перегрузку отдельных цилпндрой или всего двигателя.
Встречающиеся в процессе эксплуатации поломки должны
тщательно изучаться на занятиях, где особое внимание сле
дует уделять причинам возникновения этих поломок. Систематизация и анализ причин поломок являются важ--
нейпшми источниками информации дам совершенствования конструкции и технологии производства дизелей; накопления
опыта эксплуатации и корректировки инструкций; обучения личного состава приемам и методам грамотной эксплуатации,
обеспечивающим безаварийную работу дизелей.
Вопросы дам повторения
1. Что понимается под неисправностью двигателя?
Стр. 313.
2.Что называетол катастрофой? Стр. 313-314.
3.Что называется аварией техники? Примеры аварий.
Стр. 314.
4.Что называется аварийным происшествием? Примеры аварийных происшествий. Стр.314.
5.Что называется поломкой? Примеры поломок. Стр.
314.
6.Перечислите основные причины аварий и поломок дизелей по вине личного состава. Стр. 315.
7.Каков порядок выявления причины неисправности дизеля? Стр. 316.
8.Перечислите причины и последствия гидроударов.
Стр. 316-320.
9.Назовите возможные пути проникновения забортной
воды в цилиндры двигателя и меры по предотвращению
гидроударов от попадания забортной воды. Стр.317.
10.Назовите возможные пути проникновения пресной воды
вцилиндры двигателя. Стр. 317-318.
11.Назовите возможные пути проникновения масла в ци-
линдры звездообразных двигателей и меры по предотвраще
нию гидроударов от попадания масла. Стр. 319-320.
12.Перечислите причины и объясните механизм взрывов
вкартере. Стр. 321-322.
13.Какие меры принимаются для предотвращения взрывов
вкартере? Стр. 322..
14.Перечислите причины и меры по предотвращению
взрывов в воздушных ресиверах. Стр. 322-323.
15.Каковы причины и возможные последствия работы
двигателя вразнос? Стр. 323-324.
16.Как остановить двигатель, который начал работать
вразнос? Стр. 324.
17.Перечислите причины и возможные последствия под
плавления подшипников коленчатого вала. Стр. 324-325.
18.Назовите характерные признаки и меры по предотвра щению подплавления подшипников. Стр. 325.
19.Перечислите возможные неисправности двигателя
при пуске. Стр. 326.
20.Перечислите возможные причины поломок при работе
двигателя. Стр. 326.
21.0 каких неисправностях свидетельствует чрезмерно дымный, синий или белый цвет выхлопных газов? Стр. 326.
22.0 каких неисправностях свидетельствует появление посторонних стуков в двигателе или срабатывание предохра
нительных клапанов? Стр. 326-327.
Ли т е р а т у р а
1.Чернышев А.Н., Васильев-Южин Р.М.Корабельные дви гатели внутреннего сгорания (теория рабочих процессов
поршневого двигателя). Л., 1968.
2.Возницкий И.В. Техническая эксплуатация двигателей промысловых судов. М., 1969.
3.Брук М.А. Инженерные основы эксплуатации корабель
ных дизелей. М.,1968.
4.Кумельский В.Т., Татаренков В.И., Буйнов Г.М.,
Алехин А.В., Молодцов Н.И. Эксплуатация двигателей внут
реннего сгорания подводных лодок. М., 1964.
5.Кане А.Б. Борьба со взрывами в картерах судовых
дизелей. Изд. "Судостроение", 1969.
6.Возницкий И.В., Иванов Л.А. Аварии судовых двига
телей внутреннего сгорания.М., 1961.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ КОРАБЕЛЫШХ ДВС ПРИ
НАЛИЧИИ ОТДЕЛЬНЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
От надежности главных и вспомогательных двигателей
во многом зависит боеспособность корабля при выполнении им поставленных задач.
Опыт Великой Отечественной войны свидетельствует о
том, что ДВС отечественной постройки обладали высокой
надежность» и работоспособностью, а умелые и правильные действия личного состава БЧ-5 позволяли выходить из самых сложных ситуаций, возникавших в боевой обстановке.
Неустанно заботясь об укреплении Вооруженных Сил Со ветского Союза, партия и правительство в своих решениях
уделяют огромное внимание и дизелестроению. В решениях
ХХП съезда КПСС говорилось о необходимости увеличения агрегатной мощности дизелей, об оснащении дизелей над
дувом. В решениях ХХ1У съезда КПСС ставится задача увеличения надежности работы и срока службы дизелей в
1,5-2 раза. Выполнение этой задачи возможно только
при грамотной эксплуатации корабельных дизелей в самых сложных условиях и в том числе при появлении отдельных неисправностей.
§ I. Влияние неисправностей на возможность
использования дизеля
В процессе эксплуатации дизелей по различным причинам
могут появляться различного рода неисправности. Если по зволяет обстановка и имеются возможности, неисправность
должна быть немедленно устранена.
В отдельных случаях возникают такие неисправности,
которые при несвоевременной остановке двигателя или
изменении режима могут привести к полному выходу дизеля из строя. В связи с этим в "Правилах эксплуатации судовых
дизелей" в статье 176 записано: "Изменять режим работы
дизеля или останавливать его немедленно разрешается самостоятельно, докладывая по команде, в следующих случаях:
а) при понижении давления масла в циркуляционной системе ниже предельно допустимого (предельно допустимое давление определяется инструкцией по эксплуатации);
б) при появлении стуков и ненормальных шумов, сви
детельствующих о наличии серьезных дефектов в кривошипно
шатунном механизме, приводах, воздуходувке и других узлах; в) при повышении температуры подшипников линии вала
выше 65°С; г) при резком увеличении числа оборотов коленчато
го вала ("разнос" дизеля); д) во всех случаях, связанных с угрозой человече
ской жизни или, если неисправность дизеля угрожает аварией".
Однако во время эксплуатации корабельных дизелей могут возникать такие обстоятельства, при которых необ ходимо продолжать эксплуатировать неисправный двигатель. ПЭСД (статья 177) допускают работу неисправного двигателя
на пониженных числах оборотов и мощности в следующих осо
бых случаях:
а) в боевой обстановке; б) при плавании в узкостях и шхерах;
ззо