Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лов приходится считаться с тем, что современная техника морско­ го дноуглубления еще не располагает высокопроизводительными средствами, приспособленными для выполнения дноуглубительных работ в тяжелых грунтах на объектах, не защищенных от волне­ ния. Вместе с тем для разработки и удаления легких грунтов на таких объектах с большим успехом могут применяться самоотвозные землесосы и себестоимость этих работ сравнительно не­ велика. Поэтому при сравнении вариантов проектных решений по дноуглублению на незащищенных объектах при прочих равных условиях предпочтение целесообразно отдавать варианту, свя­ занному с разработкой легких или средних грунтов, даже в том

случае,

если объемы работ по этому варианту больше.

Судо­

Планирование и организация дноуглубительных работ.

 

ходные

акватории, в том числе и водные подходы (каналы), со­

стоят на балансе порта. Согласно Правилам технической эксплу­ атации портов общую ответственность за организацию техническо­ го надзора за состоянием и режимом эксплуатации акваторий и за своевременное выполнение ремонтного дноуглубления несет главный инженер порта. Ответственность за поддержание поряд­ ка на акватории порта, за расстановку и движение судов в порту возлагается на капитана порта. Он же осуществляет контроль за исправностью навигационной обстановки, состоянием глубин и сво­ евременной уборкой посторонних предметов, обнаруженных на по­ верхности или на дне акватории, а также за санитарным состоя­ нием акватории.

Работы по поддержанию портовых акваторий в исправном со­ стоянии осуществляются подрядным способом. Заказчиком явля­ ется владелец акватории — порт, а подрядчиком — Бассейновое управление морских путей, располагающее техническими средст­ вами дноуглубления. Иногда возникает необходимость выполнения на акваториях водолазного обследования, судоподъемных или подводно-технических работ, связанных с применением специаль­ ного оборудования. К таким работам привлекаются в порядке субподряда или по прямому договору с портом экспедиционные отряды АСПТР.

Взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком определя­ ются в системе Министерства морского флота Правилами о под­ рядных договорах на производство морских дноуглубительных (рефулерных) работ.

Руководящими документами, регламентирующими организа­ цию, производство, приемку и контроль за качеством дноуглуби­ тельных работ, являются Строительные нормы и правила СНиП Ш -Б. 1—71. «Земляные сооружения» (Правила производства и при­ емки работ); «Технические указания по производству и приемке работ при возведении морских и речных портовых сооружений»; «Производство и приемка морских дноуглубительных и намывных работ» (BCH-34/IV), а также «Техническая инструкция по произ­ водству морских дноуглубительных работ». Стоимость дноуглу­ бительных работ, предусматриваемых подрядным договором,

285


определяется по прейскуранту на морские дноуглубительные и рефулерные работы.

Согласно действующим Правилам основой содержания под­ рядного договора на производство дноуглубительных работ яв­ ляются: место, объем, сроки и стоимость работ. При определении этих элементов договора учитываются состояние и планируемые габариты морских путей, желательцые сроки их достижения, а также состав действующего дноуглубительного флота, его произ­ водственная мощность и степень загрузки как в целом, так и по отдельным технологическим типам земснарядов.

До недавнего времени производственная мощность дноуглуби­ тельного флота часто оказывалась недостаточной для полного и своевременного удовлетворения всех заявок портов на дноуглу­ бительные работы. Поэтому приходилось поступаться сроками до­ стижения планируемых габаритов — обеспечивать их не к началу, а в течение навигации. Естественно, при дефиците производствен­ ной мощности средств дноуглубления нельзя было выдвигать требования высокой гарантии достигнутых габаритов. Нередко в результате штормовой заносимости созданный запас глубины ока­ зывался недостаточным и происходил внезапный срыв судоход­ ных глубин; для их восстановления приходилось срочно перебра­ сывать земснаряды с других объектов работ.

В шестидесятых годах производственная мощность морского дноуглубительного флота значительно увеличилась. Существенно улучшилась качественная характеристика действующего состава дноуглубительных снарядов за счет пополнения его мощными и мобильными самоотвозными землесосами. В настоящее время уп­ равления морских путей в большинстве бассейнов могут полно­ стью и своевременно удовлетворять потребности портов в ремонтном дноуглублении и быстро ликвидировать последствия внезапной штормовой заносимости. Таким образом, создались предпосылки для улучшения системы планирования ремонтного дноуглубления и для перехода к новым, более совершенным фор­ мам договорных взаимоотношений между портами и управления­ ми морских путей. В основе улучшения системы планирования ле­ жит замена объема дноуглубления (кубатуры извлекаемого грун­ та), как измерителя работ по ремонтному дноуглублению, габари­ тами пути, сроками их достижения и периодом, на протяжении ко­ торого эти габариты должны сохраняться с соблюдением опреде­ ленного уровня гарантии. Эти же элементы измерителя дноуглу­ бительных работ становятся основой договорных взаимоотноше­ ний между заказчиком и подрядчиком.

Порт, исходя из своих эксплуатационных потребностей, опре­ деляет объекты ремонтного дноуглубления, необходимые сроки достижения и период поддержания планируемых габаритов. Он также должен определить свою позицию в отношении требуемого

уровня гарантии. Здесь немалозажную роль играет

экономиче­

ский критерий, так как повышение уровня гарантии

достигается

путем создания большего запаса на заносимость или

образова­

286



ния дежурного резерва дноуглубительных средств. И то и другое связано с определенными расходами. Однако срыв глубин требует от порта затрат на возмещение убытков от простоев или недо­ груза судов. Уровень гарантии экономически целесообразно уста­ навливать таким, чтобы договорная стоимость мероприятий под­ рядчика по гарантированию не превышала возможных расходов порта, связанных со срывом объявленных габаритов.

Новая система имеет ряд существенных достоинств. Перед ис­ полнителями ремонтного дноуглубления ставится задача с наи­ меньшими затратами и в кратчайший срок создать требуемые су­ доходные габариты, а не извлечь как можно больше грунта. Сле­ довательно, стимулируется совершенствование организации и технологии работ и создаются предпосылки к снижению их стои­ мости.

Договорные отношения между портом и управлением морских путей становятся более четкими и целенаправленными. Подряд­ чик принимает на себя комплексное обязательство создать и под­ держивать в течение договорного срока установленные договором габариты пути на подходах и в акваториях порта, обслуживать средства навигационного ограждения, выполнять промерные рабо­ ты и представлять порту информацию о состоянии габаритов. Значительно упрощается контроль и документация по учету и приемке работ. Отпадает необходимость в многочисленных и тру­ доемких предварительных, промежуточных, заключительных и контрольных промерах с подсчетами объемов выполненных работ. Усилия промерных и промерно-изыскательских партий могут быть направлены на исследование режимов заносимости судоходных путей и на разработку мероприятий по усовершенствованию тех­ нологии ремонтного дноуглубления.

Облегчается и улучшается порядок финансовых расчетов меж­ ду портом и управлением морских путей. В годовом договоре указывается общая годовая стоимость работ подрядчика по со­ держанию судоходных путей в данном порту и разбивка этой стоимости по кварталам. Если подрядчик выполняет возложен­ ные на него договором обязательства, заказчик ежемесячно уп­

лачивает ему соответствующую сумму в равных

долях

по

пре­

дусмотренной договором поквартальной разбивке. В

договоре

предусматриваются санкции, накладываемые на

подрядчика

за

просрочку выполнения работ по созданию требуемых

габаритов

и за невыполнение обязательств по гарантии. Заказчик уплачивает подрядчику пени за задержку производства ежемесячных пла­ тежей.

Фактически выполняемые объемы ремонтного дноуглубления обычно не совпадают с объемами, закладываемыми в расчет до­ говорной стоимости работ. В благоприятные по природным усло­ виям периоды дноуглубительный флот может получать за счет этого определенную экономию и создавать резервный фонд на по­ крытие повышенных затрат в периоды неблагоприятных гидроме­ теорологических условий.

287


Для стимулирования удешевления содержания судоходных пу­ тей портам целесообразно заключать с управлениями морских пу­ тей долгосрочные (многолетние) договоры и предусматривать в них обязательства по постепенному ежегодному снижению стои­ мости работ. Удешевление может достигаться путем совершенст­ вования применяемых технических средств дноуглубления, улуч­ шения технологии работ, выбора наиболее рациональных периодов их производства с учетом местных гидрометеорологических усло­ вий и характера процессов заносимости.

Существенным источником рационализации ремонтного дно­ углубления является выбор оптимальной величины запаса глубин

на заносимость и, соответственно, частоты производства

работ —

режима ремонтного дноуглубления. Анализ материалов

проме­

ров глубин за ряд лет позволяет определить среднюю

толщину

слоя заносимости /іср, которую приходится удалять для поддержа­

ния неизменных

габаритов,

 

 

 

 

г,

W 1 + W2 + ■■■ + W n

где

W1

W

ЛсР

 

*

,

г,..., Впр

— годовые объемы наносов, удаляемых с участ­

 

 

 

ка канала

протяженностью L;

 

 

п

— ширина канала (акватории) в границах ре­

 

 

 

монтного дноуглубления;

 

 

 

— число лет, вошедших в подсчет.

 

Полученной средней величине слоя заносимости соответствует

средний

годовой

объем ремонтного дноуглубления:

 

 

 

W'cp

W1 + W 2 + • • • + IѴп

 

 

 

 

п

В одном году из исследуемого периода объем заносимости бу­ дет наибольшим; ему соответствует наибольшая величина слоя заносимости

и

W

w m ax

Лтах “

t>Rпр ^/ *

Коэффициент неравномерности величины годовых наносов

_

Аг о д — WСр

Обычно на каналах по ширине прорези слой заносимости об­ разуется быстрее и больше у бровок, а посредине прорези он меньше средней величины.

Для выбора наиболее эффективных технологических средств и режимов их использования важно знать не только объем и сред­ нюю толщину слоя наносов, подлежащих удалению, но и величи­ ну отклонений толщины слоя в большую сторону от среднего зна­

чения

hCp.

Коэффициент

неравномерности толщины

слоя

Кнер за данный год

н е р —

m ax

 

 

 

 

і c p

 

288