Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гов, плавучих предостерегательных знаков) или активных (мая- ков-ответчиков) отражателей.

Навигационные радиолокационные станции разделяются на подвижные (судовые) и стационарные (береговые), используемые для управления движением судов в порту и на подходах к нему. РЛ С независимо от условий видимости позволяют обнаруживать суда в море, берега, острова, даже буи и шлюпки; способствуют предотвращению опасности столкновения с другими судами; дают возможность опознать берега и более уверенно плавать в узкостях; обеспечивают также более уверенный вход в порт и выход из не­

го, т. е. позволяют решать

важнейшие навигационные за­

дачи.

«Раскат» предназначена для лоц­

Стационарная портовая РЛ С

манской проводки судов на подходных каналах и фарватерах, на акватории портов и рейдов и прежде всего в условиях плохой видимости. Контроль и управление движением судов в зоне обзо­ ра РЛ С осуществляются путем наблюдения оператором за поло­ жением отметки судов на экранах индикаторов кругового и сек­ торного обзоров. Оператор РЛ С наблюдает на экране за движением судна по каналу и сообщает на судно о его положении относитель­ но оси канала. Главным требованием к станции является обес­

печение

высокой разрешающей способности РЛ С

по дальности и

по азимуту. Экраны индикаторов РЛ С «Раскат»

воспроизводят

картину

местности с характерными ориентирами:

береговая линия,

буи, вехи, линия канала, опасные для судов районы и т. п- Портовая РЛ С «Раскат» включает следующие основные узлы:

антенно-волноводное устройство;

передающее устройство (2

ком­

плекта), приемное устройство (2

комплекта), датчик частоты,

дат­

чик электронных отметок фарватера, усилитель

промежуточной

частоты (2 комплекта), прибор контроля частоты

(2 комплекта),

индикатор кругового обзора, индикатор секторного обзора (6 ком­ плектов), щит переключателя комплектов, сервопривод, электро­

питание РЛ С.

Портовая РЛ С «Раскат» — это приемо-передающее устройство, способное передавать и принимать короткие импульсы электро­ магнитной энергии и измерять промежутки времени между момен­ тами посылки и приема отраженного от объекта эхо-сигнала. Пере­ дача и прием сигналов производятся одной и той же антенной, поэтому отличительной особенностью станции является переключа­ ющее устройство. Для этой цели служит волноводный переключа­

тель.

Другая отличительная особенность станции — планшет, накла­ дываемый на экран индикаторов секторного обзора для совмеще­ ния и контроля радиолокационного изображения объектов с дей­ ствительным положением их на местности. Все обозначенные на схеме узлы станции взаимосвязаны и обеспечивают согласованную работу. К основным узлам станции относятся: передатчик, ан­ тенное устройство, приемник, индикаторы, датчик электронных от­ меток оси фарватера и датчик частот.

280


Передатчик служит генератором коротких и мощных импуль­ сов электромагнитной энергии, имеющих определенную длитель­ ность, прямоугольную форму и следующих с определенной часто­ той. Антенное устройство предназначено для направленного из­ лучения мощных высокочастотных импульсов и приема эхо-им­ пульсов. Приемное устройство состоит из антенны, поворотного ме­ ханизма и волноводного переключателя.

Импульсы, отраженные от объектов и принятые антенной че­ рез поворотный механизм и волноводный переключатель, посту­ пают в приемник. Обычно мощность принимаемого от объекта сиг­ нала весьма незначительна, поэтому основным назначением при­ емника является усиление слабых импульсов до величины, необ­ ходимой для воздействия на индикаторы. Сигнал, принимаемый антенной, контролируется прибором контроля частоты и с выхо­ да приемника поступает на усилитель промежуточной частоты, усиливается и подается на индикаторы. Датчик частот служит для выдачи запускающего импульса на датчик электронных отметок фарватера и индикатора. Он должен обеспечить на выходе не ме­ нее 18 электронных азимутальных импульсов, изображающих осе­ вую линию фарватера на экране каждого индикатора секторно­

го обзора.

в

 

 

 

 

гц-

 

 

 

 

 

РЛ С «Раскат»

питается от трехфазной сети переменного тока

напряжением 220

 

и частотой 50

 

 

В комплект станции входит

агрегат питания типа АЛА-3,5 и выпрямитель типа ВСА-5,

рабо­

тающий с аккумуляторной батареей типа 5 НКН-45

в буферном

режимеСкорость вращения антенны

 

10

об/мин.

м

Разрешающая

способность РЛ С по углу 0°,6, а по расстоянию 25

на индикаторе

секторного обзора

(ИСО)

и 20

м

— на индикаторе кругового обзо­

ра (ИКО); погрешность

измерения

расстояний на

шкалах

до 5

миль — 0,8%, а на шкалах 10 и 25 миль — 0,6%. Индикаторы име­ ют шкалы дальности 1, 2, 5, 10 и 25 миль; масштабы изображе­ ния на индикаторе кругового обзора — 1:220 000 и на индикаторе секторного обзора 1:10 000.

В составе аппаратуры — один индикатор кругового обзора и шесть индикаторов секторного обзора. На индикаторах предусмот­ рены: подвижный круг дальности (ПКД ), подвижная электронная метка азимута (ПАМ ), механические отсчетные устройства для от­ счета азимута и расстояния. Достаточно узкая диаграмма направ­ ленности антенны в горизонтальной плоскости, равная 0°,4, позволяет достичь хорошей разрешающей способности и тем самым обеспечивает высокую точность определения места судна.

В отличие от других систем портовых радиолокационных стан­ ций, «Раскат» имеет две частоты повторения импульсов. Диаметр рабочей части экрана индикатора сравнительно большой, что облегчает работу оператора. Экраны индикаторов закрываются прозрачными планшетами с нанесенными на них бровками и осе­ вой линией канала, отметками буев, вех, а также координатной сеткой неподвижных кругов дальности и азимутальных кругов.

281


§15. Дноуглубительные работы и борьба с загрязнением акваторий

Инженерная мысль неоднократно обращалась к идеям поддер­ жания искусственных глубин с помощью различных типов гидро­ технических сооружений в виде оградительных дамб. Например, на подходах к Суэцкому каналу со стороны Средиземного моря были сооружены наносоудерживающие дамбы длиной 1 км; в дальней­ шем пришлось увеличить длину Западного мола до 7 км. Подвод­ ный мол достигает 12-метровой изобаты. Имеются наносозащитные сооружения на входе с моря в Амстердамский канал, во француз­ ских портах Дьеп, Дюнкирхен, Бизерта. Однако несмотря на ог­ ромные капиталовложения, эти сооружения все же в большинстве случаев не решают задачи надежной защиты морских путей от заносимости; в то же время наличие таких сооружений препятст­ вует осуществлению мероприятий по развитию габаритов кана­ лов. С увеличением ограждаемых глубин стоимость сооружений возрастает в геометрической прогрессии.

Отечественная и зарубежная практика показывает, что основ­ ным средством создания и поддержания судоходных габаритов в акваториях портов и на водных подходах к ним в настоящее время являются технические средства дноуглубления — различные типы морских дноуглубительных снарядов и обслуживающие их вспо­ могательные суда. Видимо, это положение сохранится неизменным ина обозримую перспективу.

Примитивные средства дноуглубления в виде ковша, наса­ женного на длинную рукоять, применялись еще в глубокой древности. Первое упоминание о «багерном деле» в России отно­ сится к 1699 г., когда по указу Петра I оно было организовано на реках Воронеж и Дон. Три «чистительные машины» были пост­ роены в России в 1705 г. по проекту «вымышленников» Еронима

Минца и Якова Фаса на верфях в г. Воронеже.

В 1710 г. эти сна­

ряды эксплуатировались в Таганрогском порту.

Первый в России

и в то время наиболее мощный в мире паровой

многочерпаковый

снаряд был построен в 1811 г. на Ижорском заводе по проекту А. Бетанкура. Он использовался для дноуглубительных работ в гаванях Кронштадта.

Возрастающие требования в отношении развития судоходных габаритов обусловливают увеличение числа объектов и объемов морских дноуглубительных работ. Возрастает сложность условий их выполнения. Помимо создания и поддержания искусственных глубин в акваториях портов и на подходах к ним, все чаще воз­ никают задачи развития существующих и образования новых транзитных каналов, подобно Керчь-Еникальскому каналу, обес­ печивающему глубоководную трассу для посещения крупнотон­ нажными судами портов Азовского моря. Ведутся большие рабо­ ты по углублению Датских проливов. Для удовлетворения на­ сущных потребностей морского транспорта технические средства морского дноуглубления постоянно совершенствуются, увеличива­ ется их производственная мощность.

282


Современные технические средства дноуглубления по принци­ пу действия делятся на две основные группы: первая — гидравли­ ческие грунтоизвлекающие средства — землесосы самоотвозные, рефулерные, шаландовые и землесосные шаландоразгружатели и

вторая — механические грунтоизвлекающие

средства-— одночер­

паковые штанговые, грейферные,

многочерпаковые снаряды, чер­

паковые шаландоразгружатели.

Кроме того,

в последние .годы в

практике дноуглубления начинают находить применение техниче­ ские средства, действие которых основывается на иных технологи­

ческих

принципах, — эрлифтные, пневмогидравлические

снаряды

и размыватели перекатов. Проведенные исследования

показыва­

ют, что при помощи эрлифтного аппарата ил

можно

извлекать

со дна

практически без добавления воды, и, несмотря на импуль­

сный (прерывистый) характер работы, чистота

выработки проре­

зи получается вполне удовлетворительной. Увеличение глубины благоприятно сказывается на производительности эрлифтного грунтоизвлекающего устройства.

При пневмогидравлическом способе дноуглубления удаление наносов осуществляется путем совместного воздействия воздуха и воды, которые под давлением по отдельным шлангам поступа­

ют из компрессора и водяного насоса

в сопла-смесители,

опуска­

емые на требуемую глубину. Действием струй воды

и

воздуха

грунт взмучивается и относится течением

на значительное рас­

стояние.

опыт показывает,

что

пневмогидравличес­

Зарубежный

кие снаряды эффективны при углублении у причалов

в

легком

грунте там, где

имеется значительное стоковое или приливо-отлив­

ное течение. Пневмогидравлический снаряд обладает рядом преи­ муществ. Он может применяться в местах, недоступных для дру­ гих типов снарядов, — непосредственно у причалов, волноломов и других примыкающих к акватории сооружений, не подвергая их опасности повреждения.

Дноуглубительные рабочие органы не имеют непосредственно­ го контакта с углубляемым дном, и поэтому нет опасности их поломки. Углубление производится точно на заданную глубину с образованием ровного дна. Будучи оборудован централизованным управлением, снаряд обслуживается одним человеком. Благодаря малым размерам его можно перебазировать на транспортных су­ дах, по железной дороге или на автомашинах.

Из рассмотренных двух основных технологических групп гид­ равлические грунтоизвлекающие средства имеют ряд преиму­ ществ по сравнению с механическими, поэтому последние следует применять лишь в тех случаях, когда условия работы или харак­ тер задания исключают возможность рационального применения землесосов.

Для ремонтного дноуглубления на не защищенных от волне­ ния подходных и транзитных каналах наиболее эффективными являются самоотвозные землесосы. Эти снаряды наилучшим об­ разом и с наименьшими затратами обеспечивают удаление с ка­

283


налов продуктов заносимости. В благоприятных природных усло­ виях— при наличии поперечного течения по отношению к направ­

лению углубляемого

канала — эффективность

самоотвозных

землесосов

повышается

за

счет работы

с

переливом и с

выбросом

извлекаемого

грунта

на течение.

Особое достоинство

самоотвозных землесосов — их

приспособленность для быстрого

образования проходных глубин на всем протяжении судоходного пути.

Область рационального применения самоотвозных зем­ лесосов ограничивается легкими подвижными грунтами. На плот­ ных грунтах гибкие волочащиеся грунтоизвлекающие устройства образуют траншеи, которые потом долго не заравниваются. Не­ благоприятными для этих снарядов также являются прорези ма­ лой протяженности. Точность выработки дна самоотвозными зем­ лесосами по глубине несколько ниже, чем у папильонажных сна­ рядов.

На объектах, где условия работ допускают применение напор­ ного транспорта грунта, предпочтительно применять папильонаж- но-траншейные рефулерные землесосы. Современные наиболее крупные землесосы обеспечивают часовую производительность до

3500

м3

несвязного и до 1500

м3

связного грунта при дальности

рефулирования до 8000

м.

 

 

 

 

 

При свайно-стреловой системе, когда передние папильонажные якоря перекладываются с помощью длинных поворотных стрел, установленных на снаряде, централизованное управление работой такого снаряда осуществляется одним человеком. На объектах, хорошо защищенных от волнения, к при применении разрыхлите­ лей соответствующей формы и конструкции, с помощью папильонажного землесоса достигается высокая точность выработки дна. Однако рефулерные землесосы плохо приспособлены для разра­ ботки очень твердых, засоренных грунтов и для выполнения ра­ бот на объектах, подверженных волнению. Последний недостаток уменьшается при применении взвешенно-затопляемого грунто­ провода, конструкция которого разработана и внедрена работни­ ками Каспрейдморпути.

Область рационального применения многочерпаковых снаря­ дов составляют объекты ремонтного дноуглубления в портовых акваториях при отвозке грунта на отдаленные свалки, а также капитальные и ремонтные дноуглубительные работы в средних по трудности и тяжелых грунтовых условиях. На объектах с особо тяжелыми грунтовыми условиями (уборка скалы, валунные грун­ ты, грунты, засоренные металлом, и т. п.) успешно применяются одночерпаковые штанговые и грейферные снаряды. Для выполне­ ния дноуглубительных работ непосредственно у причалов и дру­ гих гидротехнических сооружений, а также для дноуглубления в тяжелых грунтах на объектах, не защищенных от волнения, наи­ более удобны самоотвозные грейферные снаряды. Недостаток их—

сравнительно

малая

производительность. При

решении

вопро­

сов создания

новых

и развития существующих

подходных

кана-

284