Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

оборудования, имеет большое значение и для сохранности конст­ руктивных элементов этих сооружений.

Грязь и беспорядок в помещениях и на территории, непосред­ ственно прилегающей к складам и зданиям, не только мешают движению транспорта, оказывают отрицательное влияние на про­ изводительность труда работающих, создают предпосылки для роста производственного травматизма и в целом сказываются на ходе технологических процессов, происходящих в порту, снижая их эффективность, но и приносят прямой вред конструктивным элементам сооружений, способствуя возникновению и разівитию различного рода повреждений и дефектов. Поэтому системати­ ческая уборка всех помещений в складах и зданиях обязательна. Уборка производственных площадей портовых складов должна производиться с периодичностью, зависящей от рода хранящихся в них грузов, а на участках, где происходят перегрузочные рабо­ ты, — сразу же после окончания этих работ, ß зданиях портового комплекса и бытовых помещениях складов уборка должна производиться ежедневно, а мытье вестибюлей, лестниц и санузлов — не реже одного раза в неделю. Уборка помещений морских вокзалов должна выполняться по специальному графику.

Поддержание в чистоте остекленной части складов и зданий необходимо для сохранения светопропускной способности на уровне, обеспечивающем предусмотренную проектом здания осве­ щенность внутренних помещений. Если стекла длительное время не очищаются, то не только резко падает освещенность в помеще­ ниях (что отрицательно влияет на производительность труда и вызывает дополнительные расходы на искусственное освещение), но и становится крайне затруднительно привести их в нормальное состояние.

Очистка стекол может производиться механическим или хи­ мико-механическим способами. При очистке механическим спосо­ бом пленка со стекол снимается ручными или механическими щетками и скребками и отсасывается пылесосом. Более эффек­ тивен химико-механический способ, при котором пленку на стек­ ле разрушают растворителем, затем разрыхляют жесткими щет­ ками и наконец снимают резиновыми полотенцами. При этом для

нанесения на стекла эмульсий

используются

кисти, войлочные

полосы

и специальные баллоны-щетки

(рис.

165).

Для

очистки

стекол применяются различные эмульсии.

В

условиях

морских

портов

для большинства складов и зданий

может

применяться

в этих

целях 3%-ный раствор

кальцинированной

соды.

Расход

эмульсии — 0,75 л на 100 м2остекления.

В складах и производственных зданиях с большим количест­ вом световых проемов с остеклением одинакового размера ре­ комендуется держать запас заранее нарезанных стекол этого раз­ мера. При наличии такого запаса замена отдельных разбитых стекол производится как работа, входящая в состав содержания зданий.

304


Одной из основных причин ускоренного износа фундаментов и стен зданий является проникновение в них влаги. Поэтому вопро­ сам водоотвода при содержании складов и зданий необходимо уделять постоянное внимание. Скопление мусора и пыли на кры­

шах, препятствуя стоку воды,

вызывает ускоренный

износ кровли

и попадание влаги на стены.

Очистку крыш летом

следует про­

изводить не реже одного раза в месяц. Зимой скатные крыши и балконы грузовых складов надлежит очищать от снега, не до­ пуская толщины снежного покрова более 30 см и при любой его толщине во время оттепелей. При очистке крыш от снега необ­ ходимо оставлять 5-сантиметровый его слой, чтобы не повредить кровлю.

Снег очищается только деревянными лопатами. При большой площади крыш следует применять средства механизации, трубча­ тые скребки, передвигаемые с помощью лебедки и др. Сбрасыва­

ние снега следует

производить

равномерно и одновременно со

всех скатов, чтобы не создавалась

односторонняя перегрузка не­

сущихмконструкций.

покрытия.

Сброшенный с крыш снег должен

безотлагательно удаляться от

стен зданий на расстояние не ме­

нее 2

Необходимо постоянно следить за состоянием водоотво­

дящих устройств, водосточных труб, воронок, разжелобков и др., производя их очистку и замену поврежденных частей.

Плохой водоотвод от стен здания по его наружному периметру может явиться причиной промокания и преждевременного износа фундаментов и стен. Поэтому необходимо следить, чтобы грузы не складировались непосредственно у наружных стен складов и

Рис.

16 5 . Б аллон -щ етка для нанесения

на стекло эм ульсии :

/ — пробка

из латуни; 2 — корпус; 3 — щетка из

щетины; 4 — стальная трубка

305


зданий; снег и мусор своевременно убирались, наружные водо­ стоки и лотки, отводящие ливневые воды от зданий, содержались

вчистоте и исправности.

Впорядке содержания портовых складов должны производить­ ся работы по нанесению разметочных линий (разметка технологи­ ческих и пожарных проездов) на полах складов.

Вприложении 3 приводятся наиболее характерные поврежде­ ния конструктивных элементов портовых складов и зданий. Главными задачами текущего ремонта портовых складов и зда­ ний являются:

заранее запланированное предотвращение дальнейшего раз­ вития неисправностей и дефектов, возникающих из-за постепен­ ной утраты конструктивными элементами здания первоначальных качеств (профилактический ремонт);

ликвидация незначительных повреждений, возникающих вне­ запно (непредвиденный ремонт).

Работы по текущему ремонту складов и зданий должны про­ водиться систематически. Ликвидация запущенных дефектов и повреждений обходится значительно дороже, чем своевременно выполненный текущий ремонт. При капитальном ремонте складов и зданий выполняются работы большого объема и значительной

сложности.

Область

капитального ремонта очень

широка:

от

смены

отдельных

конструктивных элементов при выбороч­

ном

ремонте до сложной модернизации крупных

складов и

зданий.

Комплексный капитальный ремонт с большим объемом слож­ ных ремонтно-реконструктивных работ следует выполнять только по проекту, которому должны предшествовать тщательное обсле­ дование объекта и, при необходимости, инженерно-геологические и другие изыскания. В проекте комплексного капитального ре­ монта должны содержаться указания по организации и произ­ водству работ, имеющие целью максимальное сокращение пери­ ода бездействия ремонтируемого сооружения.

При капитальном ремонте большого объема, требующем зна­ чительных затрат средств и материальных ресурсов, нельзя ог­ раничиваться простой заменой износившихся или поврежденных конструктивных элементов. При этом необходимо вносить в ка­ питальный ремонт элементы реконструкции и осуществлять мо­ дернизацию складов и зданий, повышающую их производствен­ ную мощность и создающую более благоприятные условия для работы персонала порта. В большинстве случаев экономическая целесообразность модернизации складов и зданий при комплекс­ ном капитальном ремонте оказывается очевидной, так как пре­

вышение стоимости

ремонта с

элементами

реконструкции над

стоимостью ремонта

с простой

заменой износившихся конструк­

тивных элементов вполне оправдывается полученными в резуль­ тате ремонта повышением производственной мощности, техноло­

гическими преимуществами, значительным улучшением условий труда персонала порта.

306



В некоторых случаях модернизация складов при капитальном ремонте позволяет значительно увеличить складскую площадь.

Организация технической эксплуатации складов и зданий. Содержание портовых складов и зданий, находящихся в ведении грузовых и пассажирских районов порта, должно осуществляться силами хозчастей районов. Они же выполняют работы по теку­ щему ремонту складов и зданий района, согласно перечню, при­ веденному в Правилах технической эксплуатации портовых соору­ жений, для чего хозчасть грузового или пассажирского района дол­ жна иметь в своем распоряжении группу рабочих строительных спе­ циальностей и необходимое оборудование. Текущий ремонт значи­ тельного объема, заранее планируемый отделом гидротехнических и инженерных сооружений, должен выполняться силами ремонтностроительного подразделения порта.

Капитальный ремонт складов и зданий, как правило, выполня­ ется ремонтно-строительным подразделением порта. Однако при большом объеме и значительной сложности ремонта, когда тре­ буется большое количество бетона и железобетона, выполнение свайных работ, изготовление и монтаж металлоконструкций, на­ несение сложных антикоррозионных покрытий и т. п. следует осуществлять ремонт подрядным способом, силами специализиро­ ванных организаций. Основным принципом организации капи­ тального ремонта портовых складов и зданий (особенно первых) является обеспечение минимального времени вывода объекта из эксплуатации (если невозможно провести работы без вывода или с частичным выводом из эксплуатации).

Надзор за состоянием и режимом эксплуатации складов и зданий, входящих в состав портового комплекса, должен осущест­ вляться специалистами отдела гидротехнических и инженерных сооружений порта в соответствии с распределением обязанностей между ними, установленным начальником отдела. Особенное вни­ мание при осмотрах складов следует обращать на фактические нагрузки на полы, перекрытия, стены и колонны. При обнаруже­ нии превышений норм допускаемых нагрузок должны принимать­ ся меры по немедленному доведению нагрузок до нормы. Несу­ щие конструктивные элементы складов на участках, где было об­ наружено превышение допускаемой нагрузки, должны быть тща­ тельно осмотрены.

При обнаружении трещин в стенах складов или зданий долж­ но быть организовано наблюдение за маяками, которые устанав­ ливаются на трещинах. Маяки изготовляют из строительного гип­

са в виде восьмерок толщиной не более 10

мм

(рис. 166).

Для

измерения величины раскрытия трещины *по обе стороны от

тре­

щины на маяке наносят риски. Маяки должны устанавливаться на основной материал стены, для чего в месте установки маяка нужно удалить штукатурку. Наблюдения за маяками ведутся до тех пор, пока не наступит стабилизация деформаций. Иногда при­ меняются раздвижные и рычажные маяки.

Если обнаружены деформации в крупных ответственных соору-

307