Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

поощрения определяет начальник станции совместно с профсоюз­ ными организациями.

Деятельность станции определяется производственно-финансовым планом и балансом доходов и расходов (финансовым планом), со­ ставленным на год в целом с разбивкой по кварталам. На основе сооб­ щенных отделением дороги ориентировочного объема работы и техви- ко-экономических показателей станция составляет проект плана по эксплуатации и представляет его вместе с проектом плана местных до­ ходов и расходов на рассмотрение руководства отделения. До наступ­ ления нового года отделение дороги сообщает начальнику станции утвержденные (начальником отделения) годовой план эксплуатации с разбивкой по кварталам, штатную ведомость, план местных дохо­ дов и расходов (за счет этих доходов), баланс доходов и расходов.

Сортировочные, грузовые и участковые станции финансируются по плановой себестоимости за количество выполненных работ по сле­ дующим измерителям:

один

отправленный приведенный вагон

в двухосном

исчислении;

I т или вагон погруженного груза;

 

 

1 т

рассортированного груза мелких

отправок и

контейнеров.

Для пограничных станций, кроме указанных, устанавливаются следующие измерители:

одна переработанная тонна экспортно-импортных грузов с пере­ грузкой;

один вагон с перестановкой на колесные пары другой ширины колеи.

Для пассажирских станций установлен один измеритель — от­ правленный пассажирский поезд (вагон) по видам сообщения.

Для каждого из этих видов технической, грузовой и пассажирской работы ежеквартально определяют расчетную ставку.

Хозрасчетные сортировочные, грузовые и участковые станции получают от отделения дороги дополнительные средства за каждый процент снижения в размере 0,5% причитающихся сумм за выполнен­ ную эксплуатационную работу, но не свыше 5% общей суммы дохо­ дов, полученных станциями за данный квартал. Дополнительные сум­ мы выплачиваются:

сортировочным и участковым станциям — за снижение простоя вагонов транзитных с переработкой и без переработки, а также местных в целом по средневзвешенному простою при условии выполнения и пе­ ревыполнения квартального плана отправления вагонов;

грузовым станциям — за снижение простоя вагонов под одной грузовой операцией и транзитных в целом по средневзвешенному простою при выполнении и перевыполнении квартального плана погруз­ ки и выгрузки грузов в тоннах.

Станция, состоящая на хозрасчете, несет материальную ответст­ венность за несохранность перевозок грузов и багажа — в размере сумм претензий, оплаченных грузоотправителями; неподачу по вине станции вагонов отправителям под плановую погрузку — в установ­ ленном размере; подачу отправителям под погрузку неочищенных вагонов — в размере, определенном Уставом железных дорог СССР;

187


повреждение вагонов или локомотивов на территории станции и по ее вине (станция возмещает затраты вагонному или локомотивному депо за устранение повреждений согласно предъявленному счету; стоимость поврежденных частей вагонов определяется по ценнику); задержку иностранных вагонов и контейнеров сверх нормы.

Пассажирские станции, кроме того, несут материальную ответст­ венность за срыв графика отправления поездов — расчетная ставка

снижается

на 10%; утрату, порчу

и недостачу багажа и грузов —

в

размере

фактических

расходов

на оплату претензий; просрочку

в

доставке

багажа — в

размерах,

предусмотренных Уставом желез­

ных дорог СССР; невыполнение обязательств по договорам на сдачу в аренду станционных помещений под рестораны, буфеты и др.

Хозрасчетные станции имеют законченную отчетность, самостоя­ тельный бухгалтерский баланс, расчетный и специальные счета в банке.

Осуществление хозяйственной реформы обусловило изменение по­ рядка использования прибыли. Усилена роль прибыли в экономи­ ческом стимулировании хозрасчетных предприятий, объединений и от­ раслей хозяйства, в повышении материальной заинтересованности ра­ ботников в результатах их индивидуального труда и в улучшении ра­ боты предприятия в целом.

На предприятиях образуются три фонда экономического стимули­ рования. Первые два — фонд материального поощрения и фонд со­

циально-культурных мероприятий и жилищного строительства

(по­

ощрительные фонды) — предназначены для индивидуального и

кол­

лективного материального

поощрения работников предприятий,

а третий —фонд развития

производства — имеет целью расширить

права руководителей предприятия в использовании внутренних ресур­ сов для реконструкции, модернизации и расширения основных произ­ водственных фондов, в первую очередь за счет внедрения новой техники.

Размер поощрительных фондов определяется по нормативам от­ числений от доходов и прибыли в каждый из этих фондов.

Отчисления доли доходов от перевозок грузов в фюнд материального поощрения делаются в целях стимулирования качества использова­ ния грузовых вагонов и снижения их простоя под погрузкой и выгруз­ кой грузов против установленных норм времени — по 9 коп. за каж­ дый сэкономленный вагоно-час; уплотненную их загрузку — по 30 коп. за тонну, погруженную сверх установленных технических норм, но в пределах грузоподъемности вагона; отправление погру­ женных вагонов в отправительских и ступенчатых маршрутах при условии выполнения месячных заданий по отправлению грузов марш­ рутами — от 10 до 47 коп. на вагон в зависимости от дальности про­ бега маршрутов, назначения вагонов и характера грузов.

Отчисления доходов за вагоны, включенные в отправительские маршруты, в размере 50%, а за вагоны, включенные в ступенчатые маршруты, в размере 40% передаются грузоотправителям, а остальные зачисляются в фонд материального поощрения предприятий желез­ ных дорог для премирования работников, осуществляющих марш­ рутизацию перевозки грузов.

188


От правильного нормирования и планирования зависит четкая ра­ бота станции, повышение производительности труда и снижение затрат на единицу продукции. На станциях различают нормы време­ ни и нормы выработки. Под нормой времени понимают необходимую продолжительность определенной работы в условиях рациональной организации труда при наилучшем использовании технических средств. Нормы времени определяют прежде всего для маневровой работы. Прогрессивные, технически обоснованные нормы обеспечиваются

предварительной разработкой и

внедрением

для каждого

вида

ма­

невровой

работы наиболее совершенной технологии, учитывающей

передовой опыт лучших работников.

 

которое

Нормой выработки называют количество продукции,

должно быть выработано в единицу времени. Устанавливают

их

обычно

на смену. Для

каждой

профессии

работников,

входящих

в комплексную бригаду,

определяют свои нормы выработки по видам

выполненных работ.

 

 

 

 

 

Единицы измерения объема маневровой работы при ее нормирова­ нии: состав, учетный вагон и операция. Для различных видов работ применяют одну или несколько единиц измерения.

Нормы времени и нормы выработки делятся по технологическому признаку на единые, типовые и местные.

Единые нормы действуют на предприятиях всех отраслей хозяй­ ства. Они устанавливаются на работы, выполняемые в одинаковых производственных условиях, по единым графикам технологических процессов.

Типовые нормы распространяются на работы, выполняемые по типовым технологическим процессам. Они широко применяются на предприятиях железнодорожного транспорта.

На работы, не предусмотренные едиными и типовыми нормами, устанавливаются местные нормы, утверждаемые руководителями предприятий, станций, депо и т. д. Местные нормы применяются в тех случаях, когда на предприятии имеются условия, позволяющие уста­ новить нормы более прогрессивные, чем единые и типовые. Они также должны быть технически обоснованными.

Для целей технического нормирования применяется специальная классификация рабочего времени.

Заработная плата представляет собой вознаграждение, которое предприятие, учреждение, хозяйство обязано выплачивать рабочим и служащим за их труд в соответствии с его количеством и качеством по заранее установленным нормам независимо от доходов данного предприятия, учреждения, хозяйства.

В народном хозяйстве страны, в том числе и на предприятиях же­ лезнодорожного транспорта, применяются в основном две формы оп­ латы труда: сдельная и повременная, дополняемые, как правило, премиальными системами, обусловливающими дополнительное воз­ награждение за выполнение определенных показателей в работе.

Таким образом, при дополнении сдельной или повременной оплаты труда премиальной системой образуются комбинированные повре­ менно-премиальная или сдельно-премиальная формы, при которых

189


значительно усиливается материальная заинтересованность трудя­ щихся в повышении качества работы.

Наиболее простой и широко применяемой на железнодорожном транспорте является повременная оплата труда. Сущность ее состоит в том, что размер заработной платы определяется количеством прора­ ботанного времени.

В зависимости от установленной ставки заработной платы (ме­ сячной, дневной, часовой) принимается единица учета отработанного времени: час, день, месяц.

При месячных ставках заработок работника не зависит от числа рабочих дней в данном месяце.

При дневных ставках размер заработка работника зависит от чис­ ла фактически проработанных им рабочих дней.

При часовых ставках дневной или месячный заработок работника определяется исходя из количества часов, отработанных им в течение дня или месяца.

Тарифом заработной платы называется оценка различных видов труда в зависимости от его квалификации, тяжести и общественной важности.

Заработная плата рабочего определяется действующей тарифной системой, а также установленными нормами выработки.

На предприятиях железнодорожного транспорта для оплаты труда рабочих применяется единая шестиразрядная тарифная сетка.

Тарифная ставка первого разряда определяет уровень заработной платы рабочего, выполняющего простейшие работы.

Месячные должностные оклады заработной платы руководящим и инженерно-техническим работникам устанавливаются в зависимости от группы, присвоенной данному предприятию, организации, управле­ нию.

С учетом особенностей в работе предприятий и организаций на железнодорожном транспорте установлено распределение желез­ ных дорог и отделений дорог на три группы; железнодорожных стан­

ций — на

шесть классов (включая

внеклассные станции); пассажир­

ских станций — на четыре класса

(включая внеклассные станции);

остальных

линейных предприятий

и их подразделений — на три-

четыре группы.

Работникам железнодорожных станций и вокзалов должностные оклады устанавливаются: внеклассных — по I группе; I класса — поII группе; II — класса — по III группе; III класса — по IVгруппе предприятий.

Месячные оклады для служащих и младшего обслуживающего персонала устанавливаются в зависимости от занимаемой должности в соответствии со схемой должностных окладов' независимо от раз­ рядности (классности) предприятия.