Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при разгрузке и движении по рыхлому грунту следует еще тща­ тельнее, чем при разгрузке прицепного скрепера, следить, чтобы грунт отсыпался небольшими слоями ровной толщины и ведущие колеса не перемещались по свежеотсыпанному грунту.

Для разгрузки необходимо опустить ковш так, чтобы нож нахо­ дился на высоте отсыпаемого слоя грунта, затем поднять переднюю’ заслонку, выждать, когда грунт в передней части ковша весь вы­ сыплется, и, выдвинув вперед заднюю стенку, высыпать оставшийся в ковше грунт. Затем необходимо проехать некоторое время по на­ сыпи с передней заслонкой и задней стенкой в положении, соответ­ ствующем разгрузке, чтобы остатки грунта высыпались из ковша.

Последовательность выгрузки показана на схеме (рис. 82). При этом свежеотсыпаиный слой 3 грунта частично уплотняется задни­ ми колесами скрепера, а передние движутся по отсыпанным сло­ ям 1 п 2 грунта, который уплотнен проходами колес скрепера при отсыпке. Таким образом, при работе по данной схеме ведущие ко­ леса совершенно .не перемещаются по свежеотсыпанному грунту.

Толщину отсыпаемого слоя грунта лучше принимать равной 20—30 см. Длина отсыпки при этом будет до 10 м. При определен­ ных требованиях можно отсыпать слой грунта толщиной меньше 20 см, но получается большой путь разгрузки и снижается произ­ водительность.

' большая толщина отсыпаемого слоя также нежелательна, так как при этом грунт меньше уплотняется. Рыхлый грунт оказыва­ ет большое сопротивление качению колес и вызывает буксование ведущих колес. При большой толщине слоя отсыпки трудно полу­ чить ровную поверхность, образующиеся бугры и впадины пре­ пятствуют движению скрепера и создают условия для буксования, а в отдельных случаях без толкача невозможно дальнейшее дви­ жение.

§ 5. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ АВТОГРЕЙДЕРАМИ

Автогрейдеры применяют в основном для планировки площадей и откосов, для возведения невысоких насыпей (0,6—0,75 м) и устройства неглубоких выемок, для устройства корыт для дорож­ ного покрытия, устройства и профилирования канав и кюветов, кирковки твердых грунтов, разравнивания щебня и других материа­ лов при строительстве дорог, для смешивания грунта с добавками ■и вяжущими материалами при постройке дорожного покрытия, для очистки дорог от снега.

Все эти виды работ выполняются п^тем нескольких последова­ тельных проходов автогрейдера по одному месту.

Основными операциями автогрейдера являются резание и пере­ мещение грунта. Схема работы автогрейдера показана на рис. 83.

Первый проход автогрейдера определяет все последующие про­ ходы и поэтому является ответственным.

Существуют два способа выполнения работ при первом про­ ходе: по колышкам и вехам. При первом способе режущий конец

136


ножа делает борозду у самых колышков, при втором способе грей­ дерист направляет машину на вехи, установленные на трассе.

Грунт режут при заглубленном ноже. Оба конца отвала при этом опускаются на одинаковую глубину. Если нож заглублен только концом, кромка находится под углом у к горизонту. Обычно угол у принимают согласно профилю сооружаемого земляного полотна (рис. 84).

6

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 83. Схема работы автогрейдера:

 

 

 

о — вид сбоку;

б — вид сверху; а — вид сзади;

/ — колеса;

2

и 3 — отвал

в го­

ризонтальном

положении при углах 45° и 90°;

4 — отвал

в

наклонном

положе­

нии; 5 — отвал

вынесен в сторону для планировки косогора;

6 — отвал

с

откос­

 

ником

 

 

 

 

 

Известно продольное и поперечное перемещение грунта, выпол­ няемое проходами автогрейдера.

Продольное перемещение грунта применяют довольно редко, например, при окончательной планировке в тех случаях, когда нужно снять небольшие выступы на поверхности и засыпать не­ глубокие впадины, находящиеся вблизи друг от друга. При боль­ ших объемах работ следует предварительно разравнивать грунт бульдозером.

Поперечное перемещение грунта применяют весьма часто. Отвал, установленный под углом к направлению движения авто­ грейдера, перемещает находящийся впереди грунт.

Угол р (рис. 83,б) при планировке и разравнивании обычно бывает равен 45—90°, а при перемещении грунта — 35—50°. Этот угол иногда называют углом захвата, так как от угла зависит вели­

137


чина захвата — ширина полосы, «захваченной» ножом автогрей-

дера.

Грунт, перемещаемый в сторону, может располагаться в виде валика или размещаться впереди отвала. Грунт может переме­ щаться в зависимости от положения отвала влево либо вправо.

Резание грунта грейдером часто совмещается с его переме­ щением.

г

6

ч

г

Рис. 84. Сооружение земляного полотна дорог автогрейдером:

а — резание; б ~ перемещение; в — планировка; г — укладка грунта

На рис. 84 показана последовательность операций при соору­ жении земляного полотна автодороги. Левая сторона ножа опу­ щена-и находится несколько впереди по отношению к правой сто­ роне (рис. 84, а). Грунт, срезаемый левой стороной ножа, пере­ мещается по отвалу до тех пор, пока не попадет в щель между поверхностью гру.нта и лезвием ножа правой, приподнятой части отвала.

Резание грунта требует значительно больших усилий, чем его перемещение, поэтому обычно двумя-тремя проходами режут грунт с частичным перемещением и одним проходом перемещают весь грунт, срезанный за предыдущие проходы. Следующим про­ ходом этот грунт может быть перемещен еще дальше (рис. 84, б) и разравнен (рис. 84, в).

Затем планируют и зачищают кювет откосником, укрепленным на отвале.

Откосы планируют либо снизу, при вынесенном в сторону И по­ вернутом отвале, либо при движении автогрейдера по насыпи параллельно бровке. В этом случае к отвалу грейдера крепят откосник. Иногда при планировке снизу передние колеса автогрей­ дера могут перемещаться по откосу. Автогрейдер Д-144А приспо­ соблен для планировки откосов без заезда на него путем выноса ножа в сторону (в соответствии с заводской инструкцией).

Углом резания называется угол, образованный режущей по­ верхностью ножа и поверхностью срезанного грунта.

Угол резания может быть изменен поворотом всего отвала относительно кронштейна отвала (рис. 85). Резание грунта тре­ бует меньших усилий при меньшем угле резания, поэтому угол

Рис. 85. Схема работы отвала автогрейдера:'

а — при резании; б — при разравнивании

резания следует принимать наименьшим (30—40°). Во время пере­ мещения грунта угол резания должен быть увеличен, так как при отвале, наклоненном в обратную сторону, грунт может пересы­ паться через него.

В тех случаях, когда грунт разравнивают с некоторым уплот­ нением, угол резания целесообразно увеличить до 60°.

Глубина резания влияет на производительность и качество выполняемой работы. В качестве указателя нужного заглубления ножа применяют колышки 3 (рис. 86), верхняя кромка которых находится на уровне запроектированной высоты земляного полотна. При этом установка ножа автогрейдера затруднена, так как режу­ щая кромка ножа 1 находится под грунтом 2. Короткие колышки засыпаются грунтом при первом лее проходе автогрейдера.

Поэтому на планировке земляного полотна лучше применять удлиненные колышки 5, что позволяет машинисту при последнем чистовом проходе устанавливать отвал так, чтобы верхняя его кромка находилась на одном уровне с удлиненным колышком, тогда нижняя режущая кромка будет находиться в заданном по высоте положении.

Удлиненные колышки следует окрашивать в белый цвет, чтобы они были хорошо заметны. Ниже уровня отметки колышки реко­ мендуется окрашивать красной или черной краской, что позволяет

машинисту заранее

определять характер планировочной работы

в районе колышка:

досыпание или срезание грунта.

139


Можно рекомендовать также способ установки ножа по высоте с помощью колышков 7 с удлиненной на 300 мм. верхней частью. При этом на верхней части отвала закрепляют белый флажок 6 из жести. Проходя над колышком, флажок либо задевает его и отклоняется, показывая этим, что нужно срезать грунт, либо не касается колышка. При этом расстояние между колышками и флажком показывает толщину требуемой досыпки.

Рис.

S6. Схема работы

ножа

автогрепдера

при плани­

 

 

ровке:

 

 

а —с

коротким колышком;

б —с

удлиненным колышком; о —

с флажками; / — нож грейдера;

2 — перемещаемый

грунт; 3, 5 и

 

7 — колышки; 4 — отметки;

6 — металлический

флажок

Чтобы облегчить наблюдение за глубиной резания, можно на­ нести на края обратной стороны отвала грейдера несколько гори­ зонтальных полос различного цвета, например черных и белых, как это показано на рис. 87.

Рис. 87. Отвал автогрейдера во время работы:

/ — вертикальные полосы; 2 — горизонтальные полосы; 3 — отсы­ панный грунт

Наблюдение за шириной резания можно облегчить, если на тыльную сторону отвала через определенные промежутки нанести вертикальные линии.

Качество сооружаемого земляного полотна и срок его службы во многом зависят от угла наклона поверхности сооружаемой насыпи (сливной призмы), что обеспечивается соответствующим

140


углом наклона отвала автогрейдера, правильностью установки наклона ножа, устанавливаемого на нем.

Угол сливной призмы проверяется с помощью приспособления, состоящего из рамки и уровня, наблюдая за которым можно уста­ новить правильность произведенной планировки. Длина участка работы автогрейдера принимается 1—2 км. Стыки участков обычно образуются в местах труб и мостов. Участки следует разбивать так, чтобы при одинаковой линейной протяженности для оконча­ ния работы на участке требовалось одинаковое число проходов на протяжении всего участка. В противном случае работа автогрей­ дера будет прерываться, он вынужден будет выполнять холостые движения, снижающие производительность.

Для обеспечения комплексной механизации работ при по­ стройке автомобильных дорог помимо автогрейдеров применяют ряд других дорожных машин. При поточном методе работы одно­ временно ведутся на нескольких захватках.

Поэтому для обеспечения нормальной производительности автогрейдера длина захватки должна назначаться не менее

400—500 м.

§ 6. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ЭКСКАВАТОРАМИ

Характер работы, выполняемой экскаватором, зависит прежде всего от вида сменного рабочего оборудования. Для устройства земляного полотна автомобильной дороги наиболее часто приме­ няют экскаваторы, оборудованные прямой лопатой и драглайном.

Рис. 88. Схема разработки выемок сквозными проходами экскаватора:

/, 2, 3, 4 и 5 — последовательное положение экскаватора

Одноковшовые экскаваторы, оборудованные прямой лопатой, чаще всего применяются в комплексе с транспортными средствами для разработки выемок с отвозкой грунта в кавальеры и для воз­ ведения вблизи расположенных насыпей. В этом случае работы можно производить двумя основными способами: продольными сквозными проходками и лобовой разработкой.

При разработке выемок продольными сквозными проходами (рис. 88) пути для транспорта устанавливаются сбоку, парал­ лельно движению экскаватора (проходке). В продольном профиле проходке придается уклон меньший, чем уклон местности, и

141

всегда в сторону, обратную направлению движения экскаватора, чтобы обеспечить сток грунтовой или поверхностной воды. В про­ цессе работы экскаватор, закончив одну проходку, должен следую­ щую, проходящую в другом уровне, делать вновь от начала выемки, чтобы не создавать «мешков» для воды. К началу про­ ходки экскаватор возвращается холостым ходом. Если же про­ ходки расположены в одном уровне, то очередную экскаватор про­ ходит в обратном направлении — от конца предыдущей проходки,

 

 

 

этим

устраняются

холо­

 

 

 

стые проходы. В попереч­

 

 

 

ном

профиле

расстояние

 

 

 

оси проходки

(оси

экска­

 

 

 

ватора) от оси транспорт­

 

 

 

ного пути берется макси­

 

 

 

мально допускаемое

кон­

 

 

 

струкцией

экскаватора, с

 

 

 

расчетом захватить с од­

 

 

 

ной

проходки

возможно

f

1-ц. . J

 

больше грунта.

 

 

 

 

.Разработка

 

выемок

 

/

_

продольными

сквозными

-

/

проходами

применяется

r v '

Н Е

 

— ~

при

устройстве

выемок

 

большой глубины

и

зна­

 

 

 

 

 

чительной протяженности.

 

- Е

При

лобовом

 

спо­

 

 

 

Рис. 89. Схема

лобового способа разработки

собе

разработки

выемки

(рис.

89)

экскаватор

выемки экскаватором

 

разрабатывает

 

выемку

 

 

 

 

сразу на весь поперечный профиль с погрузкой грунта в транспортные средства, находя­ щиеся на уровне стоянки экскаватора рядом или позади. Этот спо­ соб применяется при устройстве коротких выемок с крутыми скло­ нами, не позволяющими устраивать на них транспортные пути, и при условии, что глубина выемки не превосходит максимальной глубины резания для используемых экскаваторов.

При разработке выемок любым способом высота забоя должна быть достаточной для того, чтобы за одну экскавацию ковш пол­ ностью наполнился и стружка срезалась максимальной толщины. Экскаватор необходимо ставить в горизонтальное положение. На вязких грунтах под ходовую часть надо укладывать щитовой настил.

Одноковшовые экскаваторы, оборудованные драглайнами, наи­ более успешно используются для возведения насыпей за счет грунта боковых резервов при наличии легких или предварительно разрыхленных грунтов. В этом случае экскаватор постепенно пере­ двигается вдоль насыпи по берме, забирает грунт из резерва, поворачивается на 90— 180° и разгружает грунт в насыпь. Насыпь может быть отсыпана либо слоями (рис. 90,а), либо сразу на

142