ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
18. Грузовые тарифы и таксировка
Железнодорожными тарифами называются платы и сборы, взыски ваемые за перевозки грузов, пассажиров и багажа. По экономической природе тарифы — плановая система государственных цен, на основа нии которой транспорт реализует свою продукцию. Посредством тари фов государство может в плановом порядке поощрять или сдерживать те или иные перевозки: в частности, поощрять смешанные прямые же лезнодорожно-водные, водные, железнодорожно-автомобильные; огра ничивать дальность перевозки грузов; стимулировать лучшее исполь зование грузоподъемности вагонов, порожних направлений следова ния вагонов, укрупнения отправок и др.
Система грузовых тарифов содержит тарифные схемы, дифференци рованные по расстояниям. Уровень ставок этих схем и характер диф ференцирования их по расстояниям учитывают издержки по перевозкам и особенно экономии народнохозяйственной продукции, для которых они установлены.
На основании постановления Совета Министров СССР № 515 от 22 июля 1971 г. с 1 января 1974 г. введены новые тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Новые тарифы в большей мере увязаны с затратами на перевозку грузов как по роду грузов, по виду отправок, так и по расстояниям перевозок. Они в большей степени стимулируют рационализацию пе ревозок, так как позволяют более правильно оценивать транспортные расходы при выборе вариантов перевозок, обеспечивают более пра вильные экономические отношения между уровнем тарифов на железно дорожные и автомобильные перевозки на коротких расстояниях.
Все действующие железнодорожные тарифы помещены в тарифных руководствах. Они систематизированы так, чтобы исчисление плат производилось с наименьшей затратой времени. В Тарифном руковод стве № 1 помещены правила применения тарифов, номенклатура грузов и алфавит к номенклатуре, расчетные таблицы плат за перевозки гру зов. Тарифное руководство № 4 служит для определения расстояний между станциями и имеет алфавитный их список.
Тарифная номенклатура грузов построена по производственному принципу, т. е. грузы, имеющие примерно одинаковое назначение в производстве и потреблении, выделены в отдельные тарифные груп пы, которые в свою очередь разделяются на так называемые тарифные позиции. Условием отнесения тех или иных продуктов к одной тариф ной позиции являются одинаковый тариф и общие условия пере возки.
Грузовые железнодорожные тарифы в зависимости от назначения делятся по видам и родам отправок. По видам грузовые тарифы под разделяются на общие, исключительные, льготные и местные. О б щ и - м и называются тарифы, которые применяются на всей сети дорог, за исключением грузов и направлений, для которых установлены ис ключительные, льготные и местные тарифы. Это основной вид транс портных тарифов. И с к л ю ч и т е л ь н ы е тарифы устанавливают на перевозку одного, нескольких или всех грузов на определенных на-
145
правлениях или расстояниях или между точно обусловленными доро гами и станциями отправления и назначения. В зависимости от цели, для которой они установлены, исключительные тарифы бывают пони женными или повышенными.
Л ь г о т н ы е тарифы устанавливают для грузов определенного назначения или грузов определенных предприятий или организаций, например минеральных удобрений, отправляемых в адрес сельскохо зяйственных организаций. Эти тарифы значительно понижены против общих, что следует из самого названия.
М е с т н ы м и называются тарифы, вводимые начальниками дорог на перевозку грузов в местном сообщении с использованием устойчи вых порожних направлений, а также в других случаях, предусмотрен ных уставом железных дорог.
По роду отправок тарифы подразделяются на повагонные потонные, тарифы мелких отправок и для грузов, перевозимых в контейнерах. П о в а г о н н ы е тарифы применяют при перевозке грузов повагонными отправками и отправительскими маршрутами. Их взыскивают
ввиде платы с вагона независимо от веса погруженного груза. По т о н
ны е — это плата за 1 т перевозимого груза. Их применяют при пере возке наливных грузов в цистернах. При этом плата взыскивается за
действительный вес налитого продукта. Т а р и ф ы м е л к и х о т п р а в о к применяются при перевозке всех грузов мелкими партиями в сборных вагонах. Для грузов, перевозимых в контейнерах, установ лены особые тарифы.
Определение провозных плат, платежей и сборов, подлежащих взысканию с грузоотправителя и грузополучателя, носит название таксировки. Процесс ее состоит в выполнении ряда следующих опера ций. По Тарифному руководству № 4, отдел II (алфавитный список станций) прежде всего определяют возможность приема груза к пере возке назначением на указанную отправителем станцию и находят по данным графы 5 расстояния от станций отправления и назначения до ближайших к ним транзитных (маршрутных) пунктов. Затем по книге 3 руководства № 4 определяют расстояния между этими транзитными пунктами. Сложением данных из графы 5 и расчетной таблицы книги 3 определяют тарифное расстояние, за которое надлежит начислить провозную плату.
По Тарифному руководству № 1 находят номер тарифной группы и позиции груза и определяют расчетную схему. На основании расстоя ния перевозки, номера схемы, вида и веса отправки определяют про возную плату. Если она определяется за действительный вес груза (мелкие отправки, наливные грузы), последний округляется до целых единиц. Вес менее 100 кг принимается к расчету как за 100 кг, неполные 100 кг — за полные. Вес груза каждого наименования, сдаваемого в количестве более 10 т, округляется до полных тонн, считая неполную тонну за полную. У наливных грузов, перевозимых в цистернах, вео от 0,5 т и более округляется до полной тонны, а менее 0,5 т в расчет не принимается.
Все расчетные таблицы построены по поясам тарифных расстояний. Всего поясов 118. Распределены они по расстояниям от 1 до 11 900 км.
146
Провозная плата указана в пределах одного пояса независимо от конкретного расстояния перевозки.
После определения провозных платежей начисляются дополнитель ные сборы по Тарифному руководству № 1 на основании условий пе ревозки данного груза и характера операций, выполняемых в процес се транспортировки.
Один из передовых методов труда по оформлению приема груза к перевозке — п р е д в а р и т е л ь н а я т а к с и р о в к а пере возочных документов, которая позволяет значительную часть операций для определения размеров провозных плат выполнить до поступления накладной на принятый груз в товарную контору с грузового двора или подъездного пути.
В товарных конторах ряда дорог разработаны таблицы, сделаны специальные линейки, календари, установлены турникеты и лепестко вые указатели для определения сборов за хранение грузов и простои вагонов, сроков доставки грузов, провозных плат и др. В подсобных книгах определены расстояния до отдельных станций, сроки доставки, группа, позиция, схема и тарифная плата для основных грузов.
Значительное упрощение и сокращение объема работы обеспечи вают централизованные расчеты за перевозки. Внедрение их создает организационную основу для создания в отделениях дорог и крупных узлах систем автоматизации учета и оформления грузовых перевозок. Возможны два пути автоматизации счетно-учетных операций в товар ных конторах:
применение малых электронных цифровых вычислительных машин (ЭЦВМ), которые экономически эффективно устанавливать на крупных грузовых станциях (децентрализованная система);
создание автоматических систем, каждая из которых в состоянии обслуживать крупный узел, участок или отделение дороги (централи зованная система).
Большие перспективы имеет концентрация всех вычислительных работ в отделении дороги с применением быстродействующих ЭЦВМ. Этот вариант хорошо согласуется е централизованной системой взаим ных расчетов за перевозки.
19. Планирование перевозок
Железнодорожный транспорт в производственной деятельности тесно связан со всеми другими отраслями народного хозяйства, поэто му план грузовых перевозок — это составная часть народнохозяйст венного плана.
На железнодорожном транспорте разрабатывают следующие виды планов:
перспективные на пять лет и более длительные периоды: текущие — годовые с разбивкой на кварталы.
С 1 июля 1970 г. установлена единая система планирования пере возок на железнодорожном, морском, воздушном, речном и автомо бильном транспорте, что позволило создать благоприятные условия 147
для координации работы всех видов транспорта, экономически целе сообразно распределять грузы между ними.
На железнодорожном транспорте планирование перевозок осу ществляют: в Министерстве путей сообщения — Планово-экономи ческое управление (перспективные и годовые планы) и Управление планирования перевозок Главного грузового управления (кварталь ные и месячные планы); в управлениях дорог — планово-эконо мические отделы и отделы планирования грузовых служб, в отделениях дорог — планово-технико-экономические и грузовые отделы. Перевоз ки грузов планируют на основе заявок, представляемых соответст вующими организациями.
Перспективные и годовые планы перевозок, утвержденные Советом Министров СССР, предусматривают задания железнодорожному транспорту по грузообороту в тонно-километрах. В соответствии с го довым планом грузооборота Министерство путей сообщения на осно вании заявок, представляемых министерствами и ведомствами СССР, плановыми органами союзных республик и железными дорогами, раз рабатывает годовые планы перевозок и утверждает их по согласованию
сГоспланом СССР. В годовом плане предусматривают объемы перевозок
споквартальной разбивкой (в тоннах) и выделением следующих грузов: каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, руды железной, мар ганцевой, цветной и серного сырья, флюсов, огнеупоров, черных метал лов, леса, удобрений, хлеба, цемента, гранулированных шлаков, про мышленного сырья и формовочных материалов. Министерство путей сообщения утверждает для каждой дороги общий объем перевозок с выделением перечисленных грузов.
Утвержденные годовые планы управления железных дорог сооб щают отделениям, а последние станциям.
Квартальные и месячные планы перевозок важнейших грузов (ка менный уголь и кокс, нефть и нефтепродукты, руда железная и мар ганцевая, флюсы, черные металлы, химические и минеральные удобре
ния, цемент, зерно и мука и др.) разрабатываются в централизован ном порядке, а остальных грузов — в управлениях дорог. Перевозки большей части грузов планируют в тоннах и вагонах, а сельскохо зяйственных машин, автомобилей, металлических изделий и некото рых других — только в вагонах. Квартальный план утверждает раз меры среднесуточной погрузки с распределением по месяцам и родам грузов, задания на перевозку грузов маршрутами. Месячный план пре дусматривает размеры погрузки в тоннах в вагонах по родам грузов.
Грузоотправители представляют управлениям дорог не позднее чем за 14 дней до начала планируемого месяца развернутые планы пе ревозок по роду грузов, станциям отправления и дорогам назначения, а в местном сообщении (в пределах одной дороги) — по станциям на значения и одновременно планы перевозок грузов маршрутами. Управ ление дороги объявляет отделениям дорог развернутый постанционный план перевозок за 5 дней, а отделения дороги станциям погруз ки — за 3 дня до начала месяца. В соответствии с развернутыми пла нами перевозок управления дорог не позднее чем за 9 дней до начала планируемого месяца передают в Министерство путей сообщения дан-
143
ные о распределении погрузки по дорогам назначения, на основе ко торых составляются сводные «шахматки» месячного плана перевозок по роду вагонов (крытых, платформ, полувагонов, цистерн, изотер мических), принимаемые в основу разработки технических норм эксплуатационной работы дорог.
5 процессе транспортировки грузов в ряде случаев возникают не рациональные перевозки — встречные, излишнедальние, повторные
инекоторые другие.
Вс т р е ч н ы м и называются перевозки однородных (взаимозаме няемых) грузов во встречных направлениях.
И з л и ш н е д а л ь н и м и |
называются перевозки грузов за пределы |
зон, установленных схемами |
нормальных направлений грузопотоков. |
П о в т о р н ы м и являются те перевозки, при которых на стан цию завозится та же продукция, что и вывозится ,о нее. К повторным, однако, не относятся перевозки с элеваторов, холодильников без под группировки или длительного хранения грузов.
К нерациональным относятся также перевозки по железным до рогам, которые целесообразно осуществлять автомобильным, водным, трубопроводным транспортом или в смешанном сообщении с участием нескольких видов транспорта.
Грузоотправители (предприятия, организации, учреждения, мини стерства и ведомства) при планировании перевозок не должны допус кать нерационального использования транспортных средств.
Для важнейших промышленных грузов Госснаб СССР совместно с отраслевыми и транспортными министерствами, а для остальных гру зов — отраслевые министерства и ведомства СССР совместно с Госпла нами союзных республик и транспортными министерствами и ведом ствами разрабатывают схемы нормальных грузопотоков. Действую щие схемы нормальных направлений грузопотоков ежегодно рассмат риваются и при необходимости уточняются на основе оптимальных транспортно-экономических связей.
Министерству путей сообщения и начальникам дорог предоставлено право проверять заявки грузоотправителей и развернутые планы пере возок и исключать из них нерациональные перевозки, уведомляя об этом в установленные сроки предприятия, организации, министерства
иведомства, представившие такие заявки и планы.
Всоблюдении схем нормальных направлений грузопотоков, обна ружении и недопущении нерациональных перевозок большая роль принадлежит товарным конторам, которые оформляют перевозочные документы. Поэтому в товарных конторах должны быть выписки из схем для грузов, которые отправляются с данной станции.
Начальник отделения дороги устанавливает по согласованию с грузоотправителями порядок выполнения плана. Для этого на отделе ниях составляют планы погрузки на каждую декаду. Грузоотправи тели обязаны за три дня до начала декады представить начальнику от деления дороги через начальника станции заявку на погрузку с раз бивкой по дням (форма ГУ-11). В заявке грузоотправитель обязан ука зать количество вагонов, не менее приходящегося на данную декаду, исходя из среднесуточной нормы погрузки по плану.
149