Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

раций и стоянки вагонов; технические парки для очистки, ремонта, экипировки составов; локомотивное хозяйство: багажные и почтовые устройства. При значительных размерах пассажирского движения вместо технических парков строят самостоятельные технические

станции.

По характеру выполняемой работы различают пассажирские станции, обслуживающие как транзитное, так и местное (в том числе пригородное) движение.

По взаимному расположению путей и вокзала пассажирские стан­ ции могут быть:

проходными — через них проходят сквозные пассажирские поезда без, изменения направления движения. Эти станции имеют сквозные главные и перронные пути. Вокзалы могут иметь боковое расположе­ ние по отношению к перронным путям, островное и поперечное — над путями или под ними. Наиболее распространено боковое расположе­ ние с переходами для пассажиров вне уровня путей;

комбинированными тупиково-проходными, когда некоторые перрон­ ные пути сквозные, а остальные—тупиковые. На сквозные пути прини­ мают преимущественно транзитные пассажирские поезда;

тупиковыми — здесь, как правило, заканчивается следование поез­ дов. Главные пути подходят к станции лишь с одной стороны, а пер­ ронные пути могут быть и тупиковыми, и сквозными. Пассажирские здания могут быть расположены перпендикулярно перронным путям или сбоку от них.

Т е х н и ч е с к и е п а с с а ж и р с к и е с т а н ц и и служат для подготовки подвижного состава к следованию. На них сосредото­ чены устройства, необходимые для выполнения операций по очистке, снабжению и ремонту вагонов. Кроме того, здесь производят техни­ ческий и санитарный осмотр; очистку от пыли; стирку и дезинфекцию белья, чехлов, занавесок, ковровых дорожек и др.; влажную очистку внутреннего оборудования; промывку уборных, мытье полов; дезин­ секцию вагонов; снабжение составов водой, топливом, чистым бельем и оборудованием; снабжение вагонов-ресторанов и буфетов продук­ тами питания, льдом; зарядку аккумуляторных батарей вагонов-элек­ тростанций; ремонт вагонов и переформирование составов.

, В зависимости от местных условий технические пассажирские станции могут быть расположены рядом с пассажирской станцией, являясь ее продолжением, и удалены от нее на значительное рас­ стояние.

При больших размерах оборачивающихся ^составов с кратковре­ менной стоянкой, а также если площадка короткая, парки технической станции располагают параллельно, а при значительном числе даль­ них и местных поездов, оканчивающих следование и заходящих в ре­ монтно-экипировочное депо, — последовательно. Схемы технических пассажирских станций приведены на рис. 21.

В пунктах окончания движения пригородных поездов устраивают пассажирские зонные станции (рис. 22). На них должны быть пути при­ ема и отправления поездов, а также стоянки составов, оканчивающих и начинающих движение на данной станции.

68


Рис. 21. Схемы технических станций

Рис. 22. Схема зонной пассажирской станции

7 . Г р у з о в ы е , п е р е г р у з о ч н ы е и п о р т о в ы е с т а н ц и и

Н а г р у з о в ы х с т а н ц и я х преимущественный вид работы— выполнение грузовых операций. В зависимости от характера этих опе­ раций грузовые станции бывают общего пользования и специализиро­ ванные. Основные устройства их размещены на грузовом дворе. Это различного рода складские помещения, путевое развитие и механизмы для погрузки и выгрузки грузов; пути приемо-отправочные и сорти­

ровочные,

маневровые, вытяжные, соединительные и ходовые; устрой­

ства и пути для очистки и промывки вагонов; вагонное

хозяйство

и др. На

станциях с большим грузооборотом сооружают

специаль­

ные сортировочные устройства, механизированные горки, профили­ рованные вытяжные пути, полугорки или горки малой мощности. Различают тупиковые (рис. 23) и сквозные (рис. 24) схемы грузовых станций с параллельным или последовательным расположением пар­ ков и грузового двора.

К с п е ц и а л и з и р о в а н н ы м относятся станции, предна­ значенные для погрузки или выгрузки одного рода груза (зерна, угля, строительных материалов, леса идр.) или для выполнения однородных операций с разными родами грузов (обслуживание подъездных путей предприятий, перегруз с одной колеи на другую, перевалка с одного вида транспорта на другой и т. д.). Часто одна и та же станция может быть и общего пользования, и специализированной. В этом случае оп­ ределенные операции сосредоточивают в одном из ее районов.

Хлебопогрузочные станции имеют элеваторы, склады для хра­ нения зерна, служебные помещения, путевое развитие, обеспечивающее выполнение погрузочно-разгрузочных операций. Эти устройства рас­ полагают вблизи станций, соединяя их подъездными путями; обслужи­ вают их локомотивы дороги. На грузовых станциях, имеющих базы строительных материалов или угольные, сооружаются повышенные пути и эстакады. На станциях массовой погрузки лесных грузов на магистральных линиях обычно последовательно расположены приемо­ отправочные пути четного и нечетного направлений, а рядом с ними (по обе стороны от главных) размещены погрузочные пути. Такая схема обеспечивает удобные передвижения как порожних составов, так и маневрирование погруженными группами вагонов или целыми составами.

На станциях выгрузки живности ‘ или сырых продуктов животного происхождения устраивают дезинфекционно-промывочные пункты, дезинфекционно-промывочные станции для очистки от навоза, про­ мывки и дезинфекции вагонов. Дезпромстанции и дезпромпункты размещают отдельно от прочих железнодорожных устройств и на расстоянии не менее 500 м от населенных пунктов, преимущественно на уклоне для отвода вод в сторону, противоположную станции и жилым районам.

П е р е г р у з о ч н ы е с т а н ц и и служат для пересадки пас­ сажиров и перегрузки грузов из вагонов одной железнодорожной колеи в вагоны другой колеи. Они делятся на два вида: внутренние перегру­ зочные станции и погранично-таможенные, участвующие в межд\ на-

60



Рис. 24. Схемы сквозных грузовых станций

61

Рис. 26. Схема районного парка или портовой станции

родных сообщениях. Основные виды устройств перегрузочных стан­ ций следующие: сближенные пути для перегрузки грузов непосред- - ственно из вагона в вагон; высокие платформы для штучных и тарных грузов; площадки, оборудованные соответствующими кранами для тяжеловесных грузов, контейнеров и т. п.; повышенные пути; бункер­ ные и безбункерные эстакады; вагоноопрокидыватели; крытые склады; наливные перегрузочные места и др. На погранично-таможенных стан­ циях дополнительно сооружают сплетения совмещенных путей колеи 1520 и 1435 мм, перекачечные станции, фумигационные установки, пункты для перестановки вагонов с тележек и колесных пар одной колеи на тележки и колесные пары другой колеи и др. Схема перегру­ зочной станции на стыке с колеей 1435 мм приведена на рис. 25.

На станциях, обслуживающих крупные порты, имеются большое путевое развитие и другие железнодорожные устройства. Расположение их должно обеспечивать удобную и быструю перегрузку с одного вида транспорта на другой по прямому варианту судно—вагон или вагон — судно. Железнодорожные пути, обслуживающие причальные линии, в зависимости от рода грузов или грузовых районов примыкают к не­ большим паркам, которые называются районными. Последние соеди­ нены со станцией, именуемой портовой или предпортовой, которая пред­ назначается для приема поездов, сортировки вагонов по районным паркам и причалам и отправления сформированных составов на

линию.

Схема

районного парка или портовой

станции приведена

на рис.

26.

 

 

 

 

8. Железнодорожные узлы

 

Назначение

ж е л е з н о д о р о ж н ы х у з л о в — обеспечить

изолированный от других операций пропуск с одной линии на другую или внутри узла: транзитного грузового потока, пассажирских поез­ дов, транзитного потока с переработкой и внутриузлового потока. От работы крупного узла зависит работа нескольких дорог, примыка­ ющих к нему. В зависимости от объема и характера работы узел вклю­ чает частично или полностью следующие устройства:

главные пути магистралей, подходящих к узлу, соединительные ветви между раздельными пунктами узла и подъездные пути к раз­ личным промышленным предприятиям. Главные пути магистралей и соединительные линии в пределах узлов часто пересекаются в раз­ ных уровнях для того, чтобы подойти к той или иной станции или пар­ ку. Пересечения эти носят название развязок;

62


одну или несколько станций промежуточных, участковых, сортиро­ вочных, пассажирских, грузовых, технических пассажирских и др., а также различного рода посты и остановочные пассажирские пункты; крупные самостоятельные производственные единицы железнодо­ рожного транспорта, вагоноремонтные, локомотиворемонтные заводы, дорожные материальные склады, машиностроительные заводы, заводы

запасных частей, электростанции, теплоэлектростанции и т. п.

Т р а н с п о р т н ы м

у з л о м

называется комплекс

устройств

в пунктах примыкания

магистралей

двух и более видов

внешнего

транспорта, которые вместе с городскими и промышленными видами транспорта обслуживают крупные города и промышленные центры и обеспечивают транзитные и местные перевозки пассажиров и грузов. Железнодорожные узлы входят в общий комплекс устройств транспорт­ ных узлов. Схемы железнодорожных узлов следующие: с одной стан­ цией и развязками по линиям или по направлениям движения, вытя­ нутые в длину, с параллельным расположением станций, крестооб­ разные, треугольные, кольцевые, комбинированные. Выбор схемы за­ висит от мощности и направления грузовых и пассажирских потоков, топографии местности (наличие площадок для станций и устройства подходов, сходящихся в узле дорог), размещения промышленности и жилых районов (расположение станций и разного рода ветвей), кон­ кретных местных условий и условий работы в системе сети дорог.

Г ЛАВА ;

V

УСТРОЙСТВА СЦБ И СВЯЗИ

1, Общие положения

Безопасное следование поездов обеспечивают средства сигнализа­ ции, централизации, блокировки и связи. Перегоны оборудуют авто­ матической или полуавтоматической блокировкой, автоматической ло­

комотивной сигнализацией и автостопами,

поездной радиосвязью

и различными видами проводной связи, а

станции — маршрутно­

контрольными устройствами, различными системами централизации стрелок и сигналов, станционной блокировкой, средствами связи. Наиболее совершенным видом устройств железнодорожной автоматики й телемеханики является диспетчерская централизация, которая объе­ диняет устройства автоматической блокировки на перегонах и элек­ трической централизации на станциях. Все эти устройства позволяют увеличить пропускную способность линий и перерабатывающую спо­ собность станций, сократить станционные интервалы, организовать па­ кетное движение и безостановочное скрещение поездов.

Важное значение в обеспечении эксплуатационной работы дорог имеют стрелочная, поездная диспетчерская, поездная межстанционная, постанционная, электродиспетчерская и другие виды связи — не­ отъемлемая техническая часть автоматических и телемеханических устройств транспортной техники.

2. Сигналы

Сигналы служат для обеспечения безопасности движения, а также

для четкой организации движения поездов

при маневровой и по­

ездной работе.

'

Сигнал является приказом и подлежит беспрекословному выпол­ нению.

Основные цвета сигналов следующие: к р а с н ы й—требует оста­ новки; ж е л т ы й — разрешает • движение, но требует уменьшения скорости; з е л е н ы й — разрешает движение с установленной ско­ ростью. При маневровой работе лунно-белый огонь разрешает маневры, а синий — запрещает их.

К постоянным сигналам относятся; светофоры — на участках, оборудованных автоблокировкой, дис­

петчерской централизацией, на станциях с электрической централиза­ цией стрелок и сигналов, а также при полуавтоматической блоки-

64