Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

хранятъ их на борту для сдачи в береговые приемные устройства. Вместе с тем предусматриваются случаи, когда слив нефти или со­ держащих ее смесей в запретных зонах не является нарушением Конвенции, а именно:

когда слив производится в целях избежания гибели или аварии судна, предотвращения порчи груза или спасения людей;

в случае утечки вследствие аварии судна или технических неис­ правностей, если были приняты все разумные меры по их предот­ вращению или уменьшению;

слив осадков, которые не поддаются откачке из грузовых тан­ ков вследствие вязкости, и осадков после очистки жидкого топли­ ва и смазочных масел при условии, что их слив будет произво­ диться возможно дальше от берега и регистрироваться в нефтя­ ном журнале.

Даже при строгом соблюдении требований Конвенции, источники загрязнения моря нефтью полностью не устраняются. Поэтому в последние годы повсеместно проводятся интенсивные исследования и осуществляются практические мероприятия, направ­ ленные на предотвращение загрязнения портовых акваторий и на создание эффективных средств очистки. Вместе с тем быстрый рост морских перевозок нефти и пополнение танкерного флота крупнотоннажными судами потенциально увеличили опасность аварий, сопровождающихся разлитием большого количества нефти.

Катастрофа века — так была названа авария танкера «Торри Каньон», который 18 марта 1967 г. сел на рифы «Семь камней» у берегов Англии. Действительно, если за три года, предшествую­

щих гибели «Торри Каньон», былотзарегистрировано свыше 300

аварий танкеров и в девяти наиболее

крупных из них

в

море вылилось не овыше 6—7 тыс. нефти, то в результате

ава­

рии «Торри Каньон» в море вылилось 119

тыс.

т

нефти. Загрязне­

 

нию подверглось побережье Корнуэлла на протяжении 140 миль, в том числе 40 пляжей, а также побережье Бретани.

В целях сведения до минимума загрязнения побережья и опа­ сных последствий для рыб, флоры и фауны применялись различ­ ные методы и средства борьбы с пролитой нефтью. Специальный комитет по научным и технологическим аспектам гибели танке­ ра «Торри Каньон» подробно изучил результаты применения всех использованных методов и средств, дал оценку степени их эффек­ тивности и области целесообразного применения. К числу методов и средств удаления нефти с поверхности акватории относятся:

опрыскивание смесью эмульгатора и детергента с последующим перемешиванием поверхности воды при помощи винтов судна либо сильной струей воды; в результате такой обработки нефть диспер­ гируется на чрезвычайно мелкие капли. Когда такая нефте-водя- ная эмульсия сильно разбавляется водой, что происходит в море, пленка нефти через определенное время полностью исчезает;

механическое удаление пленки нефти при помощи плавсредств с оборудованием для улавливания или всасывания нефте-водяной смеси с последующим разделением нефти и воды;

294


потопление нефти, плавающей на поверхности воды, путем об­ работки ее тонкораздробленным материалом высокой плотности, например песком или цементом, к которому нефть прилипает;

очистка поверхности

путем

использования твердого

вещества

с небольшой плотностью

(сено,

древесные опилки и пр.),

которое

абсорбирует нефть и остается на плаву; образующаяся пропитан­ ная нефтью масса затем может быть удалена легче, чем необрабо­ танная нефть.

В период борьбы с последствиями аварии «Торри Каньон» на­ илучшие результаты, по мнению Комитета, были достигнуты при применении метода опрыскивания смесью эмульгатора и детерген­ та. Недостаток этого метода заключается в том, что применяемые вещества сами могут отравлять морскую флору и фауну. В по­ следние годы проводятся успешные исследования, направленные на устранение этого недостатка. Так, английской компанией «Роіуcell Products Ltd» предложен препарат поликлен (Polyelens),

состоящий из растворителей и поверхностно-активных агентов. По заявлению компании-изготовителя поликлен эмульгирует все сорта нефти и нефтепродуктов, безопасен и прост в обращении и при хранении, не вызывает опасных реакций или химических процессов при очистке от нефти моря или побережья, не создает серьезной угрозы для морской флоры и фауны.

Для потопления нефти, плавающей на поверхности, во Франции изготовляется химический препарат депримолиз (deprimolith). Это порошок из различных природных минералов с удельным весом 3—3,8. Попадая на плавающую нефтяную пленку, препарат вы­ зывает химическую реакцию, в результате которой загрязняющие море нефтепродукты как бы стекаются в густую массу, оседаю­ щую на дно. По заявлению специалистов морской службы ведомст­ ва путей сообщения Франции, для морской флоры и фауны этот препарат безвреден.

Для ограждения участков акватории, загрязненных нефтью, применяются различные типы бонов. Например, в Швеции боны состоят из прочных эластичных лент шириной 60 см. Длина каж­ дой секции 50 м. Отдельные секции соединяются плотными замка­ ми из легкого металла. В рабочем состоянии ленты находятся в вертикальном положении за счет балластного песка, размещаемо­ го в карманах нижнего пояса.

В акваториях, укрытых от волнения и не подверженных силь­ ным приливо-отливным явлениям, применяются надувные боновые ограждения. Такие всплывающие и погружающиеся боны требуют постоянного снабжения сжатым воздухом; они предназначаются в качестве стационарного оборудования примыкающих к каналам ковшей и гаваней с бункеровочными и нефтяными причалами.

Для районов с резко выраженными приливо-отливными явле­ ниями и сильным волнением разработан бон с пенопластовым на­ полнением. Этот бон состоит из секций, имеющих особо прочную армированную рубашку, заполненную сплошными пенопласто­ выми цилиндрами в неопреновой оболочке. Секции бона водо­

296


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

непроницаемы. В случае по­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вреждения

некоторых сек­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ций остальные

удерживают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бон на плаву в течение вре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мени,

обеспечивающего

ог­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

раждение

 

загрязненного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

участка акватории, а также

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

достаточного

для

ремонта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на месте поврежденных сек­

Р и с . 164. С х е м а

устр о й ства для

уд ален и я

ций или их замены.

 

з а -

неф тяного загрязн ен и я

 

ф ирмы

R h einw erft

В

сочетании

с

бонами,

 

 

 

 

 

 

 

ограждающими

участки

 

/ - н е ф т ь , п л а в а ю щ а я н а

 

п о в е р х н о с т и

в о д ы ;

 

 

грязнения

и предотвращаю-

 

2 -

ЩИМИ раСТеКЭНИв Нефти

И

 

 

 

НбфтбПрОДУКТОВ ПО

ЯКВЯТО-

о т р о с т к и п р и е м н о г о п а т р у б к а т о п л и в н о г о н а с о са ;

р Ш І , П р И М С Н Я Ю Т С Я М 6 Х З Н И Ч 6 -

3

 

п а т р у б о к

т о п л и в н о г о н а с о5с а ;

_ ~

' І

.........................................................................Л

4 — в с а с ы в а ю щ и й

 

 

— к о л ь ц е в о й б у р т и к в с а с ы в а ю щ е г о к о л ь ц а ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н о д д е р ж и в а ю щ н е

 

п л а в у ч е с т и ;

6

— к о л ь ц е в а я

п о -

 

г п р т р т п я

ттпст ѵ п я г г р н и я

л о с т ь к о л о д ц а ; 7 — п р и е м н ы й

 

к л а п а н п а т р у б к а

 

г С^

П « А

у А

 

В О -

в о д я н о г о н а с о с а ;

8

— п о п л а в к о в ы й о е г ѵ л я т о р ;

9

Н С ф Т И

О В С р Х Н О С Т И

в с а с ы в а ю щ и й к о л о д е ц ;

10

о т р о с т к и п р и е м н о г о

А 131 »

п п р г т р г т я у п г п я - щ т г р г т ы у

 

11

п а т р у б к а в о д я н о г о

н а с о с а ;

 

— п р и е м н ы й п а т р у -

а р с д с л а л

и і р а л \ д с п п о і л

б о к в о д я н о г о н а с о с а

 

 

 

учаСТКОВ.

ОДНО

ИЗ

ТЭКИХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средств сконструировано и запатентовано западногерманской фирмой «Rheinwerft Mainz—Mombach». Схема этого устройства показана на рис. 164. Оно предназначено для работы в акватори­ ях, защищенных от волнения. Согласно проведенным испытаниям с помощью этого устройства за один час можно удалить 750 л мазута, разлитого по поверхности акватории площадью 1000 ж2. Установлено, что в начале работы в сливаемой в сборный танк смеси содержится около 30% воды, а затем поступает почти чис­ тый мазут, и в самом конце, когда на водной поверхности оста­ ется едва заметная нефтяная пленка, содержание воды составляет

около 10%.

Для удаления слоя нефти с участков акватории, подверженных

волнению,

применяются специальные суда — нефтесборщики.

Кон­

структорское бюро Ocean

De ign ngineering

Corporation

of

Long Beech

разработалом проект катамаранного

судна

длиной

около 9 ж,

которое приспособлено для работы при высоте волн до

1,5 ж и при ветре до 10

/сек.

Агрегат состоит из легко

собирае­

 

 

мых частей, и его можно перевозить автотранспортом или на са­ молете.

В Советском Союзе для очистки портовых акваторий применя­ ется нефтемусоросборщик, проект которого разработан Черномор­

ским ЦПКБ. Это

самоходное

судно имеет следующие

технико­

эксплуатационные

характеристики:

л. сполная длина

14,85 ж;

ширина 4,5 ж;

высота борта 2,0 ж;

осадка 1,6

ж;

скорость

 

хо­

да до 3,8 узла;

 

 

 

 

.;

 

 

 

неф­

мощность машин 135м3/ч; емкость для сбора

ти 2X8,7 ж3; емкость для сбора мусора — около

4

ж3;

произво­

дительность нефтяного насоса

70

производительность

 

по

сбору нефти 3—4

тіч;

производительность по сбору мусора 1,5

тіч.

Управление дистанционное

с применением систем гидроприво­

296



да. Судно обслуживают два человека. При помощи нефтемусоро­ сборщика можно собирать с поверхности акватории продукты лю­

бой вязкости и плавающие предметы длиной до 2 л

и весом

до

70

кг.

Нефтемусоросборщик успешно работает при

волнении

до

2 баллов. При помощи поворотных щитов ширина

полосы очи­

щаемой поверхности может достигать 8

м.

 

от

 

В

приемной отстойной ванне происходит отделение нефти

мусора. Из приемной ванны нефть перекачивается в емкость для дальнейшей сепарации. Поступающая нефть постепенно вытесня­ ет воду, которая находится в емкостях для сохранения постоян­ ной осадки. В случаях необходимости сбора тяжелой (густой) неф­ ти, когда всасывание в холодной воде затруднено, производится механическая сборка; имеется устройство для подогрева нефти. В летнее время для перегрузки и вывозки собранной нефти (мазу­ та) может быть применена вакуумная автоцистерна. Емкость, за­ полненная мусором, снимается при помощи берегового крана, и му­ сор сбрасывается в автосамосвал. Специальные ограждения пре­ дохраняют экипаж и рубку управления при проходе под швартов­ ными тросами судов, стоящих у причалов. Нефтемусоросбор­ щик целесообразно применять совместно с боновыми огражде­ ниями.

Выполнение требований Международной конвенции определи­ ло необходимость создания в крупных портах специальных пла­ вучих или береговых установок для зачистки и мойки грузовых танков и для приема нефтеостатков. Примером таких установок может служить зачистиая станция, построенная в порту Марсель. Станция предназначена для мойки и дегазации танков крупных морских танкеров, а также каботажных самоходных наливных судов и железнодорожных цистерн. Зачистная станция имеет котельную, оборудованную двумя котлами; имеются насосы тля подачи горячей мытьевой и балластной воды. Производительность

сепараторов станции 1200 м3/ч. Для промывки и дегазации танков станция может подавать на суда все необходимое для этого: морскую воду, подогретую и холодную, пресную воду, пар, сжатый воздух и электроэнергию.

Крупная береговая установка для очистки и мойки танков име­

ется на о. Мальта. В составе

оборудования

этой станции для

превращения пропитанного нефтепродуктами

грязевого отстоя

в сухие остатки в виде окалины, песка и т. п. имеется также спе­ циальная печь, расположенная в безопасном в пожарном отно­

шении месте.

Установлено, что загрязнение акватории портов нефтью вызы­ вается в значительной мере служебно-вспомогательным флотом (буксиры, катера, дноуглубительные суда, плавкраны и т. п.). Поэтому изданным ММФ еще в 1961 г. «Временным наставлени­ ем по предотвращению загрязнения моря» предписывается при постройке и очередных ремонтах судов служебно-вспомогатель­ ного флота принимать меры по предотвращению утечки нефти в

297