Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рубильно-чеканный молоток предназначен для рубки и чекан- ' ки металла, устройства бойниц в кирпичных и бетонных стенах, тески камня любой чистоты и для обчистки литья.

Рабочим наконечником могут быть зубило, чеканка, обжимка или комплект наконечников для обработки камня (закольник, тесовнк, бучарда). Масса рубильно-чеканного молотка 5,5 кг, пот­ ребное давление воздуха 5,6 атм, расход воздуха 0,5—0,6 м3/мин, число ударов в минуту 1500.

Клепальный молоток служит для клепки заклепок диаметром до 32 мм в металлических конструкциях. Рабочим наконечником

является обжимка. Клепальный молоток

может

быть применен

для забивки штырей, костылей и гвоздей.

расход

воздуха

0,8—

Масса клепального молотка 9 кг,

0,9 м3/мин, число ударов в минуту 800, потребное давление

возду­

ха 5,5 атм.

 

 

 

Пневматический инструмент ударно-поворотного и вращательного действия

Кпневматическим инструментам ударно-поворотного действия относятся различные бурильные молотки (перфораторы), которые предназначены для бурения шпурсгв и скважин в твердых горных породах и бетоне при производстве буровзрывных работ.

На военно-дорожных работах применяют, как правило, легкие бурильные молотки, которые состоят в комплекте пневматических инструментов передвижных компрессорных станций.

Наиболее широкое применение получил бурильный молоток РП-17А. Он позволяет бурить скважины диаметром 46 мм, глуби­ ной до 5 м со скоростью 100—150 мм/мин.

Кпневматическим инструментам вращательного действия, вхо^ дящим в комплект передвижных компрессорных станций, относятг ся пневматические сверлильные машины. Они предназначены для

сверления отверстий в дереве диаметром до 70 мм, на глубину до 1 м и в металле диаметром до 32 мм.



Г Л А В А 6

МОНТАЖНО-ТАКЕЛАЖНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

§ 1. КАНАТЫ СТАЛЬНЫЕ И ПЕНЬКОВЫЕ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

Стальные канаты применяются для подъема и перемещения тяжелых грузов, для оснастки грузоподъемных механизмов и ма­ шин, землеройных и дорожных машин с канатно-блочным приво­ дом рабочих органов, а также для изготовления стропов, вант, от­ тяжек, расчалок и непосредственно тяговых канатов.

Они изготовляются, путем свивки из отдельных тонких прово­ лочек диаметром 0,22—3 мм и бывают одинарной, двойной н трой­ ной свивки. При одинарной свивке канат свивается из отдельных проволок. При двойной свивке проволочки предварительно свива­ ются в пряди. Такие канаты называются тросами. При тройной свивке канат свивается из нескольких канатов двойной свивки и называется кабелем.

Для монтажных и такелажных работ, а также для грузоподъ­ емных механизмов применяются обычно канаты двойной свивки (тросы), состоящие из шести прядей и пенькового сердечника, удерживающего смазку и придающего канату гибкость (рис. 1126). Чем больше число проволочек в пряди и чем меньше диаметр про­ волоки, тем больше гибкость каната.

Стальные канаты классифицируются по конструкции: а) по числу свивок троса:

— одинарная свивка — образуется группой проволок, располо­ женных по спирали в один или несколько концентрических кру­ гов вокруг центральной проволоки;

— двойная свивка — образуется, когда проволоки предвари­ тельно свиваются в пряди, а пряди в канат, причем пряди распо­ лагаются по спирали в один или несколько концентрических слоев вокруг металлического или органического сердечника;

— тройная свивка — это такой канат, который свивается с ка­ натом двойной свивки;

б) по направлению свивки:

— канаты прямой (односторонней) свивки, у которых проволо­ ки в прядях и сами пряди свиваются в одну сторону; канаты, где

272

О р г а н и ч е с к и й
Рис. 126. Поперечное сечение троса

свивки одной стороны, более гибкие, долговечные, но имеют один

недостаток — легко раскручиваются

и расплющиваются, а поэтому

в монтажных работах применяются

редко;

— канаты крестовой свивки — это такие канаты, у которых проволоки в прядях свиваются в одну сторону, а пряди в канатах в другую сторону; в подъемно-транспортных машинах применяют­ ся канаты крестовой свивки с точечным касанием; в зависимости от направления прядей такие канаты могут быть правой и левой свивки;

— канаты комбинированной свив­ ки— к ним относятся канаты, в кото­ рых направление свивок проволок в двух рядом лежащих' прядях противо­ положно.

Проволоки для канатов изготов­ ляются из стали с расчетным преде­ лом прочности при растяжении 120— 260 кг/мм2, который вводится в услов­ ное обозначение каната.

Хранить канаты разрешается толь­ ко в бухтах, в смазанном виде и сухих помещениях. Смазывать канат можно любым маслом, не содержащим кис­ лот, щелочей и других вредных при­ месей, или канатной мазью.

Наиболее часто применяются ка­ наты ТК6Х19, ТК6Х37 и ТК6Х61.

Пригодность каната к использованию определяется по степени его износа, наличию обрывов отдельных проволочек в прядях, кор­ розии проволок и т. д.

Если на длине одного шага свивки каната будет обнаружено обрывов проволок больше, чем указано в табл. 33, такой канат вы­ браковывается.

 

 

 

Т а б л и ц а 33

 

Браковочные нормы обрывов проволок каната

Конструкция

Тип свивки

/

Допустимое число обрывов

каната

на'длине шага сви в ки

ТК6Х19

Крестовая

 

\ 12

ТК6Х37

Односторонняя

 

6

Крестовая

 

22

ТК6Х61

Односторонняя

 

11

Крестовая

 

36

 

Односторонняя

 

18

Канаты лебедок, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих кислоты, ВВ и ядовитые вещества, бракуются при количестве обрывов вдвое меньшем, чем указано в табл. 33.

273


 

Т а б л и ц а 34

Понижающие коэффициенты браковочных норм

Поверхностный износ пли коррозия

Коэффициенты, на которые надо умножать

проволок, %

допускаемое количество обрывов (табл. 33)

10

0,85

15

0,75

20

0,7

25

0.6

30

0,5

40 и больше

Канат бракуется

Втом случае, когда канат кроме обрывов проволок имеет еще

иповерхностный износ или слой коррозийного покрытия, допускае­ мое количество проволок уменьшается. Для этого необходимо бра­ ковочные нормы помножить на коэффициенты, приведенные в

табл. 34.

Пеньковые канаты применяются при монтаже различного обо­ рудования металлоконструкций, а также для вспомогательных целей, например для подъема мелких деталей, оттяжек при подъ­ еме груза и т. д..

Канаты изготовляются обычно из пеньковой пряжи, скрученной в каболки (шнуры), из которых связываются отдельные пряди. Канаты чаще всего выпускаются трехрядными и подразделяются на смоленые, если отдельные каболки пропитываются смолой, и несмоленые (бельные), связываемые из непросмоленных каболок.

Несмоленые канаты прочнее смоленых, имеют большую гиб­ кость и поэтому удобны в работе, однако они подвержены загни­ ванию.

Смоленые канаты (пропитаны дегтем или карболиниумом) стойки против влаги, но прочность их на 10—15% меньше, чем несмоленых.

В последнее время все большее распространение получают канаты из капрона и перлона. Они имеют большую прочность на разрыв, водоустойчивы и не подвергаются гниению. Для предохра­ нения от загорания их пропитывают особым составом.

§ 2. ЛЕБЕДКИ РУЧНЫЕ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ

Лебедкой называется механизм, состоящий из барабана для наматывания каната и передач, с помощью которых производится передача вращения от приводимого вала к барабану.

Передачи лебедок бывают чаще зубчатые, реже червячные. По роду привода различают лебедки с ручным (ручные) и машин­ ным (приводные) приводом.

Лебедки с ручным приводом применяются при монтаже сбор­ ных конструкций, при подъеме свай и в тех случаях, когда строи­

274


тельный процесс по своему характеру требует замедленных пере­ мещений.

Ручные лебедки (рис. 127) выпускаются грузоподъемностью до 10 т. Они состоят из нескольких пар (в зависимости от тяго­ вого усилия) цилиндрических зубчатых колес, приводимых во вращение от рукоятки, и барабана для наматывания каната.

Вращение рукоятки приводного вала лебедки передается через зубчатые колеса к барабану, на который наматывается стальной канат, присоединенный к грузу.

Рис. 127. Ручные лебедки:

а — лебедка грузоподъемностью 1.5 т; б — лебедка Т-69

Каждая ручная лебедка снабжена автоматическим тормозом, обеспечивающим торможение барабана при спуске груза, а также мгновенную остановку его при внезапном освобождении рукоятки. Чаще всего употребляется грузоупорный тормоз (рис. 1128). На тормозном валу 1 неподвижно закреплен тормозной диск 2\ по винтовой нарезке вала перемещается гайка 3, выполненная заодно с приводной шестерней 4 и вторым тормозным диском 5. Между тормозными дисками свободно на валу установлено храповое колесо 6. Нарезка вала направлена так, что при вращении тормоз­ ного вала в сторону подъема крутящий момент, приложенный к валу, сближает тормозные диски, между которыми зажимается храповое колесо.

При вращении вала в сторону подъема собачка 7 свободно скользит по зубцам храпового колеса и не препятствует вращению.

При прекращении подъема собачка, упираясь в зубья храпо­ вого колеса, зажатого тормозными дисками, стопорит тормозной вал, вращение которого под действием груза исключено.

Опускание груза производится принудительно, вращением ру­ коятки в сторону опускания. При этом гайка с шестерней и тор­ мозным диском перемещается по винтовой нарезке вала и отходит от храпового колеса; давление между боковыми рабочими поверх-

275

костями тормозных дисков п храпового колеса уменьшается, ста­ новясь недостаточным для торможения, и груз опускается.

Приводы ручных лебедок с небольшими тяговыми усилиями (0,5 г) снабжаются безопасными рукоятками, работающими по тому же принципу.

/ — тормозной

вал; 2 и

5 — тормозные

диски;

3 — гайка; А — привод­

ная

шестерня;

6 — храповое

колесо;

7 — собачка

Некоторые лебедки, кроме грузоупорного тормоза, оборудуются управляемыми ленточными тормозами открытого типа. Подход каната на барабан лебедок с ручным приводом предусмотрен, как правило, снизу.

Во время эксплуатации лебедку необходимо закреплять. Технические характеристики лебедок приводятся в табл. 35. Лебедки с электрическим Приводом широко применяются в до­

рожных, строительных и грузоподъемных машинах, а также в тех случаях, когда требуется быстрое перемещение груза.

В копрах приводные лебедки используются для подъема и опускания свайных молотов и свай.

276