ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
назначений маршрутов с максимальной дальностью следования, т. е. до станций выгрузки или распыления. При этом существенно расши ряется и сфера прямых групповых маршрутов, формируемых из ваго нов, назначением на несколько станций участка — более эффективных, чем маршруты в распыление.
Важной особенностью маршрутизации перевозок по методу Бело русской дороги является комплексное планирование перевозочного процесса, учитывающее не только техническую оснащенность пунктов погрузки, но также и выгрузочные возможности грузополучателей, что устраняет сверхнормативные задержки вагоновпод выгрузкой, создает благоприятные условия для улучшения использования вагонов на подъездных путях и упрощает технологию работы грузовых станций, сокращая объемы маневровой и сортировочной работы.
21. Учет и отчетность по грузовым перевозкам
Первичные коммерческие документы и отчетность — основные ис точники, по которым обобщаются финансовые и экономические ре зультаты деятельности железнодорожного транспорта. Порядок за полнения учетных и отчетных форм по пассажирским и грузовым пере возкам определяет Инструкция по ведению станционной коммерческой отчетности. Всякое отклонение от нее или нарушение ее указаний, не брежное и неправильное заполнение книг и бланков вызывают потери доходов, убытки и приводят к искажению показателей работы желез нодорожного транспорта.
Первичный учет и станционная коммерческая отчетность разде ляются на три больших раздела: пассажирские перевозки (формы ЛУ, ЛО), грузовые перевозки (формы ГУ, ГО) и финансовая отчетность (формы ФО).
Отчет о грузах, принятых к отправлению и погруженных в вагоны (форма ФО-4), — основной источник оперативной и статистической (суточной, декадной и месячной) отчетности о выполнении плана по грузки. Составляют его на повагонные отправки и сборные вагоны, за груженные мелкими отправками и грузами, перевозимыми в контей нерах. Основанием для отчета служат корешки дорожных ведомостей (всех форм), передаточные ведомости (на грузы, поступившие с водного или автомобильного транспорта), сдаточные списки (прием с ново строек), копии вагонных листов (при перегрузке с одной колеи на дру гую или из вагонов, принадлежащих иностранным железным дорогам, а также на сборные и молочные вагоны), передаточные ведомости формы ИНУ-3 (на вагоны, поступившие от иностранных железных дорог без перегрузки или с перестановкой колесных пар).
Отчет о выданных грузах (форма ФО-5) составляется в двух экзем плярах. Второй экземпляр остается на станции и представляет книгу выдачи.
Все кассовые обороты станции — как приход, так и расход — еже дневно не позднее следующего дня записывают в кассовую книгу (фор ма ГУ-58). Кйига эта пронумерована и прошнурована. Количество
151
листов в ней заверяет подписью начальник станции на последней стра нице.
Ведет кассовую книгу, как правило, лично начальник станции. На станциях с большим объемом работы с разрешения участкового реви зора по контролю доходов финансового отдела отделения дороги это может быть поручено одному из кассиров. Однако начальником стан ции должен осуществляться постоянный надзор за правильным веде нием кассовой книги. При проверке ее он расписывается на полях. Должность и фамилия лица, ответственного за правильное ведение, указаны в кассовой книге. Никакие помарки и подчистки в кассовой книге не допускаются. Неправильно сделанная запись зачеркивается, и соответствующие данные указываются сверху. Исправление заве ряется подписью лица, ведущего книгу. По окончании месяца кас совую книгу обязательно подписывает лично начальник станции.
На разъездах, постах и остановочных пунктах, производящих толь ко продажу билетов, вести кассовую книгу не обязательно. Сумму вы ручки на таких пунктах определяют по книге продажи билетов, а вне сенную в Госбанк сумму — по препроводительной ведомости.
На основании записей в кассовой книге составляют кассовый отчет (форма ФО-8) в двух экземплярах. Первый экземпляр высылают в фи нансовую службу дороги, а второй остается на станции и подклеи вается к кассовой книге за соответствующий месяц. К кассовому отчету, высылаемому в финансовую службу, прикладывают копии препрово дительных ведомостей, квитанции к ним, полученные из Госбанка, а также другие расходные документы, подтверждающие расходные кассовые операции.
Препроводительная ведомость (форма ГУ-24) состоит из четырех частей, заполняемых под копирку: препроводительной ведомости, накладной, квитанции и копии препроводительной ведомости. Выруч ку за каждое отчетное число не позднее следующего дня через инкас саторов или работников Министерства связи сдают в Госбанк, к кото рому прикреплена данная станция.
Объективный, точный и своевременный учет — необходимое усло вие для выполнения железными дорогами своих основных задач — удовлетворения потребности народного хозяйства и населения в пере возках грузов. Учет погрузки и выгрузки на станциях ведется ежесу точно по состоянию на 18ч, а на дорогах Дальнего Востока — на 12 ч московского времени.
На основе данных формы ФО-4 станция составляет следующие опе ративные отчеты:
грузовая работа (форма ГО-1) — за сутки; породовая погрузка (форма ГО-2) — за сутки, 10 дней, 20 дней и
месяц; погрузка по дорогам назначения (форма ГО-3) — всего за сутки,
пятидневку и месяц; погрузка экспортных грузов (форма ГО-4) — за сутки;
погрузка импортных грузов (формг ГО-5) пограничными и припор товыми станциями — по пятидневкам нарастающим итогом с начала месяца;
выполнение плана погрузки экспортных грузов (форма ГО-6)—
за месяц.
Все эти отчеты станции представляют в отделение дороги, где со ставляют сводные отчеты для управления дороги; отделы статистиче ского учета и отчетности управлений дорог сводные отчеты по дороге высылают в Министерство путей сообщения.
Важнейшее средство совершенствования учетно-контрольных опе раций — механизация и автоматизация всех вычислительных и учет ных работ. Только на основе механизации и автоматизации может быть получена в короткие сроки необходимая информация для дороги и министерства. Быстрая и точная обработка учетных и отчетных доку ментов снижает эксплуатационные затраты и повышает доходность железных дорог. Создание в крупных узлах и отделениях дорог ма шиносчетных станций, узловых товарных контор по организации цент рализованных расчетов за грузовые перевозки позволяет наиболее эффективно использовать счетно-вычислительную технику.
22. Механизация погрузочно-разгрузочных работ
Для горизонтального, вертикального й смешанного перемещения грузов применяются следующие машины и устройства: краны мосто вые, козловые, стреловые поворотные на железнодорожном, автомо
бильном или гусеничном ходу, |
авто-и электропогрузчики, тран |
спортные погрузчики, конвейеры, |
элеваторы, пневморазгрузчики и |
др угие, |
|
Грузоподъемность мостовых кранов, применяемых на грузовых дворах, составляет 5—10 т, пролет достигает 32 м.
Козловой электрический кран представляет собой разновидность мостовых кранов, у которых ферма моста установлена на опорах-коз лах.
Стреловой кран на железнодорожном ходу —это железнодорожная платформа с установленной на ней поворотной платформой, на которой смонтированы: силовая установка, стрела, механизмы крана, приборы управления и контроля, кабина. В качестве силовой установки слу жит двигатель внутреннего сгорания или паровой котел с паровой ма шиной. Грузоподъемная лебедка крана имеет два барабана. Аналогич ную конструкцию имеют краны на гусеничном и автомобильном ходу, отличаясь от железнодорожных лишь устройством ходовой части.
Мостовые и козловые краны применяются на контейнерных пло щадках и в больших крытых складах, для работы с контейнерными и тяжеловесными грузами. Стреловые краны используются главным образом для тяжеловесных грузов.
Автопогрузчики .применяют для погрузки, выгрузки и штабелиро вания грузов на открытых площадках. Грузоподъемность основных
типов автопогрузчиков (4020, 4022, 4046М, 4043М, 4045М, |
4049А, |
||
4063, 4065, 4008) составляет 1—10 т. Он |
приводится в действие |
от |
си |
ловой установки (карбюраторного |
двигателя внутреннего |
сго |
|
рания). |
|
|
|
156
Автопогрузчик 4008 в отличие от других автопогрузчиков оснащен специальной стрелой, на которой подвешивается грейфер для сыпучих грузов или захват для погрузки и выгрузки круглых длинномерных материалов (леса, труб).
.Малогабаритные электропогрузчики широко применяются для пере работки тарно-штучных грузов в крытых складах и вагонах. Эти по грузчики представляют собой самоходные машины, предназначенные для захвата, подъема и перемещения груза к месту укладки. Они обо рудуются съемными захватными приспособлениями (вилы, грейфер, ковш и др.). Обладая малыми габаритными размерами, электропогруз чики отличаются большой подвижностью и маневренностью. В перед ней части электропогрузчика размещен электрический двигатель, свя занный через систему шестерен с ведущими (передними) колесами. Ис точник электрической энергии — аккумуляторная батарея — нахо дится в задней части погрузчика.
На грузовых дворах широко применяются электропогрузчики мо делей: 02, 04, 4004 с низким и 4004А с высоким подъемом вилок; по следний обеспечивает укладку грузов в штабеля высотой до 3,5 м.
Одноковшовые тракторные погрузчики предназначены главным образом для работы на складах сыпучих материалов (угля, песка, щеб ня и др.). На грузовых дворах железных дорог наиболее распростра нены тракторные погрузчики Т-107, Т-1Б7, ТЛ-3 и Д-442.
Многоковшовые погрузчики и разгрузчики непрерывного действия применяются на погрузке и выгрузке сыпучих мелкокусковых мате риалов.
Для погрузки зерна в вагоны применяют самородные зернопогруз чики (ЭГС) и вагонозагрузчики типа В32. При погрузке зерна в ваго ны ленточными конвейерами применяют разбрасыватели зерна.
Наибольшее применение для выгрузки зерна из вагонов получили механические лопаты ТМЛ-1 и ТМЛ-2. Применяется способ комплекс ной механизации выгрузки зерна и других сыпучих грузов из крытых вагонов, основанный на использовании сил инерции при механических колебаниях вагона при посредстве инерционно-разгрузочной машины ЦНИИ МПС.
Пункты налива оборудованы эстакадами галерейного и стоякового типов. Нефтепродукты подаются в наливной коллектор эстакады са мотеком или насосами. При наливе применяются насосы центробежные, поршневые, приводные и паровые.
Налив светлых и темных нефтепродуктов производится через от дельные стояки как в одиночные цистерны, так и в группы цистерн в зависимости от вместимости фронта.
Налив темных нефтепродуктов чаще всего производится на эста кадах галерейного типа двусторонних и односторонних.
Пункты слива нефтепродуктов подразделяются на механизирован ные и немеханизированные.
Светлые нефтепродукты, как правило, сливают при помощи насосов центробежных или поршневых через отдельные стояки эстакады стоя кового типа, а также комбинированным способом — насосом и сифоном через отдельные стояки.
157
Темные нефтепродукты сливают самотеком через нижнее сливное отверстие цистерны в межрельсовую канаву или через сливной лоток в боковую канаву.
Для перекачки нефтепродуктов из неисправных цистерн в исправ ные служат стационарные и передвижные перекачечные установки.
Погрузка грузов на станциях примыкания различной колеи, как прарило, производится из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи.
Для перегрузки угля, щебня, руды и других грузов служат пере грузочные эстакады с устройством железнодорожных путей в разных уровнях. Груженые вагоны подают на эстакаду или повышенный путь, а порожние устанавливают внизу эстакады на погрузочном пути.
Для перегрузки тяжеловесных грузов, машинного оборудования, лесоматериалов и контейнеров перегрузочные площадки оборудуются козловыми электрическими кранами грузоподъемностью от 5 до 200 т
с пролетом от 11,3 до 32 м в зависимости от веса и размеров поступаю щих грузов.
Склады и открытые платформы для перегрузки тарноупаковочных грузов устраиваются так, чтобы с одной стороны был узкоколейный путь, а с другой — путь широкой колеи. Перегрузка производится электропогрузчиками, оборудованными различными захватными при способлениями (вилы, боковой захват, стрела и др.).
Тарные грузы перегружают также непосредственно из вагона в ва гон на сближенных путях узкой и широкой колеи, при этом часто ис пользуют рольганги и короткие ленточные конвейеры.
Г Л А В А
VIII
ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
1. Общие основы организации пассажирских перевозок
Устав железных дорог СССР определяет обязанности, права и от ветственность дорог и граждан, пользующихся железнодорожным транспортом. Железные дороги должны обеспечивать потребность на селения в пассажирских перевозках, безопасность пассажиров при пользовании железнодорожным транспортом, необходимые удобства, культурное обслуживание на вокзалах и в поездах, своевременную пе ревозку и сохранность багажа. Движение всех пассажирских поездов осуществляется строго по расписанию. Пассажирские вагоны, вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, необходимо содержать в образцовом техническом состоянии и чистоте. Устав определяет также права пассажиров при проездах, а также их ответственность за сохранность имущества железных дорог и выполне ние правил проезда в поездах.
По договору перевозки дорога обязана перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив место в поезде согласно куп ленному билету, а пассажир должен уплатить за проезд и провоз бага жа по установленному тарифу. Каждый пассажир обязан иметь про ездной билет. Дорога обеспечивает продажу билетов до станции назна чения, открытой для пассажирских операций. Она обязана учитывать особенности проезда отдельных групп пассажиров (женщин с детьми, туристов, экскурсантов, учащихся, рабочих и служащих при поездках на работу и с работы и др.) и создавать необходимые условия и удобст ва, обеспечивать оформление перевозочных документов, выдачу спра вок и т. п. с наименьшей затратой времени пассажиров. Общие, а также особые условия перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа содержатся в Правилах перевозок пассажиров и багажа на железных дорогах Союза ССР (Тарифное руководство № 5).
Обобщенным измерителем транспортной продукции по пассажир ским перевозкам являются пассажиро-километры, представляющие со бой произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние пере возки и характеризующие величину п а с с а ж и р о о б о р о т а .
Основная часть пассажирских перевозок осуществляется железно дорожным транспортом, который осваивает около 50% пассажирообо рота (пассажиро-километров), выполняемого всеми видами транс порта. Однако роль автомобильного и особенно воздушного транспорта неуклонно возрастает. Только за последние 10 лет автомобильные пас сажирские перевозки (в пассажиро-км) выросли в 10 раз, а воздушные —
159