Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и работу агрегатов газотурбинного наддува. От моментов

открытия и закрытия впускных и выпускных органов (кла­

панов, окон) зависит качество очистки цилиндров от отра­ ботавших газов, количество свежего воздуха, поступившего

в цилиндры, и параметры газа перед газовой турбиной. Оптимальные величины фаз газораспределения определя­

ются опытным путем при доводочных испытаниях дизеля на заводе-изготовителе, исходя из условий получения макси­

мальных значений коэффициента наполнения и эффективно­

го к. п. д. Г[е при допустимых значениях температуры поршней, клапанов и выпускных газов.

й .Опережение открытия выпускных клапанов четырехтактных дизелей

Оптимальный угол опережения открытия выпускных клапа­ нов для четырехтактных дизелей с наддувом и без наддува

с числом оборотов

пдЬ = 500f2000 об/мин, работающих при

нормальном (рг =

1,064-1,15 кгс/смг) и повышенном рг =

1,3т1,5 кгс/смг) противодавлениях, на выпуске находится в пределах от 40 до 70° п. к. в. до н. м. т. и оконча­ тельно определяется по регулировочным характеристикам.

На рис. 15.5 показаны регулировочные характеристики двигателя ЧН 15/18 со свободным газотурбинным наддувом [5]. В данном случае оптимальный угол опережения откры­

тия выпускных клапанов равен 45° п. к. в. до н. м. т.

Отклонение угла опережения открытия выпускных клапанов на 5-10° п. к. в. от оптимального значения приводит к

ухудшению экономичности дизеля. При увеличении угла

опережения открытия выпускных клапанов «оп" принудитель­ ный выпуск (выталкивание) газов из цилиндра происходит при меньшем давлении и потери насосных ходов ( рнх)

уменьшаются. Однако при этом на еще большую величину

уменьшается и работа газов на линии

расширения, вследст-

вие чего де растет. При уменьшении

угла а оп температура

378


выпускных газов t г и дав­

ление наддува р к умень­ шаются, а потери насосных

ходов (рнх) возрастают и эко­ номичность двигателя ухуд­

шается (де увеличивается).

£„ Перекрытие клапанов в четырехтактных дизелях

У четырехтактных дизе­

лей с газотурбинным надду­

вом, работающих при повы­ шенном противодавлении на выпуске и у дизелей без

наддува величина перекры­

тия клапанов составляет Да =20*40 п. к. в. во из­ бежание заброса выпускных

газов в цилиндр. У дизелей с газотурбинным наддувом,

работающих при нормальном

противодавлении на вы­ пуске, для продувки камеры сгорания увеличивают пере­

крытие клапанов до Д а =

=80*170 п.к.в. Впускные

клапаны открываются с опе­

режением на 50-90° п. к. в.

до в. м. т., а выпускные - закрываются с запаздыва­

нием на 38-80° п. к. в. за в. м. т.

Рис. 15.5.Регулировочные характеристики по углу опережения выпуска двига­

теля ЧН ^ данным

37S

На рис. 15.6 показаны регулировочные характеристики

 

 

по углу перекрытия клапанов г^н=$(й<х)

 

 

двигателя 64 15/18 при различных

 

 

противодавлениях на выпуске, снятые

 

 

в лаборатории ДВС Лен. ВВМИУ. Откло­

 

 

нение перекрытия клапанов от опти­

 

 

мального значения вызывает ухудше­

 

 

ние наполнения цилиндров воздухом,

 

 

коэффициент наполнения г[н

резко

 

 

уменьшается, особенно в случаях

 

 

повышения противодавления

на

вы­

 

 

пуске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I,

Запаздывание

закрытия

впуск-

 

 

ных

клапанов

четырехтактных ди­

 

 

зелей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оптимальный угол

запаздыва­

 

 

ния

закрытия

впускных клапанов

 

 

в четырехтактных дизелях уста­

 

 

навливается

для

номинального

 

 

режима

и

 

составляет

20-55°

 

 

п. к. в.

за

н. м. т.

Чем

 

 

 

 

в ш е

число

оборотов

дизеля

 

 

 

на

номинальном режиме,

тем

боль­

Рис. 15.6. Зависи­

ше

угол

запаздывания

закрытия

впускных

клапанов.

У

четырех­

мость коэффициента

наполнения двига­

тактных

дизелей

с

наддувом

 

теля Ч 15/18 от уг­

увеличение

угла

запаздывания

ла перекрытия кла­

панов

по дан­

закрытия

впускных

клапанов

улуч­

ным лаб.

ДВС ЛВВМИУ

шает наполнение цилиндров и повышает

экономичность дизеля на номинальном скоростном режиме, ухудшает наполнение и экономичность на долевых скоростных режимах и ухудшает пусковые свойства дизеля. Влияние угла запаздывания закрытия впускных клапанов на коэффициент

наполнения двигателя ЧН 24/27 показано на рис. 15.7.

У двухтактных дизелей с ЦДЛ фазы газораспределения

380


устанавливаются при

 

 

сборке и в процессе

 

 

эксплуатации не регули­

 

 

руются.

 

 

 

У четырехтактных

 

 

дизелей и двухтактных

 

 

с прямоточно-клапанной

 

 

продувкой в процессе

 

 

эксплуатации периоди­

 

 

чески производится

 

 

проверка и регулиров­

3

Ю 15 20 25 30 35 ^0

ка фаз газораспределе­

ния за счет изменения

Рис. 15.7. Зависимость коэффи­

теплового зазора в

приводе клапанов.

циента наполнения ч и двигателя

чН 24/27 от угла запаздывания

Влияние величины

закрытия впускного клапанаоСп

при Ркц>Рг,по данным ХПИ

тепловых зазоров на

 

им. В. И. Ленина

изменение фаз

газораспределения.

Тепловые

зазоры в приводе

клапанов регулируются на хо­

лодном двигателе при температуре +20°С.При работе двигате­ ля детали нагреваются,расширяются и зазоры уменьшаются. Минимальная величина теплового зазора в приводе должна быть больше величины теплового расширения штока клапана.В про­ тивном случае при работе двигателя клапан не будет плотно садиться в седло.Это приведет к нарушению герметичности цилиндра при тактах сжатия и расширения,к прогоранию кла­ пана и выходу из строя двигателя.Максимальная величина за­ зора должна обеспечить безударную работу клапана.Увеличе­ ние зазора усиливает стук клапанов,износ рабочих полей се­

дел и клапанов и уровень шума дизеля.Влияние изменения

тепловых зазоров на фазы газораспределения четырехтактного дизеля показано на рис.15.8.При увеличении тепловых зазо­

ров клапаны открываются позже и закрываются раньше,уменьшаются углы опережения открытия и запаздывания закрытия

клапанов, уменьшается продолжительность впуска и выпуска

381


Puc.<5.8 Влияние величины теплового зазора Й на фазы газораспределения д&. чн 50/38.

и уменьшается перекрытие клапанов. При уменьшении тепло­ вых зазоров клапаны открываются раньше и закрываются поз­ же. Для судовых дизелей средне- и высокобортных величина

тепловых зазоров устанавливается с точностью до -0,05 мм,

а фазы газораспределения - до -3° п. к. в.

3. Регулировочные характеристики дизеля

по степени сжатия

При неограниченном увеличении максимального давления

сгорания pzn\=const эффективный к. п. д. г^е дизеля с

газотурбинным наддувом не достигает максимума при изме­ нении степени сжатия в применяемых на практике пределах

Ь = П т 18, рис. 15.9 14]. При постоянной величине pz=const

р

и Д.=тг-=\/апо имеется такая оптимальная величина степени н:

сжатия j которая зависит от давления наддува.Отклонение

степени сжатия от оптимального значения ухудшает экономич­

ность дизеля (рис. 15.10,6). На рис. 15.10,8 показаны

регулировочные характеристики дизеля 6ЧН 25/34 по степе­ ни сжатия. Для данного дизеля при заданном рх =80 кгс/см

оптимальная степень сжатия t = 12. Признаками, свидетель-

Opt

ствугащими об уменьшении степени сжатия, являются одно­ временное понижение максимальных давлений сжатия рс и сгорания pz , повышение температуры выпускных газов t г

ичасового расхода топлива, а также ухудшение пусковых свойств двигателя (увеличение продолжительности пуска

ирасхода пускового воздуха).

Вусловиях эксплуатации степень сжатия контролируется по высоте камеры сжатия. С увеличением высоты камеры сжа­

тия степень сжатия уменьшается. Высота камеры сжатия

измеряется при помощи свинцовых "выжимок" (двигатели 37Д, 40Д, типа 61, ЧН 30/38). Для этого на кромки до­

нышка поршня в плоскости, перпендикулярной оси дизеля,

383