание грунта производят на первой передаче.
Рис. 79. Схема наполнения ковша скрепера малосвязными грунтами:
/ — наполнение ковша |
без |
боковых щитков; 2 — наполнение |
ковша |
|||
с боковыми щитками: |
3 и |
5 — боковые |
щитки; |
4 — боковые |
валики; |
|
6 — призма волочения; |
7 — полость |
ковша; |
8 — нож |
ковша |
||
Разгрузку грунта скреперами с |
канатным |
управлением и с |
||||
гидравлическим раздельным |
управлением |
можно |
осуществлять |
одновременно с планировкой отсыпаемого грунта. Для этого перед разгрузкой на ходу следует установить нож скрепера на уровне от сыпки грунта. Затем, растормаживая правый барабан лебедки, опустить ковш до требуемой высоты, включить фрикционную муф ту левого барабана лебедки и поднять заслонку и днище.
Если после разгрузки грунт остается на подножевой плите (на пример, на скрепере Д-374А), следует, не опуская днища и заслон ки, заглубить ножи в грунт. При движении скрепера грунт' будет сброшен с ножа снимаемой стружкой.
После разгрузки следует растормозить левый барабан лебедки, опустить днище и заслонку. Транспортировать скрепер с поднятым днищем и заслонкой запрещается. Поднимать днище до упора по движных обойм не рекомендуется.
Все операции разгрузки нужно выполнять на ходу трактора. Не следует доводить ковш до крайнего верхнего положения, так
как в этом случае подвижная обойма полиспаста ударяется в
5— 75 |
129 |