Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в 14 раз. На железнодорожном транспорте примерно 90% пассажиров перевозится в пригородном сообщении и лишь около 10% в дальнем следовании. Однако по пассажирообороту пригородные перевозки со­ ставляют менее 30%. Пассажиропотоки по видам сообщений на доро­ гах СССР делятся на три категории:

прямее — проезд пассажиров не менее чем по двум дорогам; местное — следование в пределах одной дороги; пригородное — на пригородных линиях.

Пассажирские поезда делятся в зависимости от скорости движения на скорые и пассажирские и в зависимости от расстояния следования — на дальние, местные, пригородные.

Дальними считаются поезда, курсирующие на расстояние свыше 700 км, местными — от 150 до 700 км и пригородными — до 150 км.

Кроме того, на железных дорогах курсируют поезда: почтово-багажные для перевозки багажа, грузобагажа и почты.

В составы этих поездов в отдельных случаях включают также и ваго­ ны для перевозки пассажиров;

грузо-пассажирские, состоящие из пассажирских и грузовых ваго­ нов и предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, курси­ руют на участках с небольшим пассажирским и грузовым движением; людские, предназначенные для массовой перевозки рабочих про­ мышленности и сельского хозяйства в пассажирских вагонах и грузо­

вых, имеющих для этого специальное оборудование.

В дальнем и местном пассажирском движении большое значение имеет организация беспересадочных сообщений поездами или вагонами.

Составы пассажирских поездов формируются по определенной схе­ ме. Порядок расположения в составе пассажирского поезда вагонов разного рода называется композицией, или схемой состава поезда. Схема состава поезда должна,, с одной стороны, отвечать запросам пас­

сажиров,

а с другой,— обеспечить

наилучшее использование

пасса­

жирских

вагонов. Композиция состава зависит от категории поезда

(скорый,

пассажирский), времени

курсирования (днем или

ночью)

и расстояния следования (пригородные, местные, дальние и междунарвдные).

Для улучшения использования пассажирских вагонов большое зна­ чение имеет максимальная унификация (единообразие) схем формиро­ вания составов пассажирских поездов. Это позволяет взаимозаменять составы и использовать их для поездов до различных станций назна­ чения, что ускоряет оборот составов. Так, например состав поезда «Москва—Одесса» может быть использован до Киева и т. д.

Вопросами обеспечения перевозок пассажиров на Железных доро­ гах занимается ряд служб.

Ведущей среди них является пассажирская служба, на которую возложены следующие основные задачи:

изучение совместно с планово-экономическим управлением пасса­ жиропотоков и планирование пассажирских перевозок, разработка со Службой движения графика движения пассажирских поездов;

разработка и осуществление мероприятий по организации и улуч­ шению пассажирских перевозок, разработка и внедрение технологи-

160



ческих процессов работы пассажирских станций и вокзалов, внедрение новой техники и передовых методов труда;

организация массовых перевозок, организованных групп детей, туристов, строительных отрядов, комбайнеров на уборку и т. д.;

обеспечение надлежащего состояния и работы вокзалов и других станционных пассажирских помещений;

организация работы городских станций, предварительных билет­ ных касс, бюро обслуживания и т. д.;

распределение пассажирского вагонного парка в соответствии с уста­ новленным графиком пассажирского движения;

наблюдение за ремонтом пассажирского подвижного состава; наблюдение за осуществлением всеми службами мероприятий по

обеспечению безопасности пассажирского движения; организация перевозок багажа и почты.

В отделениях дорог с большими размерами пассажирского движе­ ния имеются пассажирские отделы, на остальных отделениях их функ­ ции выполняют старшие инспектора по пассажирской работе.

Службе вагонного хозяйства подчинены вагонные депо, резервы проводников и конторы обслуживания.

В задачу этой службы входит ремонт вагонов (кроме заводского),

снабжение

пассажирских составов

постельными принадлежностя­

ми, инвентарем (посудой, ведрами,

инструментами и т. п.), съемным

оборудованием (шторы, занавески,

коврики, огнетушители, пылесо­

сы и т. д.).

 

 

ВМосковском узле текущий ремонт вагонов, подготовку составов

врейс и обслуживание пассажиров в пути осуществляет так же Ди­ рекция международных и туристских перевозок. На нее также возложе­ ны обязанности по обслуживанию поездов международного сообщения, т. е. поездов, проходящих по территории двух и более государств.

2. Подвижной состав дня пассажирских перевозок

На электрифицированных линиях для

пассажирского движения

в основном применяются электровозы ЧС2,

ЧСЗ, ЧС4. На линиях с теп­

ловозной тягой для пассажирского движения используются тепловозы ТЭП10 и ТЭП60.

Электрифицированные пригородные участки обслуживают электро­ поезда вместимостью свыше 1000 человек.

На отдельных линиях железных дорог, и в первую очередь с теп­ ловозной тягой, применяются дизельные поезда (с двигателями внут­ реннего сгорания).

Парк пассажирских вагонов состоит из; пассажирских, предназначенных для перевозки пассажиров;

багажных, имеющих кладовую для багажа (грузобагажа) и отделе­

ние для приемосдатчика багажа и грузов; почтовых, оборудованных столами для выполнения операций и имею­

щих кладовую для посылок (эти вагоны являются собственностью Ми­ нистерства связи);

6 Зак.. 636

161


почтово-багажных с отдельными помещениями для багажа, почты; вагонов-ресторанов с залом для обедающих на 48 мест, кухней

н буфетным отделением; служебных;

вагонов-лабораторий, оснащенных необходимой аппаратурой; инструкционных, имеющих лекционные залы; вагонов-клубов и др.

Пассажирские вагоны в зависимости от внутреннего оборудования и планировки делятся на мягкие, жесткие и мягко-жесткие («микст»). Мягкие вагоны бывают с двухместными и четырехместными купе (в поездах международного сообщения курсирует небольшое количест­ во мягких вагонов с трехъярусным расположением полок — 3 места в купе), а жесткие— купейными и некупейными. Вагоны межобласт­ ного сообщения оборудованы креслами для сидения с откидывающими­ ся спинками.

Мягко-жесткие вагоны имеют пять четырехместных купе с жестки­ ми местами и четыре четырехместных купе с мягкими местами.

3. Пассажирские и багажные тарифы

. Пассажирскими железнодорожными тарифами считаются установ­ ленные на железных дорогах платы и сборы за перевозку пассажиров и багажа. Порядок их исчисления объявлен в Правилах перевозок пас­ сажиров и багажа по железным дорогам СССР (Тарифное руководство № 5). Виды пассажирских тарифов следующие: общий для проезда во Есех поездах прямого и местного сообщений и пригородный.

Тарифные платы за проезд пассажиров в дальних и местных поез­ дах зависят от рода вагона, категории поезда и расстояния поездки. Стоимость билета полного или детского определяют по расчетным табл. 1 и 3. Размеры доплат к полному или детскому билету при проезде в вагонах или поездах высшей категории — по расчетным табл. 2 и 4.

В стоимость билета, кроме пригородного, включен сбор обязатель­ ного страхования Госстраха, а на проезд в скорых поездах — также плата за скорость.

Проезд детей в возрасте от пяти до десяти лет оплачивается в раз­ мере 25% стоимости билета взрослого пассажира, если ребенок не за­ нимает отдельного спального места.

Для проезда пассажиров в пригородных поездах в районах, тяго­ теющих к административным и промышленным центрам, установлены пониженные пригородные тарифы: зонный и общий тариф без страхово­ го сбора. Стоимость проезда по этим тарифам и районы, где они при­ меняются, приведены в табл. 5, 6 и 8 Тарифного руководства №5. Або­ нементный тариф применяется на всех участках курсирования при­ городных поездов.

Железные дороги предоставляют пассажирам ряд льгот. В част­ ности: бесплатный проезд в течение учебного года учащимся начальных восьмилетних и средних школ, проживающим в сельской местности;

162


скидка с тарифа в размере 50% в период с 1 октября по 15 мая студентам высших и средних учебных заведений, школьникам старше 10 лет и це­ лый ряд других.

Кспециальным относятся тарифы на аренду пассажирских вагонов

испециальных поездов, на платные годовые и полугодовые билеты, выдаваемые Министерством путей сообщения по просьбам государст­ венных организаций для всей сети и управлениями дорог — в преде­ лах дорог для проезда во всех пассажирских поездах.

Общие багажные тарифы действуют на всех открытых для общего пользования железнодорожных линиях. Ставки их даны в расчетной табл. 11 Тарифного руководства № 5. Минимальный расчетный вес багажа 5 кг. Сверх этого количества провозная плата взыскивается за каждые 5 кг. Неполные 5 кг считаются за полные.

Тариф на перевозку грузобагажа, включающий все дополнитель­ ные сборы, в том числе за погрузку и выгрузку, взвешивание, опреде­ лен табл. 12 Тарифного руководства № 5. Тарифные расстояния опре­ деляются по ходу следования пассажирских поездов, в которых совер­ шается перевозка. Минимальный расчетный вес отправки грузобагажа ' 10 кг. В отправках свыше 10 кг неполные 10 кг считаются за полные. В отправках весом более 1000 кг неполные 100 кг считаются за полные. При перевозке грузов в предоставленных отправителям отдельных гру­ зовых вагонах с пассажирскими поездами платы рассчитывают по та­ рифу, установленному для грузобагажа, за действительный вес груза, по не менее чем за 18 т.

Перевозка собак, мелких животных и птиц в поездах местного и пря­ мого сообщения оплачивается пассажиром со штуки или места, как за 20 кг багажа. В пригородных поездах их перевозят по особым билетам.

4. Проездные документы

Право проезда по железной дороге дают билеты как платные, так и бесплатные. Установлены следующие формы платных билетов:

позиционные (картонные) — применяются для поездок между двумя станциями с большим постоянным пассажиропотоком;

бланковые — продаются от и до любой станции, открытой для пас­ сажирских операций;

катушечные — применяются в местном и пригородном сообщении

иотчасти в местных поездах при посадке пассажиров с остановочных пунктов, не имеющих билетных касс.

Позиционные и бланковые билеты печатаются отдельно для проезда

вжестком общем, жестком плацкартном, купейном и мягком вагонах

впассажирских и скорых поездах, а также для перевозки детей. По­ зиционные билеты в пригородном сообщении служат для проезда в‘один

иоба конца (обратно). На специальных детских билетах имеется над­ пись («Детский»),

Бланковые билеты состоят из трех частей: правая — билет; сред­

няя — тарифные пояса; левая — корешок. Средняя часть разделена на графы, каждая из которых соответствует тарифному поясу. В них

6*

163