Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А 7

АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ

§ I. НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ

Автомобильные краны предназначены для погрузочно-разгру­ зочных работ, а также для различных монтажных работ.

Автомобильные краны обладают большой скоростью передви­ жения, что делает их применение особенно целесообразным на кратковременных работах с частыми и дальними перебросками.

Они широко могут быть применены на аварийных работах по подъему техники, для растаскивания заграждений, остатков раз­ рушенных сооружений, а также на складах и полевых лесопиль­ ных заводах для погрузки и разгрузки различных материалов.

Автомобильные краны различают по грузоподъемности, типу привода основных механизмов и типу базового шасси грузового автомобиля.^

В нашей стране освоено серийное производство автомобильных кранов грузоподъемностью 2,5; 4; 6,3; 10 и 16 т.

По типу привода различают краны с механическим, электри­ ческим, гидравлическим и смешанным приводами основных меха­ низмов.

Вкачестве базы длякранов применяют двухосные или трех­ осные шасси стандартных автомобилей.

Основными частями автомобильного крана являются шасси грузового автомобиля с установленным на нем двигателем и кра­ новая установка.

Вкачестве базы большинства автомобильных кранов приняты шасси автомобилей ЗИЛ-130, МАЗ-200, МАЗ-500, КрАЗ-2119,

'КрАЗ-257-К.

Шасси представляет собой совокупность механизмов и агрега­ тов, необходимых для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам и механизмам крановой установки, а также для передви­ жения автокрана и управления им. В передней части шасси уста­ новлен двигатель, являющийся источником механической энергии и приводящий в движение все механизмы крана.

Крановая установка автомобильного крана состоит из непово­ ротной и поворотной частей. На поворотной части (раме) распо-

‘/„10*

291


to

со to

/J

М

/5 16

17

18

1 — шасси

автомобиля;

2 — коробка

отбора

мощности;

3 — неповоротная

рама;

4 — опорный

ролик;

5 и 10 — выносные

опоры; 6 — круг

катания;

7 — редуктор

неловоротной

рамы;

3 — поворотная

рама крана;

9 — стабилизирующее

устройство;

// запасное

колесо,

12 —

лебедка* крана; 13 — шестеренчатая передача;

14 — портал;

15 — кабина

крановщика; 16 — центральный

реверс;

17 — стрела;

18

стоика

под­

 

 

 

держки стрелы;

19 — обойма с

крюком;

20 — расчалка крюка

 

 

 

 

 


ложены механизмы подъема стрелы, груза и вращения платформы. В передней части платформы в специальных проушинах закреплена стрела рабочего оборудования.

Общий вид автомобильного крана показан на рис. 130.

$ 2. КРАНЫ С МЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ

Крапы с механическим приводом отличаются простотой конст­ рукции: все крановые механизмы приводятся в действие непосред­ ственно от двигателя автомобиля, на шасси которого смонтиро­ ван кран.

Рис.

140.

Рычаги

и педали

управления автокранов

 

 

 

 

 

К-61 и К-51:

 

 

 

 

/ — рычаг

фрикционной муфты

грузового

барабана; 2 — ры­

чаг управления

муфтой

стрелового

барабана;

3 — рычаг

фрикционной %муфты

грейферного барабана; 4 — рычаг фрик­

ционной

муфты

механизма

вращения; 5 — педаль тормоза

механизма

вращения; 6 — педаль тормоза

грейферного

ба­

рабана;

7 — педаль

тормоза

стрелового барабана;

5 — педаль

тормоза

грузового

барабана;

9 — педаль

сцепления;

/0 —

рычаг

реверса; // — рычаг

управления

топливоподачей;

12

ручка

включения

защелки

 

храпового

механизма

стрелового

 

 

 

 

 

барабана

 

 

 

 

Недостатками кранов с механическим приводом являются боль­ шие потери энергии в трансмиссиях, значительные физические усилия, прикладываемые крановщиком при управлении рычагами

ипедалями.

Ккранам с механическим приводом относятся краны АК-5,

АК-75, ЛАЗ-690, К-46, К-53, К-61, К-75-500 и другие.

Органы управления механизмами кранов К-51 и К-61 (рис. 1140} сосредоточены в кабине машиниста крана, где установлены четыре

11— 75

293


рычага для управления фрикционными муфтами, четыре педали для управления тормозами и педаль управления муфтой сцепле­ ния'. Кроме того, справа от машиниста крана, на боковой стенке кабины находятся рычаг управления общим центральным ревер­ сом, рычаг управления топливоподачей в цилиндры двигателя и рукоятка для управления собачки кранового механизма стрело­ подъемной лебедки.

§ 3. КРАНЫ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ

Краны с электрическим приводом работают на переменном трехфазном токе напряжением 380 в. Электрический ток выраба­ тывается генератором, который приводится во вращение от дви-

Рис. 141.

Размещение органов управления

автокрана

К-162:

1 — контроллер

грузовой

лебедкн;

2 — контроллер вспомогательной лебедки;

3 — контроллер

механизма

вращения;

4 н 6 — кнопки

управления; 5 — кнопка

звукового

сигнала;

7 — выключатель

освещения; 8 — вольтметр;

9 —частото­

мер; 10 — амперметр; И — пакетный

выключатель; 12 — универсальный пере­

ключатель;

13 — стеклоочиститель;

14 — указательная

панель

ограничителя

 

 

грузоподъемности;

15 — релейный блок

 

гателя автомобиля.

От генератора электрический

ток поступает

по кабелю в силовой шкаф, установленный на неповоротной раме автокрана, а от силового шкафа через токоприемное устройство на распределительный шкаф поворотной платформы. Затем к пульту управления и через пусковые устройства электрический ток поступает к электродвигателям исполнительных механизмов.

При управлении кранами с электрическим приводом кранов­ щикам не приходится прикладывать значительных, физических усилий. Управление кранами простое и надежное.

Однако сложность электрического оборудования этих кранов предъявляет высокие требования к квалификации машиниста авто­ крана.

294


К кранам с гидравлическим приводом относятся: Кран-4056,

МКА-10Г, К-1015, К-2,5-2 и др.

Общий вид пневмоколесного гидравлического крана К-2,5-2 по­ казан на рис. 142.

У этой группы кранов исполнительные механизмы подъема груза, подъема стрелы, поворота платформы, выдвижных опор и стабилизаторов приводятся в действие с помощью гидравлического привода. Пульт управления исполнительными механизмами распо­ ложен в кабине крановщика, а управление по выдвижению и уста­ новке опор — на неподвижной раме. ,

§ 5. ПРИБОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Для обеспечения безопасной эксплуатации автокранов на них устанавливают следующие приборы безопасности: указатель гру­ зоподъемности, ограничители грузоподъемности, угла подъема стрелы и высоты подъема крюка, а также креномер.

Указатель грузоподъемности служит для визуального опреде­ ления фактической грузоподъемности крана с рабочего места ма­ шиниста. Этот прибор представляет собой шкалу со стрелкойуказателем, на которой нанесены деления, обозначающие величину грузоподъемности.

Ограничитель грузоподъемности предназначен для отключения механизмов при подъеме грузов, вес которых превышает грузо­ подъемность крана на данном вылете стрелы. Применяют механи­ ческие и электрические ограничители грузоподъемности.

Наиболее широкое применение получил электромеханический ограничитель грузоподъемности ОГП-1.

При попытке подъема груза чрезмерного веса для данного вы­ лета стрелы в электрической цепи ограничителя грузоподъемности появится аварийный сигнал.

Исполнительный механизм крана при получении аварийного сигнала от ограничителя грузоподъемности выключает все дейст­ вия крана.

Ограничитель угла подъема стрелы предназначен для отклю­ чения стрелоподъемной лебедки в момент достижения стрелой верхнего предельного положения. На -большинстве современных

•моделей кранов этот ограничитель представляет собой конечный выключатель, включенный в электрическую цепь управления элек­ тродвигателем стрелоподъемной лебедки.

Ограничитель высоты подъема крюка отключает механизм подъема в момент достижения крюком крайнего верхнего положе­ ния. Ограничитель установлен на голове стрелы и представляет собой шарнирно закрепленную на стреле скобу и конечный выклю­ чатель, включенный в электрическую цепь управления краном. При подъеме крюка в крайнее верхнее положение обойма крюка

•поворачивает скобу, которая воздействует на шток конечного

выключателя, в результате чего цепь

управления размыкается,

и подъем крюка прекращается.

'

296