Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
В телескопических домкратах вначале в работу включается верхний поршень, а затем поднимается нижний. Таким образом, высота подъема телескопическим домкратом в 3—4 раза больше, чем обычными домкратами.
Тали предназначаются для подъема грузов в стесненных усло виях и применяются п.ри производстве строительно-монтажных работ, ремонте машин в полевых условиях и в мастерских, на по левых лесозаводах и на военных базах.
Наша промышленность выпускает три типа талей: червячные, шестеренчатые и электрические.
Рис. 134. Гидравлический домкрат Т-57:
/ — цилиндр; 2 — поршень; 3 — ручной плунжерный насос; 4 — кран
Наибольшее распространение получила червячная таль. Тали выпускаются грузоподъемностью от 1 до НО г. Скорость подъема пруза ручными талями мала, поэтому область применения их огра ничена чаще всего ремонтными работами, а также выполнением вспомогательных операций при монтаже сборных конструкций.
Червячные и шестеренчатые тали изготовляются для подъема грузов на высоту до 3 м. По особому заказу они могут быть изго товлены и для подъема на большую высоту, но не более 12 м.
Червячные тали (рис. 135) состоят из корпуса и заключенного в нем червячного механизма подъема.
Корпус талей состоит из двух щек 1 и траверсы 2 со свободно вращающимся в ней верхним крюком 3. Верхний крюк служит для подвески талей.
Механизм подъема состоит из тягового колеса 4, двухзаходного червяка 5, червячного колеса 6, грузовой звездочки 7, втулочно-
.роликовой грузовой цепи 8 и подвески 9 с блоком 10 и грузовым крюком 11.
Тяговое колесо, установленное на наружном конце червячного вала, приводится во вращение вручную с помощью бесконечной
283
тяговой калиброванной цепи. На конец червячного вала, противо положный тяговому колесу, установлен дисковый фрикционный тормоз с храповым механизмом. Вал червяка вращается в под шипниках скольжения; осевое усилие червяка воспринимается упорным шарикоподшипником.
Рис. 135. Червячная таль:
/ — щека; 2 — траверса; 3 — верхний |
крюк; |
тяговое колесо; |
||||||||
5 — двухзаходный |
червяк; 6 — червячное колесо; |
7 — грузовая |
||||||||
звездочка; |
5 — втулочно-роликовая |
цепь; |
9 — подвеска; 10 — |
|||||||
блок; |
// — грузовой |
крюк; |
/2 — бесконечная тяговая калибро |
|||||||
ванная |
цепь; |
13 — дисковый |
фрикционный |
тормоз; |
14 — храпо |
|||||
вой механизм; |
15 |
н |
16 — скобы; |
17 — упорный шарикоподшип |
||||||
|
ник; |
18 — гребневый диск |
тормоза; |
19 — собачка |
Червячное колесо отлито заодно или жестко соединено с гру
зовой звездочкой.
Как грузовая, так и тяговая цепь предохранены от спадания с прузовой звездочки и тягового колеса скобами 15, 16. Грузовые (нижние) крюки талей грузоподъемностью 3 т и выше снабжены упорными шарикоподшипниками.
284
Тормоз, действующий от осевого усилия на валу червяка', обес печивает плавное опускание груза и автоматическую остановку груза, как только прекращается вращение тягового колеса при подъеме или опускании груза.
При подъеме груза свободно сидящий храповик зажимается осевым давлением червяка между буртиком червячного вала и гребневым диском тормоза, а собачка щелкает по зубцам храпо вика в тормозе, причем усилию работающего в этом случае помо гает подвешенный груз.
Фибровая шайба, помещенная между храповым механизмом и буртиком вала, имеет назначение придать тормозному устройству эластичность.
Шестеренчатые тали (рис. 136) состоят из корпуса и меха низма подъема.
Корпус шестеренчатых талей состоит из коробки 1 шестеренча той планетарной передачи, соединенной со щекой 2 корпуса шпиль ками 3 с гайками. Траверса 4 верхнего крюка, служащего для под
вески талей, соединена |
с корпусом шарнирно. |
из тяго |
Механизм подъема |
шестеренчатых талей состоит |
|
вого колеса 6, вала 7, заканчивающегося шестерней 8 |
планетар |
ной зубчатой передачи, заключенной в коробку, и грузовой звездочки 9, жестко соединенной с водилом 10 планетарной пере дачи.
Планетарная передача состоит из зубчатого венца 20 с внутрен ним зацеплением, впрессованного в коробку передачи, двух одина ковых шестерен, сцепленных одновременно с венцом и с шестер ней на конце вала тягового колеса. Две одинаковые планетарные шестерни вращаются на пальцах, закрепленных в водиле 10, с ко торым соединена грузовая звездочка. Для конструктивной компо новки вал тягового колеса проходит сквозь отверстие в центре грузовой звездочки. Грузовая звездочка смонтирована на подшип никах качения.
Подъемный механизм приводится в действие вручную беско нечной тяговой калиброванной цепью, перекинутой через тяговое колесо. Тяговая цепь предохранена от спадания с тягового колеса скобой. Грузовая цепь 22 защищена от спадания с грузовой звез дочки кожухом, охватывающим звездочку сверху.
Шестеренчатые тали снабжены фрикционными тормозами, обеспечивающими плавное опускание груза и автоматическую остановку груза, как только прекращается вращение тягового ко леса при подъеме или опускании груза.
Передвижные электрические тали представляют собой подъем но-транспортный механизм, предназначенный для вертикального подъема, опускания, а также для горизонтального перемещения подвешенного на крюк электротали груза.
Кроме передвижных наша промышленность выпускает также стационарные электротали — подвесные и на лапах.
Электроталь ТЭ-0,5-ВЗ (рис. 137) выпускается девяти моди фикаций с высотой подъема груза 6, 12 и 18 м, скоростью подъема
285
до 8 м/мин п приспособлена для движения по подвесному одно рельсовому пути из двутавровой балки.
Электроталь ТЭ-0.5-ВЗ состоит из двух основных частей: грузоподъемного механизма, служащего для подъема и опускания груза,
Рис. 136. Таль шестеренчатая грузоподъемностью 3 г:
1 — коробка |
шестеренчатой |
планетарной |
передачи; |
2 — щека |
корпуса; |
3 — шпиль |
|||||||||
ка с |
гайкой; |
4 — траверса; |
5 — верхний |
блок; 6 — тяговое |
колесо; |
7 — вал; |
8 — |
||||||||
шестерня планетарной зубчатой передачи; |
9 — грузовая |
звездочка; |
10— водило |
||||||||||||
планетарной передачи; |
II — зубчатый |
венец планетарной |
передачи; |
12 — шестерня; |
|||||||||||
13 — палец; |
14— подшипник |
качения; |
15 — бесконечная |
тяговая |
калиброванная |
||||||||||
цепь; |
16 — кожух |
грузовой |
звездочки; |
17 — фасонный |
диск |
фрикционного |
тор |
||||||||
моза; |
18 — шпонка; 19 — фрикционная шайба |
тормоза; 20 — зубчатый |
венец; |
21 — |
|||||||||||
грузовой крюк; 22 — грузовая цепь; |
23 — р.одвеска |
грузового |
крюка; |
24 — проме |
|||||||||||
|
жуточный |
блок; |
25 — блок; |
26 — упорный |
шариковый |
подшипник |
|
и ходовой тележки, к которой подвешивается грузоподъемный механизм.
В грузоподъемном механизме применяется специальный корот козамкнутый электродвигатель трехфазного тока с повышенным скольжением, обеспечивающий необходимый пусковой момент.
285
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 37 |
|
|
|
|
Техническая |
характеристика |
электроталн |
|
|||||
|
|
Наименование, |
|
|
|
|
Показатель ТЭ-0.5-ВЗ |
|||||
Грузоподъемность, |
|
т |
|
|
|
|
. |
0.5 |
|
|||
Высота |
подъема, м ............................. |
6, 12, 18 |
||||||||||
Скорость |
подъема, |
|
м/мин |
г-' ■ ■ • • |
8 |
|
||||||
Скорость |
передвижения, |
м / м ин . . |
20 |
|
||||||||
Напряжение питающей сети, |
в . . |
220 пли 380 |
||||||||||
Режим работы: |
|
|
|
|
включении |
|
|
|||||
продолжительность |
|
25 |
|
|||||||||
(ПВ), % . . . . |
|
в |
час |
|
. .■ . . . |
120 |
||||||
число |
включений |
|
. . . |
. -г* |
Не более |
|||||||
Масса |
(зависит |
|
от |
модифика |
65—115 |
|
||||||
ции), |
к г ................................................ |
|
||||||||||
Размер |
балки однорельсового |
пути |
От № 16 до № 24 |
|||||||||
Электродвигатель |
подъема |
на |
базе |
|
|
|||||||
электродвигателя |
АОС-32/6: |
|
|
0.6 |
|
|||||||
номинальная мощность, |
кет . . . |
|
||||||||||
мощность при |
ПВ=25%, |
кет . . |
0,85 |
|
||||||||
число |
оборотов |
в |
минуту . . . . |
900 |
|
|||||||
Электродвигатель |
передвижения |
на |
|
|
||||||||
базе электродвигателя ФТТ-0,08/4: |
0,08 |
|
||||||||||
номинальная |
мощность, |
кет |
v . |
|
||||||||
мощность при |
ПВ=25%, |
кет . . |
0,11 |
• |
||||||||
Число оборотов |
в |
м и н уту ................. |
1400 |
|||||||||
Диаметр каната для всех типов |
|
|
||||||||||
электродвигателей, кроме |
|
|
|
|
|
|||||||
ТЭ-0.5-ВЗ и ТЭ-0.5-ВЗ-КХ, |
м м . . |
5.2 |
|
|||||||||
Диаметр |
|
каната |
для |
электроталей |
|
|
||||||
ТЭ-0,5-ВЗ-КП |
|
и |
|
ТЭ-0.5-ВЗ-КХ, |
|
|
||||||
м м . . |
..................................... |
|
3.7 |
|
||||||||
Магнитный пускатель (для меха |
|
|
||||||||||
низмов |
подъема |
и передвижения) |
ПМИ-0-53 |
до 36 м, грузоподъемностью |
2 г и скоростью подъема |
груза до |
8 м/мин.- |
|
|
Принцип устройства и работы электроталн ТЭ-2-5 |
не отли |
|
чается от электроталн ТЭ-0.5-ВЗ. |
|
|
Полиспастом называется |
система неподвижных и подвижных |
|
блоков, огибаемых канатом. |
|
|
Полиспасты применяются для оснащения грузоподъемных, до рожных и строительных машин с тросо-лебедочным управлением, а также при строительстве и восстановлении мостов при подъеме и надвижке пролетных строений.
Пользуясь системой полиспастов, можно с помощью лебедок грузоподъемностью 3—5 т перемещать грузы значительно боль шего веса.
Полиспаст дает тем больший выигрыш в силе, чем больше в нем запасовано рабочих нитей (нитей полиспаста, идущих к под-
288
вижному блоку). Выигрыш в силе объясняется тем, что одновре менно с выигрышем в силе имеет место проигрыш в пути (ско рости).
IX
IS
хш
Рис. 138. Схемы полиспастов
Наиболее распространенные схемы полиспастов показаны на рис. 138, а грузоподъемность их в зависимости от принятой схемы приведена в табл. 38.
‘ЛЮ—75 |
289 |
|
Схема
полиспаста
I
н
ш
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
XIII
XIV
XV
XVI
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
38 |
|
Предельная грузоподъемность полиспастов |
|
|
|
|||||
Количествороликов |
Количестворабочих нитей |
|
|
Диаметр каната, мм |
канатаДлинав м , необхо |
перемещениядлядимая |
1нагрузам |
|
15,5 |
|
полиспаста, г |
||||||
|
|
|
17,5 |
19,5 |
22 |
|
|
|
|
|
|
|
Диаметр |
блоков, |
|
|
|
|
|
270 |
|
300 |
350 |
400 |
|
|
|
|
Допускаемое усилие в канате» г |
|
|
||||
|
|
1,8 |
|
2,4 |
3 |
3,7 |
|
|
|
|
|
Предельная |
грузоподъемность |
|
|
|
|
1 |
1 |
1.7 |
|
2.3 |
2.9 |
3.5 |
1 |
|
2___ |
2 |
3.4 |
|
4.5 |
5,7 |
7 |
2 |
|
3 |
3 |
5 |
• |
6.7 |
8.4 |
10.3 |
3 |
|
4 |
4 |
6.5 |
8.7 |
10,9 |
13,4 |
4 |
||
5 |
5 |
8 |
|
10,7 |
13,4 |
16,5 |
5 |
|
6 |
6 |
9.4 |
|
12,6 |
15.8 |
19,5 |
6 |
|
7 |
7 |
11 |
|
14,6 |
18,2 |
22,5 |
7 |
|
8 |
8 |
12 |
|
16,2 |
2 0 .2 |
24,9 |
8 |
|
1 |
2 |
3.5 |
|
4.7 |
5.9 |
7,3 |
2 |
|
2 |
3 |
5.2 |
|
7 |
6,7 |
10,7 |
3 |
|
3 |
4 |
6 ,8 |
|
9,1 |
11,3 |
14 |
4 |
|
4 |
5 |
8 |
|
11,2 |
13,4 |
17.2 |
5 |
|
5 |
6 |
9,8 |
|
13.1 |
16,3 |
2 0 ,2 |
6 |
|
6 |
7 |
11,2 |
|
15 |
18,7 |
23,1 |
7 |
|
7 |
8 |
12,6 |
|
16,8 |
21 |
26 |
8 |
|
8 |
9 |
14 |
|
18.6 |
23,3 |
26.6 |
9 |