Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

Рис.

166.

О становка

м аяков

 

 

 

 

гипсового;

на

стене:

 

 

(Костя-

а

б

— раздвижного

кова);

в

рычажного;

1

риска

на

мая-

 

’ ^

 

гипсовый

маяк;

3

— трещина*

4

 

стена;

5 — пластинка

из кровельной

нпѵопп 150Х1,50

м м ;

96 ~ то

же-

из стали

оилдл)

м м ;

7 — шарнирное крепление;

8

 

 

 

стрелка;

 

—■ шкала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жениях, то необходимо организовать инструментальные наблю­ дения за состоянием сооружений. Эти наблюдения помогают най­ ти причину деформаций и служат основанием для установления особого режима эксплуатации сооружений. Для наблюдения за осадкамф и перекосами зданий создаются опорная и наблюдатель­ ная сети. Опорная сеть состоит из нескольких реперов, заложен­ ных поблизости от исследуемого здания. Наблюдательная сеть состоит из значительного количества марок, заложенных в конст­ рукции здания (например, в стены и колонны склада). Наблюде­ ния проводятся прецизионными инструментами, сериями, перио­

дичность которых зависит от развития деформаций и состояния сооружения.

§ 17. Открытые складские площадки и дороги

Открытые складские площадки и дороги входят в группу важ­ нейших элементов портового хозяйства. Состояние этих сооруже­ ний существенно влияет *на ход производственных процессов, из которых складывается основная деятельность морского порта.

Внешний облик и общая культура работы порта в немалой

степени зависят от состояния

покрытий портовой территории.

В морских портах широко

используются три вида усовершен­

ствованных покрытий: монолитные цементнобетонные покрытия; сборные покрытия из железобетонных плит; асфальтобетонные

308


покрытия. Другие виды покрытий (мощение различного рода,, деревянные настилы и др.) встречаются в портах в незначитель­ ном количестве.

Монолитные цементнобетонные покрытия являются основными для открытых складских площадок. Обычно эти покрытия выпол­ няются по типовому проекту из неармированного бетона марок

350—450 на предварительно уплотненном

песчаном

Т/основании.

Толщина покрытий 20—24

см.

Покрытия

рассчитываются на до­

пускаемую равномерно распределенную нагрузку 10

м2

(I ка­

тегория) или 6

Т/м2

(II категория). На складских площадках для

большегрузных контейнеров применяются усиленные покрытия.

На участках портовой территории, где

проходят

инженерные

сети, подкрановые и железнодорожные пути, а также на прикор­

донной полосе грузовых

причалов создаются

сборные покрытия

из железобетонных плитсм. .Наиболее

удобными

являются плиты

размерами 1,6X1,2X0,14

м.

Плиты укладываются на

щебеночное

основание толщиной 15

 

Рекомендуется обрамлять

плиты ме­

таллическими уголками.

Для дорог,

проездов и благоустройства

портовой территории устраиваются асфальтобетонные двухслойные покрытия на слое щебня или на ранее существовавшей дорожной одежде того или иного типа. Реже этот вид покрытий встречает­ ся на открытых складских площадках и на прикордонной полосе грузовых причалов.

В процессе эксплуатации открытых складских площадок и дорог возникают различного рода деформации и повреждения покрытий и дорожной одежды, основными причинами которых являются: естественный и физический износ; нарушения установ­ ленного режима эксплуатации; небрежное содержание и несвое­ временное выполнение ремонтных работ; дефекты и отступления от требований строительных правил и норм, допущенные при стро­ ительстве. Характерные для условий морского порта деформа­

ции и повреждения покрытий и дорожной

одежды

приведены

в приложении 4.

 

 

 

Важнейшим

режимным требованием

при эксплуатации откры­

тых складских

площадок и дорог является

строгое

соблюдение

норм допускаемых нагрузок, которые устанавливаются для каж­ дой открытой складской площадки и дороги на территории порта. Нормы допускаемых, равномерно-распределенной и сосредото­

ченной

(автомобильной) нагрузок должны

устанавливаться в со­

ответствии с проектом и исполнительными

чертежами

или на ос­

новании

материалов обследования дорожной

одежды

и подсти­

лающих

грунтов. Нормы допускаемых

нагрузок для

открытых

складских площадок должны приводиться в выпускаемых порта­ ми справочниках допускаемых нагрузок и наглядно обозначать­ ся на месте.

Превышение установленных норм допускаемых нагрузок при эксплуатации открытых складских площадок и дорог категоричес­ ки запрещается. За соблюдением этого требования должен быть установлен повседневный контроль.

309


Помня о том, что вода является «злейшим врагом дороги», необходимо тщательно следить за состоянием и работой водоот­ водящих сооружений (дождевой канализации, дренажей, лотков и др.). Неисправность этих сооружений может привести к пере­ увлажнению земляного полотна и к потере им устойчивости. При наличии на территории порта пучинистых участков необходимо провести гидрогеологические исследования и на их основе уста­ новить причины пучинообразования, что позволит правильно разра­ ботать противопучинные мероприятия.

Не допускается складирование на цементнобетонных покрыти­ ях грузов, вредно действующих на бетон, а на асфальтобетонных покрытиях — грузов, разрушающих асфальтобетон.

Машины на гусеничном ходу должны перемещаться по асфальтобётонным покрытиям только на трейллерах или в кузовах ав­ томобилей. Грузы, имеющие выступающие части, которые могут создавать значительные местные сосредоточенные нагрузки, нель­ зя складировать на асфальтобетонных покрытиях, не приняв спе­ циальных мер по предотвращению разрушения асфальтобетона (прокладка сепарации из досок и т. п.).

Запрещается складирование груза на дорогах и на технологи­ ческих и пожарных проездах в пределах открытых грузовых пло­ щадок. Эти проезды на площадках должны быть обозначены спе­ циальной разметкой. На дорогах и проездах в порту должны ус­ танавливаться дорожные знаки в соответствии с действующими правилами.

Все люки колодцев на покрытиях портовой территории всегда должны быть закрыты исправными крышками. На время произ­ водства каких-либо работ, связанных с открытием крышек, или при обнаружении разбитой крышки, до установки новой, у колод­ ца должны выставляться стандартные ограждения.

Содержание открытых складских площадок и дорог предусмат­ ривает выполнение следующих работ: очистку от мусора, грязи и

остатков груза (не подлежащих сбору и реализации);

обеспылива­

ние и мойку; разметку (нанесение линий

и надписей

на покры­

тиях); уход за пучинистыми участками

дорог;

снегоуборку;

устранение скользкости покрытий; окраску

и замену

дорожных

знаков.

 

 

 

Правильное содержание покрытий имеет важное значение как для обеспечения их сохранности, так и для создания нормальных условий работы внутрипортового транспорта. Содержание откры­ тых складских площадок в условиях морского порта специфич­ но. Открытые складские площадки обычно заняты различного

рода грузами, что

затрудняет проведение механизированным

способом уборки и

обеспыливания летом и снегоочистки в зим­

нее время. В то же

время занятость площадки грузом не только

не препятствует скоплению на ней пыли и мусора, но даже спо­ собствует этому, так как в процессе грузовых работ неизбежно по­ являются остатки груза, тары, такелажа и другие посторонние предметы, подлежащие удалению.

ЭЮ


Загрязнение и запыление открытых складских площадок не только вредно сказывается на состоянии покрытий, но может при­ вести к ухудшению товарного вида грузов, а иногда и к порче некоторых из них. Засорение и запыление территории противоречат санитарным требованиям и могут оказаться причиной производ­ ственного травматизма. Скользкость покрытий складских площа­ док в зимнее віремя также может вызвать производственный трав­

матизм

и аварии при движении внутрипортового

транспорта.

В связи

со специфическими условиями эксплуатации

складских

площадок требуется особая оперативность при организации работ по их содержанию и полное понимание значения этих работ ру­ ководителями грузовых районов.

Работы по содержанию открытых складских площадок и до­ рог должны быть максимально механизированы. Каждый порт должен иметь специальные машины для механизированной убор­ ки территории и, кроме того, умело использовать различные ма­ шины внутрипортового транспорта, приспособленные для этой цели.

Задача летней уборки портовой территории — удаление с по­ крытий мусора, .грязи, остатков груза, снижение запыленности и улучшение микроклимата в жаркие дни. Эти задачи выполняют­ ся подметально-уборочными и поливо-моечными машинами. Для уборки в стесненных условиях применяются тротуароуборочные машины. Работы по летней уборке портовой территории связаны с более или менее значительным, зависящим от площади обслу­ живаемых покрытий и местных климатических условий, расходо­ ванием воды. Определять количество воды для летнего содержа­ ния покрытий портовой территории следует, исходя из норм рас­ хода воды, периодичности работ, необходимой по местным усло­ виям и фактически обслуживаемой площади покрытий.

Расход воды при мойке, поливке и подметании улиц,

л/м2:

М о й к а ..............................................................................

0 , 9 — 1,2

 

П оли вка.........................................................................

0,2 —0,3

 

Увлажнение при подметании.........................

0,02—0,05

 

На дорогах, проходящих по портовой территории, должна быть нанесена такая же разметка, как и на городских улицах, в соот­ ветствии с «Правилами движения по улицам городов, населенных

пунктов

и дорогам

СССР » и «Техническими правилами содержа­

ния и ремонта автомобильных дорог». Ширина

линий разметки

см.

 

тирепунктирной линии в

условиях порта

10—15 км/ч)Длина.

1,5—2,5

м

(соответствует расчетной скорости

автомобиля

40—60

 

Промежутки между тире должны быть не менее дли­

ны тире. Линии должны наноситься краской белого цвета. Разметка открытых складских площадок должна служить це­

лям упорядочения складирования грузов и движения машин внут­ рипортового транспорта, участвующих в погрузочно-разгрузочных работах. На открытых складских площадках следует наносить линии, обозначающие габарит приближения штабелей груза к же­ лезнодорожным и подкрановым путям. Кроме габаритных линий,

31?


на открытых складских площадках целесообразно наносить ли­ нии, обозначающие полосы для технологических и пожарных проездов. В тех случаях, когда складские площадки специализи­ рованы на ограниченном количестве видов груза, при линейном судоходстве и при осуществлении контейнерных перевозок целесо­ образно производить разметку площадок на участки по видам грузов или по линейным судам. Для большегрузных контейнеров можно рекомендовать разметку с обозначением на складских площадках постоянных установочных мест и нанесением на по­ крытие номеров, соответствующих номерам контейнеров.

Для разметки используются специальные краски или наноси­ мые на покрытие в расплавленном состоянии пластмассы. Крас­ ка типа ОРУД наносится на поверхность покрытия установкой, смонтированной на автомашине, или ручной машинкой. При ин­

тенсивности движения около 10 тыс. единиц в сутки

разметка

краской О РУД сохраняется 1—2

месяца. В условиях

порта раз-

метка, вероятно, будет служить

3—6 месяцев. Для

нанесения

краски О РУД температура покрытия должна быть не ниже +10°С. Продолжительность высыхания краски 40—50 мин.

Задача зимнего содержания портовой территории, эксплуатиру­ емой в зимнее время, состоит в удалении снега и борьбе со скольз­ костью покрытий. Расчистка покрытий и собирание снега в ва­ лы осуществляются плужно-щеточными снегоочистителями. Со­ бранный в валы снег удаляется снегопогрузчиками и самосвалами с наращенными бортами. В условиях порта при сильных снего­ падах в дополнение к специальным снегоочистительным машинам используются средства портовой механизации и строительные машины: автопогрузчики с ковшом, бульдозеры, экскаваторы и

др. Снег обычно сбрасывается

в портовую акваторию с причалов

в специально отведенных для этой цели местах, выбранных так,

чтобы не создавалось помех

производству погрузочно-разгрузоч­

ных работ. В местах, где сбрасывается снег, причалы должны быть оборудованы надежными колесоотбойными брусьями и хо­ рошо освещены в темное время суток.

Уменьшение скользкости снеговой или ледяной корки, образо­ вавшейся на покрытиях, достигается рассыпанием по их поверх­ ности минеральных материалов, повышающих коэффициент сцеп­ ления шин с покрытием, и противогололедных материалов, раз­ рушающих ледяную корку. В качестве минеральных материалов применяются песок, топливный шлак, мелкий гравий. Размеры частиц этих материалов не должны превышать б мм. Не допус­ каются примеси глины. Противогололедными материалами яв­ ляются различные хлористые соли.

Для предохранения от смерзания при хранении и для лучшего закрепления на поверхности ледяной корки минеральные мате­ риалы следует смешивать с гигроскопическими солями: хлористым натрием и хлористым кальцием. Могут быть также использованы хлористый магний, сильвинит, карналлит и другие соли, водные растворы которых имеют достаточно низкую температуру замер­

312