Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 12.3. Перетекание масла через зазор

между поршнем и втулкой и через маслоотводящие ка­

налы поршневых колец (если после остановки не про­

изводилась откачка масла из двигателя с одновремен­

ным проворачиванием коленчатого вала). Двигатель

типа М-503

320

§ 4. Взрывы в картерах и воздушных ресивера^ двигателей

Если в картере двигателя образуется взрывоопасная

смесь паров масла и воздуха,то при соприкосновении с

какой-либо горячей деталью она может воспламениться и вызвать взрыв. Подобные аварии сопровождаются тяжелыми

последствиями. Установлено, что в среднем

за год на

судах происходит 10-12 взрывов двигателей [5].

Причины

и механизм развития взрывов

следующий.

В картерах

дизелей постоянно находится

воздух, на­

сыщенный мелко распыленными частицами масла. При

обычных температурах интенсивность испарения этих

частиц незначительна

и

концентрация

паров

масла

не

может достичь взрывоопасных пределов. Если же в

 

картере появится

так

называемая

"горячая

точка"

в

виде перегретого

участка

детали,

то

она

становится

источником интенсивного испарения масла. Испарение будет происходить до тех пор, пока весь картер или

часть его объема не заполнится смесью с концентрацией паров масла по весу, в пределах 88,9-97,4$, которая яв­

ляется границей воспламеняемости [б]. При дальнейшем на­

греве температура смеси поднимется до температуры вос­ пламенения, которая составляет 270-350°С [5]. Смесь воспламенится и последует первичный взрыв, при котором срабатывают предохранительные клапаны или повреждается картер дизеля. За волной давления следует частичное разрежение (рис. 12.4), в горячую газовоздушную смесь

через поврежденный картер врывается атмосферный воздух

и происходит вторичный, еще более мощный взрыв. При этом

из картера выбрасывается пламя, которое может вызвать

тяжелые ожоги личного состава и пожар.

Источником интенсивного тепловыделения могут быть перегретые участки шатунных, коренных и головных подшип­

ников, втулок цилиндров и поршней, работающих с задаром; 321


 

чрезмерный прорыв го­

 

рячих газов через по­

 

врежденные поршни.

 

Все причины, спо­

 

собствующие нарушению

 

смазки, перегреву де­

 

талей и снижению тем­

 

пературы вспышки масла,

 

вместе с тем создают

 

опасность взрывов в

Рис. 12.4. Характер изменения

картере.

Для предотвращения

давления при взрывах в картере

 

двигателя: 1-при первичном взрывзрывов следует обеспеве; 2-при вторичном взрыве чить надежную смазку

дизеля; поддерживать в допустимых пределах зазоры

в подшипниках и деталях цилиндрово-поршневой группы;

следить за нормальной работой системы вентиляции картера; своевременно делать анализ масла, не допуская снижения

температуры вспышки ниже 175°С; следить за исправным состоянием предохранительных клапанов на картере и их пламегасительных сеток; не допускать разжижения масле топливом.

Иногда при работе двигателей взрывы происходят в

воздушных ресиверах, однако сила таких взрывов и их раз­ рушительное действие обычно меньше, чем при взрывах в

картере.

Причинами этих взрывов является скопление смазочного масла в полости ресивера. В двухтактных двигателях масло может забрасываться в ресивер через продувочные окна

изношенными или неправильно установленными маслосъемными

кольцами, в четырехтактных - через систему вентиляции картера. Масло, попавшее в ресивер,постепенно нагревается

и испаряется, создается взрывоопасная смесь. Непосредст­ венной причиной воспламенения этой смеси обычно является значительный заброс горячих газов в полость ресивера.

322


Заброс газов происходит при чрезмерном повышении противо­

давления на выпуске, которое особенно характерно для

двигателей ПЛ, работающих в режиме РДП, на продувание главного балласта или при внезапном перекрытии захлопки на газоотводе.

Взрывы в ресиверах более часто происходят в двух­ тактных двигателях. Это объясняется особенностями систе­

мы газообмена и большей вероятностью скопления масла в ресиверах именно двухтактных двигателей.

Для предотвращения взрывов в воздушных ресиверах

необходимо поддерживать в хорошем состоянии поршневые кольца, при работе двигателя регулярно спускать из реси­ вера масло, не допускать чрезмерного повышения противо­

давления на выпуске, следить за исправной работой системы вентиляции картера и предохранительных кхапвнов на реси­

вере.

§ 5. Работа двигателя вразнос

Под разносом двигателя понимают его работу с недо­ пустимо высоким числом оборотов. При разносе силы инерции превышают максимально допустимые пределы, что может привести к обрыву шатунных болтов и стержня шатуна, за­ диру порцией и втулок, подплавлению подшипников и к поломке коленчатого вала.

Причины разноса обычно связаны с неисправностями топливной аппаратуры, регулятора числа оборотов или мас­

лосъемных колец. Разнос может наступить при заклинивании реек топливных насосов; нарушении нулевого положения

реек топливных насосов; заклинивании золотника или порц­

ия сервомотора регулятора; при значительном износе или

неправильной установке маслосъемных колец, влекущей за

собой большой заброс масла в камеры сгорания; при по­ падании в воздушный ресивер значительного количества

323


лым последствием такой аварии является тепловая деформа­ ция коленчатого вала и постелей коренных подшипников вме­ сте с картером. В этом случае для восстановления двигате­ ля потребуется замена шатунов, коленчатого вала, коренных

подшипников и картера двигателя. Это настолько трудоемко

и дорого, что целесообразнее заменить аварийный двигатель на новый.

Причинами подплавления подшипников могут быть: недо­

статочное давление масла или неправильная установка за­ зоров в подшипниках; низкое качество заливки антифрик­ ционного металла или плохое прилегание поверхности вкла­ дышей к шейкам вала; разжижение масла топливом или попа­

дание в него воды; нарушение режима прогрева или резкое

увеличение нагрузки; пуск без предварительной прокачки маслом или работа двигателя вразнос; применение некаче­ ственного масла или пуск двигателя с перекрытым краном подачи масла.

Характерными признаками, свидетельствующими о под­

плавлении подшипников, являются: снижение числа оборотов;

понижение давления и повышение температуры масла; появле­ ние ненормальных стуков и белого дыма с характерным запа­ хом; наличие металлических блесток в фильтрах; срабатыва­

ние сигнальных ламп на фильтре - сигнализаторе (двигатели

типа М-503). С обнаружением этих признаков двигатель сле­ дует остановить и выяснить причину неисправности.

Для предупреждения подплавления подшипников необхо­ димо строго контролировать работу системы смазки по контрольно-измерительным приборам; не допускать наруше­ ний в прогреве и при увеличении нагрузки; пуск двигателя

производить только после предварительной его прокачки

маслом; регулярно следить за состоянием подшипников и шеек вала; не допускать попадания в смазочное масло воды,

топлива и механических примесей.

325


§ 7. Характерные поломки двигателей

При грамотной эксплуатации аварии двигателей происхо­ дят довольно редко. Чаще корабельным инкенерам-механикам

приходится иметь дело с поломками. Наиболее характерные из них приводятся в правилах эксплуатации судовых дизе­

лей, заводских описаниях и эксплуатационны; инструкциях.

Во время пуска моцут возникнуть неисправности, затруд­ няющие или вовсе исключающие цуск двигателя. Это может

произойти при низкой температуре машинного отделения или недостаточном давлении пускового воздуха (низком напряже­

нии стартерной аккумуляторной батареи); неплотной посадке

или заедании пусковых клапанов; засорении воздухопроводов

или при неисправности пускового воздухораспределителя; попадании воздуха в топливную систему или при неисправно­ сти цепи электрического пуска.

Во время работы двигателя поломки могут возникнуть

вследствие нарушения режимов охлаждения и смазки; пере­ грузки и плохой регулировки двигателя; невнимательного

наблюдения за показаниями контрольно-измерительных прибо­

ров и системы аварийной сигнализации.

Иногда о характере неисправности можно судить по цвету выхлопных газов. Чрезмерно дымный выхлоп указывает на пе­ регрузку всех или части цилиндров двигателя; ненормальную работу механизма газораспределения или топливной аппара­

туры; нарушение регулировки двигателя или недостаточное

давление наддува. Выхлопные газы голубого или синего оттенка указывают на попадание в камеры сгорания большого количества масла. Выхлопные газы белой окраски указывают

на попадание в цилиндры воды.

Появление посторонних стуков в. двигателе свидетельст­ вует о чрезмерно ранней или очень большой подаче топлива;

больших зазорах в подшипниках (особенно в головном) или в приводах клапанов механизма газораспределения.

Срабатывание предохранительных клапанов указывает на

326