Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
Рубильно-чеканный молоток предназначен для рубки и чекан- ' ки металла, устройства бойниц в кирпичных и бетонных стенах, тески камня любой чистоты и для обчистки литья.
Рабочим наконечником могут быть зубило, чеканка, обжимка или комплект наконечников для обработки камня (закольник, тесовнк, бучарда). Масса рубильно-чеканного молотка 5,5 кг, пот ребное давление воздуха 5,6 атм, расход воздуха 0,5—0,6 м3/мин, число ударов в минуту 1500.
Клепальный молоток служит для клепки заклепок диаметром до 32 мм в металлических конструкциях. Рабочим наконечником
является обжимка. Клепальный молоток |
может |
быть применен |
|
для забивки штырей, костылей и гвоздей. |
расход |
воздуха |
0,8— |
Масса клепального молотка 9 кг, |
|||
0,9 м3/мин, число ударов в минуту 800, потребное давление |
возду |
||
ха 5,5 атм. |
|
|
|
Пневматический инструмент ударно-поворотного и вращательного действия
Кпневматическим инструментам ударно-поворотного действия относятся различные бурильные молотки (перфораторы), которые предназначены для бурения шпурсгв и скважин в твердых горных породах и бетоне при производстве буровзрывных работ.
На военно-дорожных работах применяют, как правило, легкие бурильные молотки, которые состоят в комплекте пневматических инструментов передвижных компрессорных станций.
Наиболее широкое применение получил бурильный молоток РП-17А. Он позволяет бурить скважины диаметром 46 мм, глуби ной до 5 м со скоростью 100—150 мм/мин.
Кпневматическим инструментам вращательного действия, вхо^ дящим в комплект передвижных компрессорных станций, относятг ся пневматические сверлильные машины. Они предназначены для
сверления отверстий в дереве диаметром до 70 мм, на глубину до 1 м и в металле диаметром до 32 мм.
Г Л А В А 6
МОНТАЖНО-ТАКЕЛАЖНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
§ 1. КАНАТЫ СТАЛЬНЫЕ И ПЕНЬКОВЫЕ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
Стальные канаты применяются для подъема и перемещения тяжелых грузов, для оснастки грузоподъемных механизмов и ма шин, землеройных и дорожных машин с канатно-блочным приво дом рабочих органов, а также для изготовления стропов, вант, от тяжек, расчалок и непосредственно тяговых канатов.
Они изготовляются, путем свивки из отдельных тонких прово лочек диаметром 0,22—3 мм и бывают одинарной, двойной н трой ной свивки. При одинарной свивке канат свивается из отдельных проволок. При двойной свивке проволочки предварительно свива ются в пряди. Такие канаты называются тросами. При тройной свивке канат свивается из нескольких канатов двойной свивки и называется кабелем.
Для монтажных и такелажных работ, а также для грузоподъ емных механизмов применяются обычно канаты двойной свивки (тросы), состоящие из шести прядей и пенькового сердечника, удерживающего смазку и придающего канату гибкость (рис. 1126). Чем больше число проволочек в пряди и чем меньше диаметр про волоки, тем больше гибкость каната.
Стальные канаты классифицируются по конструкции: а) по числу свивок троса:
— одинарная свивка — образуется группой проволок, располо женных по спирали в один или несколько концентрических кру гов вокруг центральной проволоки;
— двойная свивка — образуется, когда проволоки предвари тельно свиваются в пряди, а пряди в канат, причем пряди распо лагаются по спирали в один или несколько концентрических слоев вокруг металлического или органического сердечника;
— тройная свивка — это такой канат, который свивается с ка натом двойной свивки;
б) по направлению свивки:
— канаты прямой (односторонней) свивки, у которых проволо ки в прядях и сами пряди свиваются в одну сторону; канаты, где
272
свивки одной стороны, более гибкие, долговечные, но имеют один
недостаток — легко раскручиваются |
и расплющиваются, а поэтому |
в монтажных работах применяются |
редко; |
— канаты крестовой свивки — это такие канаты, у которых проволоки в прядях свиваются в одну сторону, а пряди в канатах в другую сторону; в подъемно-транспортных машинах применяют ся канаты крестовой свивки с точечным касанием; в зависимости от направления прядей такие канаты могут быть правой и левой свивки;
— канаты комбинированной свив ки— к ним относятся канаты, в кото рых направление свивок проволок в двух рядом лежащих' прядях противо положно.
Проволоки для канатов изготов ляются из стали с расчетным преде лом прочности при растяжении 120— 260 кг/мм2, который вводится в услов ное обозначение каната.
Хранить канаты разрешается толь ко в бухтах, в смазанном виде и сухих помещениях. Смазывать канат можно любым маслом, не содержащим кис лот, щелочей и других вредных при месей, или канатной мазью.
Наиболее часто применяются ка наты ТК6Х19, ТК6Х37 и ТК6Х61.
Пригодность каната к использованию определяется по степени его износа, наличию обрывов отдельных проволочек в прядях, кор розии проволок и т. д.
Если на длине одного шага свивки каната будет обнаружено обрывов проволок больше, чем указано в табл. 33, такой канат вы браковывается.
|
|
|
Т а б л и ц а 33 |
|
Браковочные нормы обрывов проволок каната |
||
Конструкция |
Тип свивки |
/ |
Допустимое число обрывов |
каната |
на'длине шага сви в ки |
||
ТК6Х19 |
Крестовая |
|
\ 12 |
ТК6Х37 |
Односторонняя |
|
6 |
Крестовая |
|
22 |
|
ТК6Х61 |
Односторонняя |
|
11 |
Крестовая |
|
36 |
|
|
Односторонняя |
|
18 |
Канаты лебедок, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих кислоты, ВВ и ядовитые вещества, бракуются при количестве обрывов вдвое меньшем, чем указано в табл. 33.
273
|
Т а б л и ц а 34 |
Понижающие коэффициенты браковочных норм |
|
Поверхностный износ пли коррозия |
Коэффициенты, на которые надо умножать |
проволок, % |
допускаемое количество обрывов (табл. 33) |
10 |
0,85 |
15 |
0,75 |
20 |
0,7 |
25 |
0.6 |
30 |
0,5 |
40 и больше |
Канат бракуется |
Втом случае, когда канат кроме обрывов проволок имеет еще
иповерхностный износ или слой коррозийного покрытия, допускае мое количество проволок уменьшается. Для этого необходимо бра ковочные нормы помножить на коэффициенты, приведенные в
табл. 34.
Пеньковые канаты применяются при монтаже различного обо рудования металлоконструкций, а также для вспомогательных целей, например для подъема мелких деталей, оттяжек при подъ еме груза и т. д..
Канаты изготовляются обычно из пеньковой пряжи, скрученной в каболки (шнуры), из которых связываются отдельные пряди. Канаты чаще всего выпускаются трехрядными и подразделяются на смоленые, если отдельные каболки пропитываются смолой, и несмоленые (бельные), связываемые из непросмоленных каболок.
Несмоленые канаты прочнее смоленых, имеют большую гиб кость и поэтому удобны в работе, однако они подвержены загни ванию.
Смоленые канаты (пропитаны дегтем или карболиниумом) стойки против влаги, но прочность их на 10—15% меньше, чем несмоленых.
В последнее время все большее распространение получают канаты из капрона и перлона. Они имеют большую прочность на разрыв, водоустойчивы и не подвергаются гниению. Для предохра нения от загорания их пропитывают особым составом.
§ 2. ЛЕБЕДКИ РУЧНЫЕ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
Лебедкой называется механизм, состоящий из барабана для наматывания каната и передач, с помощью которых производится передача вращения от приводимого вала к барабану.
Передачи лебедок бывают чаще зубчатые, реже червячные. По роду привода различают лебедки с ручным (ручные) и машин ным (приводные) приводом.
Лебедки с ручным приводом применяются при монтаже сбор ных конструкций, при подъеме свай и в тех случаях, когда строи
274
тельный процесс по своему характеру требует замедленных пере мещений.
Ручные лебедки (рис. 127) выпускаются грузоподъемностью до 10 т. Они состоят из нескольких пар (в зависимости от тяго вого усилия) цилиндрических зубчатых колес, приводимых во вращение от рукоятки, и барабана для наматывания каната.
Вращение рукоятки приводного вала лебедки передается через зубчатые колеса к барабану, на который наматывается стальной канат, присоединенный к грузу.
Рис. 127. Ручные лебедки:
а — лебедка грузоподъемностью 1.5 т; б — лебедка Т-69
Каждая ручная лебедка снабжена автоматическим тормозом, обеспечивающим торможение барабана при спуске груза, а также мгновенную остановку его при внезапном освобождении рукоятки. Чаще всего употребляется грузоупорный тормоз (рис. 1128). На тормозном валу 1 неподвижно закреплен тормозной диск 2\ по винтовой нарезке вала перемещается гайка 3, выполненная заодно с приводной шестерней 4 и вторым тормозным диском 5. Между тормозными дисками свободно на валу установлено храповое колесо 6. Нарезка вала направлена так, что при вращении тормоз ного вала в сторону подъема крутящий момент, приложенный к валу, сближает тормозные диски, между которыми зажимается храповое колесо.
При вращении вала в сторону подъема собачка 7 свободно скользит по зубцам храпового колеса и не препятствует вращению.
При прекращении подъема собачка, упираясь в зубья храпо вого колеса, зажатого тормозными дисками, стопорит тормозной вал, вращение которого под действием груза исключено.
Опускание груза производится принудительно, вращением ру коятки в сторону опускания. При этом гайка с шестерней и тор мозным диском перемещается по винтовой нарезке вала и отходит от храпового колеса; давление между боковыми рабочими поверх-
275
костями тормозных дисков п храпового колеса уменьшается, ста новясь недостаточным для торможения, и груз опускается.
Приводы ручных лебедок с небольшими тяговыми усилиями (0,5 г) снабжаются безопасными рукоятками, работающими по тому же принципу.
/ — тормозной |
вал; 2 и |
5 — тормозные |
диски; |
3 — гайка; А — привод |
ная |
шестерня; |
6 — храповое |
колесо; |
7 — собачка |
Некоторые лебедки, кроме грузоупорного тормоза, оборудуются управляемыми ленточными тормозами открытого типа. Подход каната на барабан лебедок с ручным приводом предусмотрен, как правило, снизу.
Во время эксплуатации лебедку необходимо закреплять. Технические характеристики лебедок приводятся в табл. 35. Лебедки с электрическим Приводом широко применяются в до
рожных, строительных и грузоподъемных машинах, а также в тех случаях, когда требуется быстрое перемещение груза.
В копрах приводные лебедки используются для подъема и опускания свайных молотов и свай.
276