Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Передача грузов автомобильным транспортом железнодорожному и обратно осуществляется по передаточным ведомостям (той же формы, что и в железнодорожно-водном сообщении). Их составляет сдающая сторона в четырех экземплярах (два для автомобильного и два для железнодорожного транспорта). Сдающая сторона заблаговременно, до наступления отчетных суток, уведомляет принимающую о количестве груза, подготовленного к передаче в предстоящие сутки. В конце от­ четных суток сдающая сторона вручает принимающей передаточные ведомости на все количество переданного груза. Порядок перевалки груза устанавливают в каждом перевалочном пункте узловыми согла­ шениями.

Срок доставки грузов определяют по совокупности перевозки их железнодорожным и автомобильным транспортом и исчисляют на осно­ вании действующих правил. К установленным срокам доставки желез­ нодорожным транспортом прибавляют на перевалку грузов одни сутки.

Провозные платежи при перевозках грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении взимают за железнодорожную часть пути по действующим на железнодорожном транспорте тарифам, а за водную — по тарифам речного (морского) транспорта. Если груз от­ правлен с железной дороги с передачей на водный транспорт, то стан­ ция отправления исчисляет и взыскивает с отправителя платежи лишь за расстояние, проходимое грузом по железной дороге; стоимость пе­ ревозки по воде в этом случае определяется и взимается с получателя в пункте назначения при выдаче груза. Если груз перевозится между станциями железных дорог транзитом через водный путь, то при от­ правлении взыскивают плату за следование по всем железным дорогам, участвующим в данной перевозке, а платежи за водный участок опре­ деляют и проставляют в документах в пункте перевалки, но взимают с получателя в пункте назначения.

При следовании груза из порта (пристани) в порт транзитом по железным дорогам аналогично плата за перевозку по всему водному пути взимается в порту отправления, а за железнодорожную часть пу­ ти — в пункте назначения. При отправлении груза из портов (приста­ ней) с передачей на железную дорогу с отправителя взыскивают пла­ тежи за перевозку по водному пути, а за перевозку по железной доро­ ге—с получателя в пункте назначения. Когда груз следует из морско­ го порта с передачей на железную дорогу и речные пути, с отправителя взыскивают платежи за перевозку по морскому пути, а за перевозку по железной дороге и речному пути плата взимается с получателя в пункте назначения.

За перевозку грузов в прямом смешанном железнодорожно-авто­ мобильном сообщении плату вносит отправитель за протяжение желез­ нодорожного пути по железнодорожному тарифу. При отправлении со станций железных дорог отправитель оплачивает стоимость перевозки по железнодорожному пути, а получатель в пункте назначения — стои­ мость перевозки автомобильным транспортом. При отправлении с авто­ станций отправитель оплачивает стоимость перевозки автомббильным транспортом, а получатель — стоимость перевозки железнодорожным транспортом.

136


Ответственность за сохранность грузов возлагается на сдающую сто­ рону до момента фактической передачи, а на принимающую сторону — после нее. Охраняют вагоны и грузы в портах (пристанях) работники последних, а снимают пломбы с вагонов и пломбируют их в пунктах перевалки представители железной дороги.

15. Перевозки грузов в международных сообщениях

Транспортные сообщения, в которых осуществляются регулярные перевозки пассажиров, багажа и грузов между двумя или несколькими государствами, называются международными.

Если грузы следуют по железным дорогам двух и более стран по одному документу — международной накладной, то такие перевозки называют прямым международным сообщением; они делятся на прямые железнодорожные, в которых принимают участие только железные дороги, и смешанные, где, кроме железных дорог, участвуют также речные и морские пароходства. Прямые международные железнодо­ рожные сообщения бывают: перегрузочными, если грузы перегружают­ ся из вагонов дорог одной ширины колеи в вагоны другой ширины ко­ леи, и бесперегрузочными, если грузы не перегружаются, а кузова вагонов переставляются с тележек одной ширины на тележки другой ширины колеи или вагоны переходят из одной страны в другую, когда ширина колеи в соседних странах одинакова (одинаковую ширину ко­ леи с дорогами СССР имеют МНР и Финляндия). В последнем случае размеры вагонов должны отвечать требованиям габарита железных дорог зарубежных стран.

Международные железнодорожные сообщения осуществляются на основании соглашений, которые заключаются от имени правительства министерством, ведающим железнодорожным транспортом.

С дорогами тех стран, которые граничат с СССР, Министерство пу­ тей сообщения заключает пограничные железнодорожные соглашения, регулирующие условия работы пограничных станций и выполнение маневровой работы на них, порядок движения и обслуживания поездов, передачи грузов и вагонов, а также перехода железнодорожниками границы и их пребывания на иностранной территории, использования телеграфной и телефонной связи.

Отправление грузов в международных сообщениях из СССР осу­ ществляется по плану. Заказы-наряды на отгрузку выдают поставщи- кам-грузоотправителям всесоюзные внешнеторговые объединения, орга­ низации Центросоюза и Государственного комитета Совета Министров

СССР по внешним экономическим связям на основе заключаемых ими с иностранными государствами торговых договоров и контрактов. В соответствии с заказами-нарядами отправители указывают в разверну­ тых планах перевозок страны назначения экспортных грузов, пограни­ чные станции и порты. Через границу грузы пропускают на основа­ нии разрешений, высылаемых внешнеторговыми объединениями и другими организациями в таможни пограничных станций. Такие же разрешения выдает Министерство внешней торговли на перевозку

137


грузов, следующих по железным дорогам СССР транзитом в другие

страны.

Грузы к перевозке в международном сообщении принимают по внут­ ренним правилам дорог СССР, но с выполнением ряда обязательных условий, предусмотренных соответствующими соглашениями. Основ­ ные перевозочные документы в прямом международном сообщении — накладная (особой формы), дубликат накладной, дорожная ведомость и вагонный лист. Накладная сопровождает' груз до станции назначе­ ния. Пограничные станции указывает в ней отправитель груза. К на­ кладной прилагаются сертификаты, ветеринарные свидетельства, раз­ решения на вывоз груза и другие документы. Дубликат накладной возвращается отправителю после наложения календарного штемпеля, удостоверяющего прием груза к отправлению. На особых бланках соответствующего международного сообщения составляется и дорож­ ная ведомость, количество экземпляров которой должно соответство­ вать числу стран, участвующих в перевозке. Корешок дорожной ведо­ мости остается на станции отправления и прилагается к отчету об от­ правленных грузах.

Вагоны в техническом отношении тщательно проверяют работники вагонной службы и удостоверяют их исправность уведомлением, один экземпляр которого следует вместе с вагонным листом до пограничной станции.

Провозные платежи за расстояние перевозки по дорогам страны от­ правления взыскивают с отправителя, а по дорогам страны назначе­ ния — с получателя. Все платежи вносят в валюте той страны, на тер­ ритории которой производится уплата.

Пограничные передаточные станции, расположенные у границ соседних государств, могут быть:

перегрузочными отдельными для каждой страны; бесперегрузочными отдельными для каждой страны: перегрузочными объединенными; бесперегрузочными объединенными.

На всех них передают груз и подвижной состав с железных дорог одной страны на дороги соседней; перечень передаточных станций приведен в соответствующем тарифном руководстве. На пограничных передаточных станциях, кроме приема, отправления, расформирова­ ния и формирования поездов, осуществляются также передача грузов и вагонов, таможенный осмотр грузов, специальное оформление доку­ ментов и учет отправляемых за границу и прибывающих из-за границы грузов и вагонов. На части станций грузы не перегружают, а перестав­ ляют колесные пары вагонов (или тележки) одной колеи на другую. Эти

станции имеют соответствующие устройства и необходимое путевое развитие.

Передача груза и вагонов с железных дорог одной страны на дороги другой производится на пограничной станции принимающей стороны. В этом случае сдающая дорога составляет передаточную ведомость на грузы в шести экземплярах! три для сдающей дороги и три для принимающей. Каждая сторона один экземпляр передаточной ведо­ мости передает в таможенные учреждения своей дороги, второй остав­ ив


ляет в конторах передачи пограничной станции, а третий представляет в управление своей дороги. К передаточной ведомости прилагают все перевозочные и другие документы, сопровождающие груз. Кроме пе­ редаточной, составляется вагонная ведомость в четырех экземплярах. С момента подписания передаточной вагонной ведомости представи­ телем принимающей дороги грузы и вагоны считаются переданными ей ц ответственность за их сохранность возлагается на нее.

16.Условия эксплуатации и организация грузовой

икоммерческой работы на железнодорожных подъездных путях

Кжелезнодорожным подъездным путям относятся пути, предназ­ наченные для обслуживания отдельных предприятий, организаций, учреждений и связанные с общей сетью дорог СССР непрерывной рель­ совой колеей. Подъездной путь — это комплекс железнодорожного хозяйства, включающий путевое развитие, складские устройства, по­ грузочно-разгрузочные машины, весовые приборы, устройства сигнали­ зации и связи, подвижной состав, дозировочные устройства, т. е. все, что связано с погрузкой, выгрузкой, маневровой работой.

Путевое развитие, сооружения и устройства железнодорожных подъездных путей должны обеспечивать бесперебойную погрузку и вы­

грузку, маневровую работу и рациональное использование вагонов и локомотивов.

Подъездные пути разделяются на следующие категории:

I категория — пути с обращением маршрутных поездов железных дорог общей сети при расчетном грузообороте нетто в грузовом направ­ лении более 2 млн. т в год;

II категория — пути с обращением маршрутных поездов железных дорог сети при расчетном грузообороте нетто в грузовом направлении до 2 млн. т в год, а также все остальные подъездные пути с поездным характером движения независимо от грузооборота;

III категория — пути с маневровым характером движения.

По характеру выполняемых работ подъездные пути подразделяются на имеющие и не имеющие технологические перевозки. К первым от­ носятся такие, на которых перевозки связаны с производством продук­ ции данного предприятия (например, металлургические, машинострои­ тельные, химические и некоторые другие заводы). Подъездные пути, находящиеся в ведении железных дорог, содержат железные дороги по общим сметам в плановом порядке. Предприятия, пользующиеся ими, своими средствами только очищают их от снега и мусора, освещают

впределах территории предприятия и особенно у фронтов погрузки

ивыгрузки. Обслуживаются подъездные пути или локомотивами предприятий, либо локомотивами железных дорог.

Примыкание подъездных путей к общей сети железных дорог раз­ решает Министерство путей сообщения или по его поручению начальник дороги. Примыкание вновь строящихся подъездных путей к существую­ щим разрешает начальник дороги, если последние принадлежат желез­ ной дороге. Если же пути принадлежат предприятиям, учреждениям

1 3 »


иорганизациям — разрешает примыкание не только начальник доро­ ги, но и соответствующее министерство или ведомство. Строительство

иреконструкция подъездных путей, а также устройств для погрузки, выгрузки и очистки вагонов ведутся по проектам, согласованным Ми­ нистерством путей сообщения или но его поручению начальником до­

роги.

На каждом подъездном пути предприятия (организации) должна быть инструкция о порядке обслуживания и организации маневровой работы на нем. Инструкция определяет положения, связанные с обес­ печением безопасности движения поездов, содержит данные о весовой норме и длине составов, скоростях движения, типах локомотивов, ко­ торые будут работать на подъездном пути, о порядке маневровых пе­ редвижений, наличии и расположении сигналов, нормальном положе­ нии стрелок и др. Порядок обслуживания подъездных путей, принад­ лежащих дороге, и организации маневровой работы на них указывается в прилагаемых к техническо-распорядительным актам станций ведо­ мостях подъездных путей.

Обязательное условие эксплуатации подъездных путей предприя­ тий то, что работники их, связанные с движением поездов и маневро­ вой работой на магистральных линиях, подвергаются испытаниям в знании Правил технической эксплуатации, Инструкций по движе­ нию поездов и сигнализации. Аналогично подвергаются испытаниям в знании технических условий погрузки работники, выделенные для руководства погрузкой и креплением грузов на открытом подвижном составе.

Состояние безопасности движения и железнодорожного хозяйства на подъездном пути проверяет начальник станции или по его поручению другой работник и ревизор отделения. При обнаружении неисправнос­ тей, угрожающих безопасности движения, до их устранения прекра­ щается подача вагонов на подъездной путь по распоряжению на­ чальника станции или ревизора.

Средствами предприятия (ветвевладельца) и за его счет производит­ ся охрана вагонов (груженых и порожних) на подъездном пути, а так­ же в пределах территории предприятий, у фронтов погрузки и выгруз­ ки, на подъездных путях, принадлежащих дороге. Устав железных до­ рог СССР запрещает предприятиям, организациям и учреждениям ис­ пользовать вагоны общесетевого парка для внутренних перевозок или для хранения грузов, а также занимать их под погрузку без разреше­ ния дороги.

В случае необходимости железнодорожный подъездной путь пред­ приятия или часть такого пути, принадлежащего дороге, но находящая­ ся на территории предприятия, могут быть использованы дорогой с согласия ветвевладельца для маневровой работы, постановки под­ вижного состава и т. п.

Принадлежащие предприятиям, организациям или учреждениям подъездные пути делятся на две части:

от стрелки примыкания до откидного бруса или до знака «Граница подъездного пути». Эта часть со всеми сооружениями находится в ве­ дении дороги и состоит на ее балансе;

ко