Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ных при осмотре неисправностей и недостатков в обслуживании техники;

— ремонт подъездных путей, внутрипарковых дорог, кюветов, ограждений, площадок для стоянки машин; уборку территории парка и парковых помещений, а также дооборудование пунктов технического обслуживания и других помещений парка;

строительство необходимых парковых помещений для укры­ тия, ремонта и обслуживания машин;

проверку исправности пожарного инвентаря и оборудования, средств сигнализации и освещения парка.

Для ускорения работ в помощь личному составу начальник технической службы может развертывать в парке выносные по­ сты: заправки инструмента, демонтажа и накачки шин, газовой сварки и др.

Посты оснащаются необходимым оборудованием и производят работу в подразделениях по графику.

На каждый парковый день начальник технической службы со­ ставляет план проведения паркового дня, который утверждается командиром части и доводится до командиров подразделений.

Командиры подразделений на основании этого плана составля­ ют задания и доводят их до командиров взводов, расчетов, води­ телей и мотористов.

Перед началом работ в парковый день командиры подразде­ лений обязаны проверить готовность личного состава к выполне­ нию работ, уточнить задачи, строем вывести свои подразделения в парк и руководить работой личного состава по выполнению пла­ на паркового дня.

Командир части с соответствующими начальниками служб кон­ тролируют ход и качество работ, выполняемых подразделениями.

По окончании работ командиры подразделений докладывают по команде о проведенных мероприятиях и выполненных работах.

Командир части проводит разбор выполненных работ и дает указания по проведению очередного паркового дня.

ЧА СТ Ь II

МОСТОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Г Л А В А 1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СРЕДСТВАХ МЕХАНИЗАЦИИ МОСТОВЫХ РАБОТ

§I. ШТАТНЫЕ СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ МОСТОВЫХ РАБОТ

Кштатным средствам механизации мостовых работ относятся:

сваебойные средства;

лесопильные и лесозаготовительные средства;

специальные электростанции и электрифицированный ин­ струмент;

компрессорные станции и пневматический инструмент;

монтажно-такелажное оборудование;

автомобильные краны.

§2. НАЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ МЕХАНИЗАЦИИ МОСТОВЫХ

РАБОТ

Сваебойные средства предназначаются для возведения свай­ ных опор при постройке низководных, подводных и высоководных мостов,'при устройстве речных и морских причалов, при постройке плотин и в других случаях возведения свайных оснований. К ним относятся: штанговые и трубчатые дизель-молоты, вибромолоты, копры и комплект мостостроительных средств КМС.

Штанговые дизель-молоты ДБ-45 и ДМ -150 предназначены для забивки более легких деревянных свай и применяются при соору­ жении опор иизководных и подводных военных мостов.

Штанговый дизель-молот СДМ предназначен для забивки де­ ревянных свай при постройке и восстановлении высоководных мо­ стов, плотин, пристаней и возведения свайных оснований под раз­ личные сооружения.

Трубчатые дизель-молоты УР-500 и УР-1250 с весом ударной части соответственно 500 и 1250 кг в практике строительных ра­ бот нашли наибольшее распространение при возведении свайных оснований различных сооружений.

Копры предназначены для подвески дизель-молотов, для уста­ новки и направления сваи и молота в процессе бойки. ■

Комплект мостостроительных средств КМС предназначен для выполнения следующих работ:

190



строительства Низководных мостов на свайных опорах;

строительства низководных мостов на рамных опорах;

возведения свайных опор подводных мостов.

К лесопильным и лесозаготовительным средствам относятся:

лесопильные рамы;

трелевочные тракторы;

бензомоторные пилы.

Лесопильные рамы предназначены для продольной распиловки леса на брусья и доски.

Трелевочные тракторы предназначены для транспортировки хлыстов и бревен or лесосеки, на которой производится валка

леса, до склада или площадки, где производится их дальнейшая обработка.

Бензомоторные пилы предназначены для поперечной распилов­ ки древесины, валки и раскряжевки деревьев, опиловки свай, на­ садок и других элементов деревянных мостов.

Специальные электростанции предназначены для электроснаб­ жения потребителей, меняющих время от времени место своей ра­ боты, а также для тех случаев, когда потребность в электрической энергии в каком-либо месте возникла временно.

К специальным электростанциям относятся инженерные лесо­ заготовительные, инженерные деревообрабатывающие, инженерные грунтовые и осветительные передвижные электрические станции.

Инженерные деревообрабатывающие и лесозаготовительные станции ЭСБ-4-ИД и ЭСБ-4-ИЛ предназначены для электрифика­ ции работ, связанных с обработкой древесины (валка и раскря­ жевка леса, обрезка сучьев, опиловка, производство запилов, свер­

ление, изготовление гнезд, шпунтовых пазов, острожка деревян­ ных элементов и др.).

Инженерные грунтовые станции ЭСБ-4-ИГ служат для электри­ фикации работ, связанных с обработкой твердых и мерзлых грун­ тов (бурение шпуров в скалистых породах, бетоне, кирпичной кладке и мерзлых грунтах, разрушение бетона и кирпичной кладки).

Передвижная электрическая станция ЭСБ-4-ВО предназначена для освещения различных объектов.

Электрифицированный инструмент, входящий в комплект элек­ тростанций, является высокопроизводительным средством механи­ зации трудоемких ручных работ и применяется в различных обла­ стях военного строительства, в том числе и при дорожно-мостовых работах.

Компрессорные станции и пневматический инструмент предна­ значены для разработки скальных пород, твердых и мерзлых грун­ тов, разрушения дорожных покрытий, сверления отверстий в дере­ вянных и металлических конструкциях, трамбования грунтов, очистки участков дорожных покрытий и оснований от пыли во время ремонта и других работ.

Монтажно-такелажное оборудование является средством меха­ низации работ по подъему, перемещению грузов и различных кон­

191


струкций. При строительстве и восстановлении мостов исполь­ зуется самое различное подъемное оборудование: канаты, лебедки, домкраты.

Канаты предназначаются для подъема и перемещения грузов. Лебедки применяются при монтаже сборных конструкций, при подъеме свай и в тех случаях, когда строительный процесс по

своему характеру требует замедленных перемещений.

Домкраты предназначаются для подъема тяжелых грузов на сравнительно небольшую высоту при строительно-монтажных, ремонтных и аварийных работах.

Автомобильные краны предназначены для монтажа пролетных строений, укладки сборно-разборных дорожных покрытий, подачи элементов мостов, укладки бревен на эстакадах лесопильных рам, штабелирования готовых элементов дорожных и мостовых кон­ струкций на строительной площадке и других работ.

Г Л А В А 2

СВАЕБОЙНЫЕ СРЕДСТВА

§ 1. НАЗНАЧЕНИЕ, ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И УСТРОЙСТВО

БЕСКОПРОВОГО д и з е л ь -м о л о т А и р а з б о р н о г о

МЕТАЛЛИЧЕСКОГО КОПРА СО СВАЙНЫМ ДИЗЕЛЬ-МОЛОТОМ

В общем комплексе работ, выполняемых инженерными и до­ рожными войсками по дорожному обеспечению боевых действий войск, одно из ведущих мест занимают работы по строительству и восстановлению мостов на военных автомобильных дорогах. Поэтому механизация свайных работ, быстрота и качество их выполнения в значительной степени определяют скорость постройки моста и его эксплуатационную надежность.

Одним из наиболее распространенных методов погружения де­ ревянных свай в грунт является в настоящее время метод, бази­ рующийся на применении механизмов ударного действия. Сваи по этому методу забиваются агрегатом, состоящим из свайного мо­ лота, копровой установки или копрового оборудования к базовой машине и лебедки.

Свайный молот служит для забивки свай в грунт.

Копровая установка предназначена для подвешивания и на­ правления в процессе работы свайного молота, а также для уста­ новки и направления сваи при забивке.

Лебедка предназначена для подъема и опускания стрелы копра при его сборке и разборке, а затем для подъема и опускания свай­ ного молота и сваи.

Основным сваебойным средством ударного действия являются дизель-молоты. Свайные дизель-молоты представляют собой свае­ бойный агрегат, соединяющий в сборе ударный механизм и двух­ тактный двигатель, работающий по принципу дизеля — с само­ воспламенением топлива от сжатия.

По своей конструкции свайные дизель-молоты разделяются на две основные группы: штанговые и трубчатые.

В настоящее время нашей промышленностью выпускаются штанговые дизель-молоты с неподвижными и подвижными штан­ гами, жестко соединенными с цилиндром дизель-молота.

7— 75

(

193


JO

 

Для забивки более легких свай

применяются

 

дизель-молоты

с подвижными штангами ДБ-45 и ДМ-150.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дизель-молот ДБ-45

(рис. 93)

состоит из следующих основных

 

частей: патрона (рис. 94), кран-балки и собственно дизель-молота.

 

Патрон 1 (рис. 93)

предназначается

 

для

крепления

молота на

 

свае и установки кран-балки. Он крепится к свае с помощью трех

 

центрирующих

штырей

7 и

двух болтов, надеваемых на шкво­

 

рень 4, который вставляется в отверстие, просверленное в заранее

 

обработанной

голове сваи.

Патрон к поршневому блоку молота

 

крепится

двумя болтами 8,

головки

которых

входят

в

овальные

 

отверстия,

расположенные в

горизонтальных

ребрах

поршневого

 

блока.

 

 

 

 

 

 

 

 

нижний конец стойки кран-

 

 

Во втулку 15 (рис. 94) вставляется

 

балки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кран-балка предназначается для подъема дизель-молота на

 

сваю и спуска его, а также для подъема ударной части при запуске

 

молота.

 

 

состоит

из стойки, кошки

(подъемно-сбрасываю-

 

 

Кран-балка

 

щий механизм)

и фрикционного ворота с головкой, укрепленной на

 

стойке болтом. Стойка кран-балки трубчатая с плоским клиновид­

 

ным окном для упорного рычага сбрасывающего механизма.

 

 

 

Кошка служит для подъема и сбрасывания ударной части при

 

запуске. На втулке расположены все детали кошки. Боковые

 

захватывающие рычаги поднимают ударную часть дизель-молота

 

за

имеющиеся

на нем два зуба до тех пор, пока упорный рычаг

 

не войдет в клиновидное окно стойки.

При этом

захватывающие

 

рычаги повернутся вниз и сбросят с себя ударную часть. Подъем

 

кошки производится тросом,

присоединенным

с помощью

крюка

 

к дужке. Вначале этот трос используется для подъема молота на

 

сваю и крепления его к патрону.

После

установки

молота

трос

 

переносят с ударной части к кошке кран-балки, для чего его пере­

 

брасывают

через

блок

на

противоположную

сторону

кран-

 

балки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрикционный ворот облегчает подъем ударной части, а также

 

всего молота на установленную сваю и обеспечивает безопасность

 

подъема и опускания молота. Ворот приводится в действие с по­

 

мощью трещотки двустороннего действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подъем дизель-молота на сваю и опускание его, а также

 

подъем ударной части производятся с земли или с парома путем

 

качания коромысла трещотки веревками, привязанными к серьгам.

 

 

 

 

Рис. 93. Общий вид бескопрового дизель-молота ДБ-45:

 

 

 

 

J — патрон; 2 — кран-балка;

3 — собственно дизель-молот; 4 — шкворень;

5 — болт

шкворня;

 

6 — пружина;

7 — центрирующий штырь;

8 — болт крепления молота;

 

9 — фиксатор;

10

 

скоба;

// — втулка

кран-балки;

12 — стойка

кран-балкн;

13 — кошка

(подъемно-сбрасы-

 

вающнй

механизм);

14 — фрикционный

ворот;

15 — болт; 16— клиновидное окно;

17 — на­

 

правляющая

шпонка; 18 — захватывающие рычаги;

 

19 — упорный рычаг;

20 — перемычка;

 

21 — дужка;

22 — втулка; 23 — коромысло трещотки;

24 — серьга;

25 -трещотка

двусторон­

 

него

действия;

26 н

27 — кронштейны барабана; 28 — барабан; 29 — храповик;

30 — головка

 

 

 

 

 

 

 

 

кран-балкн;

31 — трос

 

 

 

 

 

 

 

 

194

7*

195