Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

полную высоту (рис. 90,6). В первом случае резерв разрабаты­ вают за несколько проходов экскаватора, во втором — сразу на полную глубину. “При послойном возведении насыпи драглайном можно отсыпать ровные слои, требующие только незначительного

Рис. 90. Схема отсыпки насыпи экскаватором из боковых резервов:

а — отсыпка слоями из двух боковых резервов: б — отсыпка

на полную высоту из одного

бокового резерва; I н II — порядок

работы

разравнивания и уплотнения кулачковыми катками. При отсыпке насыпи на полную высоту необходимо применять бульдозеры или грейдеры для разравнивания грунта и средства для интенсивного уплотнения (тяжелые кулачковые катки, трамбующие плиты и др.). Длина участка работы одного драглайна принимается в пределах

0,5—1,5 км.

Г Л А В А 8

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОРОЖНЫХ МАШИН

§ 1. ПОРЯДОК ПРИЕМА МАШИН И ВВОДА ИХ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

Дорожные машины, поступившие на укомплектование воинских частей, должны быть исправными, со всем положенным оборудо­ ванием, принадлежностями, инструментом, запасными частями, материалами и документами.

Для приемки прибывшей техники приказом командира части назначается комиссия в составе: председатель комиссии — коман­ дир подразделения или его заместитель по технической части, механик подразделения, в которое передается техника, а также лица, сдающие эту технику.

При приемке техники комиссия обязана проверить:

укомплектованность;

техническое состояние;

наличие, состояние и укладку комплекта положенного обо­ рудования, принадлежностей, инструмента, запасных частей и ма­ териалов;

наличие и состояние положенной документации.

В комплект технической и приемо-сдаточной документации входят: военный или заводской паспорт, инструкция по эксплуа­ тации, акт технического состояния (если техника прибыла из дру­ гой воинской части) и накладная (при прибытии железнодорож­ ным транспортом).

При проверке комплектности и технического состояния машины комиссия должна «убедиться, что укомплектованность и техниче­ ское состояние соответствуют данным записей в документации на принимаемую машину.

Приемка поступившей техники оформляется актом техниче­ ского состояния.

После приемки все машины приводятся в состояние боевой готовности: устраняются мелкие дефекты, если необходимо, произ­ водится смазка, замена масла в агрегатах и заправка всеми экс­ плуатационными материалами по нормам.

Все машины, прибывающие в воинскую часть на штатное укомплектование, вводятся в строй, на них заводят паспорта и

144 '


присваивают им военные номера. О введении машин в строй отдается приказ по воинской части.

Передача машины водителю (мотористу, расчету) производится лично командиром части или командиром подразделения (в долж­ ности не ниже командира роты) перед строем подразделения. Водитель (моторист, командир расчета), принявший машину, расписывается в паспорте и с этого момента несет полную ответст­ венность за техническое состояние и комплектность машины.

Новые машины, а также прошедшие капитальный или средний ремонт, подвергаются обкатке в соответствии с требованиями тех­ нических условий завода-изготовителя, ремонтных частей и спе­ циальных инструкций. Результат обкатки заносится в паспорт.

§ 2. ВИДЫ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Для средств механизации дорожных работ установлены следую­ щие виды технического обслуживания в зависимости от сроков его проведения и объемов работ: контрольный осмотр, ежедневное техническое обслуживание, номерные технические обслуживания, сезонное техническое обслуживание.

Ежедневное техническое обслуживание проводится каждый раз при возвращении машины в парк после выполнения задания или после окончания ежедневной работы (для стационарно установлен­ ных машин) в целях подготовки машины к дальнейшей эксплуа­ тации.

Ежедневное техническое обслуживание проводится личным со­ ставом расчета под руководством командиров отделений или меха­ ников. Время для проведения ежедневного технического обслужи­ вания (в зависимости от сложности машин) отводится от 30 мин

до 1,5 ч.

Ежедневное техническое обслуживание проводится на площад­

ках ежедневного обслуживания

машин подразделений

в парке

или на месте установки машины.

обслуживании машины

личный

При ежедневном техническом

состав расчета обязан:

 

 

немедленно после остановки машины проверить на ощупь степень нагрева ступиц колес, тормозных барабанов, картеров ко­ робки передач, раздаточной коробки, картеров ведущих мостов, подшипников и других мест, где возможно нагревание от трения;

проверить, нет ли подтекания эксплуатационных жидкостей;

заправить машину всеми эксплуатационными материалами до нормы;

очистить или вымыть машину от пыли и грязи;

принять меры по устранению или предупреждению появле­ ния неисправностей, обнаруженных во время работы;

провести проверочно-крепежные работы;

проверить состояние и регулировку ответственных механиз­ мов, натяжение цепей, ременных передач, состояние рабочих орга-

145


нов, тросов, блоков, грузозахватных, режущих и других приспо­ соблений и устранить выявленные недостатки;

смазать машину в соответствии с картой смазки;

доложить дежурному по парку о готовности машины к по­

становке на место и с его разрешения поставить машину на место, а для стационарно установленных машин доложить в установлен­ ном порядке должностному лицу об окончании работ по ежеднев­ ному техническому обслуживанию и получить разрешение на убы­ тие расчета в расположение.

Номерное техническое обслуживание проводится в целях уста- • новления технического состояния машины и своевременного про­ ведения мероприятий по предупреждению выхода машины из строя.

В зависимости от сложности машины руководствами .устанавли­ ваются технические обслуживания № II и 2.

Нормы периодичности и трудоемкости технического обслужива­ ния средств инженерного вооружения определяются приказом Министра обороны СССР от 2 ноября 1973 г. № 0184, а для дорож­ ных машин, смонтированных на базе автомобилей и тракторов, приказом Министра обороны 1964 г. № 210 и Наставлением по автотракторной службе Вооруженных Сил СССР.

Конкретный перечень работ по номерному техническому обслу­ живанию машин определяется соответствующим наставлением, руководством или инструкцией по эксплуатации машин. •

Если в наставлении, руководстве или инструкции по эксплуа­ тации машин нет перечня рчабот по номерному техническому обслу­ живанию, то такой перечень должен быть разработан по аналогии с имеющимися в войсковой части материалами на другие машины подобного типа, а затем уточнен в процессе эксплуатации.

Номерные технические обслуживания проводятся в порядке чередования между собой, в последовательности от низшего но­ мера к высшему, а после проведения высшего номера технического обслуживания, начиная с низшего номера. При совпадении по сро­ кам разных номеров технического обслуживания проводится объем работ высшего номера, технического обслуживания, при этом выс­

ший номер технического обслуживания

обязательно

включает

в себя весь объем работ низшего номера

технического

обслужи­

вания.

 

 

Номерное техническое обслуживание сложных самоходных ма­ шин проводится на специальном пункте технического обслужива­ ния (ПТО) личным составом ПТО с обязательным участием рас­ чета, за которым закреплена машина. Номерные технические обслуживания стационарно установленных машин проводятся на месте, с выездом к месту их стоянки личного состава ПТО. Прос­ тые машины обслуживают расчеты, за которыми они закреплены.

При проведении номерного технического обслуживания расчет и личный состав ПТО, проводящие его обслуживание, обязаны точно выполнить весь объем работ, предусмотренный для данного номера технического обслуживания, и устранить все выявленные при обслуживании неисправности машины,

И6


Сезонное техническое обслуживание проводится в целях под­ готовки машин к предстоящему сезону эксплуатации — зимнему или летнему. Сезонное техническое обслуживание проводится два раза в год: осенью и весной.

Летний и зимний периоды эксплуатации машин определяются температурой окружающего воздуха. Летним периодом называется такой период, когда температура окружающего воздуха устанав­ ливается + 5°С и выше, зимняя — ниже + 5 ° С.

Конкретные сроки подготовки машин к летнему и зимнему периодам эксплуатации устанавливаются приказом командующего войсками округа (фронта) в зависимости от климатических ус­ ловий.

Объем работ сезонного технического обслуживания склады­ вается из объема работ ближайшего по плану номерного техни­ ческого обслуживания с выполнением дополнительных работ в за­ висимости от времени года.

Проведение номерного и сезонного технических обслуживаний отмечается в паспорте или формуляре машины и учитывается

вкниге учета технического обслуживания и ремонта машин.

Кпервичной документации, отражающей работу каждой ма­ шины и характеризующей ее техническое состояние, относятся

путевой лист, журнал учета работы машины, заводской паспорт и акт на приемку (сдачу) машины.

Путевой лист отражает работу машины за одну или несколько смен и является документом, на основании которого ведется учет работы машин, списываются израсходованные за время работы горючее и смазочные материалы, составляется дальнейшая отчет­ ность по использованию машины.

В журнал учета работы заносятся все эксплуатируемые ма­ шины, и в нем в течение месяца отражаются данные по использо­ ванию машин. Отдельные графы журнала соответствуют графам путевых листов, и таким образом работа машины отражается по всем показателям. Итоговые данные журнала дают основание судить о состоянии расхода топлива.

Паспорт — Это основной технический документ. В нем имеются специальные формы по учету работы машины, по учету проведен­ ных ремонтов, по закреплению машины за водителем, дается опись прилагаемых к машине инструментов. Все эти данные вносятся

впаспорт в процессе эксплуатации машины.

§3. ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДОРОЖНЫХ

МАШИН В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

Эксплуатация машин в зимний и летний периоды имеет свои особенности, вытекающие из характера внешних условий, при которых будут работать машины.

Надежная и безотказная работа машин в различных условиях зимы и лета обеспечивается правильным их использованием, обслу­ живанием и хранением. Для этого необходимо знать особенности

147


зимней н летней эксплуатации, характер и влияние внешних усло­ вий на работу машины, ее отдельных агрегатов, механизмов и ра­ бочих органов.

При подготовке машин для работы в зимних условиях необхо­ димо:

11. Промыть систему охлаждения и заменить охлаждающую жидкость.

На зимний период эксплуатации в систему охлаждения двига­ теля заливается низкозамерзающая жидкость (антифриз) марки 40 (смесь 53% этиленгликоля и 47% воды; температура замерзания ее не ниже —40° С) и марки 65 (смесь 66% этиленгликоля и 34% воды; температура замерзания ее не ниже —65°С).

Низкозамерзающую жидкость в холодном состоянии следует заливать в систему охлаждения на 6% меньше, чем воды, так как она при нагревании значительно расширяется.

При пользовании низкозамерзающими жидкостями необходимо помнить, что они ядовиты и опасны для жизни.

2. Промыть, продуть сжатым воздухом, проверить и отрегули­ ровать применительно к предстоящему периоду эксплуатации систему питания двигателя. В зимнее время дизельные двигатели работают на зимних марках дизельного топлива ДЗ (при темпе­ ратуре до —30°С) и ДА (при температурах ниже —30°С).

3.Промыть картеры двигателя и других агрегатов и заменить смазку в них соответственно предстоящему периоду эксплуатации. При замене смазки в двигателе и агрегатах необходимо прогреть двигатель и агрегаты пробегом или работой на месте в течение 15—20 мин, сразу же слить старую смазку, промыть картер дви­ гателя свежим горячим маслом, а картеры всех остальных агре­ гатов дизёльны'м топливом или керосином и заправить' свежую смазку.

4.Заменить тормозную жидкость в гидравлическом приводе тормозов, предварительно промыв его этиловым спиртом или той

свежей тормозной жидкостью, которой будет заправляться си­ стема.

5. При необходимости покрасить машину. Кроме перечисленных выше работ, необходимо:

— подготовить помещение и оборудование парков для хране­ ния и обслуживания машин в зимний период (столики машин, водомаслогрейки, аккумуляторные, ПТО, ремонтные мастерские

ит. д.);

получить и установить средства обогрева и утепления дви­ гателей и кабин; рукоятки и штурвалы должны быть обернуты

материей или одеты в чехлы; гнездо д'ля аккумуляторной батареи утепляется войлоком, а на батарею надевается утеплительный чехол;

— проверить комплектность и исправность средств повышения проходимости, самовытаекивания и буксировки на каждой машине.

Зимний период характеризуется низкими температурами, ухуд­ шением дорожных условий (распутица, снежные заносы, гололе-

148