Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

краской. Обод и спицы рулевого колеса обертывают бумагой или светлой матерчатой лентой.

Нагруженные части машин

(стрелы, консоли, рессоры

и т. и.)

освобождают от нагрузки.

размотать на всю длину,

очистить

Тросы лебедок необходимо

и смазать графитной смазкой

(УСА), после чего намотать под на­

грузкой на барабан.

 

 

Инструменты и принадлежности очищают, заправляют и при необходимости окрашивают. Режущие кромки инструмента смазы­ вают смазкой УН и обертывают бумагой.

Машины, подготовленные к хранению на консервации, лично проверяются заместителем командира части по технической части и пломбируются. Пломбированию подлежат двери кабины, капог двигателя, пробки горловин топливных баков, инструментальные ящики, а у машин, не имеющих кабин, пломбируются к непо­ движным частям машин рычаги управления и колеса.

Гусеничные тягачи, лееорамы укрывают брезентом.

При подготовке машин к длительной консервации помимо пе­ речисленных выше работ производят еще дополнительные, боль­ шинство которых направлено на обеспечение максимальной гер­ метичности агрегатов, узлов и приборов машин для предохранения их от воздействия атмосферного воздуха. При этом картеры всех агрегатов и системы (смазки, питания, охлаждения) тщательно промываются. Во всех агрегатах заменяется смазка.

Машины, находящиеся на консервации, заправляются горючим до нормы, за исключением машин с бензиновыми двигателями, находящимися на длительной консервации, и машин группы «НЗ». Также не заправляются горючим машины, хранящиеся в укладоч­ ных ящиках (бензиномоторные пилы, дизельные молоты и т. п.).

О постановке машины на консервацию производят запись в паспорте машины.

§ 3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН, НАХОДЯЩИХСЯ НА КОНСЕРВАЦИИ

Машины, находящиеся на консервации, хранят отдельно от ма­ шин повседневной эксплуатации на специально выделенных пло­ щадках и расставляют их в порядке подразделений, которым они принадлежат.

Прицепные машины располагают совместно с тягачами или на расстоянии, обеспечивающем быстрое приведение их в боевую го­ товность.

Машины, находящиеся на консервации, охраняются караулом круглосуточно.

Машины с колесным пневматическим ходом ставят на подстав­ ки с таким расчетом, чтобы колеса были подняты от земли на 8—10 см, а рессоры разгружены. Гусеничные машины устанавли­ вают на щиты или лежни.

169


В замки зажигания машин должны быть вставлены ключи, вто­ рые экземпляры которых хранятся в технической части.

При хранении машин зимой в неотапливаемых помещениях или на открытых площадках воду из систем охлаждения двигателей сливают.

В процессе хранения машин покрышки, дюрнтовые шланги, ре­ зиновые приводные ремни, ленты н другие резиновые части машин заменяют новыми по мере их поступления в часть и в зависимости от установленных для них сроков службы и фактического их со­ стояния. Резиновые части деталей, снятые с машин, находящихся на консервации (в порядке освежения), после проверки их годно­ сти ставят на машины, находящиеся в эксплуатации.

Несмотря на то что машины, находящиеся на консервации, не эксплуатируются, техническое обслуживание их должно прово­ диться регулярно. Работы по техническому обслуживанию выпол­ няет расчет (водитель, моторист), за которым закреплена маши­ на, а при необходимости привлекается команда ПТО.

Еженедельно внешним осмотром проверяется состояние маши­ ны. При необходимости производится уборка мест стоянки машин и наружная очистка машин от пыли и осадков.

В зависимости от погоды (обильные дожди, снегопады, ветры с пылью) командир части может назначить внеочередную уборку, определяя при этом объем осмотра машин с учетом условий их хранения.

Ежемесячно кроме указанных выше выполняется ряд дополни­ тельных работ:

двери кабин, капоты и люки силовой передачи вскрывают и производят наружный осмотр агрегатов и механизмов; при обна­ ружении коррозии поврежденные поверхности зачищают и окра­ шивают или смазывают; проверяют и при необходимости восста­ навливают герметизирующие заглушки и оклейки. В сухую погоду

увсех одновременно обслуживаемых машин открывают кабины для проветривания, просушивают брезенты, чехлы, коврики и т. п.;

проверяют, нет ли подтекания эксплуатационных жидко­ стей. При обслуживании машин с дизельными двигателями прока­ чивают топливо через систему питания ручным топливоподкачи­ вающим насосом для удаления из системы воздуха;

у машин с пневматическим колесным ходом проверяют дав­ ление в шинах и при необходимости доводят его до нормы;

аккумуляторные батареи подзаряжают, а один раз в три ме­ сяца проводят контрольно-тренировочный цикл.

Один раз в шесть месяцев, как правило, при подготовке машин к летней и зимней эксплуатации кроме перечисленных выше ра­ бот проводятся следующие: заменяют масло в двигателе и дру­ гих агрегатах в соответствии с сезоном эксплуатации (всесезонные масла и смазки не заменяются); проверяют действие рычагов и педалей органов управления; удаляют старую смазку из шарни­ ров рулевых тяг и смазывают все точки смазки; для восстановле­ ния масляной пленки на стенках цилиндров (если консервация про­

170



ведена без присадки «Акор») в них наливают масло, как описы­ валось выше, причем коленчатый вал проворачивают вручную на 15—20 оборотов; в районах с жарким климатом цилиндры смазы­ вают через каждые два месяца, уменьшая наполовину количество заливаемого масла; чтобы шестерни и другие детали трансмиссии, органов управления и ходовой части заняли новое положение и

чтобы восстановить слой смазки на них, проворачивают

ведущее

и ведомое колеса и рулевое колесо несколько раз (вправо,

влево),

причем при проворачивании ведущих колес включают сцепление; проверяют уровень тормозной жидкости в главном тормозном ци­ линдре и уровень жидкости в бачке гидравлической системы уп­ равления; при необходимости жидкость доливают.

После года непрерывной консервации машины согласно плану опробования дополнительно требуется запустить двигатель и про­ слушать его работу на различных оборотах, проверить работу всех контрольно-измерительных приборов и агрегатов. Затем само­ ходные машины (автомобили, автогрейдеры и т. п.) проверяют контрольным пробегом на расстояние 20—25 км, у гусеничных ма­ шин работу агрегатов силовой передачи и рычагов управления проверяют на месте, для чего освобождают ведущие колеса путем разъединения и снятия гусениц.

Периодически заменяют бензин в баках машин: в районах с жарким климатом один раз в три месяца; в районах с умеренным

климатом в весенне-летний период — один раз

в три месяца и в

осенне-зимний период — один раз

в шесть месяцев; в районах

с

холодным климатом независимо от времени

года — один раз

в

шесть месяцев.

техническому

обслуживанию'

и

После выполнения работ по

устранения выявленных недостатков машины

ставят на дальней­

шую консервацию, для чего выполняют весь объем работ для дан­ ного вида консервации.

Правильность содержания машин на консервации проверяется должностными лицами согласно Уставу внутренней службы.

§ 4. СНЯТИЕ МАШИН С КОНСЕРВАЦИИ

Машины снимаются с консервации в соответствии с планом боевой подготовки, производственным планом части или по распо­ ряжению вышестоящего начальника.

Командир части имеет право снимать машину с консервации, если она не отработала годовую норму эксплуатации, а при другихчусловиях только с разрешения старшего начальника.

Снятие машин с консервации объявляется приказом по части с указанием основания, цели и срока снятия, количества машин, их марок и номеров. О снятии машин с консервации делается запись в паспорте машины.

При снятии машин с консервации удаляют герметизирующие пробки и оклейки, очищают наружные детали от консервирующей

171


смазки, подключают аккумуляторные батареи, проверяют и при наличии сливают отстой воды из картеров двигателя, агрегатов силовой передачи и топливных баков, проверяют уровень масла и горючего.

Перед запуском двигателя из углублений свечных отверстий удаляют масло, свечи вывертывают и резко провертывают колен­ чатый вал на 15—20 оборотов для удаления избыточного масла из цилиндров. Перед постановкой свечей на место электроды промы­ вают бензином.

У машин, смонтированных на базе автомобилей, для предохра­ нения шин задних колес от масла, выбрасываемого из глушителя в начале работы двигателя, у выходного отверстия трубы глуши­ теля устанавливают лист железа или фанеры.

Затем осматривают машину в объеме контрольного осмотра перед выходом из парка (перед началом работы) и во время кон­ трольного пробега (работы) тщательно проверяют работу всех агрегатов и механизмов. Обнаруженные неисправности устраняют.

Г Л А В А 11

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ДОРОЖНЫХ МАШИНАХ

ИПРИ ИХ ОБСЛУЖИВАНИИ

§1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА

Куправлению дорожной машиной допускаются лица, прошед­ шие специальную подготовку и имеющие соответствующие удосто­ верения.

До начала работы машины должны быть тщательно осмотре­ ны, а замеченные недостатки устранены. Категорически запре­ щается выезд на работу с неисправной дорожной машиной.

Контрольный осмотр машины производится водителем или рас­ четом, за которым закреплена машина. В зависимости от сложно­ сти машины время для проведения контрольного осмотра отво­ дится от 15 до 45 мин. Осмотр производится на месте стоянки ма­ шины. При контрольном осмотре перед выходом машины водитель обязан:

убедиться, что при ежедневном техническом обслуживании накануне были устранены все неисправности и машина готова к запуску и работе;

осмотром проверить техническое состояние машины: внеш­ ний вид, ходовую часть, двигатель, рабочий орган, систему управ­ ления и т. п.;

проверить заправку машины всеми эксплуатационными ма­ териалами и убедиться, нет ли подтекания эксплуатационных жид­ костей;

запустить двигатель и прослушать его работу на всех ре­ жимах, проверить работу машины и ее рабочих органов в движе­ нии;

проверить наличие и укладку инструмента, индивидуального комплекта запасных частей, шанцевого инструмента и принадлеж­ ностей;

протереть машину и очистить машину от пыли;

устранить все выявленные осмотром неисправности ма­

шины;

173