ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
ГЛАВА
X
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА СССР
1. Основы организации движения на железных дорогах
Организация перевозочного процесса на железнодорожном транс порте должна обеспечивать выполнение государственного плана пере возок с наилучшим использованием технических средств железных дорог, высокой производительностью труда работников и наимень шей себестоимостью, а также с обеспечением безопасности движения поездов. В основе организации движения на железных дорогах СССР
лежат следующие важнейшие принципы.
1.Организация вагонопотоков в специализированные поезда на базе общесетевого плана формирования, который включает план маршрутизации перевозок с мест погрузки и план технической марш рутизации.
2.Организация работы станций — прием, отправление и пропуск поездов, формирование и расформирование составов, погрузка и вы грузка грузов, посадка и высадка пассажиров на основе технологи ческого процесса.
3.Организация движения поездов по графику, организующему работу всех подразделений железных дорог и обеспечивающему рацио нальное использование пропускной способности линий, основных устройств и сооружений железных дорог, а также согласованность в работе территориальных подразделений и служб железнодорожного транспорта.
4.Техническое нормирование погрузки и выгрузки, размеров
движения на участках, передачи груженых и порожних вагонов по стыковым пунктам между дорогами и отделениями, потребных парков подвижного состава и других показателей в зависимости от плана пе ревозок и оперативных задач.
5.Оперативное планирование эксплуатационной работы, целью которого является обеспечение выполнения плана перевозок графика движения и технических норм в условиях текущих суток и смены.
6.Диспетчерское руководство выполнением заданий по перевоз
кам и технических норм.
7. Обеспечение безопасности движения поездов.
Работа железнодорожного транспорта измеряется числом переве зенных грузов и пассажиров, количеством выполненных тонно-кило метров и пассажиро-километров. Показателем, учитывающим коли чество перевезенных грузов и дальность их перевозки, служит, как уже отмечалось в главе I, грузооборот железных дорог, измеряемый
161
в тонно-километрах в год. Величина грузооборота может быть получена как сумма произведений веса каждой отправки р на расстоя ние ее перевозки I в км (от станции погрузки до станции выгрузки).
Объем пассажирских перевозок характеризуется, как уже отме чалось в главе VIII, количеством перевезенных пассажиров и выпол ненных при этом пассажиро-километров, т. е. пассажирооборотом.
Тонно-километры и пассажиро-километры — измерители продук ции железнодорожного транспорта.
Обобщенным измерителем всей транспортной продукции являются приведенные тонно-километры (приведенная продукция). При опре делении приведенной продукции на железнодорожном транспорте
СССР по основной деятельности (перевозкам) I тонно-километр (ткм) приравнивается 1 пассажиро-километру (пассажиро-км).
Интенсивность использования железнодорожной сети характери
зуется |
грузонапряженностью (так называемой густотой движения), |
т. е. |
количеством выполненных тонно-километров, приходящихся |
на 1 км эксплуатационной длины сети.
Качество эксплуатационной работы дорог оценивается показателями использования подвижного состава, себестоимости перевозок и про изводительности труда. К числу основных показателей, характери зующих использование подвижного состава, относятся:
скорости движения поездов (техническая, участковая, маршрутная); время нахождения поездов и вагонов на станциях; использование грузоподъемности вагонов (статическая и динами
ческая нагрузка вагонов); производительность, оборот и среднесуточный пробег вагонов;
производительность, среднесуточный пробег локомотивов. Технической скоростью vr называется средняя скорость движе
ния поездов по участку без учета стоянок на промежуточных станциях. Участковая скорость vy — средняя скорость движения поезда по участку с учетом стоянок на промежуточных станциях. Маршрутная скорость vMпоказывает среднюю суточную скорость продвижения по езда от станции формирования или приема на дорогу (отделение) до станции расформирования или сдачи на другую дорогу (отделение) с учетом стоянок на всех попутных сортировочных, участковых и про межуточных станциях.
Работу станции характеризуют следующие показатели: время об работки транзитного поезда, транзитного вагона с переработкой и местного вагона, т. е. такого, с которым на данной станции совер шаются грузовые операции (погрузка, выгрузка или сортировка мелких отправок).
Статической нагрузкой вагона называют средний вес груза нетто, приходящийся на один условный (двухосный) вагон при отправлении; динамическая нагрузка учитывает использование грузоподъемности вагона на всем пути следования.
Основной показатель использования парка грузовых вагонов во времени — оборот, который включает цикл операций от момента окон чания погрузки вагона до момента окончания следующей погрузки. Время, в течение которого совершается этот цикл, называется вре-
192
менем оборота вагона. Так как большинство грузовых вагонов совер шает полный цикл операций между двумя погрузками в пределах нескольких дорог и отделений, а в пределах одной дороги этот цикл опе раций совершают только вагоны местного сообщения, то для дороги и отделений средний оборот вагона исчисляется условно и представ ляет собой затрату вагоно-суток (или вагоно-часов), приходящуюся на каждый вагон, участвующий в работе отделения или дороги.
Другими словами, оборотом вагона для отделения или дороги называется среднее время от момента окончания погрузки или приема вагона в груженом состоянии до момента следующей погрузки или сдачи вагона.
Чем скорее оборачивается вагон, тем большее число раз он может быть загружен за один и тот же период и тем больше, следовательно, грузов может быть им перевезено.
Использование вагонов характеризуется также среднесуточным пробегом. Если расстояние, пробегаемое вагоном от одной погрузки до другой, обозначить I (полный рейс вагона), время оборота v, то сред несуточный пробег вагона в км/сутки определяется по формуле
Показателем использования вагонов служит также их произво дительность. Этот измеритель показывает количество тонно-километров (нетто), выполненных одним вагоном рабочего парка в сутки.
Основные показатели использования локомотивов — среднесу точный пробег и производительность. Среднесуточный пробег опреде ляется как частное от деления локомотиво-километров, выполненных за сутки, на величину эксплуатируемого парка локомотивов. Произ водительность локомотива учитывает как его среднесуточный пробег, так и использование силы тяги, а также величину одиночного (ре зервного) пробега. Этот показатель измеряется количеством выполнен ных тонно-километров брутто, приходящихся на один локомотив эксплуатируемого парка.
2. Организационная структура железнодорожного транспорта
Общее руководство работой всех подразделений железных дорог осуществляет Министерство путей сообщения. Для руководства от дельными отраслями хозяйства в составе министерства созданы глав ные оперативно-производственные управления: движения, локомо тивного хозяйства, вагонного хозяйства, пути, электрификации и энергетического хозяйства, сигнализации и связи, грузовое, пас
сажирское.
В состав Главного управления движения входят: Управление по обеспечению породовой погрузки, Управление регулирования и орга низации работы вагонных парков, оперативно-распорядительные и технические отделы.
7 Зак. 636 |
193 |
В состав министерства входят, кроме того, главные управления материально-технического обеспечения, рабочего снабжения, капи тального строительства, по ремонту подвижного состава и производ ству запасных частей, учебными заведениями, врачебно-санитарное, аппарат главного ревизора по безопасности движения, научно-техни ческий совет и бюро по делам изобретательства, а также управления гражданских сооружений и водоснабжения, планово-экономическое, финансовое, статистического учета и отчетности, труда, заработной платы и техники безопасности, кадров.
Территориально железнодорожная сеть разделена на 26 дорог: Октябрьская, Прибалтийская, Белорусская, Северная, Московская, Горьковская, Южная, Донецкая, Приднепровская, Юго-Западная, Одесско-Кишиневская, Львовская, Северо-Кавказская, Азербайджан ская, Закавказская, Юго-Восточная, Приволжская, Куйбышевская, Казахская, Среднеазиатская, Свердловская, Южно-Уральская, За падно-Сибирская, Восточно-Сибирская, Забайкальская и Дальне восточная.
Руководство линейными подразделениями железнодорожного хо зяйства осуществляет начальник дороги через отделения и службы. Оперативно-производственные службы на всех дорогах, за некоторы ми исключениями, те же, что и главные управления министерства.
Основное хозяйственное подразделение дороги — отделение. В его состав входят следующие отраслевые отделы: движения, грузовой и пассажирской работы, локомотивного хозяйства, электрификации и энергетики, вагонного хозяйства, пути, гражданских сооружений, сигнализации и связи, планово-технико-экономический, финансовый, труда, заработной платы и техники безопасности и др.
3. Служба движения железной дороги
Служба движения непосредственно руководит движением на же лезных дорогах, обеспечивая выполнение государственного плана пе ревозок и безопасности движения поездов. На службу движения воз ложены следующие основные задачи:
обеспечение выполнения плана перевозок грузов; организация движения поездов и работы станций и, в частности
разработка графика и расписания движения поездов, плана формиро вания внутридорожных поездов, технологических процессов работы станций и оперативное руководство их выполнением, составление служебных инструкций, наставлений и руководств и контроль за их исполнением;
оперативное руководство эксплуатацией локомотивов и ответст венность за выполнение показателей их использования; ответствен ность за техническое состояние локомотива и обеспечение их устой чивой работы несет служба локомотивного хозяйства;
разработка ежемесячных технических норм работы дорог, включа ющих нормы погрузки и выгрузки, передачи порожних вагонов (по ре гулировочному плану для обеспечения погрузки на своей и других
194
дорогах), размеры движения поездов и передачи вагонов по стыко вым пунктам между дорогами и отделениями, размеры парков локо мотивов и вагонов по дорогам, отделениям, участкам и станциям, нормы оборота вагонов;
разработка и осуществление оперативных мер по обеспечению выполнения технических норм: оперативное планирование и руковод ство работой отделений, станций по погрузке, выгрузке, подаче и убор ке вагонов;
подбор, обучение и расстановка кадров, внедрение передовых ме тодов труда, установление норм выработки и расценок для работни ков, находящихся на сдельной оплате;
обеспечение исправного состояния хозяйства движения, разра ботка планов капитального строительства и ремонта станций и узлов, а также эксплуатационных требований к развитию других отраслей железнодорожного хозяйства.
Всоставе службы движения дороги имеются три основных отдела: распорядительный, породовой погрузки и технический. Распорядитель ный отдел осуществляет оперативное руководство работой дороги. Эксплуатационной работой непосредственно руководят дежурные по мощники начальника распорядительного отдела (ДГП), несущие сменное дежурство. Технический отдел ведает вопросами обеспечения безопасности движения, составлением графика движения и планов формирования поездов, разработкой технических норм работы от делений дороги, технологических процессов работы станций, а так же вопросами капитального строительства. Отдел породовой пог рузки обеспечивает выполнение плана погрузки по родам грузов.
Вотделении дороги организацией движения поездов занимается отдел движения. Оперативное руководство движением поездов осу ществляют старший диспетчер, сменные дежурные по отделению и по ездные диспетчеры.
Основная линейная производственная единица службы движения —
станция. Начальник ее подчиняется начальнику отделения дороги. Оперативное руководство работой крупных сортировочных станций осуществляют станционные (маневровые) диспетчеры, несущие смен ное дежурство.
т*
Г Л А В А
XI
РАБОТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИИ
1. Значение станций и организация их работы
Станцией называется раздельный пункт, путевое развитие которо го позволяет наряду с приемом, отправлением, скрещением и обгоном
поездов |
выполнять также операции по приему и выдаче грузов, об |
||||||
служиванию |
пассажиров, а при развитых |
путевых |
устройствах — |
||||
формированию составов и технические операции с поездами. |
|
||||||
Железнодорожные станции |
имеют чрезвычайно большое значение |
||||||
в системе |
транспорта. |
Они обслуживают потребности близле |
|||||
жащих |
промышленных |
предприятий, колхозов, совхозов и других |
|||||
организаций в перевозках грузов, пассажиров и багажа. |
|
||||||
Выполнение плана перевозок пассажиров и грузов должно осу |
|||||||
ществляться |
при безусловном |
обеспечении |
безопасности движения, |
||||
полном |
использовании |
имеющихся резервов и технических средств, |
|||||
неуклонном повышении |
производительности |
труда и снижении |
себе |
||||
стоимости перевозок. |
|
начальник |
станции, |
который |
несет |
||
Руководит работой станции |
ответственность за выполнение возложенных на нее задач, организует ее работу на основе технологического процесса, широкого развития соревнования и внедрения передовых методов труда, обеспечивая наилучшее обслуживание пассажиров, грузоотправителей и грузопо лучателей, правильное использование технических средств.
На сортировочных, пассажирских, крупных грузовых и участко вых станциях осуществляется диспетчерское руководство станционной работой. Всей оперативной работой станции руководит сменный ма невровый диспетчер, а там, где эта должность не предусмотрена, — дежурный по станции. Маневровый диспетчер координирует деятель ность всех цехов станции, составляет оперативные планы работы с де журным по отделению, дежурным по локомотивному депо, сменным мастером пункта технического осмотра вагонов и обеспечивает выпол нение этих планов. На крупных двусторонних, а в ряде случаев и на од носторонних сортировочных станциях всей работой руководит стан ционный диспетчер, а маневровую работу в сортировочных системах организуют маневровые диспетчеры. На некоторых станциях с боль шим объемом грузовых операций, помимо станционного диспетчера, имеется диспетчер по местной работе, который осуществляет подачу и уборку вагонов к пунктам грузовых операций и от этих пунктов обеспечивает выполнение плана погрузки и выгрузки, сокращение простоя местных вагонов.
196