ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
обязанностей и загрузки инженерно-технических работников и слу жащих.
Разработка и внедрение планов НОТ должны осуществляться в сле дующем порядке:
1) выбор рабочих мест и создание творческих бригад (сбор и ана лиз отчетных данных, выполнение фотохронометражных наблюдений и расчетов, разработка мероприятий и определение возможного эф
фекта); 2) выявление резервов производства на рабочем месте (комплексный
анализ существующей организации труда, изучение технико-экономи ческих показателей технологического процесса, степени использова ния оборудования, состояния технического нормирования, условий труда и т. д.);
3) составление планов НОТ (разработка мероприятий по использо ванию резервов, составление спецификации необходимых материалов, определение требуемого для внедрения намечаемых мероприятий обо рудования, приспособлений, расчет плановой экономической эффек тивности от внедрения мероприятий, согласование и утверждение пла нов НОТ);
4) внедрение планов НОТ (оформление заданий по выполнению на мечаемых мероприятий и доведение их до исполнителей, внедрение мероприятий на рабочих местах, участках, в цехах, оперативный контроль за выполнением плана НОТ, выявление фактически получае мого эффекта, изучение показателей технологических процессов после внедрения НОТ и выявление новых резервов повышения производи тельности труда и снижения себестоимости).
Организация труда на железнодорожном транспорте отличается от организации его в других отраслях народного хозяйства. Это отличия вытекают из характера его основной перевозочной деятельности.
Железные дороги работают непрерывно в течение всего времени су ток. С этой особенностью связана организация труда большей части работников, которые обслуживают движение поездов.
Для обеспечения слаженности, взаимопомощи в труде и успешного выполнения производственных заданий на станциях организуют еди ные смены. В их состав включают работников всех служб, участвую щих в обработке поездов и вагонов. Руководителем единой смены яв ляется маневровый диспетчер.
Для выполнения маневровой работы и операций по приему, отправ лению поездов и обработке вагонов на сортировочных станциях соз дают комплексные бригады. Перечень станций и состав таких бригад по профессиям утверждает начальник дороги. На двусторонних сорти
ровочных |
станциях комплексные бригады могут быть организованы |
||
в каждой |
сортировочной |
системе. |
Руководителем комплексной |
бригады |
в сортировочной |
системе |
является маневровый дис |
петчер.
На станциях, где не предусмотрены комплексные бригады, создают маневровые бригады в составе составителя поездов и его помощника (сцепщика), машиниста маневрового локомотива и его помощника, башмачника. Руководит маневровойбригадой составитель поездов.
182
Для преобладающей части рабочих и служащих установлена 41часовая рабочая неделя. При пятидневной рабочей неделе и двух вы ходных днях продолжительность рабочего дня равна 8,2 ч. При шести дневной рабочей неделе она составляет 7 ч, а в предпраздничные и предвыходные дни — 6 ч. Для рабочих, занятых на работах с вредными условиями труда, и учеников рабочее время установлено 36 ч в неделю.
На многих предприятиях железнодорожного транспорта, работаю щих круглосуточно (станции, пункты технического осмотра вагонов
идр.), труд работников организован по сменным графикам с продол жительностью смены 8 или 12 ч. Смены продолжительностью 12 ч ус тановлены там, где это создает наиболее благоприятные условия для отдыха. В графиках предусматривается ежедневный отдых работника
инепрерывный отдых каждую неделю продолжительностью не менее 42 ч, а также чередование дежурства в ночных и дневных сменах. По графикам организован труд локомотивных и поездных бригад.
Для отдельных работников допускается раздробление рабочего дня, при этом число перерывов не должно быть более двух, включая пере рыв для отдыха и приема пищи, а продолжительность непрерывного отдыха должна быть не менее 12 ч.
Рабочие места железнодорожников разбросаны |
по всей стране |
в соответствии с размещением линий железных дорог. |
На одном рабо |
чем месте находится или небольшая группа работников, например на локомотиве — два человека, на полевых станциях и разъездах, кото рых несколько тысяч, — от 5 до 15 человек, только на более крупных имеются коллективы, насчитывающие до 100 и более человек, а круп ные сортировочные станции и локомотивные депо до 1000 и более чело век, но все они обслуживают единый транспортный процесс, и работа их должна быть взаимно увязана. Эта увязка осуществляется посредством графика и расписания движения поездов. Поэтому для нормальной работы транспорта необходима комплексная организация труда раз личных линейных предприятий железных дорог, высокая трудовая
дисциплина, единоначалие и централизация |
руководства. |
3 . П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь т р у д а н а ж е л е з н о д о р о ж н о м т р а н с п о р т е |
|
Производительность труда — важнейший |
показатель эффектив |
ности труда в любой отрасли народного хозяйства, на любом предприя тии. Повышение производительности труда обеспечивает рост объема производства и увеличение рационального дохода в стране, приводит к снижению себестоимости продукции и улучшению использования основных фондов предприятия.
С ростом производительности труда повышается материальный
уровень жизни |
трудящихся |
за |
счет увеличения заработной платы |
и возможного |
снижения цен |
на |
продукцию массового потребления |
и тарифов на перевозки и услуги.
Уровень производительности труда определяется количеством продукции, вырабатываемой в единицу времени одним работником, или затратами труда на производство единицы продукции. '
183
Выработка работников определяется количеством продукции, при ходящейся на одного работника в единицу рабочего времени (год, квартал, месяц, час).
В зависимости от способа измерения существуют три метода оп ределения выработки: натуральный, стоимостный и трудовой.
При натуральном методе производительность труда (выработку) измеряют натуральными показателями (штуками, тоннами, метрами и т. д.). Условно натурный способ применяют на железнодорожном транспорте для определения средней выработки работников сети, доро ги, отделения дороги, локомотивного депо и других групп работников.
При стоимостном методе производительность труда измеряют в де нежном выражении. На железнодорожном транспорте этот метод при меняют на строительных работах, капитальном ремонте основных фон дов и частично на текущем ремонте подвижного состава.
Трудовой метод заключается в учете объема продукции трудовыми показателями: затратой нормо-часов, человеко-часов, человеко-дней
ит. д. Этот метод на железнодорожном транспорте применяют при определении выработки рабочих, занятых ремонтом подвижного состава.
Продукцией основной деятельности железных дорог является пере мещение грузов и людей. Выработка по основной деятельности опре деляется числом приведенных тонно-километров, приходящихся на одного работника эксплуатационного контингента в год, квартал, ме сяц.
Приведенные тонно-километры в планах и отчетах по сети в целом
ипо железным дорогам получаются суммированием грузовых тариф ных тонно-километров и пассажиро-километров, в планах и отчетах по
отделениям дорог — суммированием эксплуатационных тонно-кило метров и пассажиро-километров.
В основных линейных предприятиях транспорта выработка изме ряется натуральными показателями: в локомотивных депо — тоннокилометрами брутто, приходящимися на одного работника; на сорти ровочных станциях — числом отправленных и принятых вагонов; на грузовых станциях — числом погруженных и выгруженных тонн; на пассажирских станциях — числом отправленных пассажиров; на станциях, выполняющих все виды работ, выработка измеряется коли чеством отправленных приведенных вагонов. Число отправленных при веденных вагонов определяется по коэффициентам приведения.
С е б е с т о и м о с т ь п е р е в о з о к является одним из важней ших экономических показателей, характеризующих качество всей ра боты железных дорог и входящих в их состав линейных и других пред приятий. Она определяется путем деления суммы эксплуатационных расходов на сумму приведенных тонно-километров.
П р и б ы л ь является одним из важнейших показателей эффек тивности работы предприятия и образуется как разница между дохода ми и расходами железнодорожного транспорта.
Около 90% доходов и прибыли составляют доходы и прибыль от перевозок грузов, пассажиров, почты и багажа. Большая часть при были от перевозок обеспечивается за счет грузовых перевозок.
184
Размеры прибыли зависят от объема перевозок, улучшения качест венных измерителей работы каждого звена транспортного конвейера, от снижения себестоимости перевозок. Рост прибыли оказывает ог ромное стимулирующее влияние на работу железных дорог, так как в нем сочетаются интересы государства, предприятия и каждого работ ника. Социалистическое общество заинтересовано в том, чтобы система тически росли накопления. Поэтому, с одной стороны, прибыль явля ется важнейшим источником расширенного производства, а с другой — основным источником образования фондов материального поощрения работников, социально-культурных мероприятий и жилищного строи тельства, а также фонда развития производства.
В линейных предприятиях железнодорожного транспорта, нахо дящихся на хозяйственном расчете, определяются расчетные цены
*(доходные ставки) на предусмотренные положением о хозрасчете изме рители работы. Порядок калькуляции расчетных цен установлен Ми нистерством путей сообщения единым для всех предприятий.
Плановая расчетная цена должна включать эксплуатационные расходы (себестоимость) и прибыль. Эксплуатационные расходы предприятий определяются по статьям затрат действующей номен клатуры расходов.
Ре н т а б е л ь н о с т ь — один из важнейших обобщающих по казателей, характеризующих экономические результаты железнодо
рожного транспорта и его предприятий.
Показатель рентабельности в планах железных дорог, отделений
иих предприятий утверждается в двух видах: общая рентабельность
ирасчетная рентабельность.
Общая рентабельность Робщ — это сумма балансовой прибыли, деленная на стоимость основных производственных фондов и норми руемых оборотных средств.
Например, балансовая прибыль станции за год 2 486 800 руб. Стоимость основных фондов, главным образом плата за вагоны ра бочего парка, 7 832 000 руб. Стоимость оборотных средств 50 000 руб. Общая рентабельность
Робщ |
2486 800 |
0,3152. |
|
7 832 000 + 50 000 |
|||
|
|
Таким образом, общая рентабельность станции за год составила
31,52%.
Расчетная рентабельность работы станции — отношение суммы балансовой прибыли П, уменьшенной на сумму платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства^ Попф и сумму платежей за банковский кредит Ябк, к среднегодовой стои мости основных производственных фондов:
Л — (П 0цф + П вк)
Ррс== - •
Плата за основные фонды — вагоны — установлена в размере 24% их стоимости.
185
|
Так, для ранее приведенного примера |
плата |
за вагоны составляет |
|||
7 832 000 • |
0,24 = |
1 879 680 руб., плата |
за |
маневровые локомотивы |
||
в |
размере |
0,77% |
их стоимости — 7200 руб, |
т. е. суммарная плата |
||
за |
основные фонды /70пф = 1 886 880 руб. |
|
|
|||
|
Расчетная рентабельность (с учетом платежей за банковский кредит |
|||||
в размере 500 руб.) составит |
|
|
|
|||
|
Р |
2 486 8 0 0 - (1_886 880 + 500). = |
р Q76 |
или 7>бо/0 |
||
|
рс |
7 832 000 + 50 000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По уровню расчетной рентабельности определяют нормативы от числений в фонды экономического стимулирования.
Рентабельность работы железных дорог, их отделений и предприя тий исчисляется в большинстве случаев отношением прибыли к сред негодовой стоимости оплачиваемых производственных фондов. Этим самым усиливается заинтересованность железных дорог, отделений и линейных предприятий в повышении уровня рентабельности, с которым связано образование 75—80% общих размеров поощри тельных фондов.
Сортировочные и хозрасчетные грузовые, участковые и пассажир ские станции — социалистические предприятия в составе отделения дороги. Их производственно-финансовую деятельность регламенти рует Положение о социалистическом государственном производст
венном |
предприятии и Положение о станции, |
учитывающее особен |
||||
ности |
работы железнодорожного транспорта. |
Станция |
наделена ос |
|||
новными |
фондами |
и оборотными средствами, пользуется банковским |
||||
кредитом, |
имеет |
самостоятельный законченный баланс, расчетный |
||||
счет в Госбанке, |
является |
юридическим лицом. |
р а с ч е т а — |
|||
Основные принципы |
х о з я й с т в е н н о г о |
оптимальное сочетание централизованного руководства с хозяйствен ной самостоятельностью коллектива в улучшении результатов рабо ты, ускорении переработки вагонов, снижении себестоимости перера ботки, выполнении плановых заданий, утвержденных годовыми квар тальными планами.
Система хозяйственного расчета на станциях предусматривает цеховой и сменный хозрасчет. Цеховой хозрасчет устанавливается для грузового двора, льдопункта и других цехов станции. Особенности его следующие. Цех —часть станции, он не имеет собственного баланса, расчетного счета и др. Для грузового цеха, например, устанавливают следующие плановые и хозрасчетные показатели: погрузка и выгрузка в тоннах за сутки, среднечасовое наличие рабочего парка (местные вагоны), размер прибыли на один вагон рабочего парка.
Большое значение для совершенствования работы станций и их показателей имеет сменный хозрасчет. Сменам устанавливаются такие показатели, как количество отправленных вагонов, среднеча совое наличие вагонов рабочего парка, размер прибыли на один вагон.
Фондом материального поощрения распоряжается начальник станции. Размер премий работникам станции из фонда материального
186