Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18. Грузовые тарифы и таксировка

Железнодорожными тарифами называются платы и сборы, взыски­ ваемые за перевозки грузов, пассажиров и багажа. По экономической природе тарифы — плановая система государственных цен, на основа­ нии которой транспорт реализует свою продукцию. Посредством тари­ фов государство может в плановом порядке поощрять или сдерживать те или иные перевозки: в частности, поощрять смешанные прямые же­ лезнодорожно-водные, водные, железнодорожно-автомобильные; огра­ ничивать дальность перевозки грузов; стимулировать лучшее исполь­ зование грузоподъемности вагонов, порожних направлений следова­ ния вагонов, укрупнения отправок и др.

Система грузовых тарифов содержит тарифные схемы, дифференци­ рованные по расстояниям. Уровень ставок этих схем и характер диф­ ференцирования их по расстояниям учитывают издержки по перевозкам и особенно экономии народнохозяйственной продукции, для которых они установлены.

На основании постановления Совета Министров СССР № 515 от 22 июля 1971 г. с 1 января 1974 г. введены новые тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Новые тарифы в большей мере увязаны с затратами на перевозку грузов как по роду грузов, по виду отправок, так и по расстояниям перевозок. Они в большей степени стимулируют рационализацию пе­ ревозок, так как позволяют более правильно оценивать транспортные расходы при выборе вариантов перевозок, обеспечивают более пра­ вильные экономические отношения между уровнем тарифов на железно­ дорожные и автомобильные перевозки на коротких расстояниях.

Все действующие железнодорожные тарифы помещены в тарифных руководствах. Они систематизированы так, чтобы исчисление плат производилось с наименьшей затратой времени. В Тарифном руковод­ стве № 1 помещены правила применения тарифов, номенклатура грузов и алфавит к номенклатуре, расчетные таблицы плат за перевозки гру­ зов. Тарифное руководство № 4 служит для определения расстояний между станциями и имеет алфавитный их список.

Тарифная номенклатура грузов построена по производственному принципу, т. е. грузы, имеющие примерно одинаковое назначение в производстве и потреблении, выделены в отдельные тарифные груп­ пы, которые в свою очередь разделяются на так называемые тарифные позиции. Условием отнесения тех или иных продуктов к одной тариф­ ной позиции являются одинаковый тариф и общие условия пере­ возки.

Грузовые железнодорожные тарифы в зависимости от назначения делятся по видам и родам отправок. По видам грузовые тарифы под­ разделяются на общие, исключительные, льготные и местные. О б щ и - м и называются тарифы, которые применяются на всей сети дорог, за исключением грузов и направлений, для которых установлены ис­ ключительные, льготные и местные тарифы. Это основной вид транс­ портных тарифов. И с к л ю ч и т е л ь н ы е тарифы устанавливают на перевозку одного, нескольких или всех грузов на определенных на-

145


правлениях или расстояниях или между точно обусловленными доро­ гами и станциями отправления и назначения. В зависимости от цели, для которой они установлены, исключительные тарифы бывают пони­ женными или повышенными.

Л ь г о т н ы е тарифы устанавливают для грузов определенного назначения или грузов определенных предприятий или организаций, например минеральных удобрений, отправляемых в адрес сельскохо­ зяйственных организаций. Эти тарифы значительно понижены против общих, что следует из самого названия.

М е с т н ы м и называются тарифы, вводимые начальниками дорог на перевозку грузов в местном сообщении с использованием устойчи­ вых порожних направлений, а также в других случаях, предусмотрен­ ных уставом железных дорог.

По роду отправок тарифы подразделяются на повагонные потонные, тарифы мелких отправок и для грузов, перевозимых в контейнерах. П о в а г о н н ы е тарифы применяют при перевозке грузов повагонными отправками и отправительскими маршрутами. Их взыскивают

ввиде платы с вагона независимо от веса погруженного груза. По т о н ­

ны е — это плата за 1 т перевозимого груза. Их применяют при пере­ возке наливных грузов в цистернах. При этом плата взыскивается за

действительный вес налитого продукта. Т а р и ф ы м е л к и х о т ­ п р а в о к применяются при перевозке всех грузов мелкими партиями в сборных вагонах. Для грузов, перевозимых в контейнерах, установ­ лены особые тарифы.

Определение провозных плат, платежей и сборов, подлежащих взысканию с грузоотправителя и грузополучателя, носит название таксировки. Процесс ее состоит в выполнении ряда следующих опера­ ций. По Тарифному руководству № 4, отдел II (алфавитный список станций) прежде всего определяют возможность приема груза к пере­ возке назначением на указанную отправителем станцию и находят по данным графы 5 расстояния от станций отправления и назначения до ближайших к ним транзитных (маршрутных) пунктов. Затем по книге 3 руководства № 4 определяют расстояния между этими транзитными пунктами. Сложением данных из графы 5 и расчетной таблицы книги 3 определяют тарифное расстояние, за которое надлежит начислить провозную плату.

По Тарифному руководству № 1 находят номер тарифной группы и позиции груза и определяют расчетную схему. На основании расстоя­ ния перевозки, номера схемы, вида и веса отправки определяют про­ возную плату. Если она определяется за действительный вес груза (мелкие отправки, наливные грузы), последний округляется до целых единиц. Вес менее 100 кг принимается к расчету как за 100 кг, неполные 100 кг — за полные. Вес груза каждого наименования, сдаваемого в количестве более 10 т, округляется до полных тонн, считая неполную тонну за полную. У наливных грузов, перевозимых в цистернах, вео от 0,5 т и более округляется до полной тонны, а менее 0,5 т в расчет не принимается.

Все расчетные таблицы построены по поясам тарифных расстояний. Всего поясов 118. Распределены они по расстояниям от 1 до 11 900 км.

146


Провозная плата указана в пределах одного пояса независимо от конкретного расстояния перевозки.

После определения провозных платежей начисляются дополнитель­ ные сборы по Тарифному руководству № 1 на основании условий пе­ ревозки данного груза и характера операций, выполняемых в процес­ се транспортировки.

Один из передовых методов труда по оформлению приема груза к перевозке — п р е д в а р и т е л ь н а я т а к с и р о в к а пере­ возочных документов, которая позволяет значительную часть операций для определения размеров провозных плат выполнить до поступления накладной на принятый груз в товарную контору с грузового двора или подъездного пути.

В товарных конторах ряда дорог разработаны таблицы, сделаны специальные линейки, календари, установлены турникеты и лепестко­ вые указатели для определения сборов за хранение грузов и простои вагонов, сроков доставки грузов, провозных плат и др. В подсобных книгах определены расстояния до отдельных станций, сроки доставки, группа, позиция, схема и тарифная плата для основных грузов.

Значительное упрощение и сокращение объема работы обеспечи­ вают централизованные расчеты за перевозки. Внедрение их создает организационную основу для создания в отделениях дорог и крупных узлах систем автоматизации учета и оформления грузовых перевозок. Возможны два пути автоматизации счетно-учетных операций в товар­ ных конторах:

применение малых электронных цифровых вычислительных машин (ЭЦВМ), которые экономически эффективно устанавливать на крупных грузовых станциях (децентрализованная система);

создание автоматических систем, каждая из которых в состоянии обслуживать крупный узел, участок или отделение дороги (централи­ зованная система).

Большие перспективы имеет концентрация всех вычислительных работ в отделении дороги с применением быстродействующих ЭЦВМ. Этот вариант хорошо согласуется е централизованной системой взаим­ ных расчетов за перевозки.

19. Планирование перевозок

Железнодорожный транспорт в производственной деятельности тесно связан со всеми другими отраслями народного хозяйства, поэто­ му план грузовых перевозок — это составная часть народнохозяйст­ венного плана.

На железнодорожном транспорте разрабатывают следующие виды планов:

перспективные на пять лет и более длительные периоды: текущие — годовые с разбивкой на кварталы.

С 1 июля 1970 г. установлена единая система планирования пере­ возок на железнодорожном, морском, воздушном, речном и автомо­ бильном транспорте, что позволило создать благоприятные условия 147


для координации работы всех видов транспорта, экономически целе­ сообразно распределять грузы между ними.

На железнодорожном транспорте планирование перевозок осу­ ществляют: в Министерстве путей сообщения — Планово-экономи­ ческое управление (перспективные и годовые планы) и Управление планирования перевозок Главного грузового управления (кварталь­ ные и месячные планы); в управлениях дорог — планово-эконо­ мические отделы и отделы планирования грузовых служб, в отделениях дорог — планово-технико-экономические и грузовые отделы. Перевоз­ ки грузов планируют на основе заявок, представляемых соответст­ вующими организациями.

Перспективные и годовые планы перевозок, утвержденные Советом Министров СССР, предусматривают задания железнодорожному транспорту по грузообороту в тонно-километрах. В соответствии с го­ довым планом грузооборота Министерство путей сообщения на осно­ вании заявок, представляемых министерствами и ведомствами СССР, плановыми органами союзных республик и железными дорогами, раз­ рабатывает годовые планы перевозок и утверждает их по согласованию

сГоспланом СССР. В годовом плане предусматривают объемы перевозок

споквартальной разбивкой (в тоннах) и выделением следующих грузов: каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, руды железной, мар­ ганцевой, цветной и серного сырья, флюсов, огнеупоров, черных метал­ лов, леса, удобрений, хлеба, цемента, гранулированных шлаков, про­ мышленного сырья и формовочных материалов. Министерство путей сообщения утверждает для каждой дороги общий объем перевозок с выделением перечисленных грузов.

Утвержденные годовые планы управления железных дорог сооб­ щают отделениям, а последние станциям.

Квартальные и месячные планы перевозок важнейших грузов (ка­ менный уголь и кокс, нефть и нефтепродукты, руда железная и мар­ ганцевая, флюсы, черные металлы, химические и минеральные удобре­

ния, цемент, зерно и мука и др.) разрабатываются в централизован­ ном порядке, а остальных грузов — в управлениях дорог. Перевозки большей части грузов планируют в тоннах и вагонах, а сельскохо­ зяйственных машин, автомобилей, металлических изделий и некото­ рых других — только в вагонах. Квартальный план утверждает раз­ меры среднесуточной погрузки с распределением по месяцам и родам грузов, задания на перевозку грузов маршрутами. Месячный план пре­ дусматривает размеры погрузки в тоннах в вагонах по родам грузов.

Грузоотправители представляют управлениям дорог не позднее чем за 14 дней до начала планируемого месяца развернутые планы пе­ ревозок по роду грузов, станциям отправления и дорогам назначения, а в местном сообщении (в пределах одной дороги) — по станциям на­ значения и одновременно планы перевозок грузов маршрутами. Управ­ ление дороги объявляет отделениям дорог развернутый постанционный план перевозок за 5 дней, а отделения дороги станциям погруз­ ки — за 3 дня до начала месяца. В соответствии с развернутыми пла­ нами перевозок управления дорог не позднее чем за 9 дней до начала планируемого месяца передают в Министерство путей сообщения дан-

143


ные о распределении погрузки по дорогам назначения, на основе ко­ торых составляются сводные «шахматки» месячного плана перевозок по роду вагонов (крытых, платформ, полувагонов, цистерн, изотер­ мических), принимаемые в основу разработки технических норм эксплуатационной работы дорог.

5 процессе транспортировки грузов в ряде случаев возникают не­ рациональные перевозки — встречные, излишнедальние, повторные

инекоторые другие.

Вс т р е ч н ы м и называются перевозки однородных (взаимозаме­ няемых) грузов во встречных направлениях.

И з л и ш н е д а л ь н и м и

называются перевозки грузов за пределы

зон, установленных схемами

нормальных направлений грузопотоков.

П о в т о р н ы м и являются те перевозки, при которых на стан­ цию завозится та же продукция, что и вывозится ,о нее. К повторным, однако, не относятся перевозки с элеваторов, холодильников без под­ группировки или длительного хранения грузов.

К нерациональным относятся также перевозки по железным до­ рогам, которые целесообразно осуществлять автомобильным, водным, трубопроводным транспортом или в смешанном сообщении с участием нескольких видов транспорта.

Грузоотправители (предприятия, организации, учреждения, мини­ стерства и ведомства) при планировании перевозок не должны допус­ кать нерационального использования транспортных средств.

Для важнейших промышленных грузов Госснаб СССР совместно с отраслевыми и транспортными министерствами, а для остальных гру­ зов — отраслевые министерства и ведомства СССР совместно с Госпла­ нами союзных республик и транспортными министерствами и ведом­ ствами разрабатывают схемы нормальных грузопотоков. Действую­ щие схемы нормальных направлений грузопотоков ежегодно рассмат­ риваются и при необходимости уточняются на основе оптимальных транспортно-экономических связей.

Министерству путей сообщения и начальникам дорог предоставлено право проверять заявки грузоотправителей и развернутые планы пере­ возок и исключать из них нерациональные перевозки, уведомляя об этом в установленные сроки предприятия, организации, министерства

иведомства, представившие такие заявки и планы.

Всоблюдении схем нормальных направлений грузопотоков, обна­ ружении и недопущении нерациональных перевозок большая роль принадлежит товарным конторам, которые оформляют перевозочные документы. Поэтому в товарных конторах должны быть выписки из схем для грузов, которые отправляются с данной станции.

Начальник отделения дороги устанавливает по согласованию с грузоотправителями порядок выполнения плана. Для этого на отделе­ ниях составляют планы погрузки на каждую декаду. Грузоотправи­ тели обязаны за три дня до начала декады представить начальнику от­ деления дороги через начальника станции заявку на погрузку с раз­ бивкой по дням (форма ГУ-11). В заявке грузоотправитель обязан ука­ зать количество вагонов, не менее приходящегося на данную декаду, исходя из среднесуточной нормы погрузки по плану.

149