веществ и агрессивных соединений серы. При их использова
нии увеличивается нагарообразование, засоряются и корро зируют выпускные тракты, снижается ресурс двигателей, за
трудняется осуществление процессов распиливания и смесе образования. Тяжелые топлива имеют низкие цетановые
числа (25f40 ед.). При их использовании увеличивается период задержки самовоспламенения и ухудшаются пусковые
качества двигателя. Процесс сгорания затягивается, появ
ляется неполнота сгорания и, как следствие, дымный выхлоп. Возрастает жесткость работы, снижается максимальное дав
ление цикла, весь процесс сгорания протекает с понижен
ной эффективностью (рис. 10.5). Тяжелые топлива должны подвергаться предварительному подогреву и очистке от механических примесей, воды и частиц кокса. Топливо марки
ДТ-1 может быть ис
пользовано для дизелей
до 600 об/мин. Топлива ДТ-2 и ДТ-3 предназна
чены для использова ния в самых тихоходных дизелях и нуждаются в подогреве до 50-60°С.
Однако опыт показы
вает, что при соот ветствующей системе
в.м.т.
очистки и подогрева топлива ДТ-2 и ДТ-3 могут в случае край-
ливо марки ДС; 2 - масло моториспользоваться в
ное марки Т |
сравнительно мало |
|
форсированных дизелях |
с числом оборотов до |
600 об/мин. Пуск, остановку и ревер |
сирование двигателей, работающих на этих топливах, реко мендуется производить на дистиллятном топливе. Для пре
дотвращения перегрузки двигателя, работающего на тяжелом
топливе, максимальная мощность и число оборотов должны быть снижены, а для улучшения его пусковых качеств -
произведена корректировка угла опережения подачи топлива.
§ 7. Контроль качества топлива в процессе эксплуатации. Основные положения по обслуживанию
топливных систем
Контроль качества топлива производится по паспорту,
данным лабораторного анализа, давность которого не долж
на превышать шесть месяцев, и визуально.
Впаспорте на топливо должны быть указаны: сорт топ лива по соответствующему ГОСТ, номер анализа, число, месяц и год его производства и величина всех характеристик топлива, предусмотренных ГОСТ.
Всроки, предусмотренные эксплуатационными инструк
циями, должен производиться анализ топлива в соответст
вии с требованиями ГОСТ 2517-52. Данные анализа сравнива
ются с паспортом и показателями, указанными в ГОСТ и технических условиях на данное топливо.
Наличие в топливе воды и механических примесей можно
определить визуально. Чистое дизельное топливо
ГОСТ 4749-49 бесцветно. При наличии в топливе большого количества воды оно теряет прозрачность и приобретает молочный цвет. Если взять пробу обводненного топлива
встеклянную банку и добавить туда несколько крупинок марганцовокислого калия, то появится розовый оттенок. Наличие в топливе воды и механических примесей можно
установить по отстою пробы в стеклянной банке в течение
15-20 мин.
Повседневное обслуживание топливных систем заключает ся в следующем:
I)принимаемое на корабль топливо должно тщательно
фильтроваться. Вода и механические примеси в топливе
должны полностью отсутствовать;
2)при приеме топлива должны строго выполняться требования КУ-59 и НЕЕ по пожарной безопасности;
3)при работе двигателей необходимо систематически
контролировать наличие топлива в расходных цистернах,
не допуская снижения уровня ниже установленного инструк
цией. Особое знвчелие это приобретает для ПЛ, где топ ливо может подаваться в расходный бак замещением;
4)прием, расходование и размещение запасов топлива по цистернам должны соответствовать требованиям инструк
ции по расходованию жидких грузов;
5)учет горюче-смазочных материалов должен быть
организован в соответствии с требованиями действующих приказов по топливоиспользованию;
6)необходимо систематически контролировать герме
тичность горловин и фланцевых соединений цистерн и тру
бопроводов;
7)чистку и окраску топливных цистерн необходимо
производить, соблюдая установленные меры предосторожно сти, и только специальными красками, стойкими против разрушения топливом;
8)систематически контролировать исправность топ ливной аппаратуры, так как от ее исправной работы зависит
расход топлива, нагарообразование и тепловая напряжен
ность двигателя.
Вопросы для повторения
1.Перечислите требования, предъявляемые к топливу
Для корабельных дизелей. Стр. 287.
2.Что из себя представляют дистиллятные топлива?
Стр. 288-289.
3.Какими отличительными свойствами характеризуются
тяжелые топлива? Стр. 289.
4.Как влияет фракционный состав топлива на работу
дизеля? Стр. 289-290.
5.Как влияет вязкость топлива на работу дизеля?
Стр. 290.
6.Что называется цетановым числом и как оно влияет
на работу дизеля? Стр. 290-291.
7.Как влияет наличие серы в топливе на работу дизеля?
Стр. 294-296.
8. Объясните, как возникает газовая коррозия при применении сернистых топлив. Стр. 295.
9.Назовите эксплуатационные меры, уменьшающие вред
ное воздействие сернистого топлива. Стр. 296.
10.Назовите присадки, улучшающие свойства дизельного
топлива. Стр. 297.
11.В чем заключаются особенности рабочего процесса
при применении тяжелого топлива? Стр. 297-299.
12. Назовите основные положения по обслуживанию топ
ливных систем. Стр. 299-300.
Ли т е р а т у р а
1.Морозов Г.А. Применение топлив и масел в диэедях.
Л., 1964.
2.Чернышев А.Н., Васильев-Южин Р.М. Корабельные
двигатели внутреннего сгорания (теория рабочих процессов поршневого двигателя). Л., 1968.
3.Возницкий И.*В. Техническая эксплуатация двигателей промысловых судов. М., 1969.
4.Лосиков Б.В. Влияние сернистых топлив и масел
на коррозию деталей дизелей производства Коломенского
завода. Сборник "Борьба с коррозией двигателей внутрен
него сгорания и газотурбинных установок", Машгиз, 1962.