и уменьшается перекрытие клапанов. При уменьшении тепло вых зазоров клапаны открываются раньше и закрываются поз же. Для судовых дизелей средне- и высокобортных величина
тепловых зазоров устанавливается с точностью до -0,05 мм,
а фазы газораспределения - до -3° п. к. в.
3. Регулировочные характеристики дизеля
по степени сжатия
При неограниченном увеличении максимального давления
сгорания pzn\=const эффективный к. п. д. г^е дизеля с
газотурбинным наддувом не достигает максимума при изме нении степени сжатия в применяемых на практике пределах
Ь = П т 18, рис. 15.9 14]. При постоянной величине pz=const
р
и Д.=тг-=\/апо имеется такая оптимальная величина степени н:
сжатия j которая зависит от давления наддува.Отклонение
степени сжатия от оптимального значения ухудшает экономич
ность дизеля (рис. 15.10,6). На рис. 15.10,8 показаны
регулировочные характеристики дизеля 6ЧН 25/34 по степе ни сжатия. Для данного дизеля при заданном рх =80 кгс/см
оптимальная степень сжатия t = 12. Признаками, свидетель-
Opt
ствугащими об уменьшении степени сжатия, являются одно временное понижение максимальных давлений сжатия рс и сгорания pz , повышение температуры выпускных газов t г
ичасового расхода топлива, а также ухудшение пусковых свойств двигателя (увеличение продолжительности пуска
ирасхода пускового воздуха).
Вусловиях эксплуатации степень сжатия контролируется по высоте камеры сжатия. С увеличением высоты камеры сжа
тия степень сжатия уменьшается. Высота камеры сжатия
измеряется при помощи свинцовых "выжимок" (двигатели 37Д, 40Д, типа 61, ЧН 30/38). Для этого на кромки до
нышка поршня в плоскости, перпендикулярной оси дизеля,