Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

3. Работа промежуточных станций

 

На промежуточных

станциях выполняются

следующие

опе­

рации:

 

 

 

 

 

технические

прием,

отправление и пропуск

транзитных пасса­

жирских и грузовых поездов,

маневры со сборными поездами (прицеп­

ка и отцепка вагонов);

 

 

 

 

грузовые, коммерческие

и пассажирские —прием, погрузка,

вы­

грузка, хранение и выдача грузов; оформление грузовых документов; посадка и высадка пассажиров; продажа билетов; прием, погрузка, выгрузка, хранение и выдача багажа.

На отдельных промежуточных станциях, кроме того, формируют отправительские маршруты, обслуживают подъездные пути (подача

иуборка вагонов, иногда взвешивание грузов), оборачивают приго­ родные составы (на зонных станциях). На некоторых станциях пре­ дусмотрен небольшой штат осмотрщиков вагонов для проверки тех­ нического состояния вагонов, устранения обнаруженных неисправ­ ностей и опробования тормозов. Порядок выполнения операций от­ ражен в технологических картах. Такая карта содержит: порядок обработки составов и отдельных вагонов, таблицу норм времени на операции со сборными поездами и описание технологии их обработки, нормы времени на операции с вагонами на складах общего пользования

иподъездных путях.

На промежуточных станциях, обслуживающих крупные промыш­ ленные предприятия, разрабатывается единый технологический про­ цесс работы станции и подъездного пути.

Каждый раздельный пункт, стрелочный пост или станционный пост управления стрелками и сигналами может находиться в ведении только одного работника: раздельный пункт—дежурного по станции или поездного диспетчера (на участке, оборудованном диспетчерской централизацией), стрелочный пост — дежурного постового или стар­ шего стрелочника (дежурного по станции), исполнительный пост централизации — дежурного по посту.

Организация операций по приему и отправлению поездов зависит

от средств сигнализации,

централизации и блокировки, кото­

рыми оборудована станция.

При электрической централизации

(ЭЦ) стрелок и сигналов и других типах централизации g электри­ ческой изоляцией приемо-отправочных путей и управлением стрелка­ ми и сигналами из помещения дежурного по станции все операции по приготовлению маршрутов приема и отправления поездов выполняют лично дежурный по станции или под его непосредственным руковод­ ством сигналисты..

На станциях о централизацией стрелок, управляемых с исполни­ тельных постов, все распоряжения о приготовлении маршрутов приема или отправления поездов дежурный по станции передает дежурным сигналистам исполнительных постов и подтверждает распоряжение соответствующими действиями на аппарате управления. Правиль­ ность выполнения отдельных распоряжений контролируется по пока­ заниям приборов управления центрального аппарата.

201


Если стрелки нецентрализованные, перевод их осуществляют стрелочники, а правильность приготовления маршрутов проверяют старшие стрелочники. Задание на приготовление маршрута дежур­ ный по станции дает одновременно старшим стрелочникам всех стрелочных районов, участвующих в приготовлении маршрута. Стрелки маршрутов приема и отправления поездов после перевода долж­ ны быть заперты. Ключи от них хранятся у дежурного по станции или старшего стрелочника, а от наиболее ответственных стрелок — толь­ ко у дежурного по станции. После приема или отправления поезда стрелки переводят в нормальное положение или в направлении сво­ бодного пути. Установка стрелок в нормальное положение после ис­ пользования маршрута при ЭЦ необязательна.

Поезда принимают на свободные пути при открытом входном сиг­ нале. Дежурный по станции должен своевременно готовить эти пути, а также стрелочные маршруты для приема поездов. Распоряжение о приготовлении маршрута дежурный по станции дает стрелочникам или сигналистам заблаговременно, указывая номер поезда и номер пути его приема. Перед приемом поезда дежурный по станции обязан прекратить маневры с выходом на путь или маршрут приема поезда,

проверить свободность

пути приема,

правильность установки стре­

лок для заданного маршрута (лично

или через старшего стрелоч­

ника).

на свободный

перегон, в чем дежурный по

Отправляют поезда

станции должен предварительно убедиться. Порядок приготовления и проверки маршрута при отправлении поезда тот же, что и при приеме. Разрешением на занятие перегона машинисту поезда при автомати­ ческой и полуавтоматической блокировке является разрешающее показание выходного светофора (семафора), при жезловой системе— жезл данного перегона, при телеграфном (телефонном) способе связи по движению поездов — путевая телеграмма (телефонограмма) на од­ нопутных и путевая записка на двухпутных участках, при перерыве всех видов связи и переходе на письменные извещения и о движении поездов — разрешение на бланке красного цвета.

Для поездов, проходящих станцию без остановки, маршруты прие­ ма и отправления приготовляют одновременно.

Каждый прибывающий поезд встречают и отправляемый прово­ жают дежурный по станции, стрелочники и сигналисты постов. Они проверяют прибытие и отправление поездов в полном составе, уста­ новку их в границах предельных столбиков.

Входной и выходной светофоры на станциях, оборудованных авто­ блокировкой, принимают запрещающее положение автоматически. При других средствах поездной связи закрывает входной (выходной) сигнал дежурный по станции или по его указанию старший стрелочник

или сигналист после того,

как

убедится, что поезд в полном составе

проследовал входную или выходную (при отправлении) стрелку.

О времени прибытия,

отправления или

проследования поезда,

а также о пути, на который

будет принят

каждый пассажирский,

грузо-пассажирский и людской (кроме пригородного) поезд, дежур­ ный по промежуточной станции докладывает поездному диспетчеру.

202


О времени прибытия, отправления или проследования поезда доклады­ вается дежурному по соседней станции.

Пассажирские поезда принимают на выделенные для них пути, обычно непосредственно к пассажирскому зданию. Если на пути между этим зданием и путем, где остановится пассажирский поезд, стоит грузовой поезд, то до приема пассажирского поезда он должен быть расцеплен и для пассажиров сделан проход. Если возникнет необхо­ димость пропустить поезд или локомотив по путям, расположенным между стоящим пассажирским поездом и пассажирским зданием, де­ журный по станции должен своевременно оповестить об этом пасса­ жиров, чтобы обеспечить их безопасность.

Груженые вагоны под выгрузку и порожние под погрузку на проме­ жуточные станции доставляют, а загруженные вагоны и порожние,

освободившиеся после

выгрузки, вывозят, как правило, сборными

и вывозными поездами.

 

Со сборными поездами на промежуточных станциях выполняют следующие операции: отцепку, подачу под погрузку или выгрузку, перестановку от одного погрузочно-разгрузочного фронта к другому, уборку от фронтов и прицепку вагонов, погрузку и выгрузку (за время стоянки сборного поезда на станции) мелких отправок грузов из сборно-раздаточных вагонов, а иногда и повагонных отправок. Продолжительность стоянки сборного поезда на станции зависит от количества отцепляемых и прицепляемых вагонов, а также от орга­ низации маневровой работы.

Маневровая работа на промежуточных станциях производится ло­ комотивами сборных поездов, специальными локомотивами, при­ крепленными к одной или нескольким станциям, а в отдельных слу­

чаях также другими локомотивами (подталкивающими,

вывозными

и др.). Если для обслуживания промежуточных станций

выделяют

специальный локомотив, его работу организуют по графику, согласо­ ванному с графиком движения сборных поездов, чтобы вагоны, подле­ жащие отправлению со станции, были до прихода сборного поезда подготовлены к прицепке, а прибывшие вагоны после отцепки не простаивали в ожидании подачи под погрузку или выгрузку. Манев­ ры в хвостовой части поезда на таких станциях выполняет маневровый локомотив, а в головной —локомотив сборного поезда. На тех стан­ циях, к которым локомотивы не прикреплены, вся маневровая рабо­ та выполняется локомотивом сборного поезда.

На многих участках сборные поезда работают не на всех, а только на опорных станциях. Развоз груза с опорных станций на соседние промежуточные и уборка вагонов с. этих станций на опорные осущест­ вляются диспетчерскими локомотивами, работающими по графику, согласованному с расписанием сборных поездов.

Работа сборного поезда организуется следующим образом. Присту­ пая к планированию формирования сборного поезда, поездной диспет­ чер через дежурных по промежуточным станциям определяет коли­ чество вагонов (их вес и длину), подлежащих уборке сборным по­ ездом. Указание о необходимости учета при формировании сборного поезда вагонов, убираемых с участка, передается на участковую или

203


сортировочную станцию диспетчерским приказом В приказ могут быть включены и другие указания о подготовке состава сборного поезда. Для сборного поезда устанавливаются дифференцированные нормы веса и длины по перегонам. С учетом этих норм, наличия ва­ гонов для включения в сборный поезд на станции формирования, прицепки и отцепки вагонов на промежуточных станциях маневровый диспетчер (а на участковых станциях дежурный по станции) состав­ ляет план формирования сборного поезда, который после согласования с поездным диспетчером передается составительской бригаде для ис­ полнения. Чтобы облегчить работу на промежуточных станциях, ва­ гоны в составе сборного поезда расставляют в соответствии с последо­ вательностью расположения станций на участке. Поездной диспетчер составляет план работы поезда н*а участке, корректирует его распи­ сание и диспетчерским приказом доводит этот план до станций участ­ ка, сообщая данные о вагонах и грузах под выгрузку и погрузку для каждой из них.

Дежурный по промежуточной станции, получив от поездного диспетчера план обработки сборного поезда, должен подготовить ра­ бочих для погрузки и выгрузки (при безотцепочных грузовых опе­ рациях), известить грузополучателей, а также составить план выпол­ нения маневров.

Нормы времени на обработку сборного поезда определяют рас­ четом: по совокупности технологических операций с учетом возможно­ го параллельного выполнения некоторых из них. Для определения норм времени на маневровые операции предварительно устанавливают средний объем отцепки и прицепки вагонов, размеры подач и уборок к пунктам грузовой работы. Нормы времени рассчитывают по форму­ лам Руководства по техническому нормированию маневровой работы. По каждой станции заблаговременно разрабатываются технологи­ ческие карты.

Составляя план маневровой работы со сборным поездом, дежурный по станции корректирует средние нормы с учетом фактически пред­ стоящего объема работы.

Погрузка и выгрузка на промежуточных станциях могут быть ор­ ганизованы без отцепки вагонов от поезда за время его стоянки. Безотцепочные операции значительно сокращают простои вагонов на станциях. Для их выполнения должна быть подготовлена площадка для выгрузки или подвезен груз, доставлены к месту работы необ­ ходимые погрузочно-разгрузочные механизмы, а также заранее под­ готовлено соответствующее число рабочих для ускоренной погрузки или разгрузки вагонов.

В состав сборных поездов включают сборно-раздаточные вагоны для перевозки мелких отправок. Сопровождают их приемосдатчики груза и багажа. Поезда с такими вагонами принимают на специальные пути, приспособленные для погрузки и выгрузки мелких отправок. Если объем работы со сборно-раздаточным вагоном велик, то его подают к грузовому складу, а затем вновь прицепляют к поезду. Обычно операции со сборно-раздаточным вагоном совмещают с манев­ рами по прицепке и отцепке вагонов.

204


Со многих промежуточных станций регулярно отправляется с ус­ коренными (иногда и другими) поездами молоко в бидонах (обратно доставляется тара). Чтобы избежать маневровой работы, облегчить и ускорить грузовые операции, такие поезда следует принимать на специально выделенные пути, у которых сооружают высокие платфор­ мы, Груз на эти платформы необходимо доставлять до прибытия по­ езда.

4. Обработка транзитных поездов на участковых и сортировочных станциях

К транзитным относятся поезда, проходящие станцию без перера­ ботки (в том числе с переменой направления следования), требующие отцепки или прицепки групп вагонов из-за перелома весовых норм, групповые поезда, ускоренные грузовые, включая и «холодные». Об­ работка таких поездов включает следующие операции: технический и коммерческий осмотр состава, безотцепочный ремонт вагонов, устранение коммерческих неисправностей, опробование автотормо­ зов, смену локомотивов или локомотивных бригад. Все эти операции необходимо по возможности выполнять параллельно.

Транзитные поезда, как правило, принимают в парки отправления или специальные транзитные парки. Пути приема в них оборудованы сетью подачи сжатого воздуха для опробования автотормозов, пар­ ковой оповестительной связью и переговорными колонками, стелла­ жами для хранения запасных вагонных частей и другими устройства­ ми, необходимыми для быстрейшей подготовки состава к дальнейшему следованию.

Технический осмотр и ремонт вагонов сосредоточивают в основ­ ном на пунктах укрупненного ремонта.

Проверку технического состояния вагонов и их автотормозного оборудования выполняет обычно несколько групп осмотрщиков. Вы­ явленные при осмотре неисправности, как правило, устраняют без отцепки вагонов от состава.

При коммерческом осмотре вагонов приемосдатчики грузов од­ новременно проверяют правильность размещения и крепления грузов на открытом подвижном составе; наличие и состояние пломб, дверных штырей, накладок, закруток, люков; течь у цистерн; состояние ку­ зова и крыши вагона.

Грузовые документы на вагоны перевозит локомотивная бригада. По прибытии поезда дежурный по парку или оператор технической конторы получает от нее пакет, проверяет его целостность и сохран­

ность, убеждается в принадлежности документов данному

поезду

и делает в маршруте машиниста запись о приеме документов.

Грузо­

вые документы на отправляемый поезд вручают машинисту локомо­ тива или его помощнику в запломбированном виде под расписку в кни­ ге сдачи документов (форма ГУ-48). Пломбированию подлежат все грузовые документы, кроме натурных листов, на все поезда. Во время смены локомотивных бригад (без смены локомотива) новая бригада принимает локомотив и документы непосредственно от прибывшей.

205