Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дица), трудностью'^разработки мерзлых грунтов и т. п., что отри­ цательно влияет на работу двигателя, силовой передачи, ходовой части и рабочих органов.

Двигатели. Тепловой режим двигателя считается нормальным, если температура охлаждающей жидкости находится в пределах 80—90° С. И понижение, и повышение теплового режима отрица­ тельно влияют на мощность и экономичность двигателя, увеличи­ вают износ его деталей и приводят иногда к поломкам.

Взимний период ухудшаются условия работы двигателя вслед­ ствие понижения температурного режима. При низких температу­ рах понижается мощность двигателя и увеличивается расход горючего вследствие неполного его сгорания, из-за ухудшения условий испарения. Кроме того, при низких температурах резко увеличиваются взносы поршневой группы. В бензиновых двигате­ лях несгоревшее горючее, конденсируясь на стенках цилиндров, смывает масляную пленку и, проникая в картер двигателя, раз­ жижает масло и ухудшает его смазочные свойства. Рабочие по­ верхности цилиндров, с которых смыта масляная пленка, быстро изнашиваются, что ускоряет выход двигателя из строя. Опытами установлено, что с понижением температуры охлаждающей жид­ кости до 50° С иЗнос цилиндров увеличивается в восемь раз, а один запуск и прогрев двигателя автомобиля при температуре — 18° С эквивалентен по износу пробегу 210 км.

Вдизельных двигателях в результате неполного сгорания

горючего образуются смолистые отложения, которые покрывают камеру сгорания дизеля и заполняют канавки для поршневых колец, в результате чего кольца закоксовываются, двигатель те­ ряет компрессию и глохнет. Характерной неисправностью в дизель­ ных двигателях является также зависание клапанов из-за осмоле-

ния направляющих втулок клапанов.

Поэтому в целях поддержания теплового режима двигателя при эксплуатации в зимних условиях необходимо снабжать ма­ шины утеплительными чехлами, проверять исправность жалюзи и термостата системы охлаждения.

Низкая температура отрицательно влияет и на работу системы смазки двигателя. Вязкость масла повышается, что ухудшает подачу его к трущимся поверхностям, в результате чего трущиеся детали не получают достаточного питания смазкой и возникает перегрев и повышенный износ, деталей. С увеличением вязкости масла не только ухудшаются условия смазки, но и увеличиваются потери мощности на преодоление трения в двигателе, затрудняется прокручивание коленчатого вала, в особенности при первоначаль­ ном запуске.

Окружающая температура влияет также на систему электро­ оборудования, в частности на фактическую работоспособность и зарядный режим аккумуляторных батарей.

И, как вывод, следует, что увеличенное сопротивление прово­ рачиванию вала двигателя с понижением окружающей темпера­ туры, ухудшение условий работы системы питания, падение напря-

149


же'нпя и емкости аккумуляторных батарей значительно затруд­ няют запуск холодного двигателя.

Поэтому основной особенностью эксплуатации машин в зимнее время является необходимость подогрева двигателей при запуске, чтобы обеспечить запуск и уменьшить пусковой износ.

Двигатель подогревается с помощью штатного индивидуаль­ ного подогревателя или заливкой горячей охлаждающей жидкости

всистему охлаждения и горячего масла: в картер.

Вполевых условиях вода и масло подогреваются в передвиж­ ных водогрейках и водомаслогрейках.

Температура воды, заливаемой в . систему охлаждения двига­ телей с термостатами, должна быть 90—95° С. Заливать воду в радиатор следует равномерно, но не очень быстро, при откры­ тых сливных кранах.

После того как из сливных кранов потечет теплая вода (30— 40° С), следует закрыть краники, заполнить систему охлаждения, закрыть капот, дополнительно утеплить двигатель брезентом, ков­ риками и «выдержать» двигатель в течение 5—[Оман. Затем слить

до

— ’/2 емкости системы

охлаждения,

одновременно

доливая

в

нее

горячую воду, и дать

двигателю

возможность нагреться.

Смена

воды в системе охлаждения и нагрев двигателя

продол­

жаются до тех пор, пока головка блока не нагреется до 30—40° С.

Одновременно с предпоследней заливкой

воды

в радиатор

в картер двигателя заливается масло, нагретое

до 80—90° С.

Двигатели с воздушным охлаждением подогревают,

обкладывая

их тряпками, смоченными в горячей воде. Запрещается подогре­ вать двигатели открытым огнем факела, лампы и т. п.

После

подогрева двигателя проворачивают вручную на

3—■

5 оборотов

коленчатый вал, после чего двигатель может

быть

запущен. Первоначальный запуск рекомендуется производить вручную (если предусмотрено конструкцией), чтобы не «посадить» аккумулятор. .

Весьма существенным является поддержание нормального тем­ пературного режима двигателя в процессе работы машины. Для сохранения тепла двигателя применяют утепленные чехлы, уста­ навливают защитные поддоны на двигатели и т. п.

Если система охлаждения заполнена водой, то при длительных стоянках вода должна быть спущена и вывешена табличка «Вода спущена». Если при длительных стоянках машины необходимо поддерживать температурный режим в ее агрегатах, обеспечиваю­ щий готовность двигателя к. нормальному запуску и работе, то прогревают машину периодическим запуском двигателя, работой на месте и в движении. При этом необходимо постоянно и тща­ тельно контролировать тепловое состояние агрегатов машин, осо­ бенно системы охлаждения, заправленной водой, не допуская понижения температуры воды ниже 30—40° С.

„ Силовая передача. При низких температурах смазка в карте­ рах силовой передачи застывает, и сопротивление проворачивания валов может быть настолько значительным, что при резком вклю­

150



чении нагрузки возможна поломка зубьев шестерен, срыв шплин­ тов и т. п. Поэтому в условиях осрбо низкой температуры нужно подогревать и утеплять агрегаты силовой передачи, а нагрузку включать постоянно, увеличивая ее до нормы по мере подогрева­ ния агрегатов.

Ходовая часть. В зимнее время ходовая часть работает в особо тяжелых условиях (снежные заносы, гололед). Для обеспечения движения по труднопроходимым участкам необходимо иметь на самоходных машинах средства повышения проходимости (цепи, траки) и средства самовытаскивания и буксировки.

При движении гусеничных машин по снежной целине во время

оттепелей необходимо

периодически

осматривать

ходовую часть

и скалывать с ведущих

колес, траков

и катков

напрессованный

обледенелый снег, чтобы не допустить спадания гусениц.

В условиях особо низкой температуры сильно ухудшаются упругие свойства шин, и под воздействием ударных нагрузок они сравнительно легко разрушаются. Поэтому при низкой темпера­ туре в начале движения надо двигаться с'пониженной скоростью до нагрева покрышек. Чтобы не было примерзания и обмерзания шин, места для стоянок машин должны хорошо расчищаться от снега, а машины устанавливаться на доски или подставки.

Машины, имеющие колодочные тормоза, не следует оставлять заторможенными, так как отсыревшие тормозные колодки могут примерзнуть к барабанам.

Смазка машин. В-зимнее время для смазки применяются зим­ ние сорта смазочных материалов. При обслуживании машину необходимо смазать сразу после остановки, пока она не остыла.

Кроме перечисленных мероприятий при подготовке машин к эксплуатации в зимний период с личным составом практически изучаются вопросы:

порядок запуска холодного двигателя при низкой темпера­

туре;

средства, обеспечивающие запуск холодного двигателя, и правила пользования ими;

средства обогрева и поддержания нормальной температуры двигателя в движении и на стоянках в полевых условиях;

меры безопасности при прогревах двигателей и при обраще­ нии с ядовитыми охлаждающими низкозамерзающими жидко­ стями.

§4. ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДОРОЖНЫХ

МАШИН В ЛЕТНИХ УСЛОВИЯХ

Летний период характеризуется высокими температурами, большим, пылеобразованием, а также возможностью утренних неожиданных заморозков в весеннее время.

В результате повышения температуры и запыленности воздуха ухудшаются условия работы двигателей, агрегатов и деталей, быстрее загрязняются система смазки и воздушные фильтры.

151


В летнее время особое внимание должно быть уделено систе­ мам охлаждения и смазки, а также воздушным фильтрам.

Систему охлаждения следует проверять два-три раза за смену и при необходимости доливать в нее воду. Доливать холодную, воду в нагретый двигатель надо постепенно, чтобы не вызывать появления трещин в головке блока из-за резкого изменения тем­ пературы. Для лучшего охлаждения жидкости радиатор необхо­ димо снаружи периодически очищать от пыли и грязи.

Смазка в картере двигателя при высоких температурах разжи­ жается, что приводит к увеличению износа деталей. При большой запыленности воздуха пыль может проникать в систему смазки и увеличивать абразивный износ. Поэтому в летнее время жела­ тельно применять масляные радиаторы, а масляные фильтры свое­ временно очищать.

Вусловиях усиленной запыленности воздухоочистители надо ежедневно очищать от пыли, промывать сетки, проверять уровень

ичистоту масла и при необходимости заменять его.

Влетнее время электролит испаряется, поэтому уровень его

необходимо проверять через каждые пять-шесть дней, а в райо­ нах с жарким климатом ежедневно. Если уровень электролита над верхними кромками пластин ниже 10.мм, то его следует до­ вести до 10—-15 мм доливкой дистиллированной воды. Необхо­ димо регулярно прочищать отверстия в пробках аккумулятора, чтобы свободно выходили выделяющиеся газы.

При эксплуатации быстроходных машин с колесным пневмати­ ческим ходом в летнее время чаще всего выходят из строя пнев­

матические шины,

так как при нагреве прочность

резины

пони­

жается, особенно в

местах, которые подвергались

ремонту. По­

этому при контрольных осмотрах в пути или во

время

работы

особое внимание необходимо обращать на состояние шин, обяза­ тельно систематически проверять давление в шинах. В очень жаркую погоду допускается снижение давления на 0,1— 0,3 атм.

При преодолении машиной брода следует при первой возмож­ ности проверить, не попала ли в агрегат вода; если вода попала, необходимо удалить ее и заменить смазку.

В весенний период личный состав обязан предотвратить воз­ можность замерзания воды в системе охлаждения во время утрен­ них и неожиданных заморозков. Для этого внутренний наряд обя­ зан следить в ночное время за температурой воздуха и, если необ­ ходимо, спустить воду из системы охлаждения машины.

Учитывая значительную запыленность и загрязнение машин, в летний период организуется мойка машин.

При техническом обслуживании и ремонте машин нельзя до­ пускать попадание песка и пыли внутрь агрегатов и узлов. По­ этому пункты обслуживания и ремонтные мастерские желательно оборудовать в закрытых помещениях или палатках; нельзя про­ изводить разборку и сборку двигателей и других агрегатов на открытых площадках.

152