Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

неподвижную обойму. У скреперов с гидравлическим управлением поршень упирается в крышку. При этом приходит в действие пре­ дохранительный клапан насоса или пробуксовывает муфта сцеп­ ления лебедки.

После полной разгрузки нужно опустить ковш в транспортное положение. Не следует круто разворачиваться с поднятым пустым ковшом, так как в этом положении центр тяжести скрепера сме­ щен вверх и скрепер теряет устойчивость, особенно скрепер с од­ ним гидроцилиндром.

При отвозке грунта на 150—200 м насос гидроуправления сле­ дует на время транспортирования выключать для увеличения сро­ ка его службы. Если расстояние превышает 1,5 км, ковш закреп­ ляют транспортными цепями, что повышает срок службы канатов, манжет поршня и сальника.

Грунтшабирают и разгружают только на прямом участке пути. Во избежание опрокидывания скрепера не следует разгружать грунт в местах с поперечным уклоном более 10°.

Липкие грунты следует выгружать на ходу. Перед началом раз­ грузки ковш устанавливают в положение, при котором расстояние между кромками ножа и поверхностью грунта равно принятой тол­ щине отсыпки грунта; при сооружении насыпей это расстояние со­ ставляет 0,1—0,3 м.

Начиная разгрузку, следует открыть только переднюю за­ слонку и выждать, пока прекратится высыпание грунта. Затем надо разгрузить грунт, оставшийся в ковше, иначе задняя стенка прижмет грунт к передней заслонке и грунт спрессуется. В связ­ ных грунтах над ножом образуется свод, и разгрузка грунта пре­ кращается. Кроме того, уплотнение грунта между заслонкой и зад­ ней стенкой способствует прилипанию грунта к днищу.

Днище ковша и переднюю заслонку опускают в положение, со­ ответствующее наполнению ковша грунтом, только перед съездом с возводимой насыпи. Если позволяет поверхность, сразу после вы­ грузки этого делать не следует, так как в ковше после разгрузки почти всегда остается грунт. Благодаря толчкам, происходящим при движении скрепера по насыпи с ковшом в положении разгруз­ ки, остатки грунта высыпаются из ковша.

При отсыпке насыпей грунт необходимо укладывать в строго определенном порядке, чтобы обеспечить определенную форму и ширину насыпи, по которой следует перемещаться в одну сторону и отсыпать грунт. Это необходимо делать в такой последователь­ ности: первый ковш разгружают в начале участка при въезде скре­ пера на возводимую насыпь; второй и последующие ковши разгру­ жают вслед за первым, вторым и т. д., для чего трактор с груже­ ным скрепером ведут по грунту, отсыпанному при предыдущей разгрузке. Как только нож достигает середины отсыпанного грун­ та, его выгружают.

При каждом проходе груженого скрепера разравнивают и уп­ лотняют ранее отсыпанный грунт. Эта схема разгрузки исключает буксование трактора при движении по свежеотсыпанному рыхлому

130



грунту и удобна тем, что во время перегрузки двигателя от вклю­ чения лебедки, производящей разгрузку, трактор и передние коле­ са скрепера перемещаются по уплотненному грунту. Это облегча­ ет работу двигателя и позволяет вести разгрузку скрепера на той же передаче, на которой транспортировали грунт.

Разгрузка грунта не все­

 

 

 

 

 

 

 

 

гда происходит

одновремен­

 

 

 

 

 

 

 

 

но и в строго заданном ме­

 

 

 

 

 

 

 

 

сте даже при движении на

 

 

 

 

 

 

 

 

низких

передачах.

Трудно

 

 

 

 

 

 

 

 

точно отсыпать грунт в не­

 

 

 

 

 

 

 

 

обходимое место,

даже оста­

 

 

 

 

 

 

 

 

новив

трактор.

Поэтому

 

 

 

 

 

 

 

 

лучше

разгружать грунт на

 

 

 

 

 

 

 

 

высоких

передачах,

удли­

 

 

 

 

 

 

 

 

няя путь разгрузки (если

 

 

 

 

 

 

 

 

длина этого пути не ограни­

 

 

 

 

 

 

 

 

чена).

Продолжительность

 

 

 

 

 

 

 

 

цикла

при этом

 

снижается,

 

 

 

 

 

 

 

 

а производительность скре­

 

 

 

 

 

 

 

 

пера

возрастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Через каждые 10—20 ци­

 

 

 

 

 

 

 

 

клов

рекомендуется

плани­

 

 

 

 

 

 

 

 

ровать

участок

отсыпаемой

 

 

 

 

 

 

 

 

насыпи, разгружая

ковш в

 

 

 

 

 

 

 

 

опущенном положении. Опу­

 

 

 

 

 

 

 

 

щенный ковш срезает бугры

 

 

 

 

 

 

 

 

и отдельные крупные комья

 

 

 

 

 

 

 

 

грунта. Впереди ковша пе­

 

 

 

 

 

 

 

 

ремещается при этом грунт,

 

 

 

 

 

 

 

 

засыпающий впадины. В ре­

 

 

 

 

 

 

 

 

зультате

получается

ровная

 

 

 

 

 

 

 

 

поверхность.

 

последова­

 

 

 

 

 

 

 

 

После

ряда

 

Рис. 80.

Поперечное сечение насыпи, воз­

тельных отсыпок не следует

начинать

отсыпку

нового

 

 

водимой скреперами:

 

а — последовательность

отсыпки;

б — недопусти­

слоя, пока не будет

полно­

мое

положение

скрепера в

начале сползания

стью

 

закончена

 

отсыпка

его с

насЫпи при

образовании недосылки;

а —

 

 

вырезание вспомогательной траншеи у места не­

первого.

отсыпки

грунта

досылки;

г — снятие

бугра;

д — продолжение

Схема

 

 

обычной отсыпки

грунта

 

по

всей

высоте

поперечу

 

 

 

 

на

рис.

80, а,

где

ного сечения сооружаемой насыпи изображена

цифрами

показана

последовательность

отсыпки

отдельных

слоев.

 

предупредить сползание

с

насыпи,

следует

отсыпать

Чтобы

грунт так, чтобы поверхность возводимой насыпи оставалась не­ много вогнутой к ее центру. Если случайно образовалась недосыпка на обочине насыпи (рис. 80, б), не следует пытаться устранять ее, досыпая грунт при наклонном положении оси задних колес

5*

131


скрепера, так как очень часто это приводит к тому, что скрепер сползает с насыпи, а иногда и опрокидывается.

Для устранения таких недостатков следует разгрузить очеред­ ной ковш грунта рядом с местом недосылки, затем срезать часть грунта на глубину, равную глубине недосылки, как это показано

Рис. 81. Схема движения скрепера:

а — эллиптическая;

6 — восьмерка:

в — зигзагообразная:

г —

на узкой дороге

с разворотом

по кольцу; д — сквозная

 

на рис. 80, в. Срезанный грунт тут же через 5—6 м разгрузить и направить скрепер в забой за новой порцией грунта.

Вернувшись из забоя, нужно выгрузить грунт перед местом, где имеется недосылка, и срезать грунт рядом с ним, как это показа­ но на рис. 80, г, насыпая затем срезанный грунт на ближайшем участке насыпи.

132

О

i о

со

а

СО

Рис. 82. Схема отсыпки грунта самоходным скрепером:

» СО

в и б — вил сбоку; в — вид в плане; 1 , 2 , 3 и 4 — слон грунта

 

Далее отсыпку насыпи ведут обычным порядком (рис. 80, 5). Груженый и порожний скреперы желательно вести на возмож­

но более высокой передаче трактора в соответствии с условиями

пути.

Въезды на насыпь лучше делать с уклоном, позволяющим пере­ мещаться на повышенных передачах, а в отдельных случаях — без переключения скорости.

Во всех случаях, когда может возникнуть опасность опрокиды­ вания скрепера, следует перемещаться с ковшом, опущенным в нижнее транспортное положение, чтобы центр тяжести скрепера расположился ниже и скрепер стал более устойчивым. Путь гру­ женого скрепера должен иметь по возможности меньше поворотов, так как этой машиной трудно маневрировать.

Схемы движения скрепера приняты следующие. При выполне­ нии работ скрепер движется по эллиптической схеме (рис. 81, а). Скрепер движется по одному и тому же пути и производит пооче­ редно наполнение ковша грунтом, перемещение его к месту раз­ грузки, разгрузку и холостой ход. Чем короче путь, тем меньше продолжительность цикла и выше производительность.

Путь движения скрепера должен быть таким, чтобы повороты выполнялись с порожним ковшом, что сокращает износ канатов, ходовой части трактора и повышает производительность.

Возможны два варианта разгрузки: до поворота и после пово­ рота. Первый вариант целесообразно использовать, второго сле­

дует избегать.

скрепер ведут восьмеркой

В

целях

уменьшения поворотов

(рис.

81,6)

и зигзагом (рис. 81, е).

Обе эти схемы можно приме­

нять там, где резерв находится рядом с насыпью, например при возведении насыпи дорожного полотна.

Во время работы скрепера на узкой дороге агрегат приходится разворачивать по кольцу (рис. 81, г). В этом случае выгодно рабо­ тать так, как показано стрелками на рис. 81, д.

При возведении насыпи дорожного полотна обычно выделяют каждому скреперисту отдельный участок протяженностью 100— 150 м. При этом участок целесообразно разбить на равные отрез­ ки длиной 25—30 м в зависимости от состояния пути наполнения и группы грунта. Вести скрепер следует, как показано на рис. 82. Это позволяет сократить путь до минимума. Цифрами показаны слои грунта.

§ 4. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ САМОХОДНОГО СКРЕПЕРА

Наполнение ковша. Усилие, развиваемое тягачом самоходного скрепера,- недостаточно для наполнения ковша грунтом даже в благоприятных условиях. При работе в легких грунтах и движении под уклон самоходный скрепер может наполнять ковш всего до 1/8— 1/4 его емкости.

Самоходный скрепер необходимо наполнять грунтом только с помощью толкача.

134


Ковш самоходного скрепера следует наполнять в следующем порядке. Скреперист устанавливает скрепер в начале забоя и опу­ скает ковш, а водитель толкача ставит толкач сзади строго по центру скрепера. Толкач на первой передаче подводят к скреперу до соприкосновения щита толкача с буферным устройством скре­ пера. Соприкосновение толкача и скрепера сопровождается не­ большим толчком, который служит сигналом для совместного дальнейшего движения скрепера и толкача. Скреперист включает муфту сцепления и при средних оборотах коленчатого вала двига­ теля ведет машину в забое по прямой линии, а водитель толкача сразу увеличивает количество подаваемой горючей смеси, чтобы двигатель работал на полную мощность. Ковш самоходного скре­ пера наполняется в основном за счет трактора-толкача. Одноос­ ный тягач помогает наполнению ковша.

Скреперист во время наполнения ковша должен следить за обо­ ротами двигателя по тахометру, чтобы окружная скорость колес не превышала скорости трактора-толкача, так как это вызывает буксование колёс.

Загрузку двигателей одноосного тягача и толкача регулируют толщиной срезаемой стружки.

Важнейшая задача скрепериста — поддерживать наиболее це­ лесообразную глубину резания, при которой колеса скрепера не буксуют.

Скреперист должен в первую очередь следить за скоростью движения агрегата и при падении скорости несколько выглублять, а при увеличении несколько заглублять нож. Во время наполне­ ния ковша скреперист должен все время наблюдатьза поверх­ ностью'грунта в ковше.

Прекращение интенсивного наполнения ковша свидетельствует

отом, что глубина резания недостаточна и следует опустить ковш

изаглубить нож. Если же опустить ковш нельзя из-за перегрузки двигателя, следует прекратить наполнение, поднять ковш, увели­ чить число оборотов коленчатого вала двигателя и тем самым уве­ личить скорость движения скрепера. Оторвавшись от толкача и включив высшую передачу, можно транспортировать грунт к месту разгрузки.

Водитель толкача во время наполнения ковша грунтом следит за нагрузкой двигателя. Наполнение ковша определяется по сни­ жению нагрузки двигателя, т. е. увеличению числа оборотов колен­ чатого вала. Как только водитель толкача установит, что наполне­ ние ковша закончено, он уменьшает обороты дизеля и направляет толкач к следующему скреперу.

Перемещение грунта самоходным тягачом осуществляется на больших скоростях и на расстояние до 3—5 км. Для обеспечения необходимых условий работы необходимо готовить и поддержи­ вать используемые дороги в проезжем состоянии.

Разгрузка грунта производится в' определенном порядке: само­

ходный скрепер отличается более низкой проходимостью по на­ сыпным грунтам, чем прицепной с гусеничным тягачом, поэтому

135