Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
— доложить непосредственному начальнику о готовности ма шины к выходу на работу и представить машину на осмотр на чальнику КТП.
Контрольный осмотр во время работы или в пути производит ся через каждые 2—3 ч, чтобы убедиться в нормальной работе машины. Времени для осмотра требуется от 5 до 15 мин.
При контрольном осмотре во время работы или в пути личный состав расчета обязан:
— немедленно после остановки машины проверить па ощупь степень нагрева картера коробки передач, раздаточной коробки, картеров ведущих мостов, подшипников и других мест, где воз можно нагревание от трения;
—проверить, нет ли подтекания эксплуатационных жидкостей;
—проверить уровень масла в картере двигателя и охла ждающей жидкости в радиаторе и при необходимости доза править;
—проверить натяжение и состояние ремней, цепей, лент, тро сов и т. п.;
—проверить состояние рабочих органов;
—осмотреть ходовую часть;
—смазать машину по потребности;
—устранить все неисправности, выявленные осмотром. Независимо от проведения контрольных осмотров во время ра
боты личный состав расчета обязан в течение всего времени ра боты машины наблюдать за режимом ее работы, за показаниями контрольных приборов, прослушивать работу машины и при не обходимости останавливать ее и устранять все замеченные неис правности и неполадки в работе.
Перед началом движения дорожной машины необходимо пре дупредить окружающих сигналом о начале движения. Нельзя рез ко включать сцепление и рывком увеличивать подачу топлива, так как это отрицательно сказывается на техническом состоянии уз лов и деталей машины. Переключение на задний ход необходимо производить после полной остановки.
Остановка автогрейдера производится в такой последователь ности: включают муфту сцепления; рычаг переключения передач ставят в нейтральное положение, не включая сцепления; произво дят торможение до полной остановки автогрейдера; отпускают пе даль муфты сцепления, и двигатель глушится.
Запрещается производить смазку, регулировку или какие-либо исправления на ходу машины. Для проведения этих работ двига тель должен быть заглушен, рабочий орган (ковш или отвал) дол жен быть опущен на землю или на подкладки.
Запрещается находиться под машиной или в пространстве меж ду тягачом и прицепной машиной при работающем двигателе тя гача.
В случае поломки или остановки машины на дороге необходи мо оградить ее красными флажками, а ночью — красными фона рями по габариту.
174
Машинист должен работать в комбинезоне или специаль ном костюме, в рукавицах, а при необходимости в защитных очках.
Площадка управления и все рычаги машины должны быть чи стыми и сухими.
Запрещается допускать на машину посторонних лиц.
Во время остановки машинисту запрещается оставлять машину с работающим двигателем.
Перед каждым пуском, остановкой, а также при изменении скорости движения машинист обязан подать сигнал, предупреж дающий об этом операторов, находящихся на прицепной ма шине.
Во время работы машинист должен следить за тем, чтобы ник то не находился между трактором и прицепной машиной.
При работе на машине с тросовым управлением необходимо не реже одного раза в неделю тщательно осматривать тросы. В случае обнаружения свыше 10% обрывов проволочек на одном метре трос должен быть заменен. Сращивание грузовых канатов запрещается. Порванный канат заменяется новым.
Приступая к работе, машинист должен узнать у руководителя работ, имеются ли на участке подземные сооружения, кабели и прочее. Их места должны отмечаться знаками.
Одновременная работа двух или более дорожных машин до пускается при соблюдении между ними расстояния не менее 20 м.
Помимо общих требований техники безопасности личный со став, обслуживающий дорожные машины, должен соблюдать пра вила работы на отдельных видах прицепных или навесных дорож ных машин.
§ 2. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА БУЛЬДОЗЕРАХ
При техническом обслуживании и ремонте надо принять меры против самопроизвольного перемещения машины, для чего подло жить под гусеницы подкладки, выключить органы механического
управления, выключить |
подачу топлива, |
опустить на |
подкладки |
навесное оборудование. |
Категорически |
запрещается |
находиться |
■под поднятым отвалом. |
превышающих |
при подъеме |
25° и при |
Работа на уклонах, |
спуске 35°, не допускается. Поперечный уклон не должен превы шать 30°.
Нельзя выдвигать отвал за бровку насыпи при сбросе грунта под откос, так как это может привести к сползанию и опрокидыва нию бульдозера. Запрещается во время движения бульдозера спу скаться с трактора и подниматься на него, а также становиться на раму, отвал и толкатели.
Нельзя поворачивать бульдозер при загруженном или заглуб ленном отвале.
т
При работе на крутых косогорах запрещается делать резкие повороты во избежание опрокидывания и сползания трактора, а также поломки задней оси.
Транспортирование бульдозера своим ходом на высшей пере даче не допускается. По плохой дороге и пересеченной мест ности разрешается движение только на первой и второй ско ростях.
При кратковременных остановках бульдозера во время работы отвал должен быть опущен на землю.
Необходимо постоянно следить за состоянием тракторной ле бедки,, не допуская перегрева барабанов, лент, тормоза и фрик ционов.
При работе бульдозера с гидравлической системой управления запрещается резко включать рычаги управления, самостоятельно
регулировать предохранительный |
клапан гидравлической |
си |
стемы, допускать нагрев масла в |
гидравлической системе |
свы |
ше 60° С. |
|
|
§ 3. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА СКРЕПЕРАХ
Прицепной скрепер должен иметь жесткое и исправное соеди нение с прицепной скобой трактора с помощью шкворня с пре дохранительной гайкой. Сцепление гибкими приспособлениями (канатами, цепями и т. п.) запрещается.
В скреперах с гидравлическим управлением между дышлом скрепера и трактором закрепляют предохранительный канат, имею щий длину меньше длины гибких шлангов, . находящихся между скрепером и трактором. Назначение каната — предохранить шлан ги от разрыва при срезании соединительного шкворня сцепного устройства.
До начала работ участок, подлежащий разработке, должен быть очищен от пней и крупных камней.
При работе скрепера на подъеме нельзя допускать чрезмерного заглубления ножа.
Разработка грунта скреперами разрешается при предельном продольном уклоне 10%, поперечном— 17%.
Запрещается перевозить людей в порожнем или загруженном ковше скрепера, а также находиться в ковше и выполнять какиелибо работы при поднятой и незакрепленной дополнительно за слонке ковша.
Не допускается работа скрепера в мокрых глинистых грунтах и на топких болотистых участках.
Нельзя круто поворачиваться при поднятом пустом ковше, так как в этом положении скрепер теряет устойчивость.
Не допускаются повороты скрепера при заглубленном ковше. При работе скрепера с толкачом соблюдаются следующие
меры;
173
—во избежание смещения машинистов с сидений скрепера и толкача толкающие усилия должны быть плавными;
—нельзя начинать толкание при движении скрепера; толкач подвести к неподвижному скреперу и только после соприкоснове
ния толкающего устройства с буфером скрепера начинать движе ние;
—толкач должен быть оборудован деревянным брусом — бу фером;
—скорости толкача и скрепера должны быть одинаковыми;
— толкач подбирается той же марки, что и тягач скре пера;
—толкач должен двигаться строго в «затылок» скреперу;
—заполнение ковша скрепера, работающего с толкачом, про изводится на низшей передаче.
§ 4. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА АВТОГРЕЙДЕРАХ
Во время работы автогрейдера категорически запрещается:
—удалять корни и камни из-под ножа или откосника;
—сидеть на раме отвала;
—сходить и подниматься на раму отвала.
При движении назад отвал поднимается до отказа.
При разравнивании грунта на свежеотсупанных и неогражденных насыпях высотой более 1,5 м запрещается подъезжать к бровке ближе чем на 0,5 м.
Снятие и установку кирковщика, вынос отвала в сторону про изводят два человека.
Запрещается на ходу изменять угол резания.
Не рекомендуется менять угол захвата при заглубленном от вале.
Запрещается работа на автогрейдере при наличии на участке пней, камней и крупных корней.
При движении по дорогам отвал и кирковщик необходимо под нимать в верхнее положение с наименьшим углом захвата.
§ 5. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ЭКСКАВАТОРАХ
Каждый экскаватор должен быть оборудован звуковой сигна лизацией. Значения сигналов должны быть разъяснены всему личному составу, связанному с работой машины.
Во время работы экскаваторы должны устанавливаться на спланированной площадке и закрепляться во избежание самопро извольного перемещения. Подкладывать под гусеничные ленты, катки гусениц и колеса доски, бревна, камни и другие предметы для предупреждения смещения экскаватора во время работы за прещается,
177
Расстояние между кабиной одноковшового экскаватора и за боем при любом .положении кабины должно составлять не ме нее 1 м.
Во время перерывов в работе независимо от их причин н про должительности стрелу одноковшового экскаватора следует отве сти в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.
Путь, по которому передвигается экскаватор, должен быть за ранее выровнен и спланирован, а на слабых грунтах — усилен щитами или настилом из досок, жердей, брусьев или шпал.
Во время движения одноковшового экскаватора стрелу его не
обходимо |
устанавливать |
строго |
по направлению |
хода, |
а ковш |
|||||
поднимать над землей на 0,5—0,7 м, считая от нижней |
кромки |
|||||||||
ковша, или же |
закреплять ковш в транспортном положении. |
|||||||||
Передвижение экскаватора |
с |
нагруженным |
ковшом |
запре |
||||||
щается. |
_ |
подъем |
и |
перемещение |
с |
помощью |
■! |
|||
Производить |
ковша |
|||||||||
крупных камней, |
досок, |
бревен, |
балок |
и |
других |
грузов |
запре |
|||
щается. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нахождение людей между экскаватором и транспортными |
||||||||||
средствами во время погрузки сыпучих материалов |
запре |
|||||||||
щается. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Запрещается |
также |
производство |
работ |
и нахождение по |
||||||
сторонних |
лиц |
в радиусе, |
равном |
длине стрелы экскаватора |
||||||
плюс 5 м. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Погрузка грунта, песка, щебня на автомобили с помощью экс каваторов должна производиться только с заднего или бокового борта автомобиля.
Производство работ экскаваторами при нахождении проводов электролиний в радиусе действия стрелы экскаватора запрещается.
Спуск и подъем экскаватора при угле больше установленного паспортными данными должны осуществляться с помощью тягача или лебедки в присутствии и под руководством лица, отвечающе го за организацию работ в этом районе.
§6. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ
СРЫХЛИТЕЛЯМИ
Прежде чем приступить к работе, необходимо убедиться в на дежности сцепки рыхлителя с трактором.
Не допускать перегрева барабана лебедки, лент тормоза и фрикционов.
Эксплуатация рыхлителя без защитного кожуха лебедки за прещается.
Перед опусканием зубьев рыхлителя необходимо дать, преду предительный сигнал.
Поднимать и опускать зубья необходимо только при полной остановке трактора.
Во время работы рыхлителя категорически запрещается нахо диться на его раме.
178