Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

. вагонного типа; при отложениях снега высотой до 1,5 м применяют че­ тырехосные цельнометаллические снегоочистители СДП и СДПМ, а при большей высоте — роторные снегоочистители, Ручную очистку пути от снега допускают в тех местах, где нельзя пропустить снего­ очиститель (неразобранные настилы переездов, подходы к мостам

и тоннелям, пути у платформ), и когда задерживается пропуск снегоочистителя.

Пути на трехпутных и многопутных участках с нормальными меж­ дупутьями очищают двумя снегоочистителями —- оДин впереди по среднему пути сбрасывает снег в сторону крайнего пути, а другой, вслед за ним, с интервалом 1 км по крайнему пути сбрасывает снег под откос.

Дежурные по станциям всем поездам, проходящим по пути, со­ седнему с очищаемым, выдают предупреждения.

При очистке пути роторными снегоочистителями на двухпутном участке, когда второй путь расчищен, поездам, следующим по расчи­ щенному пути, дежурные по станциям выдают предупреждение о про­ ходе места работы снегоочистителя с остановкой.

Станционные пути по очередности очистки делятся также на три группы:

первая — главные, приемо-отправочные, тракционные, горочные, сортировочные, вытяжные пути, поворотные круги и треугольники с подходами, пути стоянок восстановительных и пожарных поездов, снегоочистителей и снегоуборочных составов с расположенными на них стрелочными переводами, а также горловины приемо-отправоч­ ных и сортировочных путей, пути к складам топлива;

вторая — погрузочные пути, а также пути к складам материалов

и мастерским;

-

третья — все остальные пути.

крупных узлах и станциях увя­

Работу снегоуборочных машин на

зывают с технологическим процессом станции и выполняют под руковод­ ством начальника станции или его заместителя без. нарушения гра­ фика движения поездов. ’

Планом снегоборьбы устанавливают очередность, объем и порядок работы по очистке путей и стрелок, порядок работы снегоуборочных машин и стругов, график освобождения путей, потребность в рабочей силе и распределение ее по районам станции, места сбора рабочих, места их отдыха и получения горячей пищи, потребность в локомо­ тивах.

На станциях снег убирают в основном щеточными снегоуборочными машинами без предварительной его перевалки с нескольких путей на один путь. На участках, где сохранились снегоуборщики ножевого типа, работающие в комплексе со снегоочистителями и стругами, при­ меняют один из следующих способов очистки путей:

а) уборка снега

снегоуборочной

или снегопогрузочной машиной

с предварительной

его перевалкой

снегоочистителем или стругом

с нескольких путей на один; б) то же, без перевалки снега при толщине его слоя более 10 см

над головкой рельса;

45


в) уборка снега машиной системы ЦУМЗ с поперечной погрузкой на обычный или саморазгружающийся подвижной состав;

г) перевалка снега в сторону крайнего пути и под откос.

На горках используется автоматическая пневматическая обдувка стрелок.Управляющая аппаратура ее смонтирована в специальном ящи­ ке, установленном вместе с воздухосборником вблизи стрелки. С возду­ хосборником соединены два распределительных трубопровода диамет­ ром 25 мм с продувочными трубками, заканчивающимися соплами, через которые сжатый воздух поступает в пространство между остряком и рамным рельсом. Чтобы привести устройство в действие, дежурный по горке нажимает кнопку на пульте. Под воздействием шагового иска­ теля срабатывает электропневматический клапан соответствующей стрелки, сжатый воздух из воздухосборника поступает в распредели­ тельный трубопровод, а затем в продувочные трубки. Поочередно очи­ щаются все стрелки, включенные В систему. Расчетное время на обдув­ ку одной стрелки 3,2 сек.

В комплект обдувочных устройств системы Беляченко входит авто­ матический клапан, стрелочный переключатель и воздухораспреде­ лительная трубка. Регулируя положение клапана, можно изменять ре­ жим работы обдувочных устройств в зависимости от интенсивности снегопада. Пуск и остановка системы осуществляются вручную-.

На стрелочных переводах снег убирают также щеточными снего­ уборочными машинами. Текущая очистка их от снега производится пневмообдувочными, электро- и газообогревательными устройствами, а при их отсутствии нецентрализованные стрелки очищают от снега стрелочники, а централизованные —работники дистанции пути. При снегопадах и метелях на стрелках, не оборудованных пневмообдувоч­ ными, электро- и газообогревательными устройствами, в помощь стре­ лочнику по требованию начальника станции выделяют дополнитель­ ных рабочих.

На стрелочных переводах и глухих пересечениях в первую очередь очищают промежутки между рамным рельсом и остряком, контр­ рельсовые и крестовинные, желоба.

При ручной очистке путей в местах препятствия снег внутри ко­ леи удаляют не менее чем на 50 мм ниже верха головки рельса.

В районах торможения вагонов башмаками снег убирают ниже головки рельса на 50 мм с обеих сторон рельса.

На переездах очищают желоба путевыми рельсами и контррельсами. Очень важно правильно организовать и пропуск весенних вод.

Как правило, устройства пути и сооружения обеспечивают проход талой и ливневой вод. Однако при этом требуется усиленный надзор за состоянием пути, водоотводов и укрепительных сооружений, а так­ же заблаговременная подготовка материалов (камня, хвороста, рогож­ ных кулей, мешков, проволоки, бревен, досок, гвоздей, веревок, тро­ сов и др.) для укрепительных работ там, где это вызывается необходи­ мостью. Резервные запасы этих материалов хранятся на незатопляемых местах, к которым всегда свободен доступ.

46


ГЛ А В А

IV

УСТРОЙСТВО СТАНЦИЙ

1. Размещение раздельных пунктов

Раздельные пункты делят железнодорожную линию на участки — перегоны, обеспечивают необходимую ее пропускную способность и создают условия для безопасного движения поездов. На рис. 11 пока­ заны однопутная и двухпутная линии, связывающие между собой круп­ ные населенные пункты А и Б. буквами А, Б, в, г, д обозначены раз­ дельные пункты; отрезки между этими пунктами А —в, в—г,г—д,д—Б являются перегонами. Здесь же показано возможное расположение по­ ездов на линиях. До тех пор, пока любой из поездов не придет на бли­ жайший раздельный пункт или не пройдет его, другому поезду не разрешается вступить на этот же перегон. Этим обеспечивается безо­ пасность движения.

Взависимости от характера работы и путевого развития раздель­ ные пункты называют путевыми постами, разъездами, обгонными пунк­ тами и станциями. Раздельными пунктами являются также проход­ ные светофоры при автоблокировке. Проходные светофоры и путевые посты делят перегоны на блок-участки, в пределах каждого из кото­ рых может находиться один поезд. Они служат только для запрещения или разрешения поездам следовать на ограждаемый ими перегон.

Взависимости от основного назначения и характера работы станции делятся на промежуточные, участковые, сортировочные, грузовые и

пассажирские.

2. Станционные пути и их соединения

Железнодорожные пути делятся на главные, станционные и спе­ циального назначения. Г л а в н ы м и п у т я м и называют пути перегона и их непосредственное продолжение в пределах станций.

0J . ~

1—

:

г*— 1

 

к?

г----\__

_oS

1 1

10--------1

 

 

 

 

б) n

i2-

в

я — ,

г

В

^ - 1

----П

 

о----- L-

_____ c i

,

 

 

 

-5

г - * , —,—__1 _1_—О

 

 

Рис.

11. Схемы железнодорожных линий

 

 

 

'

47


К станционным путям относятся приемо-отправочные, сортировоч­ ные, вытяжные, погрузочно-разгрузочные, деповские (локомотивно­

го и вагонного хозяйства) и др.

П р и е м о - о т п р а в о ч н ы м и называются пути, предназна­ ченные для приема поездов, стоянки их и отправления на перегон. Сортировочные — пути, предназначенные для накопления вагонов по назначениям и формирования из них поездов в соответствии с планом

формирования.

Если сформированные поезда отправляются на перегон непосред­ ственно с сортировочных путей, то их называют сортировочно-отпра­

вочными.

В ы т я ж н ы е п у т и предназначены для перестановки отдель­ ных вагонов, групп вагонов и целых составов с одних путей на другие и выполнения сортировочной работы. К прочим относятся перегрузоч­ ные, пути стоянки пассажирских составов, стоянки составов на грузо­ вых дворах в ожидании подачи к складам, пути у льдопунктов, а также различные ходовые и соединительные. К. специальным путям относятся предохранительные тупики, подъездные пути и ветви к предприятиям, карьерам, складам и др.

Приемо-отправочные пути на станциях, разъездах и обгонных пунк­ тах проектируются, как правило, на горизонтальной площадке. В от­ дельных случаях допускается располагать их на уклоне.

Крутизна отдельных элементов профиля в пределах полезной длины в этом случае не должна превышать 2,5°/0о. а величина среднего уклона должна обеспечить трогание поезда с места при самом неблагоприят­ ном его расположении.

Для обозначения места, к которому может приближаться подвиж­ ной состав, находящийся на данном пути, так, чтобы не мешать свобод­ ному проходу через стрелочный перевод на другой путь, служит предельный столбик. Его ставят посередине междупутья там, где рас­ стояние между осями расходящихся путей достигает 4100 мм.

На существующих станционных путях, по которым не обращается подвижной состав, построенный по габариту Т, может быть сохране­ но расстояние 3810 мм. На перегрузочных путях с суженным между­ путьем предельные столбики устанавливают в том месте, где расстоя­ ние между осями составляет 3600 мм. На кривых участках пути эти расстояния должны быть увеличены в соответствии с таблицей габа­ ритных уширений.

Различают полную и полезную длину путей. П о л н а я д л и н а с к в о з н о г о п у т и — расстояние между стыками рамных рель­ сов стрелочных переводов, ограничивающих путь; т у п и к о в о г о — расстояние от стыка рамного рельса стрелочного перевода, от которого начинается путь, до упора. П о л е з н а я д л и н а п у т и — часть полной длины, в пределах которой устанавливается подвижной состав, не нарушая безопасности движения по соседним путям. Полезную дли­ ну могут ограничивать предельные столбики или сигналы.

Пути одинакового назначения, объединенные в группу стрелочными улицами, называются п а р к о м . Различают парки приема, отправ­ ления, сортировочные, отстоя составов, объединенные приемо-отправоч-

48


ные и т. д. Парки могут быть сквозными, если пути их имеют выход в обе стороны станции, и тупиковыми. Концы парков вне полезных длин путей, гДе сосредоточиваются стрелочные переводы, называются г о р л о в и н а м и парков. Все пути и стрелочные переводы на стан­ циях имеют номера. Главные пути, а также их ответвления (при путе­ проводных развязках, обходы вытяжных путей и локомотивных хо­ зяйств) нумеруют римскими цифрами, все станционные пути (кроме главных) — арабскими. На промежуточных станциях и на станциях с небольшим числом приемо-отправочных и других путей, не специали­ зированных по направлениям движения, последним присваивают по­ рядковые номера, следующие за номерами главных путей от пассажир­ ского здания в полевую сторону. На крупных станциях пути объеди­ няют в парки. Обозначают их буквами, а пути каждого приемо-от­ правочного парка нумеруют порядковыми номерами: для нечетного направления — нечетными (3, 5, 7, 9), для четного направления — четными (4, 6, 8, 10). Станционным путям, не входящим в состав пар­ ков, присваивают номера, начиная с номера, следующего за послед­ ним приемо-отправочным путем. Нумеруют пути слева направо по ходу километров и сверху вниз.

Стрелки нумеруют со стороны прибытия четных поездов порядко­ выми четными, со стороны прибытия нечетных поездов — нечетными номерами. На станциях с большим путевым развитием стрелки нумеру­ ют по отдельным паркам или группам путей, однородных по характеру работы.

Границей, отделяющей четный конец станции (парка) от нечет­ ного, принимают: на раздельных пунктах с небольшим путевым раз­ витием — ось пассажирского здания; на станциях с большим путе­ вым развитием — ось пассажирского здания, если оно расположено в центре станции, в противном случае — поперечную ось станции, про­ ходящую центрально по отношению к путевому развитию; при нумера­ ции стрелок по отдельным паркам или однсфодным паркам или одно­ родным группам — середину этих парков или групп путей.

3.Посты, разъезды, обгонные пункты |

ипромежуточные станции

П у т е в ы е п о с т ы по возможности располагают на таком уча­ стке профиля, средний уклон которого обеспечивает трогание с места грузового поезда, остановившегося у основного сигнала поста. Раз­ дельный пункт однопутной линии с путевым развитием, предназна­ ченным главным образом для скрещения и обгона поездов, а в некото­

рых случаях для

выполнения

грузовых и пассажирских операций,

называется р а з

ъ е з д о м .

Кроме главного и приемо-отправоч­

ных путей, здесь должны быть служебное здание, платформа для встре­ чи поездов и выполнения пассажирских операций и в некоторых слу­ чаях погрузочно-разгрузочный тупик. На линиях I и II категорий разъезды должны иметь устройства, обеспечивающие безостановоч­ ное скрещение поездов, одновременный прием поездов противополож­

49