Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пути за откидным брусом или за знаком «Граница подъездного пу­ ти» находятся в ведении предприятия или организации и состоят на их балансе.

Такое деление необходимо для разграничения ответственности за обеспечение безопасности движения поездов и маневровых локомоти­ вов с вагонами в процессе эксплуатации подъездного пути. Таким об­ разом, границей подъездного пути с магистральным железнодорожным транспортом является стрелка примыкания или откидной брус,

атакже знак «Граница подъездного пути». Этот знак устанавливают

врайоне стрелки примыкания и не далее чем 50 м от нее.

Обязанности железных дорог, отправителей и получателей грузов, их взаимная ответственность по перевозкам, взаимоотношения дорог с владельцами подъездных путей или предприятиями, организациями

и учреждениями, пользующимися

подъездными путями, опреде­

лены Уставом железных дорог

СССР и Правилами перевозок

грузов.

 

Их взаимоотношения регулирует договор на эксплуатацию подъезд­ ного пути.

Многие подъездные пути обслуживают так называемых контраген­ тов — предприятия, учреждения и организации, не имеющие непо­ средственного примыкания к магистральным железным дорогам, но соединяющиеся с ними посредством основного подъездного пути. Договора с контрагентами заключает владелец основного подъездного пути.

Многие предприятия, организации и учреждения имеют свои при­ рельсовые склады или погрузочно-разгрузочные площадки на подъезд­ ных путях, принадлежащих дорогам. В этом случае их взаимоотно­ шения регулирует также договор, который в отличие от договора на эксплуатацию подъездного пути называется договором на подачу и уборку вагонов.

Договоры на эксплуатацию подъездных путей, подачу и уборку вагонов заключаются сроком на три года. В случае изменения техни­ ческого оснащения, технологии работы станции примыкания или подъездного пути по требованию одной из сторон отдельные пункты их или весь договор могут быть пересмотрены до истечения этого срока. Договор на эксплуатацию подъездного пути или на подачу и уборку вагонов при грузообороте до 50 вагонов в сутки имеет право подписы­ вать начальник отделения дороги или по его поручению начальник станции, с одной стороны, и руководитель предприятия, организации или учреждения — с другой стороны. При грузообороте свыше 50 ва­ гонов в сутки договор подписывают начальник дороги или по его пору­ чению начальник отделения дороги и руководитель предприятия (ор­ ганизации, учреждения).

Порядок подачи вагонов указывается в договорах на эксплуата­ цию подъездного пути и подачу и уборку вагонов. Подача может про­ изводиться по уведомлениям через установленные интервалы времени и по расписанию.

При обслуживании подъездного пути локомотивом ветвевладельца передача вагонов осуществляется на приемо-сдаточных путях. При


подаче вагонов локомотивом дороги сдача и прием производятся на местах погрузки и выгрузки.

Уведомление о времени подачи вагонов должно передаваться стан­ цией не позднее чем за 2 ч до подачи вагонов.

Передача груженых вагонов на подъездные пути удостоверяется распиской сдающей и принимающей сторон: при номерном способе учета простоя вагонов — в памятке приемосдатчика грузов или в ве­ домости подачи и уборки вагонов, при безномерном способе учета простоя вагонов — в памятке приемосдатчика грузов или в натурном листе.

Когда вагоны находятся на подъездных путях, их владельцы несут материальную ответственность перед дорогой за полное использование грузоподъемности или вместимости вагонов, недогруз до технических норм или перегруз сверх допускаемых размеров, соблюдение установ­ ленных норм времени на выполнение грузовых операций, сохранность вагонов и их оборудования. В то же время Устав железных дорог охра­ няет и интересы предприятий, собственный подвижной ссстав которых обращается на общей сети дорог. Он обязывает в случае утраты вагонов предоставить предприятиям соответствующий подвижной состав во временное пользование, а по истечении трех месяцев передать его без­ возмездно или возместить стоимость утраченного.

Время простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой при обслужива­ нии подъездного пути локомотивом дороги исчисляется с момента фактической подачи их к месту выполнения грузовых операций до момента получения станцией уведомления о готовности к уборке. Вре­ мя простоя вагонов на подъездных путях, обслуживаемых локомоти­ вами предприятий, организаций и учреждений, исчисляется с момента передачи вагонов на выставочных путях. Сроки нахождения вагонов на подъездном пути складываются из следующих элементов:

приема и сдачи вагонов и грузов; продвижения вагонов от пункта приема до места погрузки или

выгрузки и обратно; маневровой работы — расформирования и формирования поездов

(передач, маршрутов), расстановки вагонов по фронтам работ; собственно погрузки, выгрузки, взвешивания на вагонных весах,

дозировки, разравнивания, очистки вагонов и др.

При сдвоенных операциях в эти сроки включается также время на

перестановку вагонов. Сроки

оборота устанавливают для вагонов

с одной (погрузка и выгрузка)

или с двумя (выгрузка, а потом погруз­

ка) операциями, а также для маршрутов. Однако для упрощения учета может быть установлен общий (стандартный) срок оборота всех вагонов. Эта мера практикуется на подъездных путях с большим вагонооборо­ том и значительным количеством сдвоенных операций.

Предприятие, организация или учреждение, с одной стороны, и до­ рога—с другой, чтобы сократить простой вагонов в целом по станции, могут устанавливать в договоре на эксплуатацию подъездного пути единую норму простоя вагонов.

При невыполнении единой нормы предприятие, организация или учреждение несут ответственность за простой вагонов на подъездных

142


путях сверх норм, установленных договором, но не более чем за время завышения единой нормы. При систематическом невыполнении еди­ ной нормы дорога и предприятие, организация или учреждение вправе отказаться от нее. Об этом другая сторона должна быть предупреждена не менее чем за месяц.

Время нахождения вагона на подъездном пути учитывают двумя способами: н о м е р н ы м — при среднесуточном вагонообороте не более 100 вагонов и б е з н о м е р н ы м — при вагонообороте более 100 вагонов. Время нахождения на подъездном пути изотермических вагонов, цистерн, бункерных полувагонов, цементовозов, транспорте­ ров и других специальных вагонов учитывается отдельно.

Единый технологический процесс регламентирует порядок работы железнодорожных станций и примыкающих к ним подъездных путей промышленных предприятий. Главная его задача — увязать техно­ логию обработки вагонов на станциях и подъездных путях с ритмом производственного процесса заводов, фабрик, угольных шахт и дру­ гих промышленных предприятий.

17. Несохранные перевозки, их расследование, розыск грузов, претензии и иск

К несохранным перевозкам относятся: утрата, недостача, порча или повреждение груза, принятого к перевозке дорогой, происшедшие до выдачи его получателю. Главные причины несохранности перево­ зок—различные нарушения технологии и правил выполнения коммер­ ческих операций, приводящие к утрате или порче груза, а также пло­ хая организация его охраны, что способствует хищениям.

Несоответствие наличия и состояния груза данным перевозочных документов может быть вызвано и причинами, не связанными с дейст­ вительной его утратой или порчей при перевозке. К таким причинам относятся: указание в документах завышенного веса груза вследствие неправильного взвешивания, неправильный подсчет мест при погруз­ ке, необнаружение порчи или повреждения при приеме к перевозке и т. д.

Дорога несет полную ответственность за утрату, порчу или повреж­ дение груза с того момента, когда она приняла его к перевозке, и до выдачи получателю. Все случаи утраты, недостачи, порчи, а также из­ лишков материальных ценностей, обнаруженные при хранении, по­ ставках или перевозке, оформляют соответствующими документами— как правило, коммерческими актами или актами общей формы.

К о м м е р ч е с к и й а к т составляют, если будет обнаружено несоответствие между наименованием, весом или количеством мест груза или багажа в натуре и данными, указанными в документах, повреждение или порча груза и багажа; груз или багаж без документов или документы без груза или багажа; при возвращении дороге похи­ щенного груза или багажа, когда дорога не передаст груз на подъезд­ ной путь в течение 24 ч после оформления документов в товарной кон­ торе (в последнем случае коммерческий акт составляют только со тре-

143


бованшо грузоотправителя). Во всех других случаях составляют акт

о б щ е й ф о р м ы .

Коммерческий акт оформляют на бланках установленной формы в трех экземплярах до выдачи груза получателю обязательно в день обнаружения неисправности на каждую отправку в отдельности. Пер­ вый экземпляр акта направляют в управление дороги, второй выдают грузополучателю, третий остается в делах станции. Если коммерческий акт составляется в пути следования, второй экземпляр прикладывают к документам, а на оборотной стороне накладной и дорожной ведо­ мости делают отметку об этом. Если по данному акту ответственна стан­

ция

другой дороги, из

управления первый экземпляр направ­

ляют

в грузовую службу

соответствующей дороги для расследо­

вания.

В случаях обнаружения неисправности кузова вагона, подмочки груза, недостачи груза в цистерне, порчи в вагоне-леднике, кроме ком­ мерческого акта, составляют также технический акт о состоянии ваго­ на. При составлении коммерческого акта на станции назначения оцени­ вают частично утраченный или поврежденный груз, проверяя его ко­ личество со счетом или фактурой, а багаж — с описью, заверенной на станции отправления, или путем экспертизы. В необходимых случаях экспертизой определяют причины порчи, повреждения или утечки гру­ за. Задача расследования —выяснение причин, вызвавших неисправ­ ность при перевозке, и определение мер, необходимых для предупре­ ждения аналогичных неисправностей в будущем. Если обнаружен груз или багаж без документов или документы без груза или багажа, не­ достача отдельных мест, получатель заявил о том, что в его адрес не прибыл груз или багаж по истечении срока доставки, розыском зани­ мается станция назначения. При обнаружении груза или багажа без документов, но с отправительской и железнодорожной маркировками станция немедленно оформляет это коммерческим актом и не позже чем через сутки отправляет груз или багаж по досылочной дорожной ведомости на станцию назначения, указанную в отправительской мар­ кировке. О досылке груза дается телеграмма на станции назначения и отправления.

Если на бездокументном грузе или багаже есть только железнодо­ рожная маркировка, которая дает возможность выяснить станцию от­ правления, то станция, обнаружившая этот груз или багаж, обязана

втечение суток запросить по телеграфу станцию отправления о том,

вчей адрес следует груз или багаж. Станция отправления обязана в те­ чение суток дать ответ на этот вопрос, адресуя копию ответа станции назначения.

Претензии к дорогам могут быть заявлены в течение шестимесячно­ го срока, а претензии об оплате штрафов — в течение 45 дней. Пре­ тензии рассматривают: в течение 3 месяцев — по перевозкам железно­ дорожного сообщения, б месяцев—по перевозкам в прямом смешан­ ном сообщении, 45 дней — об уплате штрафов. О результатах рассмот­ рения дорога должна письменно сообщить заявителю, указав, в какой

сумме удовлетворена претензия, когда и куда дано распоряжение об уплате суммы.

144