ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 0
лов приходится считаться с тем, что современная техника морско го дноуглубления еще не располагает высокопроизводительными средствами, приспособленными для выполнения дноуглубительных работ в тяжелых грунтах на объектах, не защищенных от волне ния. Вместе с тем для разработки и удаления легких грунтов на таких объектах с большим успехом могут применяться самоотвозные землесосы и себестоимость этих работ сравнительно не велика. Поэтому при сравнении вариантов проектных решений по дноуглублению на незащищенных объектах при прочих равных условиях предпочтение целесообразно отдавать варианту, свя занному с разработкой легких или средних грунтов, даже в том
случае, |
если объемы работ по этому варианту больше. |
Судо |
Планирование и организация дноуглубительных работ. |
|
|
ходные |
акватории, в том числе и водные подходы (каналы), со |
стоят на балансе порта. Согласно Правилам технической эксплу атации портов общую ответственность за организацию техническо го надзора за состоянием и режимом эксплуатации акваторий и за своевременное выполнение ремонтного дноуглубления несет главный инженер порта. Ответственность за поддержание поряд ка на акватории порта, за расстановку и движение судов в порту возлагается на капитана порта. Он же осуществляет контроль за исправностью навигационной обстановки, состоянием глубин и сво евременной уборкой посторонних предметов, обнаруженных на по верхности или на дне акватории, а также за санитарным состоя нием акватории.
Работы по поддержанию портовых акваторий в исправном со стоянии осуществляются подрядным способом. Заказчиком явля ется владелец акватории — порт, а подрядчиком — Бассейновое управление морских путей, располагающее техническими средст вами дноуглубления. Иногда возникает необходимость выполнения на акваториях водолазного обследования, судоподъемных или подводно-технических работ, связанных с применением специаль ного оборудования. К таким работам привлекаются в порядке субподряда или по прямому договору с портом экспедиционные отряды АСПТР.
Взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком определя ются в системе Министерства морского флота Правилами о под рядных договорах на производство морских дноуглубительных (рефулерных) работ.
Руководящими документами, регламентирующими организа цию, производство, приемку и контроль за качеством дноуглуби тельных работ, являются Строительные нормы и правила СНиП Ш -Б. 1—71. «Земляные сооружения» (Правила производства и при емки работ); «Технические указания по производству и приемке работ при возведении морских и речных портовых сооружений»; «Производство и приемка морских дноуглубительных и намывных работ» (BCH-34/IV), а также «Техническая инструкция по произ водству морских дноуглубительных работ». Стоимость дноуглу бительных работ, предусматриваемых подрядным договором,
285
определяется по прейскуранту на морские дноуглубительные и рефулерные работы.
Согласно действующим Правилам основой содержания под рядного договора на производство дноуглубительных работ яв ляются: место, объем, сроки и стоимость работ. При определении этих элементов договора учитываются состояние и планируемые габариты морских путей, желательцые сроки их достижения, а также состав действующего дноуглубительного флота, его произ водственная мощность и степень загрузки как в целом, так и по отдельным технологическим типам земснарядов.
До недавнего времени производственная мощность дноуглуби тельного флота часто оказывалась недостаточной для полного и своевременного удовлетворения всех заявок портов на дноуглу бительные работы. Поэтому приходилось поступаться сроками до стижения планируемых габаритов — обеспечивать их не к началу, а в течение навигации. Естественно, при дефиците производствен ной мощности средств дноуглубления нельзя было выдвигать требования высокой гарантии достигнутых габаритов. Нередко в результате штормовой заносимости созданный запас глубины ока зывался недостаточным и происходил внезапный срыв судоход ных глубин; для их восстановления приходилось срочно перебра сывать земснаряды с других объектов работ.
В шестидесятых годах производственная мощность морского дноуглубительного флота значительно увеличилась. Существенно улучшилась качественная характеристика действующего состава дноуглубительных снарядов за счет пополнения его мощными и мобильными самоотвозными землесосами. В настоящее время уп равления морских путей в большинстве бассейнов могут полно стью и своевременно удовлетворять потребности портов в ремонтном дноуглублении и быстро ликвидировать последствия внезапной штормовой заносимости. Таким образом, создались предпосылки для улучшения системы планирования ремонтного дноуглубления и для перехода к новым, более совершенным фор мам договорных взаимоотношений между портами и управления ми морских путей. В основе улучшения системы планирования ле жит замена объема дноуглубления (кубатуры извлекаемого грун та), как измерителя работ по ремонтному дноуглублению, габари тами пути, сроками их достижения и периодом, на протяжении ко торого эти габариты должны сохраняться с соблюдением опреде ленного уровня гарантии. Эти же элементы измерителя дноуглу бительных работ становятся основой договорных взаимоотноше ний между заказчиком и подрядчиком.
Порт, исходя из своих эксплуатационных потребностей, опре деляет объекты ремонтного дноуглубления, необходимые сроки достижения и период поддержания планируемых габаритов. Он также должен определить свою позицию в отношении требуемого
уровня гарантии. Здесь немалозажную роль играет |
экономиче |
ский критерий, так как повышение уровня гарантии |
достигается |
путем создания большего запаса на заносимость или |
образова |
286
ния дежурного резерва дноуглубительных средств. И то и другое связано с определенными расходами. Однако срыв глубин требует от порта затрат на возмещение убытков от простоев или недо груза судов. Уровень гарантии экономически целесообразно уста навливать таким, чтобы договорная стоимость мероприятий под рядчика по гарантированию не превышала возможных расходов порта, связанных со срывом объявленных габаритов.
Новая система имеет ряд существенных достоинств. Перед ис полнителями ремонтного дноуглубления ставится задача с наи меньшими затратами и в кратчайший срок создать требуемые су доходные габариты, а не извлечь как можно больше грунта. Сле довательно, стимулируется совершенствование организации и технологии работ и создаются предпосылки к снижению их стои мости.
Договорные отношения между портом и управлением морских путей становятся более четкими и целенаправленными. Подряд чик принимает на себя комплексное обязательство создать и под держивать в течение договорного срока установленные договором габариты пути на подходах и в акваториях порта, обслуживать средства навигационного ограждения, выполнять промерные рабо ты и представлять порту информацию о состоянии габаритов. Значительно упрощается контроль и документация по учету и приемке работ. Отпадает необходимость в многочисленных и тру доемких предварительных, промежуточных, заключительных и контрольных промерах с подсчетами объемов выполненных работ. Усилия промерных и промерно-изыскательских партий могут быть направлены на исследование режимов заносимости судоходных путей и на разработку мероприятий по усовершенствованию тех нологии ремонтного дноуглубления.
Облегчается и улучшается порядок финансовых расчетов меж ду портом и управлением морских путей. В годовом договоре указывается общая годовая стоимость работ подрядчика по со держанию судоходных путей в данном порту и разбивка этой стоимости по кварталам. Если подрядчик выполняет возложен ные на него договором обязательства, заказчик ежемесячно уп
лачивает ему соответствующую сумму в равных |
долях |
по |
пре |
дусмотренной договором поквартальной разбивке. В |
договоре |
||
предусматриваются санкции, накладываемые на |
подрядчика |
за |
|
просрочку выполнения работ по созданию требуемых |
габаритов |
и за невыполнение обязательств по гарантии. Заказчик уплачивает подрядчику пени за задержку производства ежемесячных пла тежей.
Фактически выполняемые объемы ремонтного дноуглубления обычно не совпадают с объемами, закладываемыми в расчет до говорной стоимости работ. В благоприятные по природным усло виям периоды дноуглубительный флот может получать за счет этого определенную экономию и создавать резервный фонд на по крытие повышенных затрат в периоды неблагоприятных гидроме теорологических условий.
287
Для стимулирования удешевления содержания судоходных пу тей портам целесообразно заключать с управлениями морских пу тей долгосрочные (многолетние) договоры и предусматривать в них обязательства по постепенному ежегодному снижению стои мости работ. Удешевление может достигаться путем совершенст вования применяемых технических средств дноуглубления, улуч шения технологии работ, выбора наиболее рациональных периодов их производства с учетом местных гидрометеорологических усло вий и характера процессов заносимости.
Существенным источником рационализации ремонтного дно углубления является выбор оптимальной величины запаса глубин
на заносимость и, соответственно, частоты производства |
работ — |
режима ремонтного дноуглубления. Анализ материалов |
проме |
ров глубин за ряд лет позволяет определить среднюю |
толщину |
слоя заносимости /іср, которую приходится удалять для поддержа
ния неизменных |
габаритов, |
|
|||
|
|
|
г, |
W 1 + W2 + ■■■ + W n |
|
где |
W1 |
W |
ЛсР |
|
* |
, |
г,..., Впр |
— годовые объемы наносов, удаляемых с участ |
|||
|
|
|
ка канала |
протяженностью L; |
|
|
|
п |
— ширина канала (акватории) в границах ре |
||
|
|
|
монтного дноуглубления; |
||
|
|
|
— число лет, вошедших в подсчет. |
||
|
Полученной средней величине слоя заносимости соответствует |
||||
средний |
годовой |
объем ремонтного дноуглубления: |
|||
|
|
|
W'cp |
W1 + W 2 + • • • + IѴп |
|
|
|
|
|
п |
В одном году из исследуемого периода объем заносимости бу дет наибольшим; ему соответствует наибольшая величина слоя заносимости
и |
W |
w m ax |
|
Лтах “ |
t>Rпр ^/ * |
Коэффициент неравномерности величины годовых наносов
_
Аг о д — WСр
Обычно на каналах по ширине прорези слой заносимости об разуется быстрее и больше у бровок, а посредине прорези он меньше средней величины.
Для выбора наиболее эффективных технологических средств и режимов их использования важно знать не только объем и сред нюю толщину слоя наносов, подлежащих удалению, но и величи ну отклонений толщины слоя в большую сторону от среднего зна
чения |
hCp. |
Коэффициент |
неравномерности толщины |
слоя |
||
Кнер за данный год |
н е р — |
-г |
m ax |
|
||
|
|
|
“ |
і c p • |
|
288