Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
полную высоту (рис. 90,6). В первом случае резерв разрабаты вают за несколько проходов экскаватора, во втором — сразу на полную глубину. “При послойном возведении насыпи драглайном можно отсыпать ровные слои, требующие только незначительного
Рис. 90. Схема отсыпки насыпи экскаватором из боковых резервов:
а — отсыпка слоями из двух боковых резервов: б — отсыпка |
на полную высоту из одного |
бокового резерва; I н II — порядок |
работы |
разравнивания и уплотнения кулачковыми катками. При отсыпке насыпи на полную высоту необходимо применять бульдозеры или грейдеры для разравнивания грунта и средства для интенсивного уплотнения (тяжелые кулачковые катки, трамбующие плиты и др.). Длина участка работы одного драглайна принимается в пределах
0,5—1,5 км.
Г Л А В А 8
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОРОЖНЫХ МАШИН
§ 1. ПОРЯДОК ПРИЕМА МАШИН И ВВОДА ИХ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
Дорожные машины, поступившие на укомплектование воинских частей, должны быть исправными, со всем положенным оборудо ванием, принадлежностями, инструментом, запасными частями, материалами и документами.
Для приемки прибывшей техники приказом командира части назначается комиссия в составе: председатель комиссии — коман дир подразделения или его заместитель по технической части, механик подразделения, в которое передается техника, а также лица, сдающие эту технику.
При приемке техники комиссия обязана проверить:
—укомплектованность;
—техническое состояние;
—наличие, состояние и укладку комплекта положенного обо рудования, принадлежностей, инструмента, запасных частей и ма териалов;
—наличие и состояние положенной документации.
В комплект технической и приемо-сдаточной документации входят: военный или заводской паспорт, инструкция по эксплуа тации, акт технического состояния (если техника прибыла из дру гой воинской части) и накладная (при прибытии железнодорож ным транспортом).
При проверке комплектности и технического состояния машины комиссия должна «убедиться, что укомплектованность и техниче ское состояние соответствуют данным записей в документации на принимаемую машину.
Приемка поступившей техники оформляется актом техниче ского состояния.
После приемки все машины приводятся в состояние боевой готовности: устраняются мелкие дефекты, если необходимо, произ водится смазка, замена масла в агрегатах и заправка всеми экс плуатационными материалами по нормам.
Все машины, прибывающие в воинскую часть на штатное укомплектование, вводятся в строй, на них заводят паспорта и
144 '
присваивают им военные номера. О введении машин в строй отдается приказ по воинской части.
Передача машины водителю (мотористу, расчету) производится лично командиром части или командиром подразделения (в долж ности не ниже командира роты) перед строем подразделения. Водитель (моторист, командир расчета), принявший машину, расписывается в паспорте и с этого момента несет полную ответст венность за техническое состояние и комплектность машины.
Новые машины, а также прошедшие капитальный или средний ремонт, подвергаются обкатке в соответствии с требованиями тех нических условий завода-изготовителя, ремонтных частей и спе циальных инструкций. Результат обкатки заносится в паспорт.
§ 2. ВИДЫ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Для средств механизации дорожных работ установлены следую щие виды технического обслуживания в зависимости от сроков его проведения и объемов работ: контрольный осмотр, ежедневное техническое обслуживание, номерные технические обслуживания, сезонное техническое обслуживание.
Ежедневное техническое обслуживание проводится каждый раз при возвращении машины в парк после выполнения задания или после окончания ежедневной работы (для стационарно установлен ных машин) в целях подготовки машины к дальнейшей эксплуа тации.
Ежедневное техническое обслуживание проводится личным со ставом расчета под руководством командиров отделений или меха ников. Время для проведения ежедневного технического обслужи вания (в зависимости от сложности машин) отводится от 30 мин
до 1,5 ч.
Ежедневное техническое обслуживание проводится на площад
ках ежедневного обслуживания |
машин подразделений |
в парке |
или на месте установки машины. |
обслуживании машины |
личный |
При ежедневном техническом |
||
состав расчета обязан: |
|
|
—немедленно после остановки машины проверить на ощупь степень нагрева ступиц колес, тормозных барабанов, картеров ко робки передач, раздаточной коробки, картеров ведущих мостов, подшипников и других мест, где возможно нагревание от трения;
—проверить, нет ли подтекания эксплуатационных жидкостей;
—заправить машину всеми эксплуатационными материалами до нормы;
—очистить или вымыть машину от пыли и грязи;
—принять меры по устранению или предупреждению появле ния неисправностей, обнаруженных во время работы;
—провести проверочно-крепежные работы;
—проверить состояние и регулировку ответственных механиз мов, натяжение цепей, ременных передач, состояние рабочих орга-
145
нов, тросов, блоков, грузозахватных, режущих и других приспо соблений и устранить выявленные недостатки;
—смазать машину в соответствии с картой смазки;
—доложить дежурному по парку о готовности машины к по
становке на место и с его разрешения поставить машину на место, а для стационарно установленных машин доложить в установлен ном порядке должностному лицу об окончании работ по ежеднев ному техническому обслуживанию и получить разрешение на убы тие расчета в расположение.
Номерное техническое обслуживание проводится в целях уста- • новления технического состояния машины и своевременного про ведения мероприятий по предупреждению выхода машины из строя.
В зависимости от сложности машины руководствами .устанавли ваются технические обслуживания № II и 2.
Нормы периодичности и трудоемкости технического обслужива ния средств инженерного вооружения определяются приказом Министра обороны СССР от 2 ноября 1973 г. № 0184, а для дорож ных машин, смонтированных на базе автомобилей и тракторов, приказом Министра обороны 1964 г. № 210 и Наставлением по автотракторной службе Вооруженных Сил СССР.
Конкретный перечень работ по номерному техническому обслу живанию машин определяется соответствующим наставлением, руководством или инструкцией по эксплуатации машин. •
Если в наставлении, руководстве или инструкции по эксплуа тации машин нет перечня рчабот по номерному техническому обслу живанию, то такой перечень должен быть разработан по аналогии с имеющимися в войсковой части материалами на другие машины подобного типа, а затем уточнен в процессе эксплуатации.
Номерные технические обслуживания проводятся в порядке чередования между собой, в последовательности от низшего но мера к высшему, а после проведения высшего номера технического обслуживания, начиная с низшего номера. При совпадении по сро кам разных номеров технического обслуживания проводится объем работ высшего номера, технического обслуживания, при этом выс
ший номер технического обслуживания |
обязательно |
включает |
в себя весь объем работ низшего номера |
технического |
обслужи |
вания. |
|
|
Номерное техническое обслуживание сложных самоходных ма шин проводится на специальном пункте технического обслужива ния (ПТО) личным составом ПТО с обязательным участием рас чета, за которым закреплена машина. Номерные технические обслуживания стационарно установленных машин проводятся на месте, с выездом к месту их стоянки личного состава ПТО. Прос тые машины обслуживают расчеты, за которыми они закреплены.
При проведении номерного технического обслуживания расчет и личный состав ПТО, проводящие его обслуживание, обязаны точно выполнить весь объем работ, предусмотренный для данного номера технического обслуживания, и устранить все выявленные при обслуживании неисправности машины,
И6
Сезонное техническое обслуживание проводится в целях под готовки машин к предстоящему сезону эксплуатации — зимнему или летнему. Сезонное техническое обслуживание проводится два раза в год: осенью и весной.
Летний и зимний периоды эксплуатации машин определяются температурой окружающего воздуха. Летним периодом называется такой период, когда температура окружающего воздуха устанав ливается + 5°С и выше, зимняя — ниже + 5 ° С.
Конкретные сроки подготовки машин к летнему и зимнему периодам эксплуатации устанавливаются приказом командующего войсками округа (фронта) в зависимости от климатических ус ловий.
Объем работ сезонного технического обслуживания склады вается из объема работ ближайшего по плану номерного техни ческого обслуживания с выполнением дополнительных работ в за висимости от времени года.
Проведение номерного и сезонного технических обслуживаний отмечается в паспорте или формуляре машины и учитывается
вкниге учета технического обслуживания и ремонта машин.
Кпервичной документации, отражающей работу каждой ма шины и характеризующей ее техническое состояние, относятся
путевой лист, журнал учета работы машины, заводской паспорт и акт на приемку (сдачу) машины.
Путевой лист отражает работу машины за одну или несколько смен и является документом, на основании которого ведется учет работы машин, списываются израсходованные за время работы горючее и смазочные материалы, составляется дальнейшая отчет ность по использованию машины.
В журнал учета работы заносятся все эксплуатируемые ма шины, и в нем в течение месяца отражаются данные по использо ванию машин. Отдельные графы журнала соответствуют графам путевых листов, и таким образом работа машины отражается по всем показателям. Итоговые данные журнала дают основание судить о состоянии расхода топлива.
Паспорт — Это основной технический документ. В нем имеются специальные формы по учету работы машины, по учету проведен ных ремонтов, по закреплению машины за водителем, дается опись прилагаемых к машине инструментов. Все эти данные вносятся
впаспорт в процессе эксплуатации машины.
§3. ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДОРОЖНЫХ
МАШИН В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
Эксплуатация машин в зимний и летний периоды имеет свои особенности, вытекающие из характера внешних условий, при которых будут работать машины.
Надежная и безотказная работа машин в различных условиях зимы и лета обеспечивается правильным их использованием, обслу живанием и хранением. Для этого необходимо знать особенности
147
зимней н летней эксплуатации, характер и влияние внешних усло вий на работу машины, ее отдельных агрегатов, механизмов и ра бочих органов.
При подготовке машин для работы в зимних условиях необхо димо:
11. Промыть систему охлаждения и заменить охлаждающую жидкость.
На зимний период эксплуатации в систему охлаждения двига теля заливается низкозамерзающая жидкость (антифриз) марки 40 (смесь 53% этиленгликоля и 47% воды; температура замерзания ее не ниже —40° С) и марки 65 (смесь 66% этиленгликоля и 34% воды; температура замерзания ее не ниже —65°С).
Низкозамерзающую жидкость в холодном состоянии следует заливать в систему охлаждения на 6% меньше, чем воды, так как она при нагревании значительно расширяется.
При пользовании низкозамерзающими жидкостями необходимо помнить, что они ядовиты и опасны для жизни.
2. Промыть, продуть сжатым воздухом, проверить и отрегули ровать применительно к предстоящему периоду эксплуатации систему питания двигателя. В зимнее время дизельные двигатели работают на зимних марках дизельного топлива ДЗ (при темпе ратуре до —30°С) и ДА (при температурах ниже —30°С).
3.Промыть картеры двигателя и других агрегатов и заменить смазку в них соответственно предстоящему периоду эксплуатации. При замене смазки в двигателе и агрегатах необходимо прогреть двигатель и агрегаты пробегом или работой на месте в течение 15—20 мин, сразу же слить старую смазку, промыть картер дви гателя свежим горячим маслом, а картеры всех остальных агре гатов дизёльны'м топливом или керосином и заправить' свежую смазку.
4.Заменить тормозную жидкость в гидравлическом приводе тормозов, предварительно промыв его этиловым спиртом или той
свежей тормозной жидкостью, которой будет заправляться си стема.
5. При необходимости покрасить машину. Кроме перечисленных выше работ, необходимо:
— подготовить помещение и оборудование парков для хране ния и обслуживания машин в зимний период (столики машин, водомаслогрейки, аккумуляторные, ПТО, ремонтные мастерские
ит. д.);
—получить и установить средства обогрева и утепления дви гателей и кабин; рукоятки и штурвалы должны быть обернуты
материей или одеты в чехлы; гнездо д'ля аккумуляторной батареи утепляется войлоком, а на батарею надевается утеплительный чехол;
— проверить комплектность и исправность средств повышения проходимости, самовытаекивания и буксировки на каждой машине.
Зимний период характеризуется низкими температурами, ухуд шением дорожных условий (распутица, снежные заносы, гололе-
148