ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 0
хранятъ их на борту для сдачи в береговые приемные устройства. Вместе с тем предусматриваются случаи, когда слив нефти или со держащих ее смесей в запретных зонах не является нарушением Конвенции, а именно:
когда слив производится в целях избежания гибели или аварии судна, предотвращения порчи груза или спасения людей;
в случае утечки вследствие аварии судна или технических неис правностей, если были приняты все разумные меры по их предот вращению или уменьшению;
слив осадков, которые не поддаются откачке из грузовых тан ков вследствие вязкости, и осадков после очистки жидкого топли ва и смазочных масел при условии, что их слив будет произво диться возможно дальше от берега и регистрироваться в нефтя ном журнале.
Даже при строгом соблюдении требований Конвенции, источники загрязнения моря нефтью полностью не устраняются. Поэтому в последние годы повсеместно проводятся интенсивные исследования и осуществляются практические мероприятия, направ ленные на предотвращение загрязнения портовых акваторий и на создание эффективных средств очистки. Вместе с тем быстрый рост морских перевозок нефти и пополнение танкерного флота крупнотоннажными судами потенциально увеличили опасность аварий, сопровождающихся разлитием большого количества нефти.
Катастрофа века — так была названа авария танкера «Торри Каньон», который 18 марта 1967 г. сел на рифы «Семь камней» у берегов Англии. Действительно, если за три года, предшествую
щих гибели «Торри Каньон», былотзарегистрировано свыше 300 |
||||
аварий танкеров и в девяти наиболее |
крупных из них |
в |
||
море вылилось не овыше 6—7 тыс. нефти, то в результате |
ава |
|||
рии «Торри Каньон» в море вылилось 119 |
тыс. |
т |
нефти. Загрязне |
|
|
нию подверглось побережье Корнуэлла на протяжении 140 миль, в том числе 40 пляжей, а также побережье Бретани.
В целях сведения до минимума загрязнения побережья и опа сных последствий для рыб, флоры и фауны применялись различ ные методы и средства борьбы с пролитой нефтью. Специальный комитет по научным и технологическим аспектам гибели танке ра «Торри Каньон» подробно изучил результаты применения всех использованных методов и средств, дал оценку степени их эффек тивности и области целесообразного применения. К числу методов и средств удаления нефти с поверхности акватории относятся:
опрыскивание смесью эмульгатора и детергента с последующим перемешиванием поверхности воды при помощи винтов судна либо сильной струей воды; в результате такой обработки нефть диспер гируется на чрезвычайно мелкие капли. Когда такая нефте-водя- ная эмульсия сильно разбавляется водой, что происходит в море, пленка нефти через определенное время полностью исчезает;
механическое удаление пленки нефти при помощи плавсредств с оборудованием для улавливания или всасывания нефте-водяной смеси с последующим разделением нефти и воды;
294
потопление нефти, плавающей на поверхности воды, путем об работки ее тонкораздробленным материалом высокой плотности, например песком или цементом, к которому нефть прилипает;
очистка поверхности |
путем |
использования твердого |
вещества |
с небольшой плотностью |
(сено, |
древесные опилки и пр.), |
которое |
абсорбирует нефть и остается на плаву; образующаяся пропитан ная нефтью масса затем может быть удалена легче, чем необрабо танная нефть.
В период борьбы с последствиями аварии «Торри Каньон» на илучшие результаты, по мнению Комитета, были достигнуты при применении метода опрыскивания смесью эмульгатора и детерген та. Недостаток этого метода заключается в том, что применяемые вещества сами могут отравлять морскую флору и фауну. В по следние годы проводятся успешные исследования, направленные на устранение этого недостатка. Так, английской компанией «Роіуcell Products Ltd» предложен препарат поликлен (Polyelens),
состоящий из растворителей и поверхностно-активных агентов. По заявлению компании-изготовителя поликлен эмульгирует все сорта нефти и нефтепродуктов, безопасен и прост в обращении и при хранении, не вызывает опасных реакций или химических процессов при очистке от нефти моря или побережья, не создает серьезной угрозы для морской флоры и фауны.
Для потопления нефти, плавающей на поверхности, во Франции изготовляется химический препарат депримолиз (deprimolith). Это порошок из различных природных минералов с удельным весом 3—3,8. Попадая на плавающую нефтяную пленку, препарат вы зывает химическую реакцию, в результате которой загрязняющие море нефтепродукты как бы стекаются в густую массу, оседаю щую на дно. По заявлению специалистов морской службы ведомст ва путей сообщения Франции, для морской флоры и фауны этот препарат безвреден.
Для ограждения участков акватории, загрязненных нефтью, применяются различные типы бонов. Например, в Швеции боны состоят из прочных эластичных лент шириной 60 см. Длина каж дой секции 50 м. Отдельные секции соединяются плотными замка ми из легкого металла. В рабочем состоянии ленты находятся в вертикальном положении за счет балластного песка, размещаемо го в карманах нижнего пояса.
В акваториях, укрытых от волнения и не подверженных силь ным приливо-отливным явлениям, применяются надувные боновые ограждения. Такие всплывающие и погружающиеся боны требуют постоянного снабжения сжатым воздухом; они предназначаются в качестве стационарного оборудования примыкающих к каналам ковшей и гаваней с бункеровочными и нефтяными причалами.
Для районов с резко выраженными приливо-отливными явле ниями и сильным волнением разработан бон с пенопластовым на полнением. Этот бон состоит из секций, имеющих особо прочную армированную рубашку, заполненную сплошными пенопласто выми цилиндрами в неопреновой оболочке. Секции бона водо
296
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
непроницаемы. В случае по |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вреждения |
некоторых сек |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ций остальные |
удерживают |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бон на плаву в течение вре |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мени, |
обеспечивающего |
ог |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
раждение |
|
загрязненного |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
участка акватории, а также |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
достаточного |
для |
ремонта |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на месте поврежденных сек |
||||||
Р и с . 164. С х е м а |
устр о й ства для |
уд ален и я |
ций или их замены. |
|
з а - |
|||||||||||
неф тяного загрязн ен и я |
|
ф ирмы |
R h einw erft |
В |
сочетании |
с |
бонами, |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ограждающими |
участки |
|
|||||||
/ - н е ф т ь , п л а в а ю щ а я н а |
|
п о в е р х н о с т и |
в о д ы ; |
|
|
грязнения |
и предотвращаю- |
|||||||||
|
2 - |
ЩИМИ раСТеКЭНИв Нефти |
И |
|||||||||||||
|
|
|
НбфтбПрОДУКТОВ ПО |
ЯКВЯТО- |
||||||||||||
о т р о с т к и п р и е м н о г о п а т р у б к а т о п л и в н о г о н а с о с—а ; |
р Ш І , П р И М С Н Я Ю Т С Я М 6 Х З Н И Ч 6 - |
|||||||||||||||
3 |
|
п а т р у б о к |
т о п л и в н о г о н а с о5с а ; |
_ ~ |
' І |
.........................................................................Л |
||||||||||
4 — в с а с ы в а ю щ и й |
|
|
||||||||||||||
— к о л ь ц е в о й б у р т и к в с а с ы в а ю щ е г о к о л ь ц а ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
н о д д е р ж и в а ю щ н е |
|
п л а в у ч е с т и ; |
6 |
— к о л ь ц е в а я |
п о - |
|
г п р т р т п я |
ттпст ѵ п я г г р н и я |
||||||||
л о с т ь к о л о д ц а ; 7 — п р и е м н ы й |
|
к л а п а н п а т р у б к а |
|
г С^ |
П « А |
у А |
|
В О - |
||||||||
в о д я н о г о н а с о с а ; |
8 |
— п о п л а в к о в ы й о е г ѵ л я т о р ; |
9 |
— |
Н С ф Т И |
О В С р Х Н О С Т И |
||||||||||
в с а с ы в а ю щ и й к о л о д е ц ; |
10 |
о т р о с т к и п р и е м н о г о |
А 131 » |
п п р г т р г т я у п г п я - щ т г р г т ы у |
||||||||||||
|
11 |
|||||||||||||||
п а т р у б к а в о д я н о г о |
н а с о с а ; |
|
— п р и е м н ы й п а т р у - |
а р с д с л а л |
и і р а л \ д с п п о і л |
|||||||||||
б о к в о д я н о г о н а с о с а |
|
|
|
учаСТКОВ. |
ОДНО |
ИЗ |
ТЭКИХ |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
средств сконструировано и запатентовано западногерманской фирмой «Rheinwerft Mainz—Mombach». Схема этого устройства показана на рис. 164. Оно предназначено для работы в акватори ях, защищенных от волнения. Согласно проведенным испытаниям с помощью этого устройства за один час можно удалить 750 л мазута, разлитого по поверхности акватории площадью 1000 ж2. Установлено, что в начале работы в сливаемой в сборный танк смеси содержится около 30% воды, а затем поступает почти чис тый мазут, и в самом конце, когда на водной поверхности оста ется едва заметная нефтяная пленка, содержание воды составляет
около 10%.
Для удаления слоя нефти с участков акватории, подверженных
волнению, |
применяются специальные суда — нефтесборщики. |
Кон |
|||||
структорское бюро Ocean |
De ign ngineering |
Corporation |
of |
||||
Long Beech |
разработалом проект катамаранного |
судна |
длиной |
||||
около 9 ж, |
которое приспособлено для работы при высоте волн до |
||||||
1,5 ж и при ветре до 10 |
/сек. |
Агрегат состоит из легко |
собирае |
||||
|
|
мых частей, и его можно перевозить автотранспортом или на са молете.
В Советском Союзе для очистки портовых акваторий применя ется нефтемусоросборщик, проект которого разработан Черномор
ским ЦПКБ. Это |
самоходное |
судно имеет следующие |
технико |
|||||||
эксплуатационные |
характеристики: |
л. сполная длина |
14,85 ж; |
|||||||
ширина 4,5 ж; |
высота борта 2,0 ж; |
осадка 1,6 |
ж; |
скорость |
|
хо |
||||
да до 3,8 узла; |
|
|
|
|
.; |
|
|
|
неф |
|
мощность машин 135м3/ч; емкость для сбора |
||||||||||
ти 2X8,7 ж3; емкость для сбора мусора — около |
4 |
ж3; |
произво |
|||||||
дительность нефтяного насоса |
70 |
производительность |
|
по |
||||||
сбору нефти 3—4 |
тіч; |
производительность по сбору мусора 1,5 |
тіч. |
|||||||
Управление дистанционное |
с применением систем гидроприво |
296
да. Судно обслуживают два человека. При помощи нефтемусоро сборщика можно собирать с поверхности акватории продукты лю
бой вязкости и плавающие предметы длиной до 2 л |
и весом |
до |
|||
70 |
кг. |
Нефтемусоросборщик успешно работает при |
волнении |
до |
|
2 баллов. При помощи поворотных щитов ширина |
полосы очи |
||||
щаемой поверхности может достигать 8 |
м. |
|
от |
||
|
В |
приемной отстойной ванне происходит отделение нефти |
мусора. Из приемной ванны нефть перекачивается в емкость для дальнейшей сепарации. Поступающая нефть постепенно вытесня ет воду, которая находится в емкостях для сохранения постоян ной осадки. В случаях необходимости сбора тяжелой (густой) неф ти, когда всасывание в холодной воде затруднено, производится механическая сборка; имеется устройство для подогрева нефти. В летнее время для перегрузки и вывозки собранной нефти (мазу та) может быть применена вакуумная автоцистерна. Емкость, за полненная мусором, снимается при помощи берегового крана, и му сор сбрасывается в автосамосвал. Специальные ограждения пре дохраняют экипаж и рубку управления при проходе под швартов ными тросами судов, стоящих у причалов. Нефтемусоросбор щик целесообразно применять совместно с боновыми огражде ниями.
Выполнение требований Международной конвенции определи ло необходимость создания в крупных портах специальных пла вучих или береговых установок для зачистки и мойки грузовых танков и для приема нефтеостатков. Примером таких установок может служить зачистиая станция, построенная в порту Марсель. Станция предназначена для мойки и дегазации танков крупных морских танкеров, а также каботажных самоходных наливных судов и железнодорожных цистерн. Зачистная станция имеет котельную, оборудованную двумя котлами; имеются насосы тля подачи горячей мытьевой и балластной воды. Производительность
сепараторов станции 1200 м3/ч. Для промывки и дегазации танков станция может подавать на суда все необходимое для этого: морскую воду, подогретую и холодную, пресную воду, пар, сжатый воздух и электроэнергию.
Крупная береговая установка для очистки и мойки танков име
ется на о. Мальта. В составе |
оборудования |
этой станции для |
превращения пропитанного нефтепродуктами |
грязевого отстоя |
в сухие остатки в виде окалины, песка и т. п. имеется также спе циальная печь, расположенная в безопасном в пожарном отно
шении месте.
Установлено, что загрязнение акватории портов нефтью вызы вается в значительной мере служебно-вспомогательным флотом (буксиры, катера, дноуглубительные суда, плавкраны и т. п.). Поэтому изданным ММФ еще в 1961 г. «Временным наставлени ем по предотвращению загрязнения моря» предписывается при постройке и очередных ремонтах судов служебно-вспомогатель ного флота принимать меры по предотвращению утечки нефти в
297