Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ного транспорта относятся транспортно-экспедиционные конторы, комбинаты, тресты, агентства, управления и т. д.

Доставка грузов на станции и со станций автотранспортом общего пользования для всех отправителей и получателей получила назва­ ние централизованного завоза и вывоза грузов.

Централизованные перевозки значительно повышают производи­ тельность автотранспортных средств, позволяют лучше использовать грузоподъемность, сократить порожний пробег и простой автомоби­ лей и автопоездов. Непременные условия централизованного завоза и вывоза грузов следующие:

закрытие для грузовых операций станций с малым объемом гру­ зовой работы на местах общего пользования и перенос этой работы на станции, имеющие необходимые обустройства и средства механи­ зации погрузочно-разгрузочных работ;

обеспечение средствами железной дороги погрузки в вагоны и ав­ томобили, выгрузки из вагонов и автомобилей;

осуществление силами дороги или автотранспортной организации комплекса экспедиционных операций.

Централизованный завоз и вывоз грузов организуется на станциях с объемом работы на местах общего пользования 10 и более вагонов в сутки. Перечень таких станций утверждают начальник дороги и ру­ ководитель автотранспортной организации. При централизованном за­ возе и вывозе груза все операции выполняют без участия отправите­ ля и получателя железная дорога и автотранспортная организация.

Контейнерные перевозки — это одна из совершенных форм ор­ ганизации перевозочного процесса от склада отправителя до склада получателя. Они позволяют освободить отправителей от необходи­ мости упаковывать грузы в транспортную тару; уменьшить их потерисократить число отдельных операций с грузом; ускорить и удешевить их, так как контейнер позволяет объединить разрозненные места в одно более крупное; уменьшить потребность в крытых складах на стан­

циях.

К основнцм средствам контейнерных перевозок относятся контейнеры, контрейлеры, контейнерные пункты, грузоподъемные машины, подвижной состав железных дорог и автомобили. В зависимости от назначения контейнеры делятся на две основные категории:

универсальные, предназначенные для перевозки различных грузов; специальные, в которых перевозят только определенные виды

грузов, требующие соблюдения особых условий.

На дорогах СССР применяют универсальные контейнеры весом

брутто

5;

3 и 1,25 т, грузоподъемность которых соответственно 4;

2, 4 и 1

т.

Контейнеры весом брутто 5 т только цельнометаллические,

3-тонные — цельнометаллические и деревянные, те и другие приспо­ соблены для перегрузки кранами и автопогрузчиками. Перевозят их на открытом подвижном составе.

В проектах новых типов контейнеров весом брутто 3 и 5 т вес тары на 10—15% ниже, а грузоподъемность на 15—20% выше, чем у су­ ществующих. Конструкция дверей открывает доступ внутрь контей­ нера по всей его длине или ширине.

Ь*

131


Созданные опытные образцы крупнотоннажных контейнеров ве­ сом брутто 10 и 20 т, предназначенных для перевозки мелких отпра­ вок весом от 5 т и выше, малотоннажных и повагонных отправок.

Двери контейнеров оборудованы запором шпингалетного типа, связанным с приспособлением для навешивания пломбы. Дверь за­ пломбированного контейнера можно открыть после снятия пломбы и, наоборот, пломбу на контейнер навесить только после того как дверь будет заперта.

На станциях, открытых для контейнерных операций, имеются контейнерные пункты, предназначенные для погрузки, выгрузки, сортировки и кратковременного хранения контейнеров.

Дальнейшее развитие контейнерных перевозок в нашей стране — важнейшее средство улучшения и качественно новый метод перево­ зочного процесса на железнодорожном и других видах транспорта, обеспечивающий ускоренную доставку груза от двери грузоотправи­ теля до двери грузополучателя.

Загружают и разгружают контейнеры грузоотправители и грузо­ получатели. Погрузка контейнеров в вагоны и автомобили и выгрузка из вагонов и автомобилей на местах общего пользования — обязан­ ность железйых дорог. На местах необщего пользования эти операции выполняют отправители и получатели. Универсальные контейнеры, предоставляемые дорогой под погрузку, должны быть технически ис­ правны, пригодны под перевозку данного груза и очищены от остатков груза и мусора. На груженый контейнер отправитель составляет на­ кладную форму ГУ-27в.

Внутри каждого контейнера отправитель обязан вложить специфи­ кацию или фактуру с указанием количества мест, перечня предметов в каждом месте и цены каждого предмета. Спецификацию (фактуру) отправитель заверяет подписью и печатью. Отправитель обязан за­ крыть загруженный контейнер, закрепить ручку замка проволокой и навесить пломбу. Дорога принимает груженые контейнеры по наруж­ ному осмотру 8а весом и пломбами отправителя.

Контейнеры так же, как и мелкие отправки, перевозимые в вагонах, при приеме и погрузке подгруппировывают по назначениям плана фор­ мирования так, чтобы на каждую платформу (полувагон) подобрать целый комплект контейнеров. Отправлять платформы и полувагоны с неполным комплектом контейнеров запрещается.

Контейнеры на платформах устанавливают дверями внутрь так, чтобы исключить возможность свободного доступа к ним в пути следо­ вания. В одном комплекте с гружеными контейнерами допускается пе­ ревозить порожние с постановкой их в средней части вагона.

Перед погрузкой пол платформы, а также опорные поверхности контейнеров должны быть тщательно очищены от снега, льда и мусора. В зимнее время пол должен быть посыпан тонким слоем (1—2 мм) чис­ того сухого песка. В период с 1 октября по 15 апреля торцовые борта платформы дополнительно закрепляют короткими стойками (по две на каждый борт), а продольные борта — увязкой бортовых запоров проволокой диаметром 4—6 мм в два оборота. Продольные борта че­ тырехосных платформ вместо увязки проволокой можно крепить корог-

132


ними стойками (по одной на каждую секцию борта). У четырехосных платформ с клиновыми запорами дополнительного крепления продоль­ ных бортов не требуется.

Грузы, прибывшие в исправном контейнере с неповрежденными пломбами отправителя, выдаются получателю без проверки веса, состояния и количества мест. Домашние вещи граждан по требованию получателей выдают с проверкой согласно описи. Грузы в специальных контейнерах дорога принимает к перевозке за весом и пломбами от­ правителя по наружному осмотру контейнера и пломб. Так же по на­ ружному осмотру их выдают получателю, если в пути следования не было нарушений пломбы или повреждения контейнера по вине дороги.

Каждый контейнерный пункт работает в соответствии с технологи­ ческим процессом, увязанным с общей технологией работы станции (или подъездного пути). Технологический процесс работы контейнер­ ного пункта предусматривает наиболее рациональное использование его площади, погрузочно-разгрузочных механизмов и других транс­ портных средств, устанавливает последовательность и продолжитель­ ность выполнения всех операций. Он должен обеспечить согласован­ ность в работе всех звеньев контейнерного пункта, транспортно-экспе­ диционной конторы, автотранспорта, отправителей и получателей.

Наряды на вызов со станции груженых контейнеров и доставку их автомобилями под выгрузку на склад получателя выписывают после оформления перевозочных документов и расчетов за перевозки, т. е. на основании раскредитованных накладных. Наряды на завоз кон­ тейнеров выписывают на основании завизированных накладных.

14.Перевозни грузов в прямом смешанном сообщении

сучастием других видов транспорта

Железнодорожный транспорт осуществляет перевозки грузов в тес­ ном взаимодействии с другими видами транспорта, что обеспечивается системой прямых смешанных сообщений: железнодорожно-водных, железнодорожно-автомобильных. Грузы в прямом смешанном сообще­ нии перевозят по единому транспортному документу, составляемому на весь путь следования.

В прямое смешанное грузовое сообщение включены:

все станции, открытые для выполнения операций по грузовым пе­ ревозкам;

морские и речные порты и пристани, список которых опубликован в Тарифном руководстве №4;

агентства, станции и хозяйства автомобильного транспорта общего пользования по перечню органов управления автомобильным транс­ портом союзных республик. Список их опубликован в Тарифном ру­ ководстве № 4.

Грузы к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении принимают по плану. Сроки начала и окончания приема грузов портами (пристанями) от железных дорог в пунктах перевалки при открытии и перед закрытием навигации сообщаются портами и реч-

Ш


ными пароходствами управлениям дорог и публикуются в сборниках правил перевозок и тарифов морского и речного транспорта. Сроки эти пароходства сообщают дорогам не позднее чем за 20 суток до начала или окончания приема грузов, а для перевалочных пунктов, располо­ женных восточнее Красноярска, — за 45 дней. Когда погрузка и пе­ ревалка грузов производятся в пределах одних и тех же дорог и пароходств, срок посылки уведомлений о начале и окончании приема может

меняться.

Получив уведомление о начале приема грузов в портах перевалки, станции и порты (пристани) принимают к перевозке только те грузы, которые в соответствии с действующими сроками доставки могут быть доставлены в пункты перевалки к этому сроку.

В прямых смешанных железнодорожно-водных сообщениях не .пе­ ревозят наливные грузы, лес, следующий в плотах, сильнодействующие ядовитые и взрывчатые вещества. Скоропортящиеся, опасные, легко­ горючие грузы и грузы, требующие сопровождения проводниками от­ правителя или получателя, принимают к перевозке по перечню, согла­ сованному соответствующими транспортными министерствами и ве­ домствами.

Сдавая груз к перевозке, отправитель предъявляет заполненную накладную (форма ГУ-28), сопровождающую груз на всем пути следо­ вания. Накладные на грузы, отправляемые с пристаней или из портов, составляют на каждую отдельную партию. Массовые навалочные гру­ зы при следовании в адрес одного получателя и через один пункт пе­ ревалки можно отправлять из порта или пристани по одной так назы­ ваемой судовой накладной. При передаче груза в пункте перевалки на. железную дорогу на каждый загруженный вагон составляют дополни­ тельные накладные прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения. В них пристань или порт перевалки указывает наимено­ вание судна, с которым прибыл груз, номер основной накладной, а также перечня, по которому произведена отгрузка (при передаче по пе­ речням).

Дорожную ведомость (форма ГУ-31) составляют с одной копией при однократной и двумя копиями при двукратной передаче груза с одно­ го вида транспорта на другой. Подлинная дорожная ведомость сопро­ вождает груз до пункта назначения, а копии (одна или две) остаются в пунктах перевалки у сдающей стороны.

До предъявления к перевозке тарноупаковочных и штучных грузов повагонными или судовыми партиями отправитель обязан замаркиро­ вать грузовые места. Если грузы однородные, маркировке подлежат десять мест из каждой повагонной партии. В отправительской марки­ ровке указывают:

числитель — порядковый номер в книге визирования накладных станции или порта отправления и через тире — общее количество мест; знаменатель — номер места. При перевозке по одной накладной одно­ родных грузов номер места указывать не требуется;

наименование грузоотправителя и грузополучателя;

наименование порта или станции и дороги отправления и назначе­ ния;

134


вес груза в прямых смешанных железнодорожно-водных сообще­ ниях определяют по правилам, действующим на железных дорогах и водном транспорте.

Сроки доставки грузов определяют по совокупности перевозки же­ лезнодорожным и водным транспортом.

Условия работы и порядок передачи грузов в каждом перевалочном пункте устанавливают узловым соглашением, которое заключается между дорогой и пароходством сроком на три года. Порядок разра­ ботки и заключения узловых соглашений устанавливают Правила пе­ ревозок грузов в прямом смешанном сообщении. Основой для состав­ ления узлового соглашения служит Единый технологический про­ цесс работы порта и примыкающей к нему железнодорожной станции.

Основные задачи рациональной организации работы пунктов пере­ валки: усовершенствование диспетчерского руководства работой при передаче грузов с одного вида транспорта на другой; четкая взаимная информация о подходе грузов; комплексное сменно-суточное планиро­ вание грузовой работы; составление сквозных (контактных) графиков движения на различных видах транспорта, увязанных с технологиче­ скими процессами работы речных и морских портов и примыкающих к ним железнодорожных станций; обработка вагонов и судов по пря­ мому варианту судно—вагон и вагон—судно.

грузы и перевозочные документы в пунктах перевалки передают с одного вида транспорта на другой по передаточным ведомостям (фор­ ма ГУ-41), составляемым сдающей стороной в четырех экземплярах (два для водного и два для железнодорожного транспорта). На всех экземплярах сдающая и принимающая стороны обязаны расписаться

ипоставить календарные штемпеля. Когда грузы передают не одновре­ менно с предъявлением передаточных ведомостей, фактический прием

ипередача удостоверяются подписями агентов обеих сторон на ранее предъявленных передаточных ведомостях с наложением на них второ­ го календарного штемпеля сдающей и принимающей сторон.

Впрямом смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении перевозят насыпные, навалочные, штучные, тарные грузы и контей­ неры по единому транспортному документу, составляемому на весь путь следования. Грузы наливом в цистернах, а также тяжеловесные (вес одного места свыше 250 кг, а катные — 400 кг), крупногабарит­ ные (размеры одного места: высота свыше 2,5 м, ширина 2,0 м и длина 3,0 м), скоропортящиеся, огнеопасные, взрывчатые и сильнодействую­

щие ядовитые к перевозке не принимаются.

Отправитель на каждую отправку составляет накладную прямого смешанного железнодорожно-автомобильного сообщения (форма ГУ283). На повагонные отправки накладные составляют для каждой пар­ тии груза весом не более грузоподъемности или вместимости вагона, учитывая технические нормы загрузки. На основании накладной же­ лезнодорожная станция или автостанция отправления составляет до­ рожную ведомость (форма ГУ-31а) в трех экземплярах. Первый из них следует с грузом, второй остается у сдающей стороны, а третий (коре­ шок) — в пункте отправления.

135