Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
При подготовке машин к эксплуатаций в летний период кроме общих работ необходимо:
—перемонтировать все пневматические шины, очистить и по красить ободья колес;
—средства обогрева и утепления агрегатов и кабин, водо-
маслогрейки, средства повышения проходимости и т. д. отремон тировать и сдать (поставить) на хранение;
— низкозамерзающие жидкости из системы охлаждения слить, профильтровать и сдать на склад.
Для подготовки личного состава к эксплуатации машин в пред стоящий период организуются специальные занятия, на которых перед наступлением каждого периода изучаются следующие вопросы:
—подготовка машин к эксплуатации и особенности обслужи вания и содержания машин в предстоящий период;
—способы и средства повышения проходимости машин;-
—особенности вождения машин в предстоящий период эксплу
атации,
Г Л А В А 9
РЕМОНТ ДОРОЖНЫХ МАШИН
§I. ВИДЫ РЕМОНТА
ВВооруженных Силах СССР принята планово-предупредитель ная система ремонта машин (ППР), при которой ремонты плани руются согласно нормам межремонтных пробегов (србков), а фак тическая потребность в ремонте устанавливается по результатам технического осмотра машин.
Согласно этой системе для средних и капитальных ремонтов машин установлены межремонтные сроки, которые определяются километрами пробега (для автомобилей) или часами работы (для
тракторов, дорожных и строительных машин): В соответствии с этими сроками и планируются средние и капитальные ремонты.
Но проводятся ремонты по фактической потребности, устанав ливаемой комиссией, назначенной командиром части, после того как машина прошла (проработала) установленный межремонтный период. Комиссия проверяет техническое состояние машины и устанавливает необходимый вид ремонта. Если же машина не тре бует ремонта, то комиссия устанавливает дополнительный пробег или часы работы.
Такая плановая проверка технического состояния машины предупреждает преждевременный выход ее из строя и дает воз можность определить срок (момент) постановки машины в ремонт, чтобы провести его с минимальными затратами сил и средств.
Кроме того, установленные межремонтные сроки и объемы работ по каждому виду ремонта служат для планирования за грузки ремонтных предприятий, снабжения их запасными частями и материалами.
В зависимости от характера неисправностей и объема работ по устранению неисправностей или повреждений машин (агрега тов) установлены следующие виды ремонта: текущий, средний и капитальный — для сложных машин; текущий и капитальный — для простых машин и агрегатов.
Текущий ремонт машины (агрегата) заключается в устранении
неисправностей, |
обнаруженных при техническом обслуживании |
или во время |
работы; при этом могут заменяться отдельные |
154
неисправные детали, узлы, механизмы и приборы, а также про изводиться регулировочные, крепежные и другие ремонтные работы.
При текущем ремонте машины допускается замена отдельных агрегатов, в том числе одного основного. При этом объем трудо вых затрат, как правило, не должен превышать установленных нормативов для текущего ремонта.
К основным агрегатам колесных и гусеничных машин относятся: двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, редукторы, ведущие мосты, главный фрикцион, бортовые передачи, пусковые двигатели и т. п.
Текущий ремонт выполняется на месте работы машины и в мастерских силами чаРти.
Средний ремонт машинфг заключается в замене или капиталь ном ремонте не менее двух основных агрегатов. При этом прове ряют техническое состояние остальных агрегатов, устраняют не
исправности, |
производят |
регулирование, крепежные |
и |
другие |
ремонтные работы. |
правило, выполняют ремонтные |
заводы |
||
Средний |
ремонт, как |
|||
и мастерские окружного |
(фронтового) подчинения. В |
отдельных |
случаях средний ремонт выполняется силами частей агрегатным методом.
При среднем ремонте отремонтированные агрегаты и вся ма шина испытываются.
Капитальный ремонт' машины заключается в ее полной раз борке, замене или капитальном ремонте всех основных агрега тов, приборов и отдельных деталей, сборке и испытании в соот ветствии с техническими условиями на капитальный ' ремонт машин.
Капитальный ремонт агрегатов заключается в их полной раз борке, замене или ремонте всех изношенных деталей, сборке и испытании в соответствии с техническими усилиями на капиталь ный ремонт агрегатов.
Ремонт деталей заключается в устранении дефектовпутем про ведения слесарных, кузнечных, сварочных, термических, механи ческих, электротехнических и других работ, в результате выполне ния которых геометрическая форма, размеры и механические свойства деталей приводятся в соответствие с установленными тех ническими условиями на ремонт деталей.
Капитальный ремонт машин производится в ремонтных мастер ских нейтральных складов и баз, а также на ремонтных заводах.
§ 2. МЕТОДЫ РЕМОНТА
Методы ремонта машин зависят от имеющегося оборудования, номенклатуры и количества ремонтируемых средств, характера ремонта, снабжения узлами и запасными частями, обстановки и. прочих условий.
155
Ремонт машин можно производить тремя методами: индиви дуальным, агрегатным (узловым) и смешанным.
Индивидуальный метод ремонта заключается в том, что агре гаты и узлы машины не обезличиваются и после ремонта ставятся на ту же машину, с которой были сняты. При таком методе машина находится в ремонте до тех пор, пока все снятые с нее неисправные агрегаты и узлы не будут отремонтированы и снова на нее поставлены.
Недостатком этого метода ремонта и причиной его экономи ческой нецелесообразности является длительный простой машины в ремонте. Он применим при небольшой или разномарочной про
грамме работ ремонтной части. |
машины заключается |
Агрегатный (узловой) метод ремонта |
|
в том, что все агрегаты и узлы машины, за |
исключением корпуса |
(рамы), обезличиваются и на машину вместо снятых неисправных агрегатов ставят исправные (заранее отремонтированные или новые) из оборотного фонда узлы и агрегаты. Неисправные агре гаты и узлы, снятые с машины, ремонтируются и затем поступают в оборотный фонд.
При агрегатном методе ремонта машину, |
поступившую |
в ре |
|||||
монт, после ее |
разборки |
и |
ремонта |
корпуса |
(рамы) |
немедленно |
|
собирают. |
метод ремонта дает возможность ремонтиро |
||||||
Агрегатный |
|||||||
вать машины и |
отдельные узлы поточным способом, что ведет |
||||||
к удешевлению |
стоимости |
ремонта |
и повышению |
его |
каче |
||
ства. |
ремонта |
по |
сравнению с индивидуальным |
имеет |
|||
Этот метод |
следующие преимущества:
—значительно сокращается время простоя машины в ремонте, так как оно определяется в основном только продолжительностью разборочно-сборочных работ;
—повышается производительность ремонтных органов и каче ство ремонта машин за счет более совершенной организации про изводства;
—сокращаются производственные площади;
— уменьшается |
количество |
сложного оборудования |
и |
чи |
||||
сло |
высококвалифицированных |
работников |
в |
ремонтных |
ча |
|||
стях. |
|
|
машины заключается в том, что |
|||||
Смешанный метод ремонта |
||||||||
часть |
неисправных |
агрегатов, |
снимаемых |
с |
машины, |
|
обез |
|
личивается и заменяется исправными, а другие |
агрегаты |
после |
||||||
соответствующего |
ремонта устанавливаются |
на |
ту же |
ма |
||||
шину. |
|
применяется в |
том |
случае, |
|
когда |
||
Смешанный метод ремонта |
|
в конструкции узлов и деталей машины не выдерживается прин цип взаимозаменяемости или отсутствуют оборотные узлы и де тали.
В воинских частях основными методами ремонта машин явля ются смешанный и индивидуальный методы.
156
§ 3. ПОРЯДОК СДАЧИ МАШИН В РЕМОНТ И ПОЛУЧЕНИЯ ИХ ИЗ РЕМОНТА
Поступление машин в текущий ремонт не планируется. Теку щий ремонт выполняется по потребности в процессе технического обслуживания и на месте выхода машин из строя или в ре монтных мастерских расчетами машин и личным составом ма стерских.
В средний и капитальный ремонт машина направляется только после ее технического осмотра специальной комиссией, которая назначается командиром части после выработки машиной установ ленной нормы межремонтного срока или пробега и в случае преж девременного выхода машины из строя по тем или иным при чинам.
На основании проверки паспорта (формуляра) и технического состояния машины комиссия составляет акты технического состоя ния машины (агрегата) по установленной форме, в которых под
робно |
перечисляются неисправности основных агрегатов, |
меха |
низмов |
и деталей, причины выхода машины (агрегата) из |
строя |
и определяется вид ремонта. |
|
Если машина не требует ремонта, то устанавливается допол
нительная норма работы или |
пробега |
до |
постановки ее |
в |
||
ремонт. |
преждевременного |
выхода |
машины из |
строя |
(за |
|
В случае |
||||||
исключением |
боевых повреждений) командир |
воинской |
части |
не |
позднее трех дней со дня выхода ее из строя назначает расследо вание и устанавливает причины преждевременной потребности в ремонте.
Машины, требующие среднего и капитального ремонта, и агре гаты, требующие капитального ремонта, ремонтируются в ремонт ных частях по нарядам, выдаваемым начальником, которому под чинены ремонтные части. В наряде указывается срок его дей ствия.
Наряд на ремонт выдается на основании акта технического со стояния машины. К акту прилагается справка о расследовании и принятых мерах, если машина вышла из строя раньше установ ленного срока.
Технические условия на сдачу машины в ремонт представляют собой требования к комплектности и техническому состоянию ма шины и агрегатов. Основные из них: машины и агрегаты должны быть укомплектованы и закреплены на своем месте; машины и агрегаты должны быть очищены от грязи, вымыты и заправлены маслом; запрещается замена исправных агрегатов и узлов, прибо-. ров и деталей неисправными.
Машина отправляется в ремонт вместе с паспортом, в который должны быть внесены все данные по состоянию на последний день работы машины.
Машины, сданные в ремонт, из списков воинской части не ис ключаются и после ремонта подлежат возврату в свою часть.
157
Не возвращаются в часть и исключаются из списков те маши ны, которые сдаются в ремонт с последующим зачислением в ре зерв, о чем делается отметка в наряде на ремонт, а также маши ны, направленные в капитальный ремонт в военное время.
Машины при сдаче в ремонт в мирное время укомплектовыва ются инструментом и принадлежностями согласно техническим условиям на сдачу машин в ремонт.
Агрегаты отправляются в ремонт (из ремонта) в упаковке, обеспечивающей их сохранность. Разрешается отправлять агрега ты без упаковки в тех случаях, когда их перевозят на автомоби лях с соблюдением правил укладки, обеспечивающих сохранность агрегатов.
Приемка машин (агрегатов) в ремонт производится предста вителем ремонтной части в соответствии с техническими условия ми на сдачу в ремонт и выдачу из ремонта машин - (агрегатов). Машины (агрегаты), прибывающие в ремонт с сопровождающей командой, принимаются в присутствии начальника сопровождаю щей команды.
Сдача машины (агрегата) в ремонт оформляется подписью приемщика (представителя ремонтной части) в акте технического состояния, который заверяется печатью ремонтной части. Один эк земпляр акта технического состояния вручается начальнику сопро вождающей команды или высылается по почте при прибытии ма шин (агрегатов) по железной дороге без сопровождающей команды.
Машины (агрегаты) не принимаются в ремонт, если они при были в разобранном виде, не очищены от грязи, не вымыты, не смазаны, не укомплектованы или в них годные детали заменены неисправными, если отсутствуют или неправильно оформлены до кументы, а также при отсутствии смазки в картерах агрегатов (от дельные агрегаты отправляются в ремонт без картерной смазки).
В этих случаях машина (агрегат) принимается только на хра нение, о чем делается отметка в акте технического состояния и сообщается немедленно начальнику, выдавшему наряд на ремонт, и командиру воинской части, машина (агрегат) которой не при нята в ремонт.
Командир воинской части немедленно принимает меры к устра нению причин, по которым машина (агрегат) не принята в ре монт, а также к расследованию и привлечению виновных к ответ ственности за допущенные нарушения технических условий на сда чу машин (агрегатов) в ремонт.
Выдача из ремонта машин или агрегатов оформляется под писью начальника команды (приемщика) в акте приемки отре монтированной машины (агрегата). Один экземпляр акта вы дается начальнику команды (приемщику) вместе с паспортом ма шины и'инструкцией по обкатке машины. В паспорт вносятся дан ные о виде проведенного ремонта, в нем указываются основные агрегаты, которые были заменены при среднем ремонте, номера агрегатов и размеры поршней и шеек коленчатого вала двигателя.
158