Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чает рычаги колонки управления, включает и выключает электро­ двигатели, управляет механизмом прижима передних вальцов, а также следит за правильной распиловкой бревен, поставом пил и наблюдает за работой всего расчета.

Второй пильщик занимает место у выхода пиломатериала из пильной рамки. Он управляет механизмом прижима задних валь­ цов, наблюдает за нагреванием направляющих, работой контрпри­ вода и транспортера, удаляет после выхода из пильной рамки от­ дельные короткие горбыли и обрезки досок.

Рис. 110. Схема работы расчета лесопильной рамы и движения лесоматериалов при распиловке. (Цифрами показано положение номеров расчета)

Третий пильщик зажимает и отпускает бревно клещами перед­ ней зажимной тележки, центрирует его и обеспечивает подачу по рельсовому пути к раме и подачу тележек обратно к эстакаде.

Четвертый и пятый пильщики производят накатывание бревна с эстакады на передние тележки, обеспечивают правильную уста­ новку бревна на тележках, а также накатывание бревен из шта­ беля к эстакаде и обрубку сучьев.

Шестой пильщик зажимает пиломатериал клещами задней за­ жимной тележки, откатывает его к эстакаде, разжимает клещи и подает тележки обратно к раме.

Седьмой и восьмой пильщики сбрасывают пиломатериал с зад­ них тележек и перемещают его на эстакаде к штабелю.

Кроме того, седьмой пильщик обеспечивает в свободные мо­ менты времени уборку опилок из приемника ленточного транспор­ тера.

При смене постава седьмой пильщик убирает опилки из-под рамы и заливает масло в направляющие рамы,

233

Третий, четвертый, пятый и шестой пильщики производят на­ катку бревен на эстакаду.

При распиловке брусьев на обрезные доски второй пильщик ставится только на уборку опилок и ведет наблюдение за рабо­ той всех узлов и механизмов лесорамы.

§ 4. РАСПИЛОВКА ЛЕСА. СВЕРТЫВАНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВКА ЛЕСОПИЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Распиловка лесоматериалов

Лесоматериал укладывается в штабеля с одной или двух сто­ рон рельсового пути. Часть материала укладывается на эстака­ ду. При двусторонней накатке бревен на противоположной, сторо­ не устраивается вторая деревянная эстакада из бревен или брусьев.

Брусья складываются в одну сторону, горбыли и доски в дру­ гую.

Для получения обрезных досок двухкантные брусья пропуска­ ют вторично через лесораму в этом же направлении или поворачи­ вают постав пил, и распиловка производится в обратном направ­ лении. Поддерживающие и зажимные тележки при этом нужно переставить.

Бревно с эстакады перекатывается на переднюю поддержи­ вающую и зажимную тележки и закрепляется так, чтобы ось бы­ ла параллельна продольной оси рельсового пути и направлена в центр постава. В дальнейшем бревно закрепляется только кле­ щами.

Закрепление материала клещами задней зажимной тележки производится при освобожденном винте поперечного перемеще­ ния. Стопорение производится после зажима клещами. Закреп­ лять распиливаемый материал следует за конец длиной не более 1,5 м. Задняя зажимная тележка препятствует повороту бревна на вальцах относительно собственной продольной оси, поэтому разжимать клещи задней тележки можно при условии, если недопиленная часть бревна составляет не более 7з всей длины. В противном случае доски будут получаться «с крыловатостыо». Разжатие клещей передней зажимной тележки производится при длине бревна не более 2 м.

Свертывание лесопильной рамы

Свертывание лесорамы. необходимо производить следующим образом:

обесточить силовой кабель, подведенный к электрошкафу;

отключить кабели от электродвигателей и электрошкафа;

разобрать щиты рабочей площадки и защитный настил

рельсового пути;

— снять зажимные и поддерживающие тележки с рельсового пути;

234


разобрать секции и шпалы рельсового пути;

снять плоские ремни со шкивов электродвигателей и по­

став пил;

установить механизм подъема платформы с электродвига­ телями и, открепив их от станины, поднять платформу;

опустить пильную рамку и верхние вальцы в нижнее поло­ жение;

поднять в транспортное положение лесораму на винтовых домкратах;

поставить лесораму на ходовую часть;

снять ленточный транспортер;

разобрать эстакаду;

погрузить принадлежности в кузов автомашины-тягача;

-— надеть чехол на лесораму;, —• присоединить дышло лесорамы к автомашине-тягачу;

уложить два щита под колеса лесорамы и перекатить ее через приямок;

погрузить подкладочные брусья и щиты в кузов автома­

шины.

Транспортировка лесорамы

Лесопильная рама ЛРВ перевозится в прицепе за автомоби­ лем КрАЗ-214. Принадлежности лесорамы укладываются в кузов тягача. На короткие расстояния, в лесу лесорама может транспор­ тироваться в прицепе за трактором.

При перевозке лесорамы по колонным путям со слабым грун­ том для уменьшения давления на грунт рекомендуется снять с лесорамы грузы (уложенные под электроплатформой) и погру­ зить их в кузов автомобиля-тягача.

При транспортировке лесорамы необходимо строго выполнять следующие правила:

перед началом движения тягача с лесорамой включить тор­ моз наката, для чего с прицепной серьги снять скобу;

перед подачей лесорамы тягачом задним ходом выключить тормоз наката, для чего надеть скобу на прицепную серьгу;

при транспортировке лесорамы трактором категорически за­ прещается делать крутые повороты; наибольший поворот дышла 25° вправо или влево; невыполнение указанных условий приводит

квыходу из строя дышла и тормоза наката;

при движении ночью необходимо включить задний фонарь

стоп-сигнала.

§5. ПРОКОВКА, ПРАВКА (РИХТОВКА) И ЗАТОЧКА ПИЛ. ИНСТРУМЕНТ

ИПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ПРАВКИ, ЗАТОЧКИ ПИЛ

Проковка пил. Качество распиловки бревен на лесопильной раме во многом зависит от устойчивости режущей кромки пил в пропиле.

235


В процессе работы пилы по мере ее износа режущая кромка постепенно перемещается к середине полотна, т. е. приближается к зоне провальцованной части пилы, что снижает боковую жест­ кость пилы. Для устранения этого недостатка приходится пилы вальцевать в процессе эксплуатации. В войсковых условиях по­ вторные усиления средней зоны полотна пилы производятся руч­ ной проковкой (рихтовкой). Пила, правильно провальцованная или прокованная, при ее изгибе должна иметь равномерный по всей длине прогиб средней части полотна. Величина прогиба (све­ товая щель) должна быть от 0,1 мм для толстых пил до 0,3 мм для тонких пил. Если удлинение средней зоны пилы недостаточно, то эту часть нужно проковать молотком с круглым наличником, нанося равномерные удары вдоль нескольких продольных линий, проведенных мелком.

Чем ближе к продольной оси пилы, тем сильнее надо наносить удары. Если у пилы чересчур велико относительное удлинение средней зоны, то уменьшить его можно проковкой боковых частей, ослабляя удары по мере приближения к средней продольной оси пилы. Толстые пилы достаточно устойчивы к работе и при эксплуа­ тации рихтовки не требуют.

Правка (рихтовка) пил. Под понятием правки полотен пил под­ разумевается устранение всех выпучин, слабим, тугих мести«крыловатости» пил. Эти дефекты бывают и в пилах, Полученных с завода, и в пилах, находящихся в работе.

Местные дефекты выявляются линейкой, при этом полотно пи­ лы изгибают в продольном направлении. Ребро линейки при вылучинах будет прилегать к пиле с просветами по краям, а при вмя­ тинах, наоборот, с просветом в середине.

Вмятина обычно обнаруживается как выпучина на другой сто­ роне пилы.

Границы дефектов, обнаруженных при проверке, обводят ме­

лом.

удары наносят сначала

Для устранения выпучины легкие

вокруг нее, затем по .краям и более

сильные — по средней ее

части.

 

Выпуклости, имеющие вид эллипса или продольной складки, лучше всего удалять с помощью ударов молотком с удлиненным наличником, нанося удары так, чтобы направление длинной оси наконечника совпадало с направлением длинной оси выпучины.

При правке выпучин между пилой и наковальней необходимо прокладывать несколько листов толстой оберточной бумаги, что­ бы предупредить растягивание выпуклого места, и помнить, что выпучины устраняются уплотнением металла на месте дефекта.

Заточку зубьев пил необходимо производить после каждых 3—4 ч непрерывной работы.

При заточке необходимо сохранять форму профиля зуба, рав­ номерно стачивая зуб с передней (грудки) и задней (спинки) граней. Обработка тодько передней грани приводит к искажению профиля зуба. При заточке зубьев надо поддерживать постоян­

236


ный профиль точильного круга путем периодической его правки для надлежащего оформления выпаднны.

При заточке следует избегать перегрева кончиков зубьев. При­ знаком перегрева являются синева или небольшие синие отливы на точеных поверхностях, получающиеся в результате снятия чрез­ мерно большого слоя металла за один проход. Зубья необходимо затачивать за несколько проходов (до четырех при нормальном затуплении) до исчезновения мест затупления (белых блестящих точек).

Заточка пил производится на специальном заточном станке.

§ 6. РАЗВОДКА И ПЛЮЩЕНИЕ ЗУБЬЕВ. УСТАНОВКА ПИЛ В РАМУ. ВЫВЕРКА ПИЛ В ПОСТАВЕ

Развод зубьев, необходимый для уменьшения трения боковых

поверхностей пилы о стенки пропила, делается

путем отгибания

зубьев в сторону. При разводе отгибается '/з,

V2 часть высоты

зуба.

 

Величина развода .зубьев на сторону зависит от породы и со­ стояния распиливаемой древесины и должна быть в пределах:

для

хвойных пород

(сосна, ель) — 0,6—0,8 мм\

для

твердых пород

(дуб, бук) — 0,5—0,6 мм.

Развод зубьев производится разводкой и контролируется шаб­ лоном. Во всех случаях величина развода не должна превышать половины толщины пилы.

При правильном разводе шаблон, плотно приложенный к боко­ вой поверхности пилы, должен сопровождаться соответствующим уступом с кончиком отогнутого зуба.

Установка пил в раму. Выверка пил в поставе. Поставом пил

называется набор пил и распорок, установленных в таком порядке и с таким расчетом, чтобы из бревна определенного диаметра по­ лучались пиломатериалы требуемых сечений.

В зависимости от необходимости получения требуемого пило­ материала и производят выбор постава пил.

При установке в раму пил необходимо произвести следующие работы:

надеть нижние и верхние захваты на полотна пил;

завести каждую пилу в пильную раму и установить в попе­ речинах зубьями навстречу, подаче бревна;

установить нижние и верхние прокладки между полотнами пил и предварительно сжать постав гайками струбцин;

с помощью угольника с линейкой проверить наклон пил, приходящийся на длину хода пильной рамки;

произвести предварительное натяжение пил. Вставлять клин

взахват допускается только со стороны большего размера паза;

установить проверочную линейку и угольник на кронштей­ ны. Перемещая угольник по линейке, проверить установку пил. Плоскость полотна пилы должна совпадать с плоскостью уголь­

237


ника. Зазор ликвидируется поворачиванием постава пил при подвинчиванни гаек струбцины;

— произвести окончательную равномерную натяжку пил; нор­ мальное натяжение считается такое, при котором пильное полотно прогибается на 1 мм от усилия 5—6 кг, прилагаемого к середине пилы.

§ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ НА ЛЕСОЗАВОДЕ

Лесопильные работы при изготовлении элементов и конструк­ ций мостов производят на лесопильной раме ЛРВ. Кроме лесорамы ЛРВ могут быть использованы н другие лесопильные средства, имеющиеся в войсках (ЛРМ-79, РГ1-65, ЦДТ-4), а также находя­ щиеся в районе производства работ стационарные и временные лесопильные заводы.

В качестве привода лесорам и других средств лесозавода, а также электроинструмента на площадках по изготовлению элемен­ тов мостов используют войсковые электростанции ЭСД-50-ВС или ЭСД-75-ВС.

Для производства лесопильных работ развертывают лесопиль­ ный завод, в состав которого, как правило, включают:

лесопильные рамы ЛРВ;

электростанцию ЭСД-50-ВС или ЭСД-75-ВС;

заточный станок УЗС;

автокран или автопогрузчик.

Для руководства работами на лесозаводе назначают начальни­ ка лесозавода, который организует все работы лесозавода и от­ вечает за выдачу пиломатериала по срокам и объему. Выбор ме­ ста для лесозавода производит лично начальник лесозавода.

Количество лесопильных средств в составе лесозавода опреде­ ляют в зависимости от объема и установленного срока выполнения работ по изготовлению мостовых конструкций.

После определения необходимого количества лесопильных средств и выбора места лесопильного завода составляют схему расстановки лесопильных средств и расположения площадок для изготовления элементов и сборки мостовых конструкций. Принятая схема расстановки лесопильных средств и площадок для изготов­ ления элементов и сборки конструкций мостов должна обеспечи­ вать поточность работ, минимальное количество внутризаводских перевозок и исключать встречное движение обрабатываемых мате­ риалов.

Подачу круглого леса к лесорамам производят вручную, а при наличии автокрана с его помощью бревна периодически перекла­ дывают из штабеля на эстакаду у лесорам. Подачу пиломатериа­ ла от лесорам на площадки изготовления элементов моста про­ изводят с помощью автопогрузчика или автокрана, а при наличии необходимых средств и времени оборудуют узкоколейный путь с тележкой.

238