Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 35

 

 

Технические характеристики

ручных лебедок

 

 

 

 

 

 

Настенная

Монтажная

 

 

 

Показатели

 

лебедка

лебедка

 

Т-102

Г -78

 

2/П

T-G8A

2/П

Т-69Б

 

 

 

 

0,5 т

 

1,5 т

 

 

 

Г р у з о п о д ъ е м н о с т ь ,

т .

0,5

1

1.5

3

5

7.5

П е р е д а т о ч н о е ч и с л о :

 

21

 

29.7

65,1

95,8

п е р в а я

с к о р о с т ь .

 

 

 

 

 

 

 

 

в т о р а я

с к о р о с т ь . . .

12,8

18,4

34,65

41,5

Д и а м е т р

б а р а б а н а ,

мм

150

180

200

260

270

400

Д и а м е т р

к а н а т а , мм .

8

11

13 '

16

19,5

24

К а н а т о е м к о с т ь

б а р а б а -

22

150

65

150

220

300

н а л е б е д к и ,

м . .

.

У с и л и е н а р у к о я т к е , кг

10

40

60

80

Г а б а р и т н ы е

р а з м е р ы ,

 

 

 

 

 

 

мм:

 

 

 

394

600

700

790

1200

1360

д л и н а

б е з

р у к о я т к и .

ш и р и н а

.

. г,- . . .

300

785

650

816

1080

1400

в ы с о т а

 

 

 

305

810

8215

1013

1040

1160

М а с с а , к

г ...................................

37

218

180

370

676

1383

В качестве двигателей в приводных лебедках применяются электродвигатели или двигатели внутреннего сгорания.

По способу опускания груза различают два конструктивных вида приводных лебедок — фрикционные и реверсивные. Во фрик­ ционных груз опускается под действием своего веса при выклю­ чении фрикционной муфты сцепления и тормоза, в реверсивных — переключением реверса и опусканием груза двигателем с прину­ дительным вращением барабана лебедки через систему передач двигателя.

Фрикционные лебедки бывают однобарабанные и миогобарабанные. С помощью многобарабанных лебедок можно выполнять несколько независимых друг от друга подъемно-тяговых операций.

Привод у лебедки для всех барабанов общий, а двигатель один. В нужный момент любой барабан присоединяется к приводу своей муфтой включения.

Наиболее широко распространены на строительно-монтажных и вспомогательных работах фрикционные лебедки Т-40 и Т-97 (рис. 129). Привод от электродвигателя 1 к валу барабана 5 -осу­ ществляется через клиноременную 2 и зубчатую 4 передачи. Валы обоих барабанов приводятся во вращение от ведущей шестерни, сидящей на промежуточном валу 3. Барабаны посажены на валах свободно и включаются фрикционными ■муфтами 6 попеременно.

Рабочий

тормоз — ленточный, открытого типа,

предназначен

только для

опускания груза и кратковременного

удержания его

на весу.

 

 

277


Рис. 129. Лебедка двухбарабаиная Т-97:

/ — электродвигатель-

2 — клниоременная

передача;

3 — промежуточный вал'

4 — зубчатая

пепелача- 5 — барабан; 6 — фрикционная

муфта;

7 — тормоз;

8 — шпилевой

барабан; 9 —

гляпныП 'в а т 10 — станина; 11 — рукоятка

управления

фрикционной муфтой;

12 — рукоятка

управления’ собачкой

храповика;

13 — педаль тормоза;

И - стопорный тормоз;

/5 -м агн и т ­

ный пускатель; /6 — кнопочная

коробка;

17 — ушко

станины;

18 — сиденье;

19 — упорные

 

болты; 20 — коробка

для

кабеля

 

 

278

Для удержания груза цри аварийном выключении двигателя служит специальный стопорный тормоз 14. Включение и выключе­

ние двигателя

осуществляется с помощью магнитного пуска­

теля 15.

лебедкой — рычажное и педальное. Особенностью

Управление

лебедок Т-40 и Т-97 является возможность превращения однобара­ банной конструкции в двухбарабанную и наоборот путем присо­ единения или отсоединения узла второго барабана.

Технические

характеристики . приводных

лебедок

даны

в

табл. 36.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технические характеристики приводных лебедок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели лебедок

 

 

 

 

 

Наименование

 

 

 

 

Т-40

 

 

Т-97

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Число слоев каната иа барабане

1; 3; 5

1; 3; 5

1000

 

Тяговое усилие на барабане, кг . .

1250;

1250;

1000

1250;

1250;

 

Длина

наматываемого

каната

(за

23,8;

82;6;

151.5

23,8;

82,6;

151,5

 

вычетом

 

двух витков),

м . . . .

 

Скорость каната, м/сек

.

■. . . . .

0,72;

0,87;

1,02

0,72;

0,87;

1,02

 

Диаметр

каната, м м .........................

 

 

. .

 

13

 

 

13

 

 

Диаметр

барабана,

мм

 

 

 

232

 

 

232

 

 

Муфта

включения . .

.

. .

. -т- .

Фрикционная

с наружной лентой

 

Усилие

на

рычаг включения, кг . .

 

5

 

 

5

 

 

Тип т о р м о з а .........................................

 

 

 

 

 

Открытый ленточный

 

 

Усилие

на

педаль,

кг .

-.-у.-—. - . . .

11— 17

11—17

 

Двигатель:

 

 

 

 

 

 

14

 

 

14

 

 

мощность, кет

в..................минуту . . .

 

 

 

 

 

число

оборотов

 

1500

 

 

1500

 

 

Габаритные размеры, мм:

 

 

1670

 

 

1988

 

 

длина . . . . . . .

 

................

 

 

 

 

 

ширина

 

. -.............................................г »

 

 

 

 

 

1734

 

 

1729

 

 

высота

 

.................................

кг . . . .

 

1225

 

 

1225

 

 

Масса

(без двигателя),

 

638

 

 

1367

 

 

§ 3. ДОМКРАТЫ, ТАЛИ И ПОЛИСПАСТЫ

Домкраты предназначены для подъема на сравнительно не­ большую высоту грузов, вес которых значительно больше веса домкрата; применяются они для подъема и перемещения пролет­ ных строений мостов при строительстве и восстановлении их, для подъема машин при установке их на опоры, фундаменты, под­ ставки, при производстве технического обслуживания и ремонта машин и других работах.

По конструкции домкраты подразделяются на реечные, винто­ вые и гидравлические.

Р е е ч н ые д о м к р а т ы применяются .главным образом на установочных работах, когда необходимо произвести незначитель­ ное перемещение деталей и узлов машины.

279


Наиболее распространены реечные домкраты грузоподъ­ емностью от 3 до 5 т. Более мощные .реечные домкраты громоздки и при строительстве применяются редко.

Реечный домкрат (рис. 1130) состоит из штампованного сталь­ ного корпуса 1 с выдвижной рейкой 2, лапой 6 и зубчатой пере­ дачей 3.

Подъем или опускание рейки домкрата осуществляется враще­ нием рукоятки на его корпусе. Через систему шестерен это вра­ щение передается шестерне, работающей в паре с рейкой, которая

Рис. 130. Реечный домкрат:

— корпус: 2 — зубчатая

рейка; 3 — зубчатая передача; 4 — рукоятка;

5 —шестерня;

6 — лапа; 7 — храповик с собачкой

поднимается или опускается в зависимости от направления вра­ щения рукоятки. Сверху рейки укреплена вращающаяся головка, поверхность которой имеет насечку.

Когда груз расположен низко над опорной поверхностью, дом­ крат устанавливают рядом с грузом, подводя под него только лапу. Для удержания поднятого груза в нужном положении на оси одной из шестерен установлен храповик с собачкой.

В настоящее время реечные домкраты снабжаются безопас­

ной

рукояткой.

Конструкция

безопасной рукоятки показана

на

рис.

131.

д о м к р а т ы

(бутылочные) применяются

для

В и н т о в ые

вывешивания машин при профилактических осмотрах и ремонтах, при постановке машин на длительное хранение с разгрузкой рес­ сор, при подъеме и опускании легких пролетных строений на опор­ ные части и в других случаях. Они обычно изготовляются грузо­ подъемностью 3—20 г. Домкрат (рис. 132) состоит из стального

280

корпуса 1 с заделанной гайкой, в которую входит винт 2 дом­ крата. Для вращения винта имеется рукоятка 6 с трещоткой. Вра­ щение винта может производиться также с помощью ломика, встав­ ляемого в отверстие головки.

В современных конструкциях винтовых домкратов применяются стальные винты с прямоугольной, реже с трапецеидальной нарез­ кой при угле подъема винтовой линии {3 = 4ч-6%, который меньше угла трения. Это обеспечивает самоторможение домкрата.

Рис. 131. Безопасная рукоятка:

 

Рис. 132. Домкрат винтовой буты­

/ — приводной вал;

2 — втулка с винтовой

нарез­

 

лочный Т-56:

 

кой; 3 — винтовая

нарезка;

4 — тормозной

диск;

/ — корпус;

2 — винт;

3 — рифленая

5»—гайка; 6 — рукоятка;

7 — храповое колесо;

головка; 4 — храповое колесо; 5 — со­

 

8 — собачка

 

бачка;

S — трубчатая

рукоять

Винтовые домкраты изготовляются следующих типов:

бутылочные с вращающейся головкой;

бутылочные с трещоткой;

паровозные.

Винтовые домкраты по конструкции проще реечных, компакт­ нее, обладают большой устойчивостью и безопасностью в работе, так как являются самотормозящими. Недостатками винтовых дом­ кратов являются сравнительно низкий коэффициент полезного

действия (0,3—0,4) и малая скорость

подъема (15—35 мм/мин).

Г и д р а в л и ч е с к и е д о м к р а т ы

применяются для подъема

и опускания особо тяжелых грузов, например для установки про­ летных строений мостов на опоры, натяжения арматуры и других работ.

Гидравлические домкраты различных типов имеют примерно одинаковый принцип устройства: под давлением жидкости, пода-

281



ваемои в цилиндр с помощью ручного или приводного насоса, пор­ шень или цилиндр домкрата выдвигается и поднимает груз.

По характеру работы гидравлические домкраты подразделяются на домкраты прерывного и непрерывного действия.

Домкраты непрерывного действия (рис. 13G) состоят из резер­ вуара 1, залитого 'незамерзающей смесью (в летних условиях водой), плунжерного насоса 2, цилиндра 3, имеющего в нижней части опорные лапы, и поршня 4. Наружный цилиндр является подвижным, несущим на себе груз, а поршень неподвижным.

Рис. 133.

Гидравлический домкрат непрерывного

 

 

 

 

действия:

 

 

 

 

/ — резервуар

домкрата;

2 — плунжерный

насос;

3 — ци­

линдр;

4 — поршень;

5 — канал

для

подачи жидкости

под

крышку

цилиндра; 6 — манжеты;

7 — направляющие

штоки,

закрепленные

на порите;

5 — возвратная

пружина;

9 — ось

рукоятки;

10 — рукоятка;

11 — толкатель

плунжера;

12

ручка для

переноса

домкрата;

13 — всасывающий

клапан;

 

 

 

14 — нагнетательный

клапан

 

 

При работе плунжерный насос через нагнетательный клапан 14 и канал 5 нагнетает жидкость в пространство между поршнем и цилиндром. Рабочий цикл такого домкрата состоит из подъема корпуса (цилиндра) домкрата с грузом на определенную высоту, после чего под опорные лапы его подкладываются деревянные брусья. Далее перепускным клапаном жидкость выпускается из цилиндра в резервуар, поршень под действием возвратных пружин втягивается в цилиндр и под него подкладываются брусья. После укладки брусьев рабочий цикл повторяется без перестановки дом­ крата.

Домкраты прерывного действия (рис. 134) конструктивно отли­ чаются от домкратов непрерывного действия тем, что наружный цилиндр при работе является неподвижным, а подвижным является поршень, несущий на себе груз.

В последнее время широкое применение на мостовых работах

получили телескопические гидравлические

домкраты. Домкрат

этот состоит из двух поршней (верхнего и

нижнего), и цилиндра

с насосом.

 

282