Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 35 |
|
|
|
Технические характеристики |
ручных лебедок |
|
|
||||
|
|
|
|
Настенная |
Монтажная |
|
|
|
|
Показатели |
|
лебедка |
лебедка |
|
Т-102 |
Г -78 |
|||
|
2/П |
T-G8A |
2/П |
Т-69Б |
|||||
|
|
|
|
0,5 т |
|
1,5 т |
|
|
|
Г р у з о п о д ъ е м н о с т ь , |
т . |
0,5 |
1 |
1.5 |
3 |
5 |
7.5 |
||
П е р е д а т о ч н о е ч и с л о : |
|
21 |
|
29.7 |
65,1 |
95,8 |
|||
п е р в а я |
с к о р о с т ь . |
— |
— |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
в т о р а я |
с к о р о с т ь . . . |
— |
12,8 |
— |
18,4 |
34,65 |
41,5 |
||
Д и а м е т р |
б а р а б а н а , |
мм |
150 |
180 |
200 |
260 |
270 |
400 |
|
Д и а м е т р |
к а н а т а , мм . |
8 |
11 |
13 ' |
16 |
19,5 |
24 |
||
К а н а т о е м к о с т ь |
б а р а б а - |
22 |
150 |
65 |
150 |
220 |
300 |
||
н а л е б е д к и , |
м . . |
. |
|||||||
У с и л и е н а р у к о я т к е , кг |
10 |
— |
— |
40 |
60 |
80 |
|||
Г а б а р и т н ы е |
р а з м е р ы , |
|
|
|
|
|
|
||
мм: |
|
|
|
394 |
600 |
700 |
790 |
1200 |
1360 |
д л и н а |
б е з |
р у к о я т к и . |
|||||||
ш и р и н а |
. |
. г,- . . . |
300 |
785 |
650 |
816 |
1080 |
1400 |
|
в ы с о т а |
|
|
|
305 |
810 |
8215 |
1013 |
1040 |
1160 |
М а с с а , к |
г ................................... |
37 |
218 |
180 |
370 |
676 |
1383 |
В качестве двигателей в приводных лебедках применяются электродвигатели или двигатели внутреннего сгорания.
По способу опускания груза различают два конструктивных вида приводных лебедок — фрикционные и реверсивные. Во фрик ционных груз опускается под действием своего веса при выклю чении фрикционной муфты сцепления и тормоза, в реверсивных — переключением реверса и опусканием груза двигателем с прину дительным вращением барабана лебедки через систему передач двигателя.
Фрикционные лебедки бывают однобарабанные и миогобарабанные. С помощью многобарабанных лебедок можно выполнять несколько независимых друг от друга подъемно-тяговых операций.
Привод у лебедки для всех барабанов общий, а двигатель один. В нужный момент любой барабан присоединяется к приводу своей муфтой включения.
Наиболее широко распространены на строительно-монтажных и вспомогательных работах фрикционные лебедки Т-40 и Т-97 (рис. 129). Привод от электродвигателя 1 к валу барабана 5 -осу ществляется через клиноременную 2 и зубчатую 4 передачи. Валы обоих барабанов приводятся во вращение от ведущей шестерни, сидящей на промежуточном валу 3. Барабаны посажены на валах свободно и включаются фрикционными ■муфтами 6 попеременно.
Рабочий |
тормоз — ленточный, открытого типа, |
предназначен |
только для |
опускания груза и кратковременного |
удержания его |
на весу. |
|
|
277
Рис. 129. Лебедка двухбарабаиная Т-97:
/ — электродвигатель- |
2 — клниоременная |
передача; |
3 — промежуточный вал' |
4 — зубчатая |
||||
пепелача- 5 — барабан; 6 — фрикционная |
муфта; |
7 — тормоз; |
8 — шпилевой |
барабан; 9 — |
||||
гляпныП 'в а т 10 — станина; 11 — рукоятка |
управления |
фрикционной муфтой; |
12 — рукоятка |
|||||
управления’ собачкой |
храповика; |
13 — педаль тормоза; |
И - стопорный тормоз; |
/5 -м агн и т |
||||
ный пускатель; /6 — кнопочная |
коробка; |
17 — ушко |
станины; |
18 — сиденье; |
19 — упорные |
|||
|
болты; 20 — коробка |
для |
кабеля |
|
|
278
Для удержания груза цри аварийном выключении двигателя служит специальный стопорный тормоз 14. Включение и выключе
ние двигателя |
осуществляется с помощью магнитного пуска |
теля 15. |
лебедкой — рычажное и педальное. Особенностью |
Управление |
лебедок Т-40 и Т-97 является возможность превращения однобара банной конструкции в двухбарабанную и наоборот путем присо единения или отсоединения узла второго барабана.
Технические |
характеристики . приводных |
лебедок |
даны |
в |
||||||||||
табл. 36. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
36 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
Технические характеристики приводных лебедок |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели лебедок |
|
|
||
|
|
|
Наименование |
|
|
|
|
Т-40 |
|
|
Т-97 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Число слоев каната иа барабане |
1; 3; 5 |
1; 3; 5 |
1000 |
|
||||||||||
Тяговое усилие на барабане, кг . . |
1250; |
1250; |
1000 |
1250; |
1250; |
|
||||||||
Длина |
наматываемого |
каната |
(за |
23,8; |
82;6; |
151.5 |
23,8; |
82,6; |
151,5 |
|
||||
вычетом |
|
двух витков), |
м . . . . |
|
||||||||||
Скорость каната, м/сек |
. |
■. . . . . |
0,72; |
0,87; |
1,02 |
0,72; |
0,87; |
1,02 |
|
|||||
Диаметр |
каната, м м ......................... |
|
|
. . |
|
13 |
|
|
13 |
|
|
|||
Диаметр |
барабана, |
мм |
|
|
|
232 |
|
|
232 |
|
|
|||
Муфта |
включения . . |
. |
. . |
. -т- . |
Фрикционная |
с наружной лентой |
|
|||||||
Усилие |
на |
рычаг включения, кг . . |
|
5 |
|
|
5 |
|
|
|||||
Тип т о р м о з а ......................................... |
|
|
|
|
|
Открытый ленточный |
|
|
||||||
Усилие |
на |
педаль, |
кг . |
-.-у.-—. - . . . |
11— 17 |
11—17 |
|
|||||||
Двигатель: |
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
14 |
|
|
||
мощность, кет |
в..................минуту . . . |
|
|
|
|
|
||||||||
число |
оборотов |
|
1500 |
|
|
1500 |
|
|
||||||
Габаритные размеры, мм: |
|
|
1670 |
|
|
1988 |
|
|
||||||
длина . . . . . . . |
|
................ |
|
|
|
|
|
|||||||
ширина |
|
. -.............................................г » |
|
|
|
|
|
1734 |
|
|
1729 |
|
|
|
высота |
|
................................. |
кг . . . . |
|
1225 |
|
|
1225 |
|
|
||||
Масса |
(без двигателя), |
|
638 |
|
|
1367 |
|
|
§ 3. ДОМКРАТЫ, ТАЛИ И ПОЛИСПАСТЫ
Домкраты предназначены для подъема на сравнительно не большую высоту грузов, вес которых значительно больше веса домкрата; применяются они для подъема и перемещения пролет ных строений мостов при строительстве и восстановлении их, для подъема машин при установке их на опоры, фундаменты, под ставки, при производстве технического обслуживания и ремонта машин и других работах.
По конструкции домкраты подразделяются на реечные, винто вые и гидравлические.
Р е е ч н ые д о м к р а т ы применяются .главным образом на установочных работах, когда необходимо произвести незначитель ное перемещение деталей и узлов машины.
279
Наиболее распространены реечные домкраты грузоподъ емностью от 3 до 5 т. Более мощные .реечные домкраты громоздки и при строительстве применяются редко.
Реечный домкрат (рис. 1130) состоит из штампованного сталь ного корпуса 1 с выдвижной рейкой 2, лапой 6 и зубчатой пере дачей 3.
Подъем или опускание рейки домкрата осуществляется враще нием рукоятки на его корпусе. Через систему шестерен это вра щение передается шестерне, работающей в паре с рейкой, которая
Рис. 130. Реечный домкрат:
— корпус: 2 — зубчатая |
рейка; 3 — зубчатая передача; 4 — рукоятка; |
5 —шестерня; |
6 — лапа; 7 — храповик с собачкой |
поднимается или опускается в зависимости от направления вра щения рукоятки. Сверху рейки укреплена вращающаяся головка, поверхность которой имеет насечку.
Когда груз расположен низко над опорной поверхностью, дом крат устанавливают рядом с грузом, подводя под него только лапу. Для удержания поднятого груза в нужном положении на оси одной из шестерен установлен храповик с собачкой.
В настоящее время реечные домкраты снабжаются безопас
ной |
рукояткой. |
Конструкция |
безопасной рукоятки показана |
на |
рис. |
131. |
д о м к р а т ы |
(бутылочные) применяются |
для |
В и н т о в ые |
вывешивания машин при профилактических осмотрах и ремонтах, при постановке машин на длительное хранение с разгрузкой рес сор, при подъеме и опускании легких пролетных строений на опор ные части и в других случаях. Они обычно изготовляются грузо подъемностью 3—20 г. Домкрат (рис. 132) состоит из стального
280
корпуса 1 с заделанной гайкой, в которую входит винт 2 дом крата. Для вращения винта имеется рукоятка 6 с трещоткой. Вра щение винта может производиться также с помощью ломика, встав ляемого в отверстие головки.
В современных конструкциях винтовых домкратов применяются стальные винты с прямоугольной, реже с трапецеидальной нарез кой при угле подъема винтовой линии {3 = 4ч-6%, который меньше угла трения. Это обеспечивает самоторможение домкрата.
Рис. 131. Безопасная рукоятка: |
|
Рис. 132. Домкрат винтовой буты |
||||
/ — приводной вал; |
2 — втулка с винтовой |
нарез |
|
лочный Т-56: |
|
|
кой; 3 — винтовая |
нарезка; |
4 — тормозной |
диск; |
/ — корпус; |
2 — винт; |
3 — рифленая |
5»—гайка; 6 — рукоятка; |
7 — храповое колесо; |
головка; 4 — храповое колесо; 5 — со |
||||
|
8 — собачка |
|
бачка; |
S — трубчатая |
рукоять |
Винтовые домкраты изготовляются следующих типов:
—бутылочные с вращающейся головкой;
—бутылочные с трещоткой;
—паровозные.
Винтовые домкраты по конструкции проще реечных, компакт нее, обладают большой устойчивостью и безопасностью в работе, так как являются самотормозящими. Недостатками винтовых дом кратов являются сравнительно низкий коэффициент полезного
действия (0,3—0,4) и малая скорость |
подъема (15—35 мм/мин). |
Г и д р а в л и ч е с к и е д о м к р а т ы |
применяются для подъема |
и опускания особо тяжелых грузов, например для установки про летных строений мостов на опоры, натяжения арматуры и других работ.
Гидравлические домкраты различных типов имеют примерно одинаковый принцип устройства: под давлением жидкости, пода-
281
ваемои в цилиндр с помощью ручного или приводного насоса, пор шень или цилиндр домкрата выдвигается и поднимает груз.
По характеру работы гидравлические домкраты подразделяются на домкраты прерывного и непрерывного действия.
Домкраты непрерывного действия (рис. 13G) состоят из резер вуара 1, залитого 'незамерзающей смесью (в летних условиях водой), плунжерного насоса 2, цилиндра 3, имеющего в нижней части опорные лапы, и поршня 4. Наружный цилиндр является подвижным, несущим на себе груз, а поршень неподвижным.
Рис. 133. |
Гидравлический домкрат непрерывного |
|||||||||
|
|
|
|
действия: |
|
|
|
|
||
/ — резервуар |
домкрата; |
2 — плунжерный |
насос; |
3 — ци |
||||||
линдр; |
4 — поршень; |
5 — канал |
для |
подачи жидкости |
под |
|||||
крышку |
цилиндра; 6 — манжеты; |
7 — направляющие |
штоки, |
|||||||
закрепленные |
на порите; |
5 — возвратная |
пружина; |
9 — ось |
||||||
рукоятки; |
10 — рукоятка; |
11 — толкатель |
плунжера; |
12 — |
||||||
ручка для |
переноса |
домкрата; |
13 — всасывающий |
клапан; |
||||||
|
|
|
14 — нагнетательный |
клапан |
|
|
При работе плунжерный насос через нагнетательный клапан 14 и канал 5 нагнетает жидкость в пространство между поршнем и цилиндром. Рабочий цикл такого домкрата состоит из подъема корпуса (цилиндра) домкрата с грузом на определенную высоту, после чего под опорные лапы его подкладываются деревянные брусья. Далее перепускным клапаном жидкость выпускается из цилиндра в резервуар, поршень под действием возвратных пружин втягивается в цилиндр и под него подкладываются брусья. После укладки брусьев рабочий цикл повторяется без перестановки дом крата.
Домкраты прерывного действия (рис. 134) конструктивно отли чаются от домкратов непрерывного действия тем, что наружный цилиндр при работе является неподвижным, а подвижным является поршень, несущий на себе груз.
В последнее время широкое применение на мостовых работах
получили телескопические гидравлические |
домкраты. Домкрат |
этот состоит из двух поршней (верхнего и |
нижнего), и цилиндра |
с насосом. |
|
282