Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гаж; грузобагаж, молоко и молочные продукты; воинский багаж по талонам; воинский грузобагаж по талонам.

По этому же принципу составляется отчет по всем выданным от­ правкам багажа и грузобагажа формы ФО-3.

Наличные деньги и чеки Госбанка сдаются под расписку на послед­ нем корешке квитанций на отправленный багаж и грузобагаж за от­ четные сутки начальнику станции, кассиру-сборщику или уполномо­ ченному работнику станции, ответственному за ведение кассовой книги.

На крупных пассажирских станциях ведение книги продажи биле­ тов и составление сводного отчета о продаже билетов возложены на специальные группы учета и отчетности.

9. Организация работы вокзала

Порядок работы вокзала определяет технологический процесс, который увязывает деятельность каждого подразделения вокзала по времени с графиком движения поездов, пропускной способностью от­ дельных элементов и предусматривает: специализацию помещений и устройств, последовательность их размещения так, чтобы при вы­ полнении операций пассажир затрачивал минимальное время; органи­ зацию пассажиропотоков на перронах, платформах, в помещениях и привокзальной площади; порядок работы билетных и багажных касс, справочного бюро, камер хранения и других вокзальных учреждений по обслуживанию пассажиров; организацию труда, внедрение передо­ вых методов обслуживания и нормирование времени, затрачиваемого работниками вокзала на производственные операции; порядок уборки помещений вокзала, перронов.

При централизованном руководстве работой билетных касс, про­ дажей билетов руководит старший билетный кассир по распределению мест из одного пункта. Кассы не специализированы и посадочные та­ лоны упразднены. Пассажир может приобрести билет в любой кассе вокзала. Когда руководство работой билетных касс централизовано на целом участке с большим пассажиропотоком, продажей билетов на всех станциях руководит старший билетный кассир по распределению мест из узлового пункта. Пассажиры могут на каждой станции приобре­ сти билет на любой поезд, находящийся в обращении. Широко организо­ вана предварительная продажа билетов на проходящие поезда, офор­ мление документов на дальнейший путь следования непосредственно в поездах (разъездными билетными кассирами) и др.

Большая трудоемкость оформления и продажи билетов, а также учета и отчетности потребовала механизации и автоматизации этих опе­ раций. На вокзалах применяются:

билетопечатающая машина «Волхов», предназначенная для печа­ тания и компостирования проездных билетов, учета полученной про­ ездной платы, количества выданных билетов и проведенных операций. Машина печатает до 1500 разновидностей билетов на различные стан­ ции назначения;

173


билетопечатающая машина типа КЖ для печатания и выдачи еди­ ничных проездных билетов зонного рельефа, учета выданных билетов и денежных поступлений в пригородные кассы.

Для продажи пригородных билетов применяются автоматы. Наи* более широкое применение получили билетопечатающие автоматы ти­ пов АБ2-295, А63-1495 и БПА. В последнее время на вокзалах появи­ лись автоматы, позволяющие пассажиру в случае необходимости одно­ временно с билетом получить сдачу.

Разработана комплексная система автоматизации билетнокассовых операций, резервирования и учета мест в пассажирских поездах. Эта система «Экспресс» предназначена для установок в крупнейших узлах на основных направлениях пассажирских перевозок.

В багажных кассах оформляют провозные документы и рассчиты­ ваются с пассажиром за перевозку багажа. Их специализируют по прибытию и отправлению поездов, а также по приему багажа на поезда дальнего, «местного и пригородного сообщения. Хранят, принимают и выдают багаж пассажиров в специальных складах, которые в зависи­ мости от назначения также делятся на склады прибытия, отправления или сортировки. При незначительном потоке багажа для операций с ним выделяют помещения в зданиях вокзала. Багажные помещения оборудуют стойками для приема багажа, полками (стеллажами) для его размещения, весами, противопожарным инвентарем.

Для перемещения багажа применяют ручные и аккумуляторные тележки, подъемники (лифты) аккумуляторные погрузчики и авто­ погрузчики с вилочным захватом или съемными приспособлениями и еталкивателем груза.

?0. Организация работы пассажирских станций

Порядок работы пассажирской станции определяет технологический процесс. Постоянство обращения пассажирских поездов позволяет закрепить парки, пути и платформы не только за определенными вида­ ми работы, но и за конкретными номерами поездов на весь период дей­ ствия графика. На пассажирских станциях с несколькими парками мож­ но каждый из них специализировать для приема и отправления поездов одного примыкающего направления определенного вида сообщений.

Технология обработки составов различна для транзитных поездов и поездов, заканчивающих следование на данной станции.

На конечных станциях с составами дальних и местных поездов по­ следовательно выполняют операции по прибытию, уборке в технический парк (или на техническую станцию), подготовке к обратному рейсу, подаче на путь отправления и операции по отправлению. К операциям по прибытию относятся: уборка поездного локомотива, списывание состава, технический осмотр, высадка пассажиров, выгрузка багажа и почты, заезд маневрового локомотива для осаживания состава в тех­ нический парк или на техническую станцию. Операции в техническом парке (или на технической станции) можно подразделять на следующие группы:

17*


грубая очистка: удаление вагонного мусора и котельного шлака, очистка ходовых частей от грязи, а зимой ото льда и снега, наружный и внутренний технический осмотр вагонов, санитарный осмотр, сдача грязного белья, снабжение топливом, сдача состава бригадой прибыв­ ших проводников, переформирование состава, замена вагонов;

безотцепочный ремонт и экипировка вагонов: внутренний и наруж­ ный ремонт, ремонт электроосветительных устройств и подзарядка аккумуляторов, внутренняя уборка g мытьем полов, диванов и стен, наружная обмывка и протирка, снабжение водой, постельными при­ надлежностями и бельем;

осмотр и прием состава работниками пассажирской службы, сани­ тарного надзора, бригадиром проводников и проводниками вагонов.

Подготовленные к отправлению и принятые составы не позднее 40 мин до отправления поезда подают маневровым локомотивом на пер­ ронные пути. Здесь выполняют операции по отправлению: списыва­ ние состава, технический осмотр, прицепку почтового и багажного вагонов, догрузку почты и багажа, прицепку поездного локомотива и пробу автотормозов.

Обработка составов местных поездов не отличается от обработки составов дальнего следования. В составе пригородного поезда один раз в сутки делают влажную уборку в электродепо или техническом парке, а после рейсов, не осаживая в технический парк, — сухую уборку, подметают полы, протирают сиденья. Два раза в месяц при­ городные составы подвергаются профилактической дезинфекции. В это время выполняется полная экипировка, технический осмотр, внутрен­ ний и наружный ремонт. Продолжительность такой обработки равна примерно суткам. В дезангарах это время сокращается примерно в 5—6 раз.

Экипировку, профилактический осмотр и периодический ремонт электросекций выполняют в моторвагонном депо. Полная экипировка электросекций с профилактическим осмотром обычно делается один

раз в сутки.

Для ускорения обработки составов и облегчения труда работников технические парки и технические станции оборудуют рядом устройств.

Междупутья парков, по

которым на тележках развозят материалы

и белье, асфальтируют.

На

них устраивают водоразборные колонки

с горячей и холодной водой,

прокладывают воздухопроводную сеть,

используемую для пробы автотормозов и наружной пневматической очистки вагонов. Наружную очистку и обмывку вагонов выполняют вагономоечной машиной. Для дезинфекции вагонов сооружают железо­ бетонные или металлические дезангары.

11.Планирование пассажирских перевозок

иосновные показатели

Планирование перевозок пассажиров осуществляют на основе тща­ тельного изучения пассажиропотоков и изменений их, которые должны произойти за планируемый период в результате развития народного

175


хозяйства в целом и по районам, роста населения, повышения его благосостояния, строительства новых городов, предприятий, курор­ тов, сооружения железных дорог и других видов транспорта. Все это влияет на подвижность населения, измеряемую количеством поез­ док или пассажиро-километров, приходящихся в среднем на одного

жителя в год.

Для изучения фактических пассажиропотоков ведется отчетность, выявляющая их корреспонденцию между районами. Такую отчетность (форма ЦО-23) составляют в августе каждого года. Изучая пригородные пассажиропотоки, проводят экономические обследования пригород­ ных районов. Кроме того, на дорогах перед составлением расписания собирают заявки учреждений и предприятий, проводят конференции пригородных пассажиров.

Большие размеры пригородных перевозок требуют значительной пропускной способности на пригородных линиях. Сокращение же пас­ сажиропотока по мере удаления от города обусловливает целесообраз­ ность деления пригородного участка на так называемые зоны с погаше­ нием на каждой из них части поездов. Зонные станции устраивают в пункте резкого изменения пассажиропотока. Они должны иметь до­ статочное путевое развитие для стоянки оборачивающихся составов.

Для экономического и технического планирования, а также ана­ лиза использования пассажирского подвижного состава применяются следующие показатели: оборот состава, среднесуточный пробег вагона, средняя населенность на ось, средний состав поезда в осях, участковая, техническая и маршрутная скорости поезда; для оценки использова­ ния локомотивов — среднесуточный пробег. Способ расчета этих пока­ зателей тот же, что и для грузового движения.

Р а б о т о й железнодорожного транспорта по пассажирскому движению является перевозка пассажиров. Объем ее характеризуется пассажиро-оборотом, т. е. количеством перевезенных пассажиров и выполненных при этом пассажиро-километров. Если aL пассажиров проезжает расстояние /t км, а2 пассажиров —расстояние /2 км и т. д., то

общее число пассажиро-километров

будет

равно сумме

их произ­

ведений:

 

 

 

2а/ = ах/х + а2/2

-f- ... +

ап/п.

(1)

Делением числа пассажиро-километров на количество пассажиров получим с р е д н ю ю д а л ь н о с т ь п р о е з д а пассажира

2 а I

(2)

а пер

Общие размеры пассажирских перевозок характеризуются г у с т о ­ т о й п а с с а ж и р с к о г о д в и ж е н и я , которая показывает среднее число пассажиров, проезжающих участок за определенное вре­ мя (сутки, месяц, год). Этот показатель определяют делением числа пассажиро-километров на длину участка:

(3)

173


Густота движения может характеризоваться также числом пасса­ жирских поездов, обращающихся на участке.

О б о р о т о м с о с т а в а называется время с момента отправле­ ния состава из пункта формирования (приписки) до момента следующе­ го его отправления из того же пункта. Оборот состава определяют для каждого поезда, суммируя время хода со станции формирования до станции оборота и обратно tx и 12, а также время нахождения состава на

станциях формирования и оборота

и /0

в ч:

 

Сбс =^1-Ыа + ^ф-Мо

(4)

или в сутках

 

 

 

^обСТ = — (^1 +

^2 +

+

 

Формула (4) одновременно выражает и потребное число составов для обслуживания данного поезда. Ускорение оборота состава дости­ гается повышением маршрутной скорости движения поездов, сокраще­ нием стоянок в пунктах формирования и оборота.

Чем быстрее оборот состава, тем выше среднесуточный пробег пас­ сажирского вагона, т. е. расстояние, проходимое вагоном в среднем за сутки.

Чтобы получить среднесуточный пробег вагона пассажирского пар­ ка в целом, нужно пробег всех вагонов 2 ns (вагоно-километры) раз­ делить на рабочий вагонный парк лцао0:

 

 

2ns

* п а с о

~

( 6)

« п а с о

Так как в рабочий парк, кроме вагонов, обращающихся в поездах, входят также вагоны, находящиеся в резерве, то Snaco всегда несколь-

SCOCTпасс-

Средняя населенность пассажирского вагона — это число пасса­ жиров, перевозимое в среднем в одном вагоне. Обычно определяется на­ селенность на ось. Этот показатель, характеризующий степень исполь­ зования вместимости вагона, получается делением пасеажиро-кило- метров на вагоно-километры:

2rt<Snacc

Изучение пассажиропотоков и правильное назначение поездов, а также беспересадочных вагонов позволяют удовлетворить полностью потребность населения в пассажирских перевозках и одновременно добиться хорошего использования вместимости пассажирских вагонов.

Средний состав поезда в осях определяется делением вагоно-осе- километров БпЗпасс на поездо-километры 2N L nacc:

^пасс —

Z"S« c

(8)

 

ZWLnaco

177