Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
дица), трудностью'^разработки мерзлых грунтов и т. п., что отри цательно влияет на работу двигателя, силовой передачи, ходовой части и рабочих органов.
Двигатели. Тепловой режим двигателя считается нормальным, если температура охлаждающей жидкости находится в пределах 80—90° С. И понижение, и повышение теплового режима отрица тельно влияют на мощность и экономичность двигателя, увеличи вают износ его деталей и приводят иногда к поломкам.
Взимний период ухудшаются условия работы двигателя вслед ствие понижения температурного режима. При низких температу рах понижается мощность двигателя и увеличивается расход горючего вследствие неполного его сгорания, из-за ухудшения условий испарения. Кроме того, при низких температурах резко увеличиваются взносы поршневой группы. В бензиновых двигате лях несгоревшее горючее, конденсируясь на стенках цилиндров, смывает масляную пленку и, проникая в картер двигателя, раз жижает масло и ухудшает его смазочные свойства. Рабочие по верхности цилиндров, с которых смыта масляная пленка, быстро изнашиваются, что ускоряет выход двигателя из строя. Опытами установлено, что с понижением температуры охлаждающей жид кости до 50° С иЗнос цилиндров увеличивается в восемь раз, а один запуск и прогрев двигателя автомобиля при температуре — 18° С эквивалентен по износу пробегу 210 км.
Вдизельных двигателях в результате неполного сгорания
горючего образуются смолистые отложения, которые покрывают камеру сгорания дизеля и заполняют канавки для поршневых колец, в результате чего кольца закоксовываются, двигатель те ряет компрессию и глохнет. Характерной неисправностью в дизель ных двигателях является также зависание клапанов из-за осмоле-
ния направляющих втулок клапанов.
Поэтому в целях поддержания теплового режима двигателя при эксплуатации в зимних условиях необходимо снабжать ма шины утеплительными чехлами, проверять исправность жалюзи и термостата системы охлаждения.
Низкая температура отрицательно влияет и на работу системы смазки двигателя. Вязкость масла повышается, что ухудшает подачу его к трущимся поверхностям, в результате чего трущиеся детали не получают достаточного питания смазкой и возникает перегрев и повышенный износ, деталей. С увеличением вязкости масла не только ухудшаются условия смазки, но и увеличиваются потери мощности на преодоление трения в двигателе, затрудняется прокручивание коленчатого вала, в особенности при первоначаль ном запуске.
Окружающая температура влияет также на систему электро оборудования, в частности на фактическую работоспособность и зарядный режим аккумуляторных батарей.
И, как вывод, следует, что увеличенное сопротивление прово рачиванию вала двигателя с понижением окружающей темпера туры, ухудшение условий работы системы питания, падение напря-
149
же'нпя и емкости аккумуляторных батарей значительно затруд няют запуск холодного двигателя.
Поэтому основной особенностью эксплуатации машин в зимнее время является необходимость подогрева двигателей при запуске, чтобы обеспечить запуск и уменьшить пусковой износ.
Двигатель подогревается с помощью штатного индивидуаль ного подогревателя или заливкой горячей охлаждающей жидкости
всистему охлаждения и горячего масла: в картер.
Вполевых условиях вода и масло подогреваются в передвиж ных водогрейках и водомаслогрейках.
Температура воды, заливаемой в . систему охлаждения двига телей с термостатами, должна быть 90—95° С. Заливать воду в радиатор следует равномерно, но не очень быстро, при откры тых сливных кранах.
После того как из сливных кранов потечет теплая вода (30— 40° С), следует закрыть краники, заполнить систему охлаждения, закрыть капот, дополнительно утеплить двигатель брезентом, ков риками и «выдержать» двигатель в течение 5—[Оман. Затем слить
до |
7з— ’/2 емкости системы |
охлаждения, |
одновременно |
доливая |
|
в |
нее |
горячую воду, и дать |
двигателю |
возможность нагреться. |
|
Смена |
воды в системе охлаждения и нагрев двигателя |
продол |
жаются до тех пор, пока головка блока не нагреется до 30—40° С.
Одновременно с предпоследней заливкой |
воды |
в радиатор |
в картер двигателя заливается масло, нагретое |
до 80—90° С. |
|
Двигатели с воздушным охлаждением подогревают, |
обкладывая |
их тряпками, смоченными в горячей воде. Запрещается подогре вать двигатели открытым огнем факела, лампы и т. п.
После |
подогрева двигателя проворачивают вручную на |
3—■ |
5 оборотов |
коленчатый вал, после чего двигатель может |
быть |
запущен. Первоначальный запуск рекомендуется производить вручную (если предусмотрено конструкцией), чтобы не «посадить» аккумулятор. .
Весьма существенным является поддержание нормального тем пературного режима двигателя в процессе работы машины. Для сохранения тепла двигателя применяют утепленные чехлы, уста навливают защитные поддоны на двигатели и т. п.
Если система охлаждения заполнена водой, то при длительных стоянках вода должна быть спущена и вывешена табличка «Вода спущена». Если при длительных стоянках машины необходимо поддерживать температурный режим в ее агрегатах, обеспечиваю щий готовность двигателя к. нормальному запуску и работе, то прогревают машину периодическим запуском двигателя, работой на месте и в движении. При этом необходимо постоянно и тща тельно контролировать тепловое состояние агрегатов машин, осо бенно системы охлаждения, заправленной водой, не допуская понижения температуры воды ниже 30—40° С.
„ Силовая передача. При низких температурах смазка в карте рах силовой передачи застывает, и сопротивление проворачивания валов может быть настолько значительным, что при резком вклю
150
чении нагрузки возможна поломка зубьев шестерен, срыв шплин тов и т. п. Поэтому в условиях осрбо низкой температуры нужно подогревать и утеплять агрегаты силовой передачи, а нагрузку включать постоянно, увеличивая ее до нормы по мере подогрева ния агрегатов.
Ходовая часть. В зимнее время ходовая часть работает в особо тяжелых условиях (снежные заносы, гололед). Для обеспечения движения по труднопроходимым участкам необходимо иметь на самоходных машинах средства повышения проходимости (цепи, траки) и средства самовытаскивания и буксировки.
При движении гусеничных машин по снежной целине во время
оттепелей необходимо |
периодически |
осматривать |
ходовую часть |
и скалывать с ведущих |
колес, траков |
и катков |
напрессованный |
обледенелый снег, чтобы не допустить спадания гусениц.
В условиях особо низкой температуры сильно ухудшаются упругие свойства шин, и под воздействием ударных нагрузок они сравнительно легко разрушаются. Поэтому при низкой темпера туре в начале движения надо двигаться с'пониженной скоростью до нагрева покрышек. Чтобы не было примерзания и обмерзания шин, места для стоянок машин должны хорошо расчищаться от снега, а машины устанавливаться на доски или подставки.
Машины, имеющие колодочные тормоза, не следует оставлять заторможенными, так как отсыревшие тормозные колодки могут примерзнуть к барабанам.
Смазка машин. В-зимнее время для смазки применяются зим ние сорта смазочных материалов. При обслуживании машину необходимо смазать сразу после остановки, пока она не остыла.
Кроме перечисленных мероприятий при подготовке машин к эксплуатации в зимний период с личным составом практически изучаются вопросы:
—порядок запуска холодного двигателя при низкой темпера
туре;
—средства, обеспечивающие запуск холодного двигателя, и правила пользования ими;
—средства обогрева и поддержания нормальной температуры двигателя в движении и на стоянках в полевых условиях;
—меры безопасности при прогревах двигателей и при обраще нии с ядовитыми охлаждающими низкозамерзающими жидко стями.
§4. ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДОРОЖНЫХ
МАШИН В ЛЕТНИХ УСЛОВИЯХ
Летний период характеризуется высокими температурами, большим, пылеобразованием, а также возможностью утренних неожиданных заморозков в весеннее время.
В результате повышения температуры и запыленности воздуха ухудшаются условия работы двигателей, агрегатов и деталей, быстрее загрязняются система смазки и воздушные фильтры.
151
В летнее время особое внимание должно быть уделено систе мам охлаждения и смазки, а также воздушным фильтрам.
Систему охлаждения следует проверять два-три раза за смену и при необходимости доливать в нее воду. Доливать холодную, воду в нагретый двигатель надо постепенно, чтобы не вызывать появления трещин в головке блока из-за резкого изменения тем пературы. Для лучшего охлаждения жидкости радиатор необхо димо снаружи периодически очищать от пыли и грязи.
Смазка в картере двигателя при высоких температурах разжи жается, что приводит к увеличению износа деталей. При большой запыленности воздуха пыль может проникать в систему смазки и увеличивать абразивный износ. Поэтому в летнее время жела тельно применять масляные радиаторы, а масляные фильтры свое временно очищать.
Вусловиях усиленной запыленности воздухоочистители надо ежедневно очищать от пыли, промывать сетки, проверять уровень
ичистоту масла и при необходимости заменять его.
Влетнее время электролит испаряется, поэтому уровень его
необходимо проверять через каждые пять-шесть дней, а в райо нах с жарким климатом ежедневно. Если уровень электролита над верхними кромками пластин ниже 10.мм, то его следует до вести до 10—-15 мм доливкой дистиллированной воды. Необхо димо регулярно прочищать отверстия в пробках аккумулятора, чтобы свободно выходили выделяющиеся газы.
При эксплуатации быстроходных машин с колесным пневмати ческим ходом в летнее время чаще всего выходят из строя пнев
матические шины, |
так как при нагреве прочность |
резины |
пони |
жается, особенно в |
местах, которые подвергались |
ремонту. По |
|
этому при контрольных осмотрах в пути или во |
время |
работы |
особое внимание необходимо обращать на состояние шин, обяза тельно систематически проверять давление в шинах. В очень жаркую погоду допускается снижение давления на 0,1— 0,3 атм.
При преодолении машиной брода следует при первой возмож ности проверить, не попала ли в агрегат вода; если вода попала, необходимо удалить ее и заменить смазку.
В весенний период личный состав обязан предотвратить воз можность замерзания воды в системе охлаждения во время утрен них и неожиданных заморозков. Для этого внутренний наряд обя зан следить в ночное время за температурой воздуха и, если необ ходимо, спустить воду из системы охлаждения машины.
Учитывая значительную запыленность и загрязнение машин, в летний период организуется мойка машин.
При техническом обслуживании и ремонте машин нельзя до пускать попадание песка и пыли внутрь агрегатов и узлов. По этому пункты обслуживания и ремонтные мастерские желательно оборудовать в закрытых помещениях или палатках; нельзя про изводить разборку и сборку двигателей и других агрегатов на открытых площадках.
152