Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

указан номер пояса и стоимость проезда по тарифу. Срок годности билета указан на оборотной стороне билета.

Пассажирам, следующим с пересадкой в пути, во всех случаях выдается на весь путь следования (от станции отправления до станции назначения) билет на проезд в жестком общем вагоне пассажирского поезда, а при проезде пассажира в вагоне или поезде выше оплачива­ емой категории, а также транзитным пассажирам в пунктах пересадки при продолжении поездки в вагонах или поездах выше оплачиваемых категорий к билету в жесткий общий вагон выдаются бланковые кви­ танции доплат. Как и проездные билеты, они состоят из трех частей: правая — квитанция доплат, левая — корешок к квитанции, средняя содержит графы с тарифными поясами и стоимостью доплат по

тарифу.

Картонные билеты печатаются на специальном картоне с сеткой различных цветов.

Билет для проезда в общем жестком вагоне пассажирского поезда имеет сетку малинового цвета, а для проезда в таком же вагоне скорого поезда — дополнительно на лицевой стороне посередине одну узкую вертикальную полосу зеленого цвета.

Билет для проезда в жестком плацкартном вагоне пассажирского поезда имеет сетку малинового цвета, а для проезда в скором поезде имеет, кроме того, одну узкую вертикальную полосу зеленого цвета. На аналогичных билетах для проезда в купейном вагоне пассажирского поезда напечатана буква К (вместо П), а в купейном вагоне скорого поезда — одна узкая вертикальная полоса коричневого цвета.

Билет для проезда в четырехместном купе мягкого вагона пасса­ жирского поезда имеет сетку зеленого цвета, а скорого поезда — до-

полнительно одну узкую вертикальную полосу зеленого цвета. Би­ лет для проезда в двухместном купе мягкого вагона скорого поезда имеет такую же сетку и вертикальную полосу красного цвета.

Бланковые билеты состоят из трех частей.

Правая сторона содержит номер, наименование станции отправле­ ния и назначения, передаточные пункты. Левая сторона, являющаяся корешком билета (контрольной частью), содержит те же сведения, что

иправая. Средняя чадть разделена на графы, каждая из которых соот­ ветствует отдельному тарифному поясу и содержит номер пояса, стои­ мость проезда и на оборотной стороне таблицу сроков годности билета.

Перечень бланковых билетов приведен в табл. 4.

Имеются специальные билеты, к ним относятся: бланковые билеты для проезда в общем жестком вагоне пассажирского поезда по безна­ личному расчету, картонные и бланковые билеты с 50-процентной скидкой, воинские комбинированные билеты и др.

К платным билетам пригородного сообщения относятся билеты: кар­ тонные, катушечные, льготные, а также продаваемые через автоматы и билетопечатающие машины.

Проездные документы заполняются обязательно чернилами, раз­ борчиво, без сокращения слов. Какие-либо исправления и подчистки не допускаются. Бланковые билеты и квитанции доплат режутся так, что тарифный пояс и цена, соответствующая расстоянию до станции на-

164


 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4

 

 

 

 

Перечень бланковых билетов

 

 

Наименование билета

Цвет сетки

 

Надпись в верхней части

Для

проезда

в жестком вагоне

Светло-розовый

ОП

(общий

пассажирский)

с местами для сидения пасса-

 

 

 

 

жирского

поезда

 

Розовый

ОС (общий скорый)

То же скорого поезда

 

Для проезда в жестком плац­

Фиолетовый

ПП (плацкартный пассажир­

картном вагоне

пассажирско-

 

ский)

 

го поезда

 

поезда

 

ПС (плацкартный скорый)

То же скорого

Коричневый

Для проезда в купейном ваго-

КП

(купейный пассажирский)

не

пассажирского

поезда

>

КС (купейный скорый)

То же скорого

поезда

Для

проезда

в четырехместном

Зеленый

МП

(мягкий

пассажирский)

купе мягкого вагона пасса-

 

 

 

 

жирского

поезда

 

 

МС (мягкий скорый)

То же скорого

поезда

 

Для проезда в двухместном купе

 

СВ

(спальный вагон)

мягкого вагона скорого поезда

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е . В

графе «Надпись в верхней

части»

в скобках дана расшифровка

с о к р а щ е н и й .

значения или пересадки, остаются на самом билете или квитанции до­ плат, выдаваемых пассажиру.

На все выдаваемые пассажирам проездные документы (билеты, квитанции доплат) обязательно налагается компостер: игольчатый — на станции отправления, мастичный (штемпелем) — на станциях пере­ садки.

Компостер должен быть отчетлив и содержать сведения в следу­ ющем порядке: номер поезда, число, месяц и год. Месяц обозначается римской цифрой, остальные данные — арабскими, а год — только одной последней цифрой. Компостер, нанесенный мастичным штемпе­ лем, — также номер кассы и наименование станции.

Если номер поезда имеет трехзначную нумерацию, то первую циф­ ру или полностью номер поезда указывают на билете от руки.

Для многократных поездок установлены следующие проездные доку­ менты:

в пригородном сообщении — именные абонементные билеты с раз­ ными сроками годности: месячные, сезонные, полугодовые и годовые; годовые и полугодовые платные билеты форм: для проезда по всей сети дорог ПЛ-1 в мягком и ПЛ-2 в жестком вагонах; для проезда в пределах одной дороги ПЛ-3 в мягком и ПЛ-4 в жестком вагонах. Для проезда работников Министерства связи, обслуживающих линии свя­ зи вдоль железнодорожных путей, — годовые платные безымянные

билеты особой формы с талонами.

В настоящее время продаются билеты на проезд свыше чем в 50 направлениях в прямых смешанных сообщениях: железнодорож­ но-морском, железнодорожно-речном, железнодорожно-автомобильном

165


н железнодорожно-воздушном. В соответствии с действующими согла­ шениями пассажиру выдается единый билет на весь путь следования с указанием даты отправления поезда, теплохода, автобуса, самолета, номера поезда и наименования теплохода, а также номера места

ввагоне, автобусе, самолете или на теплоходе.

Встоимость билета, которую взимают полностью в пункте отправ­ ления, входит плата за проезд от пункта отправления до пункта назна­

чения на обоих видах транспорта.

Существует также ряд специальных проездных документов: биле­ ты-купоны, продаваемые пассажирам, следующим за границу или из-за границы, Всесоюзным акционерным обществом «Интурист», бесплат­ ные служебные билеты для проезда железнодорожников и членов их семей, выдаваемые по месту работы на основании особых правил. Про­ езд депутатов Верховного Совета СССР по всему Союзу, а депутатов Верховных Советов союзных и автономных республик — в пределах территории данной республики производится по специальным удосто­ верениям на право бесплатного проезда. Удостоверение действительно при предъявлении к нему депутатского билета.

5.Условия перевозки пассажиров

Всоответствии с Правилами перевозки пассажиров и багажа по же­ лезным дорогам СССР пассажиры перевозятся между железнодорож­ ными станциями и остановочными пунктами, открытыми для посадки

ивысадки пассажиров.

Продажа билетов производится:

в пригородном сообщении — до остановочных пунктов (платформ), находящихся в пределах пригородного участка;

в

прямом — до станций,

открытых для пассажирских операций;

в

местном — до станций,

находящихся в пределах одной дороги.

Билет, выданный на проезд в беспересадочном сообщении, годен на одну поездку.

Сроки годности билетов в зависимости от расстояния в прямом и местном сообщении определяются от расстояния.

Срок годности билета указывается на самом билете и считается с ну­ ля часов следующего дня, указанного компостером на билете, и окан­ чивается в 24 ч последнего дня.

Единичный пригородный билет, а также купоны туда и обратных билетов действительны на выезд в течение дня выдачи их билетными кассами; обратные пригородные билеты действительны по купону «об­ ратно» в течение одних суток, не считая дня выдачи, а также общевы­ ходных и праздничных дней.

Срок годности билета (кроме пригородного сообщения) может быть продлен: если пассажиру не предоставлено место в поезде — на время до отправления поезда, в котором пассажиру будет предоставлено мес­ то; в пунктах пересадки при опоздании согласованных поездов —на все время задержки транзитного пассажира; при болезни пассажира — на время болезни, если предъявлена справка лечебного учреждения; 166


для остановки в пути — на срок не более 10 суток. Срок годности би­ летов может продлить начальник станции или вокзала.

Начальник станции обязан возобновить действительность билета при опоздании пассажира на поезд (кроме пригородного), если об этом заявлено в течение 3 ч, а вследствие болезни или несчастного случая, подтвержденных соответствующими документами, — в течение трех суток с момента отправления поезда, на который был приобретен би­ лет. В этом случае стоимость ранее оплаченного спального места те­ ряет силу и не возвращается, а пассажир может выехать с первым от­ ходящим поездом, следующим до станции, указанной в билете, вновь заплатив лишь за спальное место.

:Транзитный пассажир имеет право изменять один раз в течение поездки маршрут, указанный в билете, не меняя станции назначения. При этом все платежи, кроме стоимости билета по первоначальному маршруту, теряют свою силу и их стоимость не засчитывается и не возвращается. Кроме того, необходимо оплатить разницу в расстоянии, если новый маршрут длиннее указанного в билете более чем на 100 км.

Для проезда больных, требующих изоляции, необходимо заблаго­ временно подать заявку начальнику станции, приложив требования врача с указанием условий перевозки.

Пассажиру полностью возвращаются платежи за несостоявшуюся поездку (кроме пригородного сообщения) в случае:

непредоставления места в поезде согласно купленному билету. Ес­ ли в том же поезде предоставлено место в вагоне низшей категории, возвращается разница в действительной стоимости проезда;

возврата проездных документов в кассу станции не позднее чем за 6 ч до отправления поезда. При возврате позже этого срока удержи­ вается доплата за спальное место;

перерыва в движении поездов, вызвавшего отказ пассажира от поездки, — за непроследованное расстояние.

При расчете удерживается стоимость спального места: когда пассажир удален из поезда вследствие болезни;

при опоздании на поезд — в течение 3 ч; если пассажир опоздал из-за болезни или несчастного случая — в течение трех суток с момента отправления поезда;

при прекращении поездки в пути (за непроследованное расстояние). Пассажир имеет право перейти в вышеоплачиваемый вагон, если в нем имеется свободное место. О переходе пассажир должен через про­

водника вагона заявить механику-бригадиру и оформить у него до­

плату.

Если между пассажирами и работниками железнодорожного транс­ порта, находящимися при исполнении служебных обязанностей, воз­ никают споры и недоразумения, они разрешаются: на станции — на­ чальником станции или вокзала, а в пути следования (во время движе­ ния поезда) — механиком-бригадиром (начальником поезда).

При возникновении спора относительно возраста детей, проезжа­ ющих бесплатно или по детским билетам, контролер-ревизор может потребовать от пассажира предъявления соответствующих документов, подтверждающих возраст ребенка. Если во время первой проверки пас­

167


сажирских билетов у контролирующего лица не возникло такого со­ мнения, то при последующих ревизиях никакого спора по поводу воз­ раста детей не допускается.

Железная дорога не несет материальной ответственности перед пас­ сажиром за несвоевременное прибытие или отправление поезда. По просьбе пассажира ему выдается справка об опоздании поезда.

За безбилетный проезд с пассажира взимается штраф.

Штрафы могут налагаться механиками-бригадирами проводников или начальниками поездов, начальниками станций и ревизорами поездов лишь при исполнении ими служебных обязанностей и только за нарушение тех правил, надзор за соблюдением которых на них воз­ ложен. Штрафы за нарушение общественного порядка в поездах, на станциях, вокзалах могут налагаться механиками-бригадирами про­ водников или начальниками станций, а также работниками ми­ лиции.

Выплата денег за билеты, по которым поездка не начиналась, или за непроследованное расстояние производится по распоряжениям на­ чальников станций, вокзалов, дежурных по вокзалам или других от­ ветственных лиц, которые пишут на билетах «Оплатить» и указывают дату и час предъявления документов. Документы должны быть пога­ шены (перечеркнуты) двумя линиями по диагонали. Деньги за пога­ шенные проездные документы выплачиваются по предъявлению в кассу любого документа, подтверждающего личность.

Перевозки военнослужащих, членов их семей оформляются желез­ нодорожными станциями на основании перевозочных документов, вы­ даваемых воинскими частями и учреждениями Министерства обороны

СССР, Министерства внутренних дел и Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР.

К воинским перевозочным документам относятся: требование фор­ мы 1 на получение воинских билетов для проезда в прямом или мест­ ном сообщении; в обмен на это требование военнослужащему выдается воинский билет на весь путь следования для проезда в жестком об­ щем вагоне пассажирского поезда; требование формы 3 на получение билетов для проезда в пригородных поездах, которое также обмени­ вается на билет; талон плацкартный на получение места в вагонах с нумерованными местами (плацкартные, купейные, мягкие), который в кассах станции обменивается на соответствующую воинскую плац­ карту.

Проезд пассажироц в международном сообщении осуществляется по пассажирскому билету, имеющему для железных дорог СССР вид купонной книжки.

На купонных книжках, изготовляемых каждой железной дорогой, участвующей в СМПС (Соглашение о международном пассажирском сообщении), напечатаны соответствующие номера серии, установлен­ ные для каждой страны.

Проездные документы оформляются агентствами и отделениями ВАО «Интурист».

Перевозки переселенцев могут осуществляться как специальными поездами, так и отдельными вагонами.

168