ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
раций и стоянки вагонов; технические парки для очистки, ремонта, экипировки составов; локомотивное хозяйство: багажные и почтовые устройства. При значительных размерах пассажирского движения вместо технических парков строят самостоятельные технические
станции.
По характеру выполняемой работы различают пассажирские станции, обслуживающие как транзитное, так и местное (в том числе пригородное) движение.
По взаимному расположению путей и вокзала пассажирские стан ции могут быть:
проходными — через них проходят сквозные пассажирские поезда без, изменения направления движения. Эти станции имеют сквозные главные и перронные пути. Вокзалы могут иметь боковое расположе ние по отношению к перронным путям, островное и поперечное — над путями или под ними. Наиболее распространено боковое расположе ние с переходами для пассажиров вне уровня путей;
комбинированными тупиково-проходными, когда некоторые перрон ные пути сквозные, а остальные—тупиковые. На сквозные пути прини мают преимущественно транзитные пассажирские поезда;
тупиковыми — здесь, как правило, заканчивается следование поез дов. Главные пути подходят к станции лишь с одной стороны, а пер ронные пути могут быть и тупиковыми, и сквозными. Пассажирские здания могут быть расположены перпендикулярно перронным путям или сбоку от них.
Т е х н и ч е с к и е п а с с а ж и р с к и е с т а н ц и и служат для подготовки подвижного состава к следованию. На них сосредото чены устройства, необходимые для выполнения операций по очистке, снабжению и ремонту вагонов. Кроме того, здесь производят техни ческий и санитарный осмотр; очистку от пыли; стирку и дезинфекцию белья, чехлов, занавесок, ковровых дорожек и др.; влажную очистку внутреннего оборудования; промывку уборных, мытье полов; дезин секцию вагонов; снабжение составов водой, топливом, чистым бельем и оборудованием; снабжение вагонов-ресторанов и буфетов продук тами питания, льдом; зарядку аккумуляторных батарей вагонов-элек тростанций; ремонт вагонов и переформирование составов.
, В зависимости от местных условий технические пассажирские станции могут быть расположены рядом с пассажирской станцией, являясь ее продолжением, и удалены от нее на значительное рас стояние.
При больших размерах оборачивающихся ^составов с кратковре менной стоянкой, а также если площадка короткая, парки технической станции располагают параллельно, а при значительном числе даль них и местных поездов, оканчивающих следование и заходящих в ре монтно-экипировочное депо, — последовательно. Схемы технических пассажирских станций приведены на рис. 21.
В пунктах окончания движения пригородных поездов устраивают пассажирские зонные станции (рис. 22). На них должны быть пути при ема и отправления поездов, а также стоянки составов, оканчивающих и начинающих движение на данной станции.
68
Рис. 21. Схемы технических станций
Рис. 22. Схема зонной пассажирской станции
7 . Г р у з о в ы е , п е р е г р у з о ч н ы е и п о р т о в ы е с т а н ц и и
Н а г р у з о в ы х с т а н ц и я х преимущественный вид работы— выполнение грузовых операций. В зависимости от характера этих опе раций грузовые станции бывают общего пользования и специализиро ванные. Основные устройства их размещены на грузовом дворе. Это различного рода складские помещения, путевое развитие и механизмы для погрузки и выгрузки грузов; пути приемо-отправочные и сорти
ровочные, |
маневровые, вытяжные, соединительные и ходовые; устрой |
|
ства и пути для очистки и промывки вагонов; вагонное |
хозяйство |
|
и др. На |
станциях с большим грузооборотом сооружают |
специаль |
ные сортировочные устройства, механизированные горки, профили рованные вытяжные пути, полугорки или горки малой мощности. Различают тупиковые (рис. 23) и сквозные (рис. 24) схемы грузовых станций с параллельным или последовательным расположением пар ков и грузового двора.
К с п е ц и а л и з и р о в а н н ы м относятся станции, предна значенные для погрузки или выгрузки одного рода груза (зерна, угля, строительных материалов, леса идр.) или для выполнения однородных операций с разными родами грузов (обслуживание подъездных путей предприятий, перегруз с одной колеи на другую, перевалка с одного вида транспорта на другой и т. д.). Часто одна и та же станция может быть и общего пользования, и специализированной. В этом случае оп ределенные операции сосредоточивают в одном из ее районов.
Хлебопогрузочные станции имеют элеваторы, склады для хра нения зерна, служебные помещения, путевое развитие, обеспечивающее выполнение погрузочно-разгрузочных операций. Эти устройства рас полагают вблизи станций, соединяя их подъездными путями; обслужи вают их локомотивы дороги. На грузовых станциях, имеющих базы строительных материалов или угольные, сооружаются повышенные пути и эстакады. На станциях массовой погрузки лесных грузов на магистральных линиях обычно последовательно расположены приемо отправочные пути четного и нечетного направлений, а рядом с ними (по обе стороны от главных) размещены погрузочные пути. Такая схема обеспечивает удобные передвижения как порожних составов, так и маневрирование погруженными группами вагонов или целыми составами.
На станциях выгрузки живности ‘ или сырых продуктов животного происхождения устраивают дезинфекционно-промывочные пункты, дезинфекционно-промывочные станции для очистки от навоза, про мывки и дезинфекции вагонов. Дезпромстанции и дезпромпункты размещают отдельно от прочих железнодорожных устройств и на расстоянии не менее 500 м от населенных пунктов, преимущественно на уклоне для отвода вод в сторону, противоположную станции и жилым районам.
П е р е г р у з о ч н ы е с т а н ц и и служат для пересадки пас сажиров и перегрузки грузов из вагонов одной железнодорожной колеи в вагоны другой колеи. Они делятся на два вида: внутренние перегру зочные станции и погранично-таможенные, участвующие в межд\ на-
60
Рис. 24. Схемы сквозных грузовых станций
61
Рис. 26. Схема районного парка или портовой станции
родных сообщениях. Основные виды устройств перегрузочных стан ций следующие: сближенные пути для перегрузки грузов непосред- - ственно из вагона в вагон; высокие платформы для штучных и тарных грузов; площадки, оборудованные соответствующими кранами для тяжеловесных грузов, контейнеров и т. п.; повышенные пути; бункер ные и безбункерные эстакады; вагоноопрокидыватели; крытые склады; наливные перегрузочные места и др. На погранично-таможенных стан циях дополнительно сооружают сплетения совмещенных путей колеи 1520 и 1435 мм, перекачечные станции, фумигационные установки, пункты для перестановки вагонов с тележек и колесных пар одной колеи на тележки и колесные пары другой колеи и др. Схема перегру зочной станции на стыке с колеей 1435 мм приведена на рис. 25.
На станциях, обслуживающих крупные порты, имеются большое путевое развитие и другие железнодорожные устройства. Расположение их должно обеспечивать удобную и быструю перегрузку с одного вида транспорта на другой по прямому варианту судно—вагон или вагон — судно. Железнодорожные пути, обслуживающие причальные линии, в зависимости от рода грузов или грузовых районов примыкают к не большим паркам, которые называются районными. Последние соеди нены со станцией, именуемой портовой или предпортовой, которая пред назначается для приема поездов, сортировки вагонов по районным паркам и причалам и отправления сформированных составов на
линию. |
Схема |
районного парка или портовой |
станции приведена |
на рис. |
26. |
|
|
|
|
8. Железнодорожные узлы |
|
Назначение |
ж е л е з н о д о р о ж н ы х у з л о в — обеспечить |
изолированный от других операций пропуск с одной линии на другую или внутри узла: транзитного грузового потока, пассажирских поез дов, транзитного потока с переработкой и внутриузлового потока. От работы крупного узла зависит работа нескольких дорог, примыка ющих к нему. В зависимости от объема и характера работы узел вклю чает частично или полностью следующие устройства:
главные пути магистралей, подходящих к узлу, соединительные ветви между раздельными пунктами узла и подъездные пути к раз личным промышленным предприятиям. Главные пути магистралей и соединительные линии в пределах узлов часто пересекаются в раз ных уровнях для того, чтобы подойти к той или иной станции или пар ку. Пересечения эти носят название развязок;
62
одну или несколько станций промежуточных, участковых, сортиро вочных, пассажирских, грузовых, технических пассажирских и др., а также различного рода посты и остановочные пассажирские пункты; крупные самостоятельные производственные единицы железнодо рожного транспорта, вагоноремонтные, локомотиворемонтные заводы, дорожные материальные склады, машиностроительные заводы, заводы
запасных частей, электростанции, теплоэлектростанции и т. п.
Т р а н с п о р т н ы м |
у з л о м |
называется комплекс |
устройств |
в пунктах примыкания |
магистралей |
двух и более видов |
внешнего |
транспорта, которые вместе с городскими и промышленными видами транспорта обслуживают крупные города и промышленные центры и обеспечивают транзитные и местные перевозки пассажиров и грузов. Железнодорожные узлы входят в общий комплекс устройств транспорт ных узлов. Схемы железнодорожных узлов следующие: с одной стан цией и развязками по линиям или по направлениям движения, вытя нутые в длину, с параллельным расположением станций, крестооб разные, треугольные, кольцевые, комбинированные. Выбор схемы за висит от мощности и направления грузовых и пассажирских потоков, топографии местности (наличие площадок для станций и устройства подходов, сходящихся в узле дорог), размещения промышленности и жилых районов (расположение станций и разного рода ветвей), кон кретных местных условий и условий работы в системе сети дорог.
Г ЛАВА ;
V
УСТРОЙСТВА СЦБ И СВЯЗИ
1, Общие положения
Безопасное следование поездов обеспечивают средства сигнализа ции, централизации, блокировки и связи. Перегоны оборудуют авто матической или полуавтоматической блокировкой, автоматической ло
комотивной сигнализацией и автостопами, |
поездной радиосвязью |
и различными видами проводной связи, а |
станции — маршрутно |
контрольными устройствами, различными системами централизации стрелок и сигналов, станционной блокировкой, средствами связи. Наиболее совершенным видом устройств железнодорожной автоматики й телемеханики является диспетчерская централизация, которая объе диняет устройства автоматической блокировки на перегонах и элек трической централизации на станциях. Все эти устройства позволяют увеличить пропускную способность линий и перерабатывающую спо собность станций, сократить станционные интервалы, организовать па кетное движение и безостановочное скрещение поездов.
Важное значение в обеспечении эксплуатационной работы дорог имеют стрелочная, поездная диспетчерская, поездная межстанционная, постанционная, электродиспетчерская и другие виды связи — не отъемлемая техническая часть автоматических и телемеханических устройств транспортной техники.
2. Сигналы
Сигналы служат для обеспечения безопасности движения, а также
для четкой организации движения поездов |
при маневровой и по |
ездной работе. |
' |
Сигнал является приказом и подлежит беспрекословному выпол нению.
Основные цвета сигналов следующие: к р а с н ы й—требует оста новки; ж е л т ы й — разрешает • движение, но требует уменьшения скорости; з е л е н ы й — разрешает движение с установленной ско ростью. При маневровой работе лунно-белый огонь разрешает маневры, а синий — запрещает их.
К постоянным сигналам относятся; светофоры — на участках, оборудованных автоблокировкой, дис
петчерской централизацией, на станциях с электрической централиза цией стрелок и сигналов, а также при полуавтоматической блоки-
64