Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вации излагаются в заводских описаниях л инструкциях.

§ 5. Эксплуатационная документация ДВС

Дизельная установка должна иметь следующую документа­

цию:

-вахтенный машинный (моторный) журнал для главных двигателей;

-вахтенные журналы дизель-генераторов для вспомо­

гательных двигателей (только для надводных кораблей);

-суточный журнал вспомогательных технических

средств;

-формуляры двигателей;

-описания и эксплуатационные инструкции дизелей;

-комплект чертежей, схем и плакатов.

Эксплуатационная документация необходима для учета

режимов и числа часов работы двигателей; накопления дан­

ных о неисправностях и проведенных ремонтах; учета запа­

сов ГСМ и технического состояния дизелей; обучения обслу­ живающего личного состава.

Вахтенные и суточные журналы ведутся только в одном экземпляре. Все журналы и формуляры должны быть пронуме­ рованы, прошнурованы и скреплены печатями.

Вахтенный журнал состоит из трех основных разделов. Первый раздел ведет вахтенный моторист под руководством

командира отделения. В него записываются: время пуска, остановки и изменения режимов работы; показания контроль­ но-измерительных приборов при пуске, изменении режима ра­ боты, а также через каждый час на установившемся режиме;

сведения о расходе ГСМ и количестве часов работы двигате­ ля. При смене вахты вахтенные мотористы расписываются о

сдаче и приеме вахты. Этот раздел ежедневно проверяют и

подписывают старшина команды мотористов и командир БЧ-5 (командир моторной группы).

309


Во втором разделе старшина команды мотористов ведет

планирование и учет всех ППО и ППР, а также делает запи­

си об обнаруженных неисправностях и принятых мерах по их

устранению.

Втретьем разделе старшина команды мотористов состав­

ляет месячные отчеты о работе двигателя и расходе ГСМ.

Указывается число часов работы за истекший месяц, замеча­ ния по работе механизмов и расход запасных частей. Раздел подписывает командир БЧ-5.

Вахтенный машинный журнал, кахс и вся другая докумен­

тация, ведется аккуратно, чернилами, с обязательной ого­

воркой всех допущенных исправлений.

Ввахтенном журнале дизель-генератора делаются записи

опуске и остановке двигателя, показаниях контрольно-из­

мерительных приборов, числе часов работы дизеля и прове­ денных ППО и ППР.

Всуточном журнале вспомогательных технических средств

ежедневно ведется учет числа часов работы вспомогательных

механизмов, проведенных ППО и ППР этих механизмов, расхо­

да ГСМ и составляется месячный отчет о работе всех вспо­ могательных технических средств.

Формуляр дизеля является основным документом, харак­

теризующим его состояние после изготовления, испытаний на

заводе и в период эксплуатации на корабле. Он состоит

из двух частей.

Первая часть заполняется заводом-изготовителем и включает основные проектные данные двигателя; материалы и их характеристики для основных деталей; перечень конт­

рольно-измерительных приборов, запасных частей, инструмен­

та и приспособлений; результаты заводских, швартовных и

ходовых испытаний. Эти данные используются при повседнев­ ной эксплуатации двигателя и при его ремонте, для сопо­ ставления с параметрами двигателя при регулировке.

Вторая часть формуляра ведется инженером-механиком корабля. В нее записываются все произведенные ремонты и


осмотры; результаты обмера деталей и их замены при ре­

монте; данные об авариях и поломках; число часов работы

двигателя за каждый месяц.

Во всех журналах и формулярах имеется раздел для заме­

чаний проверяющих, куда соответствующие должностные лица записывают замечания по содержанию механизмов, выполнению

требований эксплуатационных инструкций и ведению докумен­

тации. Указываются сроки устранения этих замечаний. Правильное и своевременное ведение эксплуатационной

документации входит в обязанности командира электромехани­ ческой боевой части. Оно позволяет достаточно точно оцени­

вать состояние технических средств корабля, помогает пра­

вильно устанавливать причины аварий и поломок, быстро устранять и принимать необходимые меры по их предупреж­ дению.

Вопросы для повторения

1.Каков порядок допуска личного состава к обслужи­ ванию дизеля? Стр. 302.

2.Перечислите мероприятия по обеспечению рекомендо­

ванного режима смазки работающего дизеля. Стр. 302-303.

3.Перечислите мероприятия по контролю за нагрузкой работающего дизеля. Стр. 303.

4.Перечислите мероприятия по обеспечению рекомендо­ ванного режима охлаждения работающего дизеля. Стр. 303.

5.Каковы особенности обслуживания дизелей в длитель­

ном плавании? Стр;. 304-305.

6.В чем заключается ежедневный осмотр бездействующе­ го дизеля? Стр. 305-306.

7.В чем заключается еженедельный осмотр бездействую­

щего дизеля? Стр. 306.

8.Каков порядок подготовки дизеля к консервации?

Стр. 307.

З Ц


9.Перечислите основные мероприятия по консервации

дизеля. Стр. 307.

10.В чем заключается принцип статического и динами­ ческого осушения воздуха в машинном отделении, где уста­ новлен законсервированный дизель? Стр. 307.

11.Какой должна быть температура и влажность воздуха

вмашинном отделении, где установлен законсервированный

дизель? Стр. 307-308.

12.Каков порядок расконсервации дизеля? Стр. 308-309.

13.Какую документацию должна иметь дизельная установ­

ка? Стр. 309.

14.Перечислите основные разделы и расскажите о порядке

ведения вахтенного машинного журнала. Стр. 309-310.

15.Что учитывается в суточном журнале вспомогательных технических средств? Стр. 310.

16.Каковы основные разделы и порядок ведения формуля­

ра дизеля? Стр. 3I0-3II.

Ли т е р а т у р а

1.Чернышев А.Н., Васильев-Южин Р.М. Корабельные двигатели внутреннего сгорания (теория рабочих процессов поршневого двигателя). Л., 1968;.i>

2.Возницкий И.В. Техническая эксплуатация двигателей промысловых судов. М., 1969.

3.Брук М.А. Инженерные основы эксплуатации корабель­

ных дизелей. М., 1968.

4. Кумельский В.Т., Татаренков В.И., Буйнов Г.М.,

Алехин В.А., Молодцов Н.И. Эксплуатация двигателей внут­

реннего сгорания подводных лодок. М., 1964.

312

Г л а в а

ХП

ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ КОРАБЕЛЬНЫХ ДВС И МЕРЫ

ПО ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

§ I. Классификация неисправностей двигателей, порядок их расследования и учета

Безаварийная эксплуатация двигателей - одна из важней ших задач личного состава электромеханических боевых ча­ стей. От успешного ее решения зависит боевая готовность и боеспособность корабля. Безаварийная эксплуатация до­

стигается высокой надежностью двигателей, пунктуальным выполнением инструкций, правил и наставлений, достаточ­

ным практическим опытом, знанием конструкции, особенно­

стей работы и пониманием личным составом процессов, проис ходящих в двигателях.

Под неисправностью понимается частичная или полная потеря двигателем работоспособности, вызванная поврежде­

нием его узлов или отдельных деталей, которая может быть устранена силами личного состава или завода.

Выходы из строя технических средств в боевой обста­ новке принято называть боевыми повреждениями, в повсед­

невной обстановке - аварийными повреждениями.

Классификация и порядок расследования происшествий, связанных с неисправностями или выходом из строя техни­ ческих средств корабля, устанавливаются приказом Глав­ нокомандующего ВМФ.

В зависимости от характера, последствий и объема причиненного ущерба все происшествия подразделяются на катастрофы, аварии техники, аварийные происшествия и

поломки.

Катастрофа - это происшествие, повлекшее за собой ги-

313


бель корабля или полное его разрушение и приведшее к ги­

бели личного состава.

Авария техники - это происшествие, вызвавшее выход

двигателя из строя, для устранения последствий которого

требуется заводской ремонт или замена двигателя. Примера­ ми аварий являются гидровлические удары, подплавление

подшипников, обрывы шатунов и т. п.

Аварийное происшествие - это такое происшествие, которое не привело к выходу двигателя из строя, но при из­

вестных обстоятельствах могло бы вызвать аварию. Примера­

ми аварийных происшествий являются: работа двигателя

вразнос,

если, благодаря принятым мерам, она не привела

к поломке

каких-либо деталей; работа двигателя с пере­

грузкой,

если она была кратковременной и не привела к

задиру втулок и поршней или к другим серьезным последст­ виям и т. п.

Поломки - это все случаи неисправностей, которые не относятся к категории катастроф, аварий и аварийных

происшествий и которые могут быть устранены силами лично­ го состава корабля или мастерских соединения.

Примерами поломок являются: прогорание и трещины в крышках цилиндров и поршнях, разрушение шестеренчатых

приводов, повреждения вспомогательных механизмов и т. п. По каждому происшествию производится расследование и

принимаются меры по недопущению подобных случаев при дальнейшей эксплуатации. По результатам расследования

составляется акт, копии которого рассылаются в вышестоящий

штаб и технический отдел. Если происшествие произошло по вине личного состава, то на основании акта издается

приказ о наказании виновных. Если же происшествие произо­

шло по вине завода-изготовителя или ремонтного завода, то составляется акт рекламации, копии которого рассылаются

на завод, в вышестоящий штаб и технический отдел.Все происшествия, в целях накопления опыта, для анализа и изучения личным составом, учитываются и подробно записы-

314