Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— доложить непосредственному начальнику о готовности ма­ шины к выходу на работу и представить машину на осмотр на­ чальнику КТП.

Контрольный осмотр во время работы или в пути производит­ ся через каждые 2—3 ч, чтобы убедиться в нормальной работе машины. Времени для осмотра требуется от 5 до 15 мин.

При контрольном осмотре во время работы или в пути личный состав расчета обязан:

— немедленно после остановки машины проверить па ощупь степень нагрева картера коробки передач, раздаточной коробки, картеров ведущих мостов, подшипников и других мест, где воз­ можно нагревание от трения;

проверить, нет ли подтекания эксплуатационных жидкостей;

проверить уровень масла в картере двигателя и охла­ ждающей жидкости в радиаторе и при необходимости доза­ править;

проверить натяжение и состояние ремней, цепей, лент, тро­ сов и т. п.;

проверить состояние рабочих органов;

осмотреть ходовую часть;

смазать машину по потребности;

устранить все неисправности, выявленные осмотром. Независимо от проведения контрольных осмотров во время ра­

боты личный состав расчета обязан в течение всего времени ра­ боты машины наблюдать за режимом ее работы, за показаниями контрольных приборов, прослушивать работу машины и при не­ обходимости останавливать ее и устранять все замеченные неис­ правности и неполадки в работе.

Перед началом движения дорожной машины необходимо пре­ дупредить окружающих сигналом о начале движения. Нельзя рез­ ко включать сцепление и рывком увеличивать подачу топлива, так как это отрицательно сказывается на техническом состоянии уз­ лов и деталей машины. Переключение на задний ход необходимо производить после полной остановки.

Остановка автогрейдера производится в такой последователь­ ности: включают муфту сцепления; рычаг переключения передач ставят в нейтральное положение, не включая сцепления; произво­ дят торможение до полной остановки автогрейдера; отпускают пе­ даль муфты сцепления, и двигатель глушится.

Запрещается производить смазку, регулировку или какие-либо исправления на ходу машины. Для проведения этих работ двига­ тель должен быть заглушен, рабочий орган (ковш или отвал) дол­ жен быть опущен на землю или на подкладки.

Запрещается находиться под машиной или в пространстве меж­ ду тягачом и прицепной машиной при работающем двигателе тя­ гача.

В случае поломки или остановки машины на дороге необходи­ мо оградить ее красными флажками, а ночью — красными фона­ рями по габариту.

174


Машинист должен работать в комбинезоне или специаль­ ном костюме, в рукавицах, а при необходимости в защитных очках.

Площадка управления и все рычаги машины должны быть чи­ стыми и сухими.

Запрещается допускать на машину посторонних лиц.

Во время остановки машинисту запрещается оставлять машину с работающим двигателем.

Перед каждым пуском, остановкой, а также при изменении скорости движения машинист обязан подать сигнал, предупреж­ дающий об этом операторов, находящихся на прицепной ма­ шине.

Во время работы машинист должен следить за тем, чтобы ник­ то не находился между трактором и прицепной машиной.

При работе на машине с тросовым управлением необходимо не реже одного раза в неделю тщательно осматривать тросы. В случае обнаружения свыше 10% обрывов проволочек на одном метре трос должен быть заменен. Сращивание грузовых канатов запрещается. Порванный канат заменяется новым.

Приступая к работе, машинист должен узнать у руководителя работ, имеются ли на участке подземные сооружения, кабели и прочее. Их места должны отмечаться знаками.

Одновременная работа двух или более дорожных машин до­ пускается при соблюдении между ними расстояния не менее 20 м.

Помимо общих требований техники безопасности личный со­ став, обслуживающий дорожные машины, должен соблюдать пра­ вила работы на отдельных видах прицепных или навесных дорож­ ных машин.

§ 2. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА БУЛЬДОЗЕРАХ

При техническом обслуживании и ремонте надо принять меры против самопроизвольного перемещения машины, для чего подло­ жить под гусеницы подкладки, выключить органы механического

управления, выключить

подачу топлива,

опустить на

подкладки

навесное оборудование.

Категорически

запрещается

находиться

■под поднятым отвалом.

превышающих

при подъеме

25° и при

Работа на уклонах,

спуске 35°, не допускается. Поперечный уклон не должен превы­ шать 30°.

Нельзя выдвигать отвал за бровку насыпи при сбросе грунта под откос, так как это может привести к сползанию и опрокидыва­ нию бульдозера. Запрещается во время движения бульдозера спу­ скаться с трактора и подниматься на него, а также становиться на раму, отвал и толкатели.

Нельзя поворачивать бульдозер при загруженном или заглуб­ ленном отвале.

т


При работе на крутых косогорах запрещается делать резкие повороты во избежание опрокидывания и сползания трактора, а также поломки задней оси.

Транспортирование бульдозера своим ходом на высшей пере­ даче не допускается. По плохой дороге и пересеченной мест­ ности разрешается движение только на первой и второй ско­ ростях.

При кратковременных остановках бульдозера во время работы отвал должен быть опущен на землю.

Необходимо постоянно следить за состоянием тракторной ле­ бедки,, не допуская перегрева барабанов, лент, тормоза и фрик­ ционов.

При работе бульдозера с гидравлической системой управления запрещается резко включать рычаги управления, самостоятельно

регулировать предохранительный

клапан гидравлической

си­

стемы, допускать нагрев масла в

гидравлической системе

свы­

ше 60° С.

 

 

§ 3. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА СКРЕПЕРАХ

Прицепной скрепер должен иметь жесткое и исправное соеди­ нение с прицепной скобой трактора с помощью шкворня с пре­ дохранительной гайкой. Сцепление гибкими приспособлениями (канатами, цепями и т. п.) запрещается.

В скреперах с гидравлическим управлением между дышлом скрепера и трактором закрепляют предохранительный канат, имею­ щий длину меньше длины гибких шлангов, . находящихся между скрепером и трактором. Назначение каната — предохранить шлан­ ги от разрыва при срезании соединительного шкворня сцепного устройства.

До начала работ участок, подлежащий разработке, должен быть очищен от пней и крупных камней.

При работе скрепера на подъеме нельзя допускать чрезмерного заглубления ножа.

Разработка грунта скреперами разрешается при предельном продольном уклоне 10%, поперечном— 17%.

Запрещается перевозить людей в порожнем или загруженном ковше скрепера, а также находиться в ковше и выполнять какиелибо работы при поднятой и незакрепленной дополнительно за­ слонке ковша.

Не допускается работа скрепера в мокрых глинистых грунтах и на топких болотистых участках.

Нельзя круто поворачиваться при поднятом пустом ковше, так как в этом положении скрепер теряет устойчивость.

Не допускаются повороты скрепера при заглубленном ковше. При работе скрепера с толкачом соблюдаются следующие

меры;

173


во избежание смещения машинистов с сидений скрепера и толкача толкающие усилия должны быть плавными;

нельзя начинать толкание при движении скрепера; толкач подвести к неподвижному скреперу и только после соприкоснове­

ния толкающего устройства с буфером скрепера начинать движе­ ние;

толкач должен быть оборудован деревянным брусом — бу­ фером;

скорости толкача и скрепера должны быть одинаковыми;

— толкач подбирается той же марки, что и тягач скре­ пера;

толкач должен двигаться строго в «затылок» скреперу;

заполнение ковша скрепера, работающего с толкачом, про­ изводится на низшей передаче.

§ 4. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА АВТОГРЕЙДЕРАХ

Во время работы автогрейдера категорически запрещается:

удалять корни и камни из-под ножа или откосника;

сидеть на раме отвала;

сходить и подниматься на раму отвала.

При движении назад отвал поднимается до отказа.

При разравнивании грунта на свежеотсупанных и неогражденных насыпях высотой более 1,5 м запрещается подъезжать к бровке ближе чем на 0,5 м.

Снятие и установку кирковщика, вынос отвала в сторону про­ изводят два человека.

Запрещается на ходу изменять угол резания.

Не рекомендуется менять угол захвата при заглубленном от­ вале.

Запрещается работа на автогрейдере при наличии на участке пней, камней и крупных корней.

При движении по дорогам отвал и кирковщик необходимо под­ нимать в верхнее положение с наименьшим углом захвата.

§ 5. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ЭКСКАВАТОРАХ

Каждый экскаватор должен быть оборудован звуковой сигна­ лизацией. Значения сигналов должны быть разъяснены всему личному составу, связанному с работой машины.

Во время работы экскаваторы должны устанавливаться на спланированной площадке и закрепляться во избежание самопро­ извольного перемещения. Подкладывать под гусеничные ленты, катки гусениц и колеса доски, бревна, камни и другие предметы для предупреждения смещения экскаватора во время работы за­ прещается,

177


Расстояние между кабиной одноковшового экскаватора и за­ боем при любом .положении кабины должно составлять не ме­ нее 1 м.

Во время перерывов в работе независимо от их причин н про­ должительности стрелу одноковшового экскаватора следует отве­ сти в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.

Путь, по которому передвигается экскаватор, должен быть за­ ранее выровнен и спланирован, а на слабых грунтах — усилен щитами или настилом из досок, жердей, брусьев или шпал.

Во время движения одноковшового экскаватора стрелу его не­

обходимо

устанавливать

строго

по направлению

хода,

а ковш

поднимать над землей на 0,5—0,7 м, считая от нижней

кромки

ковша, или же

закреплять ковш в транспортном положении.

Передвижение экскаватора

с

нагруженным

ковшом

запре­

щается.

_

подъем

и

перемещение

с

помощью

■!

Производить

ковша

крупных камней,

досок,

бревен,

балок

и

других

грузов

запре­

щается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нахождение людей между экскаватором и транспортными

средствами во время погрузки сыпучих материалов

запре­

щается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запрещается

также

производство

работ

и нахождение по­

сторонних

лиц

в радиусе,

равном

длине стрелы экскаватора

плюс 5 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Погрузка грунта, песка, щебня на автомобили с помощью экс­ каваторов должна производиться только с заднего или бокового борта автомобиля.

Производство работ экскаваторами при нахождении проводов электролиний в радиусе действия стрелы экскаватора запрещается.

Спуск и подъем экскаватора при угле больше установленного паспортными данными должны осуществляться с помощью тягача или лебедки в присутствии и под руководством лица, отвечающе­ го за организацию работ в этом районе.

§6. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ

СРЫХЛИТЕЛЯМИ

Прежде чем приступить к работе, необходимо убедиться в на­ дежности сцепки рыхлителя с трактором.

Не допускать перегрева барабана лебедки, лент тормоза и фрикционов.

Эксплуатация рыхлителя без защитного кожуха лебедки за­ прещается.

Перед опусканием зубьев рыхлителя необходимо дать, преду­ предительный сигнал.

Поднимать и опускать зубья необходимо только при полной остановке трактора.

Во время работы рыхлителя категорически запрещается нахо­ диться на его раме.

178