ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 0
гов, плавучих предостерегательных знаков) или активных (мая- ков-ответчиков) отражателей.
Навигационные радиолокационные станции разделяются на подвижные (судовые) и стационарные (береговые), используемые для управления движением судов в порту и на подходах к нему. РЛ С независимо от условий видимости позволяют обнаруживать суда в море, берега, острова, даже буи и шлюпки; способствуют предотвращению опасности столкновения с другими судами; дают возможность опознать берега и более уверенно плавать в узкостях; обеспечивают также более уверенный вход в порт и выход из не
го, т. е. позволяют решать |
важнейшие навигационные за |
дачи. |
«Раскат» предназначена для лоц |
Стационарная портовая РЛ С |
манской проводки судов на подходных каналах и фарватерах, на акватории портов и рейдов и прежде всего в условиях плохой видимости. Контроль и управление движением судов в зоне обзо ра РЛ С осуществляются путем наблюдения оператором за поло жением отметки судов на экранах индикаторов кругового и сек торного обзоров. Оператор РЛ С наблюдает на экране за движением судна по каналу и сообщает на судно о его положении относитель но оси канала. Главным требованием к станции является обес
печение |
высокой разрешающей способности РЛ С |
по дальности и |
по азимуту. Экраны индикаторов РЛ С «Раскат» |
воспроизводят |
|
картину |
местности с характерными ориентирами: |
береговая линия, |
буи, вехи, линия канала, опасные для судов районы и т. п- Портовая РЛ С «Раскат» включает следующие основные узлы:
антенно-волноводное устройство; |
передающее устройство (2 |
ком |
|
плекта), приемное устройство (2 |
комплекта), датчик частоты, |
дат |
|
чик электронных отметок фарватера, усилитель |
промежуточной |
||
частоты (2 комплекта), прибор контроля частоты |
(2 комплекта), |
индикатор кругового обзора, индикатор секторного обзора (6 ком плектов), щит переключателя комплектов, сервопривод, электро
питание РЛ С.
Портовая РЛ С «Раскат» — это приемо-передающее устройство, способное передавать и принимать короткие импульсы электро магнитной энергии и измерять промежутки времени между момен тами посылки и приема отраженного от объекта эхо-сигнала. Пере дача и прием сигналов производятся одной и той же антенной, поэтому отличительной особенностью станции является переключа ющее устройство. Для этой цели служит волноводный переключа
тель.
Другая отличительная особенность станции — планшет, накла дываемый на экран индикаторов секторного обзора для совмеще ния и контроля радиолокационного изображения объектов с дей ствительным положением их на местности. Все обозначенные на схеме узлы станции взаимосвязаны и обеспечивают согласованную работу. К основным узлам станции относятся: передатчик, ан тенное устройство, приемник, индикаторы, датчик электронных от меток оси фарватера и датчик частот.
280
Передатчик служит генератором коротких и мощных импуль сов электромагнитной энергии, имеющих определенную длитель ность, прямоугольную форму и следующих с определенной часто той. Антенное устройство предназначено для направленного из лучения мощных высокочастотных импульсов и приема эхо-им пульсов. Приемное устройство состоит из антенны, поворотного ме ханизма и волноводного переключателя.
Импульсы, отраженные от объектов и принятые антенной че рез поворотный механизм и волноводный переключатель, посту пают в приемник. Обычно мощность принимаемого от объекта сиг нала весьма незначительна, поэтому основным назначением при емника является усиление слабых импульсов до величины, необ ходимой для воздействия на индикаторы. Сигнал, принимаемый антенной, контролируется прибором контроля частоты и с выхо да приемника поступает на усилитель промежуточной частоты, усиливается и подается на индикаторы. Датчик частот служит для выдачи запускающего импульса на датчик электронных отметок фарватера и индикатора. Он должен обеспечить на выходе не ме нее 18 электронных азимутальных импульсов, изображающих осе вую линию фарватера на экране каждого индикатора секторно
го обзора. |
в |
|
|
|
|
гц- |
|
|
|
|
|
|
РЛ С «Раскат» |
питается от трехфазной сети переменного тока |
|||||||||||
напряжением 220 |
|
и частотой 50 |
|
|
В комплект станции входит |
|||||||
агрегат питания типа АЛА-3,5 и выпрямитель типа ВСА-5, |
рабо |
|||||||||||
тающий с аккумуляторной батареей типа 5 НКН-45 |
в буферном |
|||||||||||
режимеСкорость вращения антенны |
|
10 |
об/мин. |
м |
Разрешающая |
|||||||
способность РЛ С по углу 0°,6, а по расстоянию 25 |
на индикаторе |
|||||||||||
секторного обзора |
(ИСО) |
и 20 |
м |
— на индикаторе кругового обзо |
||||||||
ра (ИКО); погрешность |
измерения |
расстояний на |
шкалах |
до 5 |
миль — 0,8%, а на шкалах 10 и 25 миль — 0,6%. Индикаторы име ют шкалы дальности 1, 2, 5, 10 и 25 миль; масштабы изображе ния на индикаторе кругового обзора — 1:220 000 и на индикаторе секторного обзора 1:10 000.
В составе аппаратуры — один индикатор кругового обзора и шесть индикаторов секторного обзора. На индикаторах предусмот рены: подвижный круг дальности (ПКД ), подвижная электронная метка азимута (ПАМ ), механические отсчетные устройства для от счета азимута и расстояния. Достаточно узкая диаграмма направ ленности антенны в горизонтальной плоскости, равная 0°,4, позволяет достичь хорошей разрешающей способности и тем самым обеспечивает высокую точность определения места судна.
В отличие от других систем портовых радиолокационных стан ций, «Раскат» имеет две частоты повторения импульсов. Диаметр рабочей части экрана индикатора сравнительно большой, что облегчает работу оператора. Экраны индикаторов закрываются прозрачными планшетами с нанесенными на них бровками и осе вой линией канала, отметками буев, вех, а также координатной сеткой неподвижных кругов дальности и азимутальных кругов.
281
§15. Дноуглубительные работы и борьба с загрязнением акваторий
Инженерная мысль неоднократно обращалась к идеям поддер жания искусственных глубин с помощью различных типов гидро технических сооружений в виде оградительных дамб. Например, на подходах к Суэцкому каналу со стороны Средиземного моря были сооружены наносоудерживающие дамбы длиной 1 км; в дальней шем пришлось увеличить длину Западного мола до 7 км. Подвод ный мол достигает 12-метровой изобаты. Имеются наносозащитные сооружения на входе с моря в Амстердамский канал, во француз ских портах Дьеп, Дюнкирхен, Бизерта. Однако несмотря на ог ромные капиталовложения, эти сооружения все же в большинстве случаев не решают задачи надежной защиты морских путей от заносимости; в то же время наличие таких сооружений препятст вует осуществлению мероприятий по развитию габаритов кана лов. С увеличением ограждаемых глубин стоимость сооружений возрастает в геометрической прогрессии.
Отечественная и зарубежная практика показывает, что основ ным средством создания и поддержания судоходных габаритов в акваториях портов и на водных подходах к ним в настоящее время являются технические средства дноуглубления — различные типы морских дноуглубительных снарядов и обслуживающие их вспо могательные суда. Видимо, это положение сохранится неизменным ина обозримую перспективу.
Примитивные средства дноуглубления в виде ковша, наса женного на длинную рукоять, применялись еще в глубокой древности. Первое упоминание о «багерном деле» в России отно сится к 1699 г., когда по указу Петра I оно было организовано на реках Воронеж и Дон. Три «чистительные машины» были пост роены в России в 1705 г. по проекту «вымышленников» Еронима
Минца и Якова Фаса на верфях в г. Воронеже. |
В 1710 г. эти сна |
ряды эксплуатировались в Таганрогском порту. |
Первый в России |
и в то время наиболее мощный в мире паровой |
многочерпаковый |
снаряд был построен в 1811 г. на Ижорском заводе по проекту А. Бетанкура. Он использовался для дноуглубительных работ в гаванях Кронштадта.
Возрастающие требования в отношении развития судоходных габаритов обусловливают увеличение числа объектов и объемов морских дноуглубительных работ. Возрастает сложность условий их выполнения. Помимо создания и поддержания искусственных глубин в акваториях портов и на подходах к ним, все чаще воз никают задачи развития существующих и образования новых транзитных каналов, подобно Керчь-Еникальскому каналу, обес печивающему глубоководную трассу для посещения крупнотон нажными судами портов Азовского моря. Ведутся большие рабо ты по углублению Датских проливов. Для удовлетворения на сущных потребностей морского транспорта технические средства морского дноуглубления постоянно совершенствуются, увеличива ется их производственная мощность.
282
Современные технические средства дноуглубления по принци пу действия делятся на две основные группы: первая — гидравли ческие грунтоизвлекающие средства — землесосы самоотвозные, рефулерные, шаландовые и землесосные шаландоразгружатели и
вторая — механические грунтоизвлекающие |
средства-— одночер |
|
паковые штанговые, грейферные, |
многочерпаковые снаряды, чер |
|
паковые шаландоразгружатели. |
Кроме того, |
в последние .годы в |
практике дноуглубления начинают находить применение техниче ские средства, действие которых основывается на иных технологи
ческих |
принципах, — эрлифтные, пневмогидравлические |
снаряды |
|
и размыватели перекатов. Проведенные исследования |
показыва |
||
ют, что при помощи эрлифтного аппарата ил |
можно |
извлекать |
|
со дна |
практически без добавления воды, и, несмотря на импуль |
||
сный (прерывистый) характер работы, чистота |
выработки проре |
зи получается вполне удовлетворительной. Увеличение глубины благоприятно сказывается на производительности эрлифтного грунтоизвлекающего устройства.
При пневмогидравлическом способе дноуглубления удаление наносов осуществляется путем совместного воздействия воздуха и воды, которые под давлением по отдельным шлангам поступа
ют из компрессора и водяного насоса |
в сопла-смесители, |
опуска |
|||
емые на требуемую глубину. Действием струй воды |
и |
воздуха |
|||
грунт взмучивается и относится течением |
на значительное рас |
||||
стояние. |
опыт показывает, |
что |
пневмогидравличес |
||
Зарубежный |
|||||
кие снаряды эффективны при углублении у причалов |
в |
легком |
|||
грунте там, где |
имеется значительное стоковое или приливо-отлив |
ное течение. Пневмогидравлический снаряд обладает рядом преи муществ. Он может применяться в местах, недоступных для дру гих типов снарядов, — непосредственно у причалов, волноломов и других примыкающих к акватории сооружений, не подвергая их опасности повреждения.
Дноуглубительные рабочие органы не имеют непосредственно го контакта с углубляемым дном, и поэтому нет опасности их поломки. Углубление производится точно на заданную глубину с образованием ровного дна. Будучи оборудован централизованным управлением, снаряд обслуживается одним человеком. Благодаря малым размерам его можно перебазировать на транспортных су дах, по железной дороге или на автомашинах.
Из рассмотренных двух основных технологических групп гид равлические грунтоизвлекающие средства имеют ряд преиму ществ по сравнению с механическими, поэтому последние следует применять лишь в тех случаях, когда условия работы или харак тер задания исключают возможность рационального применения землесосов.
Для ремонтного дноуглубления на не защищенных от волне ния подходных и транзитных каналах наиболее эффективными являются самоотвозные землесосы. Эти снаряды наилучшим об разом и с наименьшими затратами обеспечивают удаление с ка
283
налов продуктов заносимости. В благоприятных природных усло виях— при наличии поперечного течения по отношению к направ
лению углубляемого |
канала — эффективность |
самоотвозных |
|||
землесосов |
повышается |
за |
счет работы |
с |
переливом и с |
выбросом |
извлекаемого |
грунта |
на течение. |
Особое достоинство |
|
самоотвозных землесосов — их |
приспособленность для быстрого |
образования проходных глубин на всем протяжении судоходного пути.
Область рационального применения самоотвозных зем лесосов ограничивается легкими подвижными грунтами. На плот ных грунтах гибкие волочащиеся грунтоизвлекающие устройства образуют траншеи, которые потом долго не заравниваются. Не благоприятными для этих снарядов также являются прорези ма лой протяженности. Точность выработки дна самоотвозными зем лесосами по глубине несколько ниже, чем у папильонажных сна рядов.
На объектах, где условия работ допускают применение напор ного транспорта грунта, предпочтительно применять папильонаж- но-траншейные рефулерные землесосы. Современные наиболее крупные землесосы обеспечивают часовую производительность до
3500 |
м3 |
несвязного и до 1500 |
м3 |
связного грунта при дальности |
|
рефулирования до 8000 |
м. |
|
|
||
|
|
|
При свайно-стреловой системе, когда передние папильонажные якоря перекладываются с помощью длинных поворотных стрел, установленных на снаряде, централизованное управление работой такого снаряда осуществляется одним человеком. На объектах, хорошо защищенных от волнения, к при применении разрыхлите лей соответствующей формы и конструкции, с помощью папильонажного землесоса достигается высокая точность выработки дна. Однако рефулерные землесосы плохо приспособлены для разра ботки очень твердых, засоренных грунтов и для выполнения ра бот на объектах, подверженных волнению. Последний недостаток уменьшается при применении взвешенно-затопляемого грунто провода, конструкция которого разработана и внедрена работни ками Каспрейдморпути.
Область рационального применения многочерпаковых снаря дов составляют объекты ремонтного дноуглубления в портовых акваториях при отвозке грунта на отдаленные свалки, а также капитальные и ремонтные дноуглубительные работы в средних по трудности и тяжелых грунтовых условиях. На объектах с особо тяжелыми грунтовыми условиями (уборка скалы, валунные грун ты, грунты, засоренные металлом, и т. п.) успешно применяются одночерпаковые штанговые и грейферные снаряды. Для выполне ния дноуглубительных работ непосредственно у причалов и дру гих гидротехнических сооружений, а также для дноуглубления в тяжелых грунтах на объектах, не защищенных от волнения, наи более удобны самоотвозные грейферные снаряды. Недостаток их—
сравнительно |
малая |
производительность. При |
решении |
вопро |
сов создания |
новых |
и развития существующих |
подходных |
кана- |
284