Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязанность дежурного по станции — руководство приемом, от­ правлением и пропуском поездов, маневровыми передвижениями из одного района станции в другой, а также выездом на главные пути. Приказы дежурного по станции о приеме, отправлении поездов и пере­ движении маневровых локомотивов обязательны не только для работ­ ников станции, но и для маневровых и поездных локомотивных бригад, осмотрщиков вагонов.

На всех механизированных горках сортировочных станций рос­ пуском составов с горки руководит, как правило, дежурный по горке, в ведении которого находятся помощники составителя, операторы

механизированных горок, стрелочники и башмачники-тормозилыдики.

На станциях,

где нет дежурных

по горке, задания на маневровую

работу дает

маневровый

диспетчер непосредственно исполнителям

(операторам

горочных

постов,

горочному помощнику состави­

теля).

 

 

 

Расчетом веса и длины составов, проверкой правильности форми­ рования поездов и оформлением документов на поезда занимаются работники технических контор. Их работой на станциях внеклассных и I класса руководит начальник технической конторы.

Руководство грузовой и коммерческой работой на станции осу­ ществляет заместитель начальника станции по грузовой и коммер­ ческой работе. Непосредственно руководит этими операциями на местах общего пользования заведующий грузовым двором.

На остальных станциях сети оперативное руководство работой осуществляет дежурный по станции. Никто, кроме него, не может отдавать распоряжений о приеме, пропуске, отправлении поездов и производстве маневров на путях, по которым следуют организован­ ные поезда или с которых возможен выход на пути или маршруты следования поездов. Начальник станции и вышестоящие лица могут отдавать свои распоряжения о движении поездов только через дежур­ ного по станции.

В распоряжении дежурного по станции находятся локомотивы, вагоны,- постоянные устройства пути, сигнализации и связи и т. д. В период дежурства в его подчинении находится оперативный штат станции. Все работники смены, а также бригады локомотивов поездов и маневровых локомотивов в оперативном порядке подчинены дежур­ ному по станции и обязаны беспрекословно выполнять все его распо­ ряжения.

Дежурный по станции должен организовать работу станции так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнение государствен­ ного плана перевозок.

Дежурный по станции имеет право отстранить от работы подчинен­ ного, если оставление его на дежурстве угрожает безопасности движе­ ния или влечет за собой срыв всей работы. Об этом он обязан немед­ ленно доложить начальнику станции. Дежурный по станции несет пол­ ную ответственность за техническую работу станции и прежде всего 8а безопасность маневровых передвижений, выполнение графика дви­ жения и плана формирования поездов, качество использования локо­ мотивов и вагонов. Он отвечает не только за себя, но и за своих

197


подчиненных, если будет установлено, что их упущения явились результатом отсутствия требовательности и контроля с его сто­

роны.

Дежурный по станции обязан знать Правила технической эксплуа тации железных дорог Союза ССР; Инструкцию по сигнализации и Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на желез­ ных дорогах Союза ССР; Правила по технике безопасности в хозяй­ стве движения и промышленной санитарии;. Устав железных дорог Союза ССР; инструкции о порядке пропуска по железнодорожным путям общего пользования вагонов, принадлежащих предприятиям и организациям министерств и ведомств, о порядке отстановки, со­ держания, изъятия и учета вагонов резерва МПС, о погрузке и пере­ возке негабаритных и тяжеловесных грузов; Положение о железно­ дорожной станции; Устав о дисциплине работников железнодорожного транспорта. Кроме того, он должен знать в объеме, необходимом для практической работы, инструкции по обеспечению безопасности дви­ жения при производстве путевых работ и работ по ремонту устройств СЦБ и связи.

Основные руководящие документы, определяющие систему орга­ низации движения и работы станции, — это график движения и план формирования поездов, технологический процесс и техническо-рас­ порядительный акт. Знание этих документов также обязательно для дежурного по станции.

Дежурный по станции должен располагать необходимыми данными о технической вооруженности участков, примыкающих к данной станции, о пути (тип рельсов, число шпал на 1 км, род балласта), его профиле (руководящий подъем, определяющий наибольший вес поезда на участке) и плане (наименьший радиус кривых), знать путе­ вое развитие смежных раздельных пунктов и их техническое оснаще­ ние, иметь четкое представление о локомотивах и вагонах, которые разрешается пропускать по данному пути и с какой максимальной скоростью, а также о типах локомотивов, обращающихся на тяговом участке.

Однако знание только правил, руководящих технических доку­ ментов и технического вооружения не позволит еще' дежурному по станции стать полноценным командиром, если он не изучил работников своей смены, не имеет навыков командования и не научился искусст­ ву организации. Результаты работы дежурного, в конечном счете, зави­ сят от всего коллектива. Вот почему он должен уметь правильно расставить всех работников смены, давать им четкие, ясные прика­ зания, бдительно следить за их работой и контролировать ее, пред­ видеть возможные затруднения и вовремя исправлять допущенные ошибки.

Порядок работы станции, обеспечивающий безопасность приема, отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений, а также способы использования технических средств устанавливаются техни­ ческо-распорядительным актом. Составляет его начальник станции в соответствии с Правилами технической эксплуатации, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе, Инструкцией по сигнали-

198


зации, инструкциями и приказами Министерства путей сообщения и начальника дороги с учетом действующих графика движения и плана формирования поездов. Утверждает техническо-распорядительный

акт для сортировочных, пассажирских,

а также крупных грузовых

и участковых станций (по перечню,

установленному начальником

дороги) начальник службы движения; для остальных станций — на­ чальник отдела движения отделения дороги.

Техническо-распорядительный акт содержит данные об устройстве и техническом оснащении станции: путевом развитии, прилегающих перегонах, примыкающих подъездных путях, стрелочном хозяйстве, устройствах для формирования и расформирования поездов, экипи­

ровке

локомотивов,

освещения, внутристанционной связи и

т. д.

В акте

указываются

круг обязанностей дежурных по станции,

посту

или парку, специализация районов работы маневровых локомотивов

и организация работы в них,

порядок закрепления на путях вагонов

G роликовыми подшипниками,

места экипировки маневровых локомо­

тивов и другие данные, определенные типовой формой техническораспорядительного акта. К акту прилагают масштабную схему путе­ вого развития станции, ведомости тяговых плеч, веса и длины поезда

на прилегающих линиях, потребного

количества автоматических

и ручных тормозов в грузовых поездах,

условных звуковых сигналов,

применяемых при маневровой работе, а также инструкции о порядке пользования устройствами сигнализации, централизации и блоки­ ровки, работе сортировочных горок, обслуживании путей необщего пользования и др.

Таким образом, техническо-распорядительный акт является как бы техническим паспортом станции.

Выписки из техническо-распорядительного акта вывешивают в по­ мещениях дежурного по станции, станционного диспетчера, дежурных по паркам и сортировочным горкам, стрелочных постов, исполни­ тельных постов централизации, дежурного по локомотивному депо и в пунктах технического осмотра вагонов.

Работников станции допускают к исполнению служебных обязан­ ностей только поле проверки знания ими всего или соответствующей части техническо-распорядительного акта.

Твердое знание техническо-распорядительного акта и точное соблюдение его требований — важнейшее условие обеспечения чет­ кой и безопасной работы станции.

2. Технологический процесс работы станции

Технологическим процессом называется еистема организации ра­ боты станции, основанная на передовых методах труда и наиболее эффективном использовании технических средств. Он определяет рациональный порядок выполнения операций g составами и вагона­ ми, прогрессивные нормы, эффективное использование технических средств и устройств, расстановку штата и оперативное руководство его действиями.

199


Тсхнологичесий процесс разрабатывают на основе графика движе­ ния и плана формирования поездов; анализа работы станции в целом

иее отдельных цехов; объема и характера вагонопотоков; наиболее рациональных маршрутов следования локомотивов, поездов и групп вагонов по станционным путям и паркам; данных о загрузке различ­ ных элементов устройств и продолжительности отдельных операций с учетом рационального распределения работы между техническими средствами станции, парками, сортировочными горками, вытяжными путями и т. п.; правильного взаимодействия в работе всех производ­ ственных звеньев станции. В технологическом процессе отражены: техническая эксплуатационная характеристика станции; порядок опе­ ративного командования и планирования работы; организация единых смен и комплексных бригад, диспетчерского руководства расформи­ рованием и формированием поездов; работа технической конторы; продолжительность и последовательность операций с транзитными поездами и вагонами, поступающими в переработку; порядок произ­ водства маневров и обслуживания местной работы; нормы времени на­ хождения вагонов на станции. Основные принципы рациональной технологии работы станции — параллельность и непрерывность вы­ полнения операций, минимальная затрата времени на каждую из них, широкое применение передовых методов и приемов труда, новой техники.

Технологический процесс сортировочных станций, крупных гру­ зовых, пассажирских и участковых станций разрабатывается и внед­ ряется под руководством главного инженера, а там, где его нет, — старшего инженера станции с участием представителей локомотивного

ивагонного депо, дистанции сигнализации и связи, участка энерго­ снабжения, механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и дистанции пути. Утверждает его для пассажирских и сортиро­ вочных, а также крупных грузовых и участковых (по перечню, уста­ новленному начальником дороги) станций начальник отделения до­ роги; для остальных станций (где в штате нет главного инженера и ин­ женера станции) технологический процесс разрабатывается непосред­ ственно начальником станции, а утверждается начальником отдела движения отделения дороги. При изменении графика движения, резком

иустойчивом увеличении или уменьшении объема и характера ваго­ нопотоков технологический процесс корректируется.

Для промежуточных станций отдел движения отделения дороги раз­ рабатывает технологические карты работы.

Для того чтобы каждый работник станции точно выполнял указа­ ния технологического процесса, разрабатывают инструкционно-тех­ нологические карты для составителей поездов, операторов техни­ ческих контор, приемосдатчиков грузов, операторов и дежурных по горке, бригад пунктов технического осмотра, работников грузовых дворов, товарных контор и др. В них указываются порядок и приемы выполнения отдельных операций, нормы времени на эти операции, порядок обеспечения безопасности движения и личной безопасности работников, а также приемы, обеспечивающие высокую производи­ тельность труда в зимних условиях.

200