Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
Г Л А В А 7
АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ
§ I. НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ
Автомобильные краны предназначены для погрузочно-разгру зочных работ, а также для различных монтажных работ.
Автомобильные краны обладают большой скоростью передви жения, что делает их применение особенно целесообразным на кратковременных работах с частыми и дальними перебросками.
Они широко могут быть применены на аварийных работах по подъему техники, для растаскивания заграждений, остатков раз рушенных сооружений, а также на складах и полевых лесопиль ных заводах для погрузки и разгрузки различных материалов.
Автомобильные краны различают по грузоподъемности, типу привода основных механизмов и типу базового шасси грузового автомобиля.^
В нашей стране освоено серийное производство автомобильных кранов грузоподъемностью 2,5; 4; 6,3; 10 и 16 т.
По типу привода различают краны с механическим, электри ческим, гидравлическим и смешанным приводами основных меха низмов.
Вкачестве базы длякранов применяют двухосные или трех осные шасси стандартных автомобилей.
Основными частями автомобильного крана являются шасси грузового автомобиля с установленным на нем двигателем и кра новая установка.
Вкачестве базы большинства автомобильных кранов приняты шасси автомобилей ЗИЛ-130, МАЗ-200, МАЗ-500, КрАЗ-2119,
'КрАЗ-257-К.
Шасси представляет собой совокупность механизмов и агрега тов, необходимых для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам и механизмам крановой установки, а также для передви жения автокрана и управления им. В передней части шасси уста новлен двигатель, являющийся источником механической энергии и приводящий в движение все механизмы крана.
Крановая установка автомобильного крана состоит из непово ротной и поворотной частей. На поворотной части (раме) распо-
‘/„10* |
291 |
to
со to
/J |
М |
/5 16 |
17 |
18 |
1 — шасси |
автомобиля; |
2 — коробка |
отбора |
мощности; |
3 — неповоротная |
рама; |
4 — опорный |
ролик; |
5 и 10 — выносные |
опоры; 6 — круг |
|||||
катания; |
7 — редуктор |
неловоротной |
рамы; |
3 — поворотная |
рама крана; |
9 — стабилизирующее |
устройство; |
// запасное |
колесо, |
12 — |
|||||
лебедка* крана; 13 — шестеренчатая передача; |
14 — портал; |
15 — кабина |
крановщика; 16 — центральный |
реверс; |
17 — стрела; |
18 |
стоика |
под |
|||||||
|
|
|
держки стрелы; |
19 — обойма с |
крюком; |
20 — расчалка крюка |
|
|
|
|
|
ложены механизмы подъема стрелы, груза и вращения платформы. В передней части платформы в специальных проушинах закреплена стрела рабочего оборудования.
Общий вид автомобильного крана показан на рис. 130.
$ 2. КРАНЫ С МЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ
Крапы с механическим приводом отличаются простотой конст рукции: все крановые механизмы приводятся в действие непосред ственно от двигателя автомобиля, на шасси которого смонтиро ван кран.
Рис. |
140. |
Рычаги |
и педали |
управления автокранов |
||||||||
|
|
|
|
|
К-61 и К-51: |
|
|
|
|
|||
/ — рычаг |
фрикционной муфты |
грузового |
барабана; 2 — ры |
|||||||||
чаг управления |
муфтой |
стрелового |
барабана; |
3 — рычаг |
||||||||
фрикционной %муфты |
грейферного барабана; 4 — рычаг фрик |
|||||||||||
ционной |
муфты |
механизма |
вращения; 5 — педаль тормоза |
|||||||||
механизма |
вращения; 6 — педаль тормоза |
грейферного |
ба |
|||||||||
рабана; |
7 — педаль |
тормоза |
стрелового барабана; |
5 — педаль |
||||||||
тормоза |
грузового |
барабана; |
9 — педаль |
сцепления; |
/0 — |
|||||||
рычаг |
реверса; // — рычаг |
управления |
топливоподачей; |
12 — |
||||||||
ручка |
включения |
защелки |
|
храпового |
механизма |
стрелового |
||||||
|
|
|
|
|
барабана |
|
|
|
|
Недостатками кранов с механическим приводом являются боль шие потери энергии в трансмиссиях, значительные физические усилия, прикладываемые крановщиком при управлении рычагами
ипедалями.
Ккранам с механическим приводом относятся краны АК-5,
АК-75, ЛАЗ-690, К-46, К-53, К-61, К-75-500 и другие.
Органы управления механизмами кранов К-51 и К-61 (рис. 1140} сосредоточены в кабине машиниста крана, где установлены четыре
11— 75 |
293 |
рычага для управления фрикционными муфтами, четыре педали для управления тормозами и педаль управления муфтой сцепле ния'. Кроме того, справа от машиниста крана, на боковой стенке кабины находятся рычаг управления общим центральным ревер сом, рычаг управления топливоподачей в цилиндры двигателя и рукоятка для управления собачки кранового механизма стрело подъемной лебедки.
§ 3. КРАНЫ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ
Краны с электрическим приводом работают на переменном трехфазном токе напряжением 380 в. Электрический ток выраба тывается генератором, который приводится во вращение от дви-
Рис. 141. |
Размещение органов управления |
автокрана |
К-162: |
|||||
1 — контроллер |
грузовой |
лебедкн; |
2 — контроллер вспомогательной лебедки; |
|||||
3 — контроллер |
механизма |
вращения; |
4 н 6 — кнопки |
управления; 5 — кнопка |
||||
звукового |
сигнала; |
7 — выключатель |
освещения; 8 — вольтметр; |
9 —частото |
||||
мер; 10 — амперметр; И — пакетный |
выключатель; 12 — универсальный пере |
|||||||
ключатель; |
13 — стеклоочиститель; |
14 — указательная |
панель |
ограничителя |
||||
|
|
грузоподъемности; |
15 — релейный блок |
|
||||
гателя автомобиля. |
От генератора электрический |
ток поступает |
по кабелю в силовой шкаф, установленный на неповоротной раме автокрана, а от силового шкафа через токоприемное устройство на распределительный шкаф поворотной платформы. Затем к пульту управления и через пусковые устройства электрический ток поступает к электродвигателям исполнительных механизмов.
При управлении кранами с электрическим приводом кранов щикам не приходится прикладывать значительных, физических усилий. Управление кранами простое и надежное.
Однако сложность электрического оборудования этих кранов предъявляет высокие требования к квалификации машиниста авто крана.
294
К кранам с гидравлическим приводом относятся: Кран-4056,
МКА-10Г, К-1015, К-2,5-2 и др.
Общий вид пневмоколесного гидравлического крана К-2,5-2 по казан на рис. 142.
У этой группы кранов исполнительные механизмы подъема груза, подъема стрелы, поворота платформы, выдвижных опор и стабилизаторов приводятся в действие с помощью гидравлического привода. Пульт управления исполнительными механизмами распо ложен в кабине крановщика, а управление по выдвижению и уста новке опор — на неподвижной раме. ,
§ 5. ПРИБОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Для обеспечения безопасной эксплуатации автокранов на них устанавливают следующие приборы безопасности: указатель гру зоподъемности, ограничители грузоподъемности, угла подъема стрелы и высоты подъема крюка, а также креномер.
Указатель грузоподъемности служит для визуального опреде ления фактической грузоподъемности крана с рабочего места ма шиниста. Этот прибор представляет собой шкалу со стрелкойуказателем, на которой нанесены деления, обозначающие величину грузоподъемности.
Ограничитель грузоподъемности предназначен для отключения механизмов при подъеме грузов, вес которых превышает грузо подъемность крана на данном вылете стрелы. Применяют механи ческие и электрические ограничители грузоподъемности.
Наиболее широкое применение получил электромеханический ограничитель грузоподъемности ОГП-1.
При попытке подъема груза чрезмерного веса для данного вы лета стрелы в электрической цепи ограничителя грузоподъемности появится аварийный сигнал.
Исполнительный механизм крана при получении аварийного сигнала от ограничителя грузоподъемности выключает все дейст вия крана.
Ограничитель угла подъема стрелы предназначен для отклю чения стрелоподъемной лебедки в момент достижения стрелой верхнего предельного положения. На -большинстве современных
•моделей кранов этот ограничитель представляет собой конечный выключатель, включенный в электрическую цепь управления элек тродвигателем стрелоподъемной лебедки.
Ограничитель высоты подъема крюка отключает механизм подъема в момент достижения крюком крайнего верхнего положе ния. Ограничитель установлен на голове стрелы и представляет собой шарнирно закрепленную на стреле скобу и конечный выклю чатель, включенный в электрическую цепь управления краном. При подъеме крюка в крайнее верхнее положение обойма крюка
•поворачивает скобу, которая воздействует на шток конечного
выключателя, в результате чего цепь |
управления размыкается, |
и подъем крюка прекращается. |
' |
296