Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ваются в "Журнал аварий технических средств электромеха­

нической боевой части".

§2. Причины аварий и поломок дизелей и

меры по их предупреждению

Как показывает опыт эксплуатации, наибольшее число

поломок и аварий происходит при пуске, прогреве, обкат­

ке, реверсе, резком изменении нагрузки и расконсервации

дизелей, а на ПЛ - также при пуске на продувание главного

балласта, при пуске для работы в режиме РДП и при оста­ новке двигателей по команде "срочное погружение!"

Командир электромеханической боевой части обязан уметь по характерным признакам обнаруживать любые повреж­

дения и знать их причины. Наиболее частыми причинами

аварий и поломок по вине личного состава являются: слабая специальная подготовка и недостаточные ремонтные навыки

личного состава; низкая организация службы в электромеха­

нической боевой части; нарушение инструкций, правил и наставлений.

Любая неисправность дизеля должна быть устранена не­ медленно по ее обнаружении. Остановку дизеля для устране­

ния неисправности следует производить только с разрешения

ГКП. В некоторых исключительных случаях, таких как падение давления масла, появление ненормальных стуков, резкое

увеличение числа оборотов и при угрозе жизни личного со­

става, разрешается останавливать дизель самостоятельно

с последующим докладом на РКП. При плавании в узкостях,

при швартовке, угрозе столкновения я в боевой обстановке допускается работа дизеля на пониженных числах оборотов при наличии отдельных неисправностей, перечень которых

дается в правилах эксплуатации судовых дизелей. Некоторые

из них рассматриваются в главе Xlli.

Для устранения неисправностей необходимо прежде всего

315


точно установить причины их возникновения. Причины появ­

ления неисправностей весьма разнообразны, поэтому даже самая подробная их систематизация не может охватить всех

случаев, которые встречаются в практике эксплуатации.

Обычно причину аварии или поломки устанавливают на осно­

вании опыта личного состава и в первую очередь на осно­ вании опыта инженеров-механиков корабля. Если же это не

удается, то следует составить план определения причины

неисправности, который должен предусматривать изучение документации, опрос личного состава, осмотр дизеля, про­

ведение необходимых измерений и лабораторных анализов. После определения причины неисправности нетрудно

наметить пути ее устранения и предупреждения. Длительный опыт эксплуатации дизелей на кораблях

ВМФ позволил выявить ряд повторяющихся и вместе с тем наиболее разрушительных по своим последствиям аварий.

К числу таких аварий можно отнести гидравлические удары,

взрывы в картере и воздушном ресивере, разнос двигателя, подплавление подшипников коленчатого вала.

Рассмотрим обстоятельства, причины и меры по пре­ дупреждению перечисленных аварий.

§ 3. Гидравлические удары в цилиндрах двигателей

Если в цилиндры двигателя попадет жидкость, то при закрытых клапанах поршень, двигаясь к в. м. т., ударит

через практически несжимаемую жидкость по крышке цилиндра

и вызовет повреждения или разрушения деталей двигателя.

Такую аварию принято называть гидравлическим ударом.

Причиной гидроударов является попадание воды или масла

в полости цилиндров двигателя в количестве, превышающем

объем камеры сжатия.

Характерными последствиями гидроударов является погиб

и последующий обрыв шатуна, разрушение поршня, крышки и

316


втулки цилиндра (рис. 12.I и рис. 12.2). В некоторых,

наиболее тяжелых случаях происходит разрушение блока цилиндров и даже погиб коленчатого вала.

Предотвратить гидроудар - значит прежде всего устра­ нить возможность попадания жидкости в камеру сжатия.

В связи с этим необходимо знать, каким образом и по

каким каналам жидкость мржет поступить в цилиндры двига­ теля.

Забортная вода может поступить через газовыпускную

систему, трещины в газоотводе, выхлопном коллекторе,а в случае охлаждения дизеля забортной водой - также через

трещины в крышке и втулке цилиндра. В двигателях, имеющих

промежуточное охлаждение наддувочного воздуха, забортная вода может попасть в цилиндры через трещины в секциях

воздухоохладителей. На ПЛ причиной гидроудара может стать

преждевременное открытие газовой захлопни при пуске и

слишком позднее ее закрытие при остановке двигателя в режиме РДП, а также при работе двигателя на продувание

главного бвлласта.

Для предотвращения гидроударов от попадания забортной воды необходимо после остановки и перед каждым пуском

открывать контрольные и спускные краники из газовоздуш­

ных полостей выпускных коллекторов, воздушных ресиверов, газоотвода и газосборника турбокомпрессора. Перед каждым пуском проворачивать двигатель на 1,5-2 об. при открытых индикаторных кранах. Газоотзоды, запорные устройства и выпускные коллекторы должны периодически проверяться на герметичность. На двигателях, имеющих промежуточное ох­ лаждение наддувочного воздуха, при стоянке свыше 2-х часов следует сливать воду из воздухоохладителей.

Пресная вода может поступить в цилиндры через трещины,

коррозионные свищи или литейные пороки в крышках и втулках цилиндров. Одним из признаков, по которому можно судить

о поступлении пресной воды в цилиндры, является понижение уровня воды в расширительном бачке. Если по каким-либо

317



Рис. 12.I. Погиб шатуна и повреждение юбки поршня в результате гидравлического

удара в цилиндре двигателя 37д

Рис. 12.2. Разрушение нижней части втулки цилиндра

погнутым шатуном при гидравлическом ударе в цилиндре двигателя 37Д

318

причинам за время стоянки двигателя уровень воды пони­ зился, то необходимо выяснить и устранить причину пониже­

ния уровня и только после этого готовить Дизель к пуску.

На двигателях типа М-503 после остановки следует снять

давление с расширительного бачка.

В звездообразных двигателях типа М-503 гидроудар

может произойти в результате попадания в цилиндры нижних

блоков смазочного масла. В таких двигателях после оста­ новки масло стекает с деталей КШМ в масляный коллектор

и в цилиндры нижних блоков. Если после остановки не отка­ чать масло с одновременным проворачиванием коленчатого

вала, то оно через зазоры между поршнем и втулкой и через

маслоотводящие каналы поршневых колец просочится в полость

цилиндра (рис. 12.3). Для контроля за наличием масла в нижних блоках предусмотрены ряд дренажных отверстий

и специальная система контроля.

Для предотвращения гидроударов от попадания масла

необходимо откачивать из двигателя масло после его оста­

новки и перед пуском с одновременным проворачиванием коленчатого вала; проверять перед пуском наличие вытекаю­

щего из дренажных и контрольных отверстий масла и проду­ вать сжатым воздухом контрольные шланги дренажной системы; проворачивать коленчатый вал валоповоротным устройством или сжатым воздухом низкого давления (8-10 кгс/см2 ) на 1,5-2 об. перед каждым пуском двигателя. При обнаружении

попадания в цилиндры масла необходимо определить и устра­

нить причину неисправности и доступным способом, напри­ мер вывертыванием пробок или форсунок, удалить масло из

полостей цилиндров, руководствуясь специальной инструк­

цией завода-изготовителя.

319