Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

льяла и по мере возможности оборудовать эти суда нефтеводяны­ ми сепараторами.

Для удовлетворения требований Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью в каждом морском порту должен быть разработан и реализован комплекс организа­ ционно-технических мероприятий, обеспечивающий:

предотвращение слива в море нефтесодержащих вод с судов, посещающих порт или эксплуатируемых в его акваториях;

мойку и очистку судов от нефтеостатков, а также утилизацию собранных после мойки танков нефтепродуктов;

локализацию и удаление нефтяных загрязнений с поверхности моря.

Кроме того, все прибрежные районы, используемые для судо­ ходства, должны быть обеспечены эффективными средствами, на­ ходящимися в постоянной готовности для ликвидации последствий крупных аварийных разливов нефти.

В основу комплекса оргтехмероприятий по каждому порту должны быть заложены сведения об основных источниках загряз­ нения акватории, о составе и характеристике флота, плавающего в портовых акваториях, о количестве балластных и льяльных вод, подлежащих сдаче на берег. Разработанные и реализуемые оргтехмероприятия должны быть соответствующим образом отра­ жены в Обязательном постановлении по данному морскому порту. В крупных портах или портовых районах, деятельность которых связана с переработкой больших объемов нефтепродуктов, целе­ сообразно организовать специальную службу по обеспечению чи­ стоты акватории.

Г Л А В А VI

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОРТОВЫХ СКЛАДОВ, ЗДАНИЙ И ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ

§ 16. Портовые закрытые склады и здания, входящие в состав портового комплекса

Закрытые грузовые портовые склады являются одним из ос­ новных элементов портового комплекса. Они предназначены для

промежуточного хранения грузов при передаче их с одних

видов

транспорта на другие. В грузовых складах выполняются

также

различные работы по подготовке к дальнейшей транспортировке (проверка счета или веса, сортировка, перетаривание, оформление таможенных операций и др.). Кроме грузовых складов, в состав портового хозяйства входят закрытые склады вспомогательного на­ значения. К ним относятся склады материально-технического и продовольственного снабжения, а также склады производственных подразделений порта. Закрытые грузовые склады, в зависимости от их назначения и типа, оборудуются различными видами меха­ низации для перегрузочных работ (грузовыми лифтами, конвейер­ ными линиями, установками пневмотранспорта, тельферными уст­ ройствами и др.). В складах, когда это требуется противопожар­ ными правилами и нормами, прокладывается пожарный водопро­ вод и устраиваются специальные системы пожаротушения. Специ­ ализированные склады оборудуются отоплением, вентиляцией, хо­ лодильными установками и установками для кондиционирования воздуха. Въезды в склады оборудуются воротами различных кон­ струкций: распашными, откатными, шторными, подъемно-секцион­ ными. Ворота приводятся в движение вручную или при помощи

электрических механизмов.

портовых

закрытых

Правильная техническая эксплуатация

складов должна обеспечивать:

от снега,

дождя, вет­

надежную защиту складируемых грузов

ра и солнечного света, а в отапливаемых складах ■— и

от низких

температур внешней среды; сохранность и долговечность всех конструктивных элементов

складов; нормальные условия работы внутрискладской механизации;

соблюдение противопожарных и санитарных правил и требо­ ваний;

299


соблюдение требований техники безопасности.

Здания, входящие в состав портового комплекса, по назначе­ нию могут быть разделены на три основные группы: 1-я — произ­ водственные; 2-я — обслуживающего назначения; 3-я — вспомога­ тельные.

В зданиях производственного назначения осуществляются те или иные производственные процессы, необходимые для нормаль­ ной деятельности порта. Характер этих процессов в значительной степени определяет режим эксплуатации зданий и порядок их со­ держания. Здания обслуживающего назначения и вспомогатель­ ные здания должны обеспечивать нормальные условия работы персонала порта и клиентуры, а также потребности санитарной, пожарной и общей охраны порта. Многие здания в портах явля­ ются блоками помещений различного назначения.

Правильная техническая эксплуатация зданий должна обес­ печивать: нормальные условия для работы размещенного в них оборудования; нормальные условия для работы персонала и кли­ ентуры порта; сохранность и долговечность всех конструктивных элементов; безукоризненный внешний вид; соблюдение противо­ пожарных и санитарных требований, а также требований техни­ ки безопасности и охраны труда.

Режим эксплуатации портовых закрытых складов и входящих в состав портового комплекса зданий, устанавливается в соот­ ветствии с указаниями Правил технической эксплуатации порто­ вых сооружений. Правильное установление режима эксплуатации складов и зданий и строгое его соблюдение являются важнейши­ ми условиями обеспечения их сохранности, снижения расходов на ремонты и поддержания нормальных условий для работы персо­ нала порта и действия оборудования, размещенного в складах и зданиях.

При эксплуатации всех видов складов и зданий необходимо строго соблюдать режимное требование о недопустимости про­ бивки отверстий в конструктивных элементах и подвеске к ним трубопроводов и оборудования, не проверив возможность осущест­ вления этих мероприятий без ущерба для сохранности конструк­ тивных элементов. Для сохранности зданий первостепенное зна­ чение имеет поддержание нормального температурно-влажност­ ного режима во всех помещениях.

Важнейшим режимным требованием при эксплуатации порто­ вых закрытых складов является правильное установление и стро­ гое соблюдение допускаемых нагрузок на полы, перекрытия, гру­ зовые балконы и рампы, а также на стены и колонны (при скла­ дировании насыпных грузов).

При проектировании складов допускаемые нагрузки служат основными исходными данными, в соответствии с которыми вы­ полняются расчеты несущих конструктивных элементов. Допуска­ емые нагрузки окончательно устанавливаются после завершения строительства склада на основании проекта, исполнительной до­ кументации и акта ввода в эксплуатацию. Если по существующим

300


складам отсутствуют данные о принятых в проекте допускаемых нагрузках, последние устанавливаются путем тщательного обсле­ дования несущих конструктивных элементов и проведения пове­ рочных расчетов. Нормы допускаемых нагрузок следует перио­ дически пересматривать с учетом фактического состояния основ­ ных конструктивных элементов складов.

Для каждого склада должна быть составлена схема размеще­ ния груза с технологическими и пожарными проездами и прохода­ ми. Проезды следует размечать на полах складов краской, ис­ пользуя в этих целях ручную тележку для нанесения разметоч­ ных линий. Правила технической эксплуатации портовых соору­ жений требуют, чтобы пожарные и технологические проезды были всегда свободны для движения внутрипортового тран­ спорта.

В особых случаях, когда обнаруживается неравномерная осадка склада или выявляются какие-либо дефекты отдельных несущих конструктивных элементов, должна составляться схема

размещения грузов, учитывающая эти

обстоятельства

(напри­

мер, может

оказаться

необходимым снижение допускаемой на­

грузки или

запрещение

складирования

на участках

складской

площади, прилегающих

к одной из наружных стен склада, и т. п.).

В этих случаях особенно необходим постоянный контроль за тем, чтобы грузы складировались в полном соответствии со схемой их размещения. Схемы размещения грузов должны помещаться в издаваемых портами справочниках допускаемых нагрузок на при­ чалы и склады и вывешиваться в складах на видных местах. Ре­ комендуется вывешивать в каждом складе наглядные таблицы с указанием допустимых высот штабелей тех грузов, которые на­ иболее характерны для данного склада. Высоты штабелей в за­ висимости от рода груза должны указываться в метрах или ря­ дах (кип, ящиков, универсальных площадок и т. п.).

Полы складов нужно беречь от повреждений грузом. Могут возникать механические повреждения полов при складировании тяжелых грузов с выступающими частями (например, металли­ ческих бочек с ребордами, разного рода оборудования и т. п.) и повреждения от вредного действия химических грузов на бетон и асфальтобетон. При перевалке таких грузов необходимо в первом случае защищать полы сепарацией из досок, а во втором тщатель­ но следить за исправностью упаковки химических грузов, не до­ пуская в склад грузы с поврежденной тарой.

Непродуманная технология складских работ и беспорядочное движение машин внутрипортового транспорта могут привести к повреждениям машинами конструктивных элементов окладов (колонн, стен, ворот и др.). Поэтому необходимо в каждом кон­ кретном случае обеспечивать удобный фронт работ для машин внутрипортового транспорта и организовывать их движение так, чтобы маневрирование сводилось к минимуму и пути для движе­ ния порожних и груженых машин были по возможности различ­ ными.

301


К работе в складах должны допускаться только исправные ма­ шины. Протечки топлива и смазочных масел разрушают асфаль­ то-бетонное покрытие. Машины с такого рода неисправностями должны удаляться из склада немедленно. Внутрискладское ста­ ционарное оборудование должно эксплуатироваться при строгом соблюдении заложенных в проект паспортных требований. Превы­ шение паспортной грузоподъемности этого оборудования может привести к нарушению нормальной работы несущих конструктив­ ных элементов склада и к их аварийным повреждениям.

Освещенность складских помещений и рамп складов должна соответствовать установленным нормам: 10 (75) лк для складских помещений и 5 лк для рамп. Для помещений со стеллажным хра­ нением материалов норма освещенности 20 (75) лк. (В скобках указаны величины освещенности при установке газоразрядных ламп.) Съемные колесоотбойные брусья на рампах складов долж­ ны всегда находиться на своих местах. Снимать брусья разре­ шается только против дверей вагонов или кузовов автомашин на время выполнения перегрузочных работ.

Ворота каждого склада необходимо закрывать сразу же после того, как отпала надобность в проездах через данный проем внутрипортового транспорта, выполняющего перевозки на склад и со склада. При открытых воротах склада сильный ветер может при­ чинить значительные повреждения кровле. Поэтому для каждого склада должен устанавливаться специальный режим работы при ветрах штормовой силы. В паспорте склада, справочнике допус­ каемых нагрузок и настенных таблицах допускаемых высот шта­

белей грузов должны содержаться указания о том, при

какой

силе и направлении ветра надлежит прекращать движение

тран­

спорта через проемы наветренной стороны, и держать на этой сто­ роне все ворота закрытыми, а также, при какой силе и направ­ лении ветра должны закрываться все ворота склада.

Пожарный водопровод в неотапливаемых складах с наступле­ нием холодного времени должен опорожняться. Опорожнение и заполнение пожарного водопровода в складах должно выполнять­ ся в сроки, устанавливаемые ежегодно специальными распоря­ жениями по порту. Перед заполнением пожарного водопровода должны быть проверены (закрыты) все пожарные краны в складе.

В складах должны постоянно поддерживаться чистота и поря­ док. Сепарация, поддоны, подкладки и другой складской инвентарь должны храниться в специально отведенных для этой цели ме­ стах, надлежащим образом сложенные. Мусор и различные от­ ходы, остающиеся после выполнения складских перегрузочных работ, должны собираться в контейнеры и вывозиться со склада.

Работа оборудования, размещенного в зданиях производствен­ ного назначения, оказывает существенное воздействие на их кон­ структивные элементы. Несущие конструктивные элементы зда­ ний, поддерживающие подъемно-транспортное и другое оборудо­ вание, должны находиться под постоянным контролем. При обна­ ружении в них каких-либо повреждений или дефектов работа обо-

302


рудования должна быть прекращена или переведена на облегчен­ ный режим (снижение грузоподъемности, ограничение передви­ жения и т. п.).

Если возникающая при работе оборудования вибрация пре­ вышает принятые в проекте величины или пределы, установлен­ ные санитарными нормами, то необходимо безотлагательно при­ нимать меры по уменьшению вибрации, создаваемой оборудова­ нием (путем регулировки последнего), или по защите строитель­ ных конструкций (повышением эффективности их изоляции от вибрирующего оборудования, увеличением массы фундамента, на котором оно установлено, и др.).

В зданиях мастерских пути доставки крупногабаритных дета­ лей и целых агрегатов к месту ремонта должны быть освобожде­ ны от мешающих движению предметов, а строительные конструк­ ции защищены от возможных ударов установленными на узкостях (на время доставки деталей) предохранительными деревянными щитами. Полы производственных зданий при производстве ра­ бот, связанных с возможностью падения тяжелых предметов, нужно защищать деревянными щитами, матами и т. п. В гара­ жах погрузчиков и на автобазах в целях обеспечения сохранно­ сти строительных конструкций должно быть четко и строго орга­ низовано движение машин при следовании на отведенные им места, на осмотр, к месту ремонта и при выезде из гаражей на линию.

Технологические процессы, связанные с использованием раз­ личных агрессивных жидкостей, должны быть организованы так, чтобы возможность пролива этих жидкостей сводилась к миниму­ му. Если пролив все же произошел, агрессивные жидкости долж­ ны быть немедленно смыты с применением нейтрализующих средств. Для этой цели в помещениях, где используются агрес­ сивные жидкости, вредно действующие на материал полов, необ­ ходимо иметь водопровод и запас нейтрализующих средств.

Режим эксплуатации зданий всех назначений, входящих в сос­ тав портового комплекса, должен обеспечивать не только сохран­ ность их конструктивных элементов, но и безукоризненный внеш­ ний вид фасадов и внутренних помещений. Морские порты об­ разно называют «морскими воротами страны». Поэтому к внеш­ нему виду всех без исключения портовых складов и зданий долж­ ны предъявляться повышенные требования.

Содержание и ремонт закрытых складов и портовых зданий.

К основным работам по содержанию портовых складов и зда­ ний, входящих в состав портового комплекса, относятся: поддер­ жание чистоты и порядка в помещениях складов и зданий, а так­ же на непосредственно прилегающей к ним территории; обеспе­ чение нормального водоотвода от зданий; поддержание нормаль­ ного температурно-влажностного режима.

Тщательное и своевременное выполнение всех работ по содер­ жанию складов и зданий, необходимое в целях создания нор­ мальных условий для работы персонала портов и эксплуатации

303