Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Наливные грузы

Наливные грузы обладают различными свойствами, и номенкла­ тура их очень широка. Поэтому организация перевозок их весьма сложна, ответственна и требует соблюдения ряда специальных усло­ вий, предусмотренных Правилами перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и полувагонах-бункерах. К жидким грузам от­ носятся: нефть сырая и нефтепродукты, минеральные масла, кислоты и другие химические продукты, растительные масла, спирты, жиры (рыбий, китовый, тюлений), патока, продукты лесохимии и др. Нефте­ продукты распределяются на темные (сырая нефть, мазуты, моторное топливо, солярное масло, мылонафт, пек нефтяной жидкий) и светлые (бензин, лигроин, керосин, дизельное топливо, газойль, пиролизное сырье); масла и смазки — авиационные индустриальные и автотрактор­

ные, консистентные и пр. и битумы — остаточные продукты после

переработки нефти.

Чтобы при

перевозке были соблюдены все условия и требования

и обеспечена

безопасность, сохранность груза и подвижного состава,

в перевозочных документах должны быть указаны точное наимено­ вание, высота налива, температура в цистерне и плотность продукта. К накладной должен быть приложен качественный паспорт.

Наливные грузы перевозят в специальных вагонах-цистернах в зависимости от рода продуктов, для перевозки которых они пред­ назначены, с нижним (трафарет «Нефть») и универсальным сливным прибором (трафареты «Нефть», «Бензин») или без сливного прибора. Сливают нефтепродукты из них через люк колпака (трафарет «Бен­ зин»). В парк цистерн входят также цистерны кислотные, спиртовые, паточные, молочные, олеумные, для сжиженных газов и др., а также полувагоны-бункера для битума.

К перевозке нефть и нефтепродукты принимают по весу, опреде­ ляемому отправителем путем обмера налитого в цистерну груза и его удельного веса. Объем груза находят при помощи специальных таблиц калибровки в зависимости от типа цистерны и высоты налива. На каж­ дой цистерне нанесен номер калибровочного типа, к которому она от­ несена.

Вес пищевых наливных грузов определяют только взвешиванием на вагонных весах с проверкой тары цистерн перед наливом и после слива.

Все цистерны, за исключением загруженных сырой нефтью, ди­ зельным и моторным топливом, гудроном, мазутом, жидким пеком, битумом и некоторыми другими продуктами, грузоотправитель плом­ бирует.

Этиловый (винный) спирт перевозят в специальных спиртовых цистернах, приписанных к дорогам налива. После налива в цистерну измеряют его температуру и отбирают пробу, по которой устанавливают крепость. В накладной указывают сорт спирта (сырец, ратификат), крепость с точностью до 0,1°, температуру во время замера с точностью до 0,5° С, высоту недолива с точностью до 1 мм.

118


Кислоты требуют особо внимательного отношения к обеспечению безопасности работы. В каждую цистерну можно наливать только ту кислоту, для которой предназначена цистерна согласно трафарету. После налива колпаки цистерн закрывают, используя прокладку из асбеста, закручивают проволокой, а крышки и штуцер пломбируют пломбами отправителя.

Высоковязкие сгущающиеся наливные грузы перевозят в цистер­ нах с нижним сливом и в специальных полувагонах-бункерах. Диа­ метр нижнего сливного прибора у цистерн для битума, гудрона, смолы и пека должен быть не менее 160 мм; при меньшем диаметре слив этих грузов затруднителен. Сильносгущающиеся битумы, смолу и па­ рафин наиболее целесообразно перевозить в полувагонах-бункерах. Битум в них наливают при температуре не более 150° С с недоливом по высоте на 25 см.

Перед наливом цистерны подвергаются специальной обработке. Порядок обработки для каждого вида нефтепродуктов установлен ГОСТом. Цистерны из-под химических продуктов, сжиженных газов и ядовитых веществ обрабатывают по особым правилам на предприя­

тиях отправителей и получателей.

направляют в пункты на­

Порожние цистерны после слива

лива по пересылочным накладным

или грузовым документам.

По грузовым документам (накладной, дорожной ведомости, вагонному листу) пересылают цистерны, имеющие трафарет приписки к станции налива, а также принадлежащие отправителям и получателям на пра­ вах собственности или аренды. В этом случае цистерны пломбирует получатель и направляет на станцию приписки. В графе накладной

«Наименование груза» получатель указывает: «Порожняя

цистерна

из-под перевозки_______________________ , прибывшего

по нак-

п о л н о е н а и м е н о в а н и е с л и т о г о г р у з а

 

ладной №____________________со станции______________________

(станция и Д о р о г а о т п р а в л е н и я

____ , полностью слита и очищена». В накладных на порожние цис-

груза)

терны, не принадлежащие железным дорогам, обязательно должно быть указано время прибытия под слив и окончания его.

По пересылочным накладным, заполняемым получателем, направ­ ляют порожние цистерны и бункерные полувагоны в пункты налива по указанию Министерства путей сообщения (Главного управления движения). Работники станции слива обязаны проверить правильность заполнения пересылочной накладной, обратив особое внимание на подпись и печать (штемпель) получателя в графе, подтверждающей пол­ ноту слива и очистку цистерны. При обнаружении на промывочно­ пропарочной станции цистерны или бункерного полувагона с остат­ ками недослитого груза такая отметка является основанием для прив­ лечения виновных к ответственности, а также для взыскания штрафа с получателя за простой цистерны под очисткой. Неполный слив цис­ терны или бункерного полувагона, обнаруженный на станции, удо­ стоверяется актом, который вместе с пересылочной накладной направ­ ляется на дорогу слива для расследования и привлечения виновных к ответственности.

119


9. Опасные грузы

По характеру и свойствам опасные грузы разделяются на следую­ щие категории: вещества, способные к образованию взрывчатых сме­ сей, сжатые и сжиженные газы; самовозгорающиеся; воспламеняющиеся от действия воды; легковоспламеняющиеся; едкие; ядовитые; взрыв­ чатые ВВ; сильнодействующие ядовитые ЯВ; радиоактивные. Опре­ деление категории опасности груза осуществляется исходя из физико­ химических свойств вещества.

Меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при пе­ ревозке опасных грузов, делятся на два вида: общие для всех грузов и особые, установленные для каждого опасного груза в отдельности в соответствии с его свойствами и особенностями. Общие меры — это условия предъявления и приема к перевозке, завоза на склады стан­ ции и вывоза после выгрузки, оформление документации, требования к таре, упаковке и подвижному составу, порядок определения веса и выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

В правилах перевозок приведен перечень опасных грузов, которые можно перевозить по железным дорогам. Грузы, не включенные в этот перечень, к перевозке не принимаются. Для каждой категории опасных грузов и каждого груза в отдельности указаны: вид укупор­ ки и тары, в которой данный груз должен быть предъявлен к перевоз­ ке; надписи и ярлыки на таре, указания о степени и виде опасности, отмечаемые в перевозочных документах; тип подвижного состава и способ оборудования его под перевозку; способ погрузки, укладки и крепления груза в вагоне; средства тушения пожара в вагоне или складе с данным грузом; возможность перевозки в одном вагоне с дру­ гими опасными и неопасными грузами; условия постановки ваго­ нов в поезда и маневров с ними на станциях.

Грузят и выгружают опасные грузы отправитель и получатель своими средствами. На станциях опасные грузы не взвешивают и вы­ дают получателю без перевески. Все опасные грузы, упакованные в та­ ру, перевозят в крытых вагонах; жидкие — наливом в цистернах. Хранение опасных грузов допускается только на станциях, открытых для операций с ними. Во всех случаях места, отведенные для разме­ щения опасных грузов, должны охраняться, иметь телефонную связь с пожарной охраной и противопожарный инвентарь. Одельные опасные грузы хранят с соблюдением особых условий.

10. Негабаритные и тяжеловесные грузы

Негабаритным считается такой груз, который, будучи погружен на подвижной состав, не вписывается в очертание погрузки, установлен­ ное габаритом IT. В зависимости от размеров выхода груза за пределы очертания погрузки негабаритность подразделяется на пять степеней: нулевую, I, II, III, IV. Боковая негабаритность имеет пять степеней, верхняя — три: нулевую, II и III; нижняя степеней не имеет.

120



В зависимости от того, выходит груз за пределы этого габарита с одной стороны от оси или с двух, негабаритность бывает од­ носторонняя и двусторон­ няя. Двусторонняя нега­ баритность может быть симметричной и несиммет­ ричной. В зависимости от того, где выходит груз за габарит погрузки в верти­ кальной плоскости, нега­ баритность подразделяют на нижнюю, боковую и верхнюю. К грузам с ниж­ ней негабаритностью отно­

сятся такие, которые

пре­

вышают габарит погрузки

на высоте до

1230 мм от

головки рельса; с боковой

негабаритностью — на

вы­

соте от 1230

до 4000 мм

и с верхней негабарит­

ностью — от

4000

до 5300 мм над уровнем головки рельса.

Очертания степеней негабаритности показаны на рис. 33. Степень негабаритности груза определяют по таблице, приведенной в прило­ жении к Инструкции по перевозке грузов негабаритных и погруженных на транспортеры. В этой таблице зависимости от высоты выхода груза от головки рельса и отклонения от оси пути приведены размеры очер­ таний габарита погрузки всех пяти степеней негабаритности габаритов приближения строений (1-С и С).

Грузы, которые при погрузке на подвижной состав выходят за пределы очертания негабаритности IV и III степеней на высоте более 6300 мм, относятся к сверхнегабаритным.

Р а с ч е т н о й н е г а б а р и т н о с т ь ю называют негабарит­ ность груза, погруженного на подвижной состав, при прохождении его в кривых участках пути. Расчетную негабаритность определяют для следующих грузов:

длинномерных, когда отношение их длины к базе подвижного сос­

тава более 1,41; погруженных на сцепы платформ или на транспортеры с базой

17 м и более.

Расчетная негабаритность определяется увеличением действитель­ ных размеров груза с учетом упаковки и крепления на дополнительные выходы в кривой за вычетом имеющихся в этой кривой уширений га­ барита приближения строений и междупутий. Грузы, погруженные на подвижной состав в пределах его базы, при прохождении кривой отклоняются внутри нее.

121