Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА

X

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА СССР

1. Основы организации движения на железных дорогах

Организация перевозочного процесса на железнодорожном транс­ порте должна обеспечивать выполнение государственного плана пере­ возок с наилучшим использованием технических средств железных дорог, высокой производительностью труда работников и наимень­ шей себестоимостью, а также с обеспечением безопасности движения поездов. В основе организации движения на железных дорогах СССР

лежат следующие важнейшие принципы.

1.Организация вагонопотоков в специализированные поезда на базе общесетевого плана формирования, который включает план маршрутизации перевозок с мест погрузки и план технической марш­ рутизации.

2.Организация работы станций — прием, отправление и пропуск поездов, формирование и расформирование составов, погрузка и вы­ грузка грузов, посадка и высадка пассажиров на основе технологи­ ческого процесса.

3.Организация движения поездов по графику, организующему работу всех подразделений железных дорог и обеспечивающему рацио­ нальное использование пропускной способности линий, основных устройств и сооружений железных дорог, а также согласованность в работе территориальных подразделений и служб железнодорожного транспорта.

4.Техническое нормирование погрузки и выгрузки, размеров

движения на участках, передачи груженых и порожних вагонов по стыковым пунктам между дорогами и отделениями, потребных парков подвижного состава и других показателей в зависимости от плана пе­ ревозок и оперативных задач.

5.Оперативное планирование эксплуатационной работы, целью которого является обеспечение выполнения плана перевозок графика движения и технических норм в условиях текущих суток и смены.

6.Диспетчерское руководство выполнением заданий по перевоз­

кам и технических норм.

7. Обеспечение безопасности движения поездов.

Работа железнодорожного транспорта измеряется числом переве­ зенных грузов и пассажиров, количеством выполненных тонно-кило­ метров и пассажиро-километров. Показателем, учитывающим коли­ чество перевезенных грузов и дальность их перевозки, служит, как уже отмечалось в главе I, грузооборот железных дорог, измеряемый

161


в тонно-километрах в год. Величина грузооборота может быть получена как сумма произведений веса каждой отправки р на расстоя­ ние ее перевозки I в км (от станции погрузки до станции выгрузки).

Объем пассажирских перевозок характеризуется, как уже отме­ чалось в главе VIII, количеством перевезенных пассажиров и выпол­ ненных при этом пассажиро-километров, т. е. пассажирооборотом.

Тонно-километры и пассажиро-километры — измерители продук­ ции железнодорожного транспорта.

Обобщенным измерителем всей транспортной продукции являются приведенные тонно-километры (приведенная продукция). При опре­ делении приведенной продукции на железнодорожном транспорте

СССР по основной деятельности (перевозкам) I тонно-километр (ткм) приравнивается 1 пассажиро-километру (пассажиро-км).

Интенсивность использования железнодорожной сети характери­

зуется

грузонапряженностью (так называемой густотой движения),

т. е.

количеством выполненных тонно-километров, приходящихся

на 1 км эксплуатационной длины сети.

Качество эксплуатационной работы дорог оценивается показателями использования подвижного состава, себестоимости перевозок и про­ изводительности труда. К числу основных показателей, характери­ зующих использование подвижного состава, относятся:

скорости движения поездов (техническая, участковая, маршрутная); время нахождения поездов и вагонов на станциях; использование грузоподъемности вагонов (статическая и динами­

ческая нагрузка вагонов); производительность, оборот и среднесуточный пробег вагонов;

производительность, среднесуточный пробег локомотивов. Технической скоростью vr называется средняя скорость движе­

ния поездов по участку без учета стоянок на промежуточных станциях. Участковая скорость vy — средняя скорость движения поезда по участку с учетом стоянок на промежуточных станциях. Маршрутная скорость vMпоказывает среднюю суточную скорость продвижения по­ езда от станции формирования или приема на дорогу (отделение) до станции расформирования или сдачи на другую дорогу (отделение) с учетом стоянок на всех попутных сортировочных, участковых и про­ межуточных станциях.

Работу станции характеризуют следующие показатели: время об­ работки транзитного поезда, транзитного вагона с переработкой и местного вагона, т. е. такого, с которым на данной станции совер­ шаются грузовые операции (погрузка, выгрузка или сортировка мелких отправок).

Статической нагрузкой вагона называют средний вес груза нетто, приходящийся на один условный (двухосный) вагон при отправлении; динамическая нагрузка учитывает использование грузоподъемности вагона на всем пути следования.

Основной показатель использования парка грузовых вагонов во времени — оборот, который включает цикл операций от момента окон­ чания погрузки вагона до момента окончания следующей погрузки. Время, в течение которого совершается этот цикл, называется вре-

192


менем оборота вагона. Так как большинство грузовых вагонов совер­ шает полный цикл операций между двумя погрузками в пределах нескольких дорог и отделений, а в пределах одной дороги этот цикл опе­ раций совершают только вагоны местного сообщения, то для дороги и отделений средний оборот вагона исчисляется условно и представ­ ляет собой затрату вагоно-суток (или вагоно-часов), приходящуюся на каждый вагон, участвующий в работе отделения или дороги.

Другими словами, оборотом вагона для отделения или дороги называется среднее время от момента окончания погрузки или приема вагона в груженом состоянии до момента следующей погрузки или сдачи вагона.

Чем скорее оборачивается вагон, тем большее число раз он может быть загружен за один и тот же период и тем больше, следовательно, грузов может быть им перевезено.

Использование вагонов характеризуется также среднесуточным пробегом. Если расстояние, пробегаемое вагоном от одной погрузки до другой, обозначить I (полный рейс вагона), время оборота v, то сред­ несуточный пробег вагона в км/сутки определяется по формуле

Показателем использования вагонов служит также их произво­ дительность. Этот измеритель показывает количество тонно-километров (нетто), выполненных одним вагоном рабочего парка в сутки.

Основные показатели использования локомотивов — среднесу­ точный пробег и производительность. Среднесуточный пробег опреде­ ляется как частное от деления локомотиво-километров, выполненных за сутки, на величину эксплуатируемого парка локомотивов. Произ­ водительность локомотива учитывает как его среднесуточный пробег, так и использование силы тяги, а также величину одиночного (ре­ зервного) пробега. Этот показатель измеряется количеством выполнен­ ных тонно-километров брутто, приходящихся на один локомотив эксплуатируемого парка.

2. Организационная структура железнодорожного транспорта

Общее руководство работой всех подразделений железных дорог осуществляет Министерство путей сообщения. Для руководства от­ дельными отраслями хозяйства в составе министерства созданы глав­ ные оперативно-производственные управления: движения, локомо­ тивного хозяйства, вагонного хозяйства, пути, электрификации и энергетического хозяйства, сигнализации и связи, грузовое, пас­

сажирское.

В состав Главного управления движения входят: Управление по обеспечению породовой погрузки, Управление регулирования и орга­ низации работы вагонных парков, оперативно-распорядительные и технические отделы.

7 Зак. 636

193


В состав министерства входят, кроме того, главные управления материально-технического обеспечения, рабочего снабжения, капи­ тального строительства, по ремонту подвижного состава и производ­ ству запасных частей, учебными заведениями, врачебно-санитарное, аппарат главного ревизора по безопасности движения, научно-техни­ ческий совет и бюро по делам изобретательства, а также управления гражданских сооружений и водоснабжения, планово-экономическое, финансовое, статистического учета и отчетности, труда, заработной платы и техники безопасности, кадров.

Территориально железнодорожная сеть разделена на 26 дорог: Октябрьская, Прибалтийская, Белорусская, Северная, Московская, Горьковская, Южная, Донецкая, Приднепровская, Юго-Западная, Одесско-Кишиневская, Львовская, Северо-Кавказская, Азербайджан­ ская, Закавказская, Юго-Восточная, Приволжская, Куйбышевская, Казахская, Среднеазиатская, Свердловская, Южно-Уральская, За­ падно-Сибирская, Восточно-Сибирская, Забайкальская и Дальне­ восточная.

Руководство линейными подразделениями железнодорожного хо­ зяйства осуществляет начальник дороги через отделения и службы. Оперативно-производственные службы на всех дорогах, за некоторы­ ми исключениями, те же, что и главные управления министерства.

Основное хозяйственное подразделение дороги — отделение. В его состав входят следующие отраслевые отделы: движения, грузовой и пассажирской работы, локомотивного хозяйства, электрификации и энергетики, вагонного хозяйства, пути, гражданских сооружений, сигнализации и связи, планово-технико-экономический, финансовый, труда, заработной платы и техники безопасности и др.

3. Служба движения железной дороги

Служба движения непосредственно руководит движением на же­ лезных дорогах, обеспечивая выполнение государственного плана пе­ ревозок и безопасности движения поездов. На службу движения воз­ ложены следующие основные задачи:

обеспечение выполнения плана перевозок грузов; организация движения поездов и работы станций и, в частности

разработка графика и расписания движения поездов, плана формиро­ вания внутридорожных поездов, технологических процессов работы станций и оперативное руководство их выполнением, составление служебных инструкций, наставлений и руководств и контроль за их исполнением;

оперативное руководство эксплуатацией локомотивов и ответст­ венность за выполнение показателей их использования; ответствен­ ность за техническое состояние локомотива и обеспечение их устой­ чивой работы несет служба локомотивного хозяйства;

разработка ежемесячных технических норм работы дорог, включа­ ющих нормы погрузки и выгрузки, передачи порожних вагонов (по ре­ гулировочному плану для обеспечения погрузки на своей и других

194


дорогах), размеры движения поездов и передачи вагонов по стыко­ вым пунктам между дорогами и отделениями, размеры парков локо­ мотивов и вагонов по дорогам, отделениям, участкам и станциям, нормы оборота вагонов;

разработка и осуществление оперативных мер по обеспечению выполнения технических норм: оперативное планирование и руковод­ ство работой отделений, станций по погрузке, выгрузке, подаче и убор­ ке вагонов;

подбор, обучение и расстановка кадров, внедрение передовых ме­ тодов труда, установление норм выработки и расценок для работни­ ков, находящихся на сдельной оплате;

обеспечение исправного состояния хозяйства движения, разра­ ботка планов капитального строительства и ремонта станций и узлов, а также эксплуатационных требований к развитию других отраслей железнодорожного хозяйства.

Всоставе службы движения дороги имеются три основных отдела: распорядительный, породовой погрузки и технический. Распорядитель­ ный отдел осуществляет оперативное руководство работой дороги. Эксплуатационной работой непосредственно руководят дежурные по­ мощники начальника распорядительного отдела (ДГП), несущие сменное дежурство. Технический отдел ведает вопросами обеспечения безопасности движения, составлением графика движения и планов формирования поездов, разработкой технических норм работы от­ делений дороги, технологических процессов работы станций, а так­ же вопросами капитального строительства. Отдел породовой пог­ рузки обеспечивает выполнение плана погрузки по родам грузов.

Вотделении дороги организацией движения поездов занимается отдел движения. Оперативное руководство движением поездов осу­ ществляют старший диспетчер, сменные дежурные по отделению и по­ ездные диспетчеры.

Основная линейная производственная единица службы движения —

станция. Начальник ее подчиняется начальнику отделения дороги. Оперативное руководство работой крупных сортировочных станций осуществляют станционные (маневровые) диспетчеры, несущие смен­ ное дежурство.

т*

Г Л А В А

XI

РАБОТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИИ

1. Значение станций и организация их работы

Станцией называется раздельный пункт, путевое развитие которо­ го позволяет наряду с приемом, отправлением, скрещением и обгоном

поездов

выполнять также операции по приему и выдаче грузов, об­

служиванию

пассажиров, а при развитых

путевых

устройствах —

формированию составов и технические операции с поездами.

 

Железнодорожные станции

имеют чрезвычайно большое значение

в системе

транспорта.

Они обслуживают потребности близле­

жащих

промышленных

предприятий, колхозов, совхозов и других

организаций в перевозках грузов, пассажиров и багажа.

 

Выполнение плана перевозок пассажиров и грузов должно осу­

ществляться

при безусловном

обеспечении

безопасности движения,

полном

использовании

имеющихся резервов и технических средств,

неуклонном повышении

производительности

труда и снижении

себе­

стоимости перевозок.

 

начальник

станции,

который

несет

Руководит работой станции

ответственность за выполнение возложенных на нее задач, организует ее работу на основе технологического процесса, широкого развития соревнования и внедрения передовых методов труда, обеспечивая наилучшее обслуживание пассажиров, грузоотправителей и грузопо­ лучателей, правильное использование технических средств.

На сортировочных, пассажирских, крупных грузовых и участко­ вых станциях осуществляется диспетчерское руководство станционной работой. Всей оперативной работой станции руководит сменный ма­ невровый диспетчер, а там, где эта должность не предусмотрена, — дежурный по станции. Маневровый диспетчер координирует деятель­ ность всех цехов станции, составляет оперативные планы работы с де­ журным по отделению, дежурным по локомотивному депо, сменным мастером пункта технического осмотра вагонов и обеспечивает выпол­ нение этих планов. На крупных двусторонних, а в ряде случаев и на од­ носторонних сортировочных станциях всей работой руководит стан­ ционный диспетчер, а маневровую работу в сортировочных системах организуют маневровые диспетчеры. На некоторых станциях с боль­ шим объемом грузовых операций, помимо станционного диспетчера, имеется диспетчер по местной работе, который осуществляет подачу и уборку вагонов к пунктам грузовых операций и от этих пунктов обеспечивает выполнение плана погрузки и выгрузки, сокращение простоя местных вагонов.

196