ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
в 14 раз. На железнодорожном транспорте примерно 90% пассажиров перевозится в пригородном сообщении и лишь около 10% в дальнем следовании. Однако по пассажирообороту пригородные перевозки со ставляют менее 30%. Пассажиропотоки по видам сообщений на доро гах СССР делятся на три категории:
прямее — проезд пассажиров не менее чем по двум дорогам; местное — следование в пределах одной дороги; пригородное — на пригородных линиях.
Пассажирские поезда делятся в зависимости от скорости движения на скорые и пассажирские и в зависимости от расстояния следования — на дальние, местные, пригородные.
Дальними считаются поезда, курсирующие на расстояние свыше 700 км, местными — от 150 до 700 км и пригородными — до 150 км.
Кроме того, на железных дорогах курсируют поезда: почтово-багажные для перевозки багажа, грузобагажа и почты.
В составы этих поездов в отдельных случаях включают также и ваго ны для перевозки пассажиров;
грузо-пассажирские, состоящие из пассажирских и грузовых ваго нов и предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, курси руют на участках с небольшим пассажирским и грузовым движением; людские, предназначенные для массовой перевозки рабочих про мышленности и сельского хозяйства в пассажирских вагонах и грузо
вых, имеющих для этого специальное оборудование.
В дальнем и местном пассажирском движении большое значение имеет организация беспересадочных сообщений поездами или вагонами.
Составы пассажирских поездов формируются по определенной схе ме. Порядок расположения в составе пассажирского поезда вагонов разного рода называется композицией, или схемой состава поезда. Схема состава поезда должна,, с одной стороны, отвечать запросам пас
сажиров, |
а с другой,— обеспечить |
наилучшее использование |
пасса |
жирских |
вагонов. Композиция состава зависит от категории поезда |
||
(скорый, |
пассажирский), времени |
курсирования (днем или |
ночью) |
и расстояния следования (пригородные, местные, дальние и междунарвдные).
Для улучшения использования пассажирских вагонов большое зна чение имеет максимальная унификация (единообразие) схем формиро вания составов пассажирских поездов. Это позволяет взаимозаменять составы и использовать их для поездов до различных станций назна чения, что ускоряет оборот составов. Так, например состав поезда «Москва—Одесса» может быть использован до Киева и т. д.
Вопросами обеспечения перевозок пассажиров на Железных доро гах занимается ряд служб.
Ведущей среди них является пассажирская служба, на которую возложены следующие основные задачи:
изучение совместно с планово-экономическим управлением пасса жиропотоков и планирование пассажирских перевозок, разработка со Службой движения графика движения пассажирских поездов;
разработка и осуществление мероприятий по организации и улуч шению пассажирских перевозок, разработка и внедрение технологи-
160
ческих процессов работы пассажирских станций и вокзалов, внедрение новой техники и передовых методов труда;
организация массовых перевозок, организованных групп детей, туристов, строительных отрядов, комбайнеров на уборку и т. д.;
обеспечение надлежащего состояния и работы вокзалов и других станционных пассажирских помещений;
организация работы городских станций, предварительных билет ных касс, бюро обслуживания и т. д.;
распределение пассажирского вагонного парка в соответствии с уста новленным графиком пассажирского движения;
наблюдение за ремонтом пассажирского подвижного состава; наблюдение за осуществлением всеми службами мероприятий по
обеспечению безопасности пассажирского движения; организация перевозок багажа и почты.
В отделениях дорог с большими размерами пассажирского движе ния имеются пассажирские отделы, на остальных отделениях их функ ции выполняют старшие инспектора по пассажирской работе.
Службе вагонного хозяйства подчинены вагонные депо, резервы проводников и конторы обслуживания.
В задачу этой службы входит ремонт вагонов (кроме заводского),
снабжение |
пассажирских составов |
постельными принадлежностя |
ми, инвентарем (посудой, ведрами, |
инструментами и т. п.), съемным |
|
оборудованием (шторы, занавески, |
коврики, огнетушители, пылесо |
|
сы и т. д.). |
|
|
ВМосковском узле текущий ремонт вагонов, подготовку составов
врейс и обслуживание пассажиров в пути осуществляет так же Ди рекция международных и туристских перевозок. На нее также возложе ны обязанности по обслуживанию поездов международного сообщения, т. е. поездов, проходящих по территории двух и более государств.
2. Подвижной состав дня пассажирских перевозок
На электрифицированных линиях для |
пассажирского движения |
в основном применяются электровозы ЧС2, |
ЧСЗ, ЧС4. На линиях с теп |
ловозной тягой для пассажирского движения используются тепловозы ТЭП10 и ТЭП60.
Электрифицированные пригородные участки обслуживают электро поезда вместимостью свыше 1000 человек.
На отдельных линиях железных дорог, и в первую очередь с теп ловозной тягой, применяются дизельные поезда (с двигателями внут реннего сгорания).
Парк пассажирских вагонов состоит из; пассажирских, предназначенных для перевозки пассажиров;
багажных, имеющих кладовую для багажа (грузобагажа) и отделе
ние для приемосдатчика багажа и грузов; почтовых, оборудованных столами для выполнения операций и имею
щих кладовую для посылок (эти вагоны являются собственностью Ми нистерства связи);
6 Зак.. 636 |
161 |
почтово-багажных с отдельными помещениями для багажа, почты; вагонов-ресторанов с залом для обедающих на 48 мест, кухней
н буфетным отделением; служебных;
вагонов-лабораторий, оснащенных необходимой аппаратурой; инструкционных, имеющих лекционные залы; вагонов-клубов и др.
Пассажирские вагоны в зависимости от внутреннего оборудования и планировки делятся на мягкие, жесткие и мягко-жесткие («микст»). Мягкие вагоны бывают с двухместными и четырехместными купе (в поездах международного сообщения курсирует небольшое количест во мягких вагонов с трехъярусным расположением полок — 3 места в купе), а жесткие— купейными и некупейными. Вагоны межобласт ного сообщения оборудованы креслами для сидения с откидывающими ся спинками.
Мягко-жесткие вагоны имеют пять четырехместных купе с жестки ми местами и четыре четырехместных купе с мягкими местами.
3. Пассажирские и багажные тарифы
. Пассажирскими железнодорожными тарифами считаются установ ленные на железных дорогах платы и сборы за перевозку пассажиров и багажа. Порядок их исчисления объявлен в Правилах перевозок пас сажиров и багажа по железным дорогам СССР (Тарифное руководство № 5). Виды пассажирских тарифов следующие: общий для проезда во Есех поездах прямого и местного сообщений и пригородный.
Тарифные платы за проезд пассажиров в дальних и местных поез дах зависят от рода вагона, категории поезда и расстояния поездки. Стоимость билета полного или детского определяют по расчетным табл. 1 и 3. Размеры доплат к полному или детскому билету при проезде в вагонах или поездах высшей категории — по расчетным табл. 2 и 4.
В стоимость билета, кроме пригородного, включен сбор обязатель ного страхования Госстраха, а на проезд в скорых поездах — также плата за скорость.
Проезд детей в возрасте от пяти до десяти лет оплачивается в раз мере 25% стоимости билета взрослого пассажира, если ребенок не за нимает отдельного спального места.
Для проезда пассажиров в пригородных поездах в районах, тяго теющих к административным и промышленным центрам, установлены пониженные пригородные тарифы: зонный и общий тариф без страхово го сбора. Стоимость проезда по этим тарифам и районы, где они при меняются, приведены в табл. 5, 6 и 8 Тарифного руководства №5. Або нементный тариф применяется на всех участках курсирования при городных поездов.
Железные дороги предоставляют пассажирам ряд льгот. В част ности: бесплатный проезд в течение учебного года учащимся начальных восьмилетних и средних школ, проживающим в сельской местности;
162
скидка с тарифа в размере 50% в период с 1 октября по 15 мая студентам высших и средних учебных заведений, школьникам старше 10 лет и це лый ряд других.
Кспециальным относятся тарифы на аренду пассажирских вагонов
испециальных поездов, на платные годовые и полугодовые билеты, выдаваемые Министерством путей сообщения по просьбам государст венных организаций для всей сети и управлениями дорог — в преде лах дорог для проезда во всех пассажирских поездах.
Общие багажные тарифы действуют на всех открытых для общего пользования железнодорожных линиях. Ставки их даны в расчетной табл. 11 Тарифного руководства № 5. Минимальный расчетный вес багажа 5 кг. Сверх этого количества провозная плата взыскивается за каждые 5 кг. Неполные 5 кг считаются за полные.
Тариф на перевозку грузобагажа, включающий все дополнитель ные сборы, в том числе за погрузку и выгрузку, взвешивание, опреде лен табл. 12 Тарифного руководства № 5. Тарифные расстояния опре деляются по ходу следования пассажирских поездов, в которых совер шается перевозка. Минимальный расчетный вес отправки грузобагажа ' 10 кг. В отправках свыше 10 кг неполные 10 кг считаются за полные. В отправках весом более 1000 кг неполные 100 кг считаются за полные. При перевозке грузов в предоставленных отправителям отдельных гру зовых вагонах с пассажирскими поездами платы рассчитывают по та рифу, установленному для грузобагажа, за действительный вес груза, по не менее чем за 18 т.
Перевозка собак, мелких животных и птиц в поездах местного и пря мого сообщения оплачивается пассажиром со штуки или места, как за 20 кг багажа. В пригородных поездах их перевозят по особым билетам.
4. Проездные документы
Право проезда по железной дороге дают билеты как платные, так и бесплатные. Установлены следующие формы платных билетов:
позиционные (картонные) — применяются для поездок между двумя станциями с большим постоянным пассажиропотоком;
бланковые — продаются от и до любой станции, открытой для пас сажирских операций;
катушечные — применяются в местном и пригородном сообщении
иотчасти в местных поездах при посадке пассажиров с остановочных пунктов, не имеющих билетных касс.
Позиционные и бланковые билеты печатаются отдельно для проезда
вжестком общем, жестком плацкартном, купейном и мягком вагонах
впассажирских и скорых поездах, а также для перевозки детей. По зиционные билеты в пригородном сообщении служат для проезда в‘один
иоба конца (обратно). На специальных детских билетах имеется над пись («Детский»),
Бланковые билеты состоят из трех частей: правая — билет; сред
няя — тарифные пояса; левая — корешок. Средняя часть разделена на графы, каждая из которых соответствует тарифному поясу. В них
6* |
163 |