Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При подготовке машин к эксплуатаций в летний период кроме общих работ необходимо:

перемонтировать все пневматические шины, очистить и по­ красить ободья колес;

средства обогрева и утепления агрегатов и кабин, водо-

маслогрейки, средства повышения проходимости и т. д. отремон­ тировать и сдать (поставить) на хранение;

— низкозамерзающие жидкости из системы охлаждения слить, профильтровать и сдать на склад.

Для подготовки личного состава к эксплуатации машин в пред­ стоящий период организуются специальные занятия, на которых перед наступлением каждого периода изучаются следующие вопросы:

подготовка машин к эксплуатации и особенности обслужи­ вания и содержания машин в предстоящий период;

способы и средства повышения проходимости машин;-

особенности вождения машин в предстоящий период эксплу­

атации,

Г Л А В А 9

РЕМОНТ ДОРОЖНЫХ МАШИН

§I. ВИДЫ РЕМОНТА

ВВооруженных Силах СССР принята планово-предупредитель­ ная система ремонта машин (ППР), при которой ремонты плани­ руются согласно нормам межремонтных пробегов (србков), а фак­ тическая потребность в ремонте устанавливается по результатам технического осмотра машин.

Согласно этой системе для средних и капитальных ремонтов машин установлены межремонтные сроки, которые определяются километрами пробега (для автомобилей) или часами работы (для

тракторов, дорожных и строительных машин): В соответствии с этими сроками и планируются средние и капитальные ремонты.

Но проводятся ремонты по фактической потребности, устанав­ ливаемой комиссией, назначенной командиром части, после того как машина прошла (проработала) установленный межремонтный период. Комиссия проверяет техническое состояние машины и устанавливает необходимый вид ремонта. Если же машина не тре­ бует ремонта, то комиссия устанавливает дополнительный пробег или часы работы.

Такая плановая проверка технического состояния машины предупреждает преждевременный выход ее из строя и дает воз­ можность определить срок (момент) постановки машины в ремонт, чтобы провести его с минимальными затратами сил и средств.

Кроме того, установленные межремонтные сроки и объемы работ по каждому виду ремонта служат для планирования за­ грузки ремонтных предприятий, снабжения их запасными частями и материалами.

В зависимости от характера неисправностей и объема работ по устранению неисправностей или повреждений машин (агрега­ тов) установлены следующие виды ремонта: текущий, средний и капитальный — для сложных машин; текущий и капитальный — для простых машин и агрегатов.

Текущий ремонт машины (агрегата) заключается в устранении

неисправностей,

обнаруженных при техническом обслуживании

или во время

работы; при этом могут заменяться отдельные

154


неисправные детали, узлы, механизмы и приборы, а также про­ изводиться регулировочные, крепежные и другие ремонтные работы.

При текущем ремонте машины допускается замена отдельных агрегатов, в том числе одного основного. При этом объем трудо­ вых затрат, как правило, не должен превышать установленных нормативов для текущего ремонта.

К основным агрегатам колесных и гусеничных машин относятся: двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, редукторы, ведущие мосты, главный фрикцион, бортовые передачи, пусковые двигатели и т. п.

Текущий ремонт выполняется на месте работы машины и в мастерских силами чаРти.

Средний ремонт машинфг заключается в замене или капиталь­ ном ремонте не менее двух основных агрегатов. При этом прове­ ряют техническое состояние остальных агрегатов, устраняют не­

исправности,

производят

регулирование, крепежные

и

другие

ремонтные работы.

правило, выполняют ремонтные

заводы

Средний

ремонт, как

и мастерские окружного

(фронтового) подчинения. В

отдельных

случаях средний ремонт выполняется силами частей агрегатным методом.

При среднем ремонте отремонтированные агрегаты и вся ма­ шина испытываются.

Капитальный ремонт' машины заключается в ее полной раз­ борке, замене или капитальном ремонте всех основных агрега­ тов, приборов и отдельных деталей, сборке и испытании в соот­ ветствии с техническими условиями на капитальный ' ремонт машин.

Капитальный ремонт агрегатов заключается в их полной раз­ борке, замене или ремонте всех изношенных деталей, сборке и испытании в соответствии с техническими усилиями на капиталь­ ный ремонт агрегатов.

Ремонт деталей заключается в устранении дефектовпутем про­ ведения слесарных, кузнечных, сварочных, термических, механи­ ческих, электротехнических и других работ, в результате выполне­ ния которых геометрическая форма, размеры и механические свойства деталей приводятся в соответствие с установленными тех­ ническими условиями на ремонт деталей.

Капитальный ремонт машин производится в ремонтных мастер­ ских нейтральных складов и баз, а также на ремонтных заводах.

§ 2. МЕТОДЫ РЕМОНТА

Методы ремонта машин зависят от имеющегося оборудования, номенклатуры и количества ремонтируемых средств, характера ремонта, снабжения узлами и запасными частями, обстановки и. прочих условий.

155


Ремонт машин можно производить тремя методами: индиви­ дуальным, агрегатным (узловым) и смешанным.

Индивидуальный метод ремонта заключается в том, что агре­ гаты и узлы машины не обезличиваются и после ремонта ставятся на ту же машину, с которой были сняты. При таком методе машина находится в ремонте до тех пор, пока все снятые с нее неисправные агрегаты и узлы не будут отремонтированы и снова на нее поставлены.

Недостатком этого метода ремонта и причиной его экономи­ ческой нецелесообразности является длительный простой машины в ремонте. Он применим при небольшой или разномарочной про­

грамме работ ремонтной части.

машины заключается

Агрегатный (узловой) метод ремонта

в том, что все агрегаты и узлы машины, за

исключением корпуса

(рамы), обезличиваются и на машину вместо снятых неисправных агрегатов ставят исправные (заранее отремонтированные или новые) из оборотного фонда узлы и агрегаты. Неисправные агре­ гаты и узлы, снятые с машины, ремонтируются и затем поступают в оборотный фонд.

При агрегатном методе ремонта машину,

поступившую

в ре­

монт, после ее

разборки

и

ремонта

корпуса

(рамы)

немедленно

собирают.

метод ремонта дает возможность ремонтиро­

Агрегатный

вать машины и

отдельные узлы поточным способом, что ведет

к удешевлению

стоимости

ремонта

и повышению

его

каче­

ства.

ремонта

по

сравнению с индивидуальным

имеет

Этот метод

следующие преимущества:

значительно сокращается время простоя машины в ремонте, так как оно определяется в основном только продолжительностью разборочно-сборочных работ;

повышается производительность ремонтных органов и каче­ ство ремонта машин за счет более совершенной организации про­ изводства;

сокращаются производственные площади;

— уменьшается

количество

сложного оборудования

и

чи­

сло

высококвалифицированных

работников

в

ремонтных

ча­

стях.

 

 

машины заключается в том, что

Смешанный метод ремонта

часть

неисправных

агрегатов,

снимаемых

с

машины,

 

обез­

личивается и заменяется исправными, а другие

агрегаты

после

соответствующего

ремонта устанавливаются

на

ту же

ма­

шину.

 

применяется в

том

случае,

 

когда

Смешанный метод ремонта

 

в конструкции узлов и деталей машины не выдерживается прин­ цип взаимозаменяемости или отсутствуют оборотные узлы и де­ тали.

В воинских частях основными методами ремонта машин явля­ ются смешанный и индивидуальный методы.

156


§ 3. ПОРЯДОК СДАЧИ МАШИН В РЕМОНТ И ПОЛУЧЕНИЯ ИХ ИЗ РЕМОНТА

Поступление машин в текущий ремонт не планируется. Теку­ щий ремонт выполняется по потребности в процессе технического обслуживания и на месте выхода машин из строя или в ре­ монтных мастерских расчетами машин и личным составом ма­ стерских.

В средний и капитальный ремонт машина направляется только после ее технического осмотра специальной комиссией, которая назначается командиром части после выработки машиной установ­ ленной нормы межремонтного срока или пробега и в случае преж­ девременного выхода машины из строя по тем или иным при­ чинам.

На основании проверки паспорта (формуляра) и технического состояния машины комиссия составляет акты технического состоя­ ния машины (агрегата) по установленной форме, в которых под­

робно

перечисляются неисправности основных агрегатов,

меха­

низмов

и деталей, причины выхода машины (агрегата) из

строя

и определяется вид ремонта.

 

Если машина не требует ремонта, то устанавливается допол­

нительная норма работы или

пробега

до

постановки ее

в

ремонт.

преждевременного

выхода

машины из

строя

(за

В случае

исключением

боевых повреждений) командир

воинской

части

не

позднее трех дней со дня выхода ее из строя назначает расследо­ вание и устанавливает причины преждевременной потребности в ремонте.

Машины, требующие среднего и капитального ремонта, и агре­ гаты, требующие капитального ремонта, ремонтируются в ремонт­ ных частях по нарядам, выдаваемым начальником, которому под­ чинены ремонтные части. В наряде указывается срок его дей­ ствия.

Наряд на ремонт выдается на основании акта технического со­ стояния машины. К акту прилагается справка о расследовании и принятых мерах, если машина вышла из строя раньше установ­ ленного срока.

Технические условия на сдачу машины в ремонт представляют собой требования к комплектности и техническому состоянию ма­ шины и агрегатов. Основные из них: машины и агрегаты должны быть укомплектованы и закреплены на своем месте; машины и агрегаты должны быть очищены от грязи, вымыты и заправлены маслом; запрещается замена исправных агрегатов и узлов, прибо-. ров и деталей неисправными.

Машина отправляется в ремонт вместе с паспортом, в который должны быть внесены все данные по состоянию на последний день работы машины.

Машины, сданные в ремонт, из списков воинской части не ис­ ключаются и после ремонта подлежат возврату в свою часть.

157


Не возвращаются в часть и исключаются из списков те маши­ ны, которые сдаются в ремонт с последующим зачислением в ре­ зерв, о чем делается отметка в наряде на ремонт, а также маши­ ны, направленные в капитальный ремонт в военное время.

Машины при сдаче в ремонт в мирное время укомплектовыва­ ются инструментом и принадлежностями согласно техническим условиям на сдачу машин в ремонт.

Агрегаты отправляются в ремонт (из ремонта) в упаковке, обеспечивающей их сохранность. Разрешается отправлять агрега­ ты без упаковки в тех случаях, когда их перевозят на автомоби­ лях с соблюдением правил укладки, обеспечивающих сохранность агрегатов.

Приемка машин (агрегатов) в ремонт производится предста­ вителем ремонтной части в соответствии с техническими условия­ ми на сдачу в ремонт и выдачу из ремонта машин - (агрегатов). Машины (агрегаты), прибывающие в ремонт с сопровождающей командой, принимаются в присутствии начальника сопровождаю­ щей команды.

Сдача машины (агрегата) в ремонт оформляется подписью приемщика (представителя ремонтной части) в акте технического состояния, который заверяется печатью ремонтной части. Один эк­ земпляр акта технического состояния вручается начальнику сопро­ вождающей команды или высылается по почте при прибытии ма­ шин (агрегатов) по железной дороге без сопровождающей команды.

Машины (агрегаты) не принимаются в ремонт, если они при­ были в разобранном виде, не очищены от грязи, не вымыты, не смазаны, не укомплектованы или в них годные детали заменены неисправными, если отсутствуют или неправильно оформлены до­ кументы, а также при отсутствии смазки в картерах агрегатов (от­ дельные агрегаты отправляются в ремонт без картерной смазки).

В этих случаях машина (агрегат) принимается только на хра­ нение, о чем делается отметка в акте технического состояния и сообщается немедленно начальнику, выдавшему наряд на ремонт, и командиру воинской части, машина (агрегат) которой не при­ нята в ремонт.

Командир воинской части немедленно принимает меры к устра­ нению причин, по которым машина (агрегат) не принята в ре­ монт, а также к расследованию и привлечению виновных к ответ­ ственности за допущенные нарушения технических условий на сда­ чу машин (агрегатов) в ремонт.

Выдача из ремонта машин или агрегатов оформляется под­ писью начальника команды (приемщика) в акте приемки отре­ монтированной машины (агрегата). Один экземпляр акта вы­ дается начальнику команды (приемщику) вместе с паспортом ма­ шины и'инструкцией по обкатке машины. В паспорт вносятся дан­ ные о виде проведенного ремонта, в нем указываются основные агрегаты, которые были заменены при среднем ремонте, номера агрегатов и размеры поршней и шеек коленчатого вала двигателя.

158