Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прием и сдача с указанием времени удостоверяются подписями ма­ шинистов в маршрутах.

При отцепке или прицепке вагонов оператор технической конторы вскрывает пакет, вынимает документы на отцепляемые вагоны и вкла­ дывает на прицепляемые вагоны, корректирует натурный лист и вновь пломбирует пакет. За наличие в пакете всех документов (накладных, дорожных ведомостей и вагонных листов) и соответствие их составу поезда отвечает станция наложения пломбы, а за сохранность паке­ та в пути — локомотивная бригада.

Обработка транзитного поезда заключается в следующем. О но­ мере поезда, времени его прибытия и пути приема дежурный по стан­ ции (парку) извещает дежурного по локомотивному депо (работни­ ков технической конторы, приемосдатчиков груза, работников пунк­ та технического осмотра.

Осмотрщики вагонов и осмотрщики-автоматчики разделяются на группы для осмотра состава с головы и хвоста, а там, где это предус­ мотрено, — и с середины.

При этом группа, осматривающая состав с хвоста, выявляет де­ фекты ходовых частей (ползуны) у всех вагонов при движении поез­ да, когда он входит на станцию. При осмотре состава на вагонах дела­ ют мелом отметки о необходимом ремонте, который выполняют слесари, идущие за осмотрщиками. Обнаружив вагоны, подлежащие отцепке, осмотрщики немедленно извещают об этом по телефону дежурного по станции.

На станциях, имеющих воздухопроводную сеть и компрессорную установку, автотормоза опробуют сразу после отцепки локомотива от прибывшего поезда, а на станциях, не оборудованных воздухо­ проводной сетью, опробование автотормозов производится поездным локомотивом, который с этой целью подается к составу не позднее чем за 10—15 мин до отправления.

К транзитным поездам с изменением веса прицепляют (при увели­ чении веса) или от них отцепляют (при уменьшении веса) группы ва­ гонов. Прицепляемую группу готовят до прибытия поезда. Вагоны должны быть осмотрены (в техническом и коммерческом отношении), списаны, документы на них подобраны. В случае уменьшения веса станция получает от поездного диспетчера информацию о месте рас­ положения в составе отцепляемой группы вагонов и готовит маневро­ вый локомотив.

Последовательность операций и нормы времени на них устанавли­ ваются технологическим процессом.

Работа с групповым поездом состоит в замене групп, отцепке ва­ гонов назначением на данную станцию или подлежащих включению в другой поезд и прицепке сформированных на данной станции или отцепленных от другого группового поезда. Поездной диспетчер за­ благовременно информирует станцию о расположении групп в при­ бывающем поезде. Дежурный по станции (или маневровый диспетчер) оповещает работников технической конторы и пункта технического ос­ мотра о номере пути приема поезда, времени его прибытия и указыва­ ет, с какой стороны будет отцепка. Указания о расположении групп

203


в составе даются также составителю, который должен приступить к маневрам для «обмена групп после окончания осмотра части состава, следующей с этим поездом далее. Группы, подлежащие прицепке, подготавливают и выводят на один из путей сортировочного или приемо­ отправочного парка до прибытия поезда.

Технический и коммерческий осмотры состава начинают сразу по

прибытии поезда. Параллельно в

технической

конторе проверяют

документы, сданные локомотивной

бригадой,

и отбирают докумен­

ты на вагоны отцепляемой группы.

В запломбированном виде доку­

менты и один экземпляр натурного листа вручают локомотивной бригаде.

Последовательность операций и нормы времени на них устанав­ ливаются технологическим процессом.

Транзитные ускоренные поезда, перевозящие скоропортящиеся грузы в вагонах-ледниках, а также живность, имеют на станциях до­ полнительные операции: снабжение льдом и солью, водопой скота. Об ожидаемом прибытии такого поезда дежурный по станции извещает дополнительно (помимо прочих агентов) дежурного помощника на­ чальника льдопункта, который организует подготовку льда и соли и необходимого инвентаря. Поезд, как правило, принимают на пути льдоэстакады или пути, оборудованные водопойными колонками, с тем, чтобы все операции выполнялись без отцепки вагонов от соста­ ва. Время выполнения этих операций устанавливают на основе хронометражных наблюдений. На ряде станций используют самоходные льдопогрузчики, которые позволяют снабжать вагоны льдом и солью на приемо-отправочных путях.

О набивке в вагоны-ледники льда и соли, водопое животных де­ лают отметку в контрольных сведениях формы ГХУ-3. Об отправле­ нии ускоренного поезда дежурный помощник начальника льдопункта извещает телеграммой следующий льдопункт. Транзитные поезда, сос­ тоящие из рефрижераторных вагонов, обрабатывают, как обычные транзитные, если на этой станции не предусмотрена их экипировка.

5. Переработка транзитного вагонопотока на сортировочных и участковых станциях

Участковые и особенно сортировочные станции ежесуточно расфор­ мировывают большое число составов, накапливают на сортировочных путях составы новых поездов, формируют и отправляют их.

Основное назначение сортировочных станций —расформирование и формирование поездов. Эти операции можно почти полностью сов­ местить, если при планировании расформирования точно учитывать расположение вагонов на сортировочных путях и особенности различ­

ных вагонов и

грузов, требующих особых условий

при постановке

в поезда.

 

 

способ­

Совмещение процессов расформирования и формирования

ствует ускорению переработки вагонов, уменьшает

затрату

манев­

ровых средств,

повышает производительность труда работников стан­

20?


ции. Наибольший успех достигается при диспетчерском руководстве формированием и расформированием поездов.

Планирование расформирования и формирования поездов бази­ руется на основе данных информации о подходе поездов, учета нали­ чия вагонов на станции, плана" формирования и графика движения поездов. Единая разметка перевозочных документов и система нуме­ рации вагонного парка облегчают работу и позволяют применить электронные вычислительные машины для оперативного управления эксплуатационной работой.

Шифр названий станций назначения и технических данных вагонов цифровыми кодами существенно упрощает обработку перевозочных документов, уменьшает загрузку каналов связи при передаче сведений

о поездах и вагонах.

высоких

показате­

лей

Одно из решающих условий для достижения

работы — централизованное диспетчерское руководство,

внедрен­

ное

на большинстве сортировочных станций и

распространяемое

на крупные участковые и грузовые станции. Сущность этой системы заключается в концентрации руководства всей работой станции у наи­ более опытных работников — станционного и маневрового диспетче­ ров. Вместе с диспетчером работают операторы технической конторы по учету накопления вагонов, которые ведут непрерывный пономерной учет наличия и расположения вагонов на путях станции. О любом перемещении вагонов причастные работники обязаны поставить в из­ вестность диспетчера и оператора технической конторы по учету на­ копления.

Диспетчер планирует очередность расформирования составов с та­ ким расчетом, чтобы можно быстрее закончить накопление вагонов на ближайшие нитки графика движения, предусмотренные планом. Расформирование составов ведется по сортировочным листкам, состав­ ляемым работниками технической конторы под руководством манев­ рового диспетчера. Сортировочный листок — это план сортировки вагонов, содержащий указания о путях, на которые они должны быть направлены при расформировании состава. В сортировочных лист­ ках учитываются все возможности для совмещения процессов рас­ формирования и формирования.

Для ведения номерного учета наличия и расположения вагонов на сортировочных путях работники технической конторы руководству­ ются размеченной телеграммой-натуркой или натурным листом. Оператор технической конторы по учету накопления вагонов заносит данные о них в листки накопления, периодически подсчитывает вес и длину накопившихся групп. Листки накопления ведут на бланках натурного листа. По окончании накопления составов эти листки ис­ пользуют как натурные листы поездов.

Точный учет наличия и расположения вагонов позволяет диспет­ черу планировать и четко организовать процесс расформирования

иформирования составов с минимальной затратой маневровых средств

имаксимальным совмещением операций.

Во введенной с 1 января 1971 г. новой системе единой сетевой раз­ метки выделено 98 сетевых районов, которым присвоены порядковые

208


номера от 01 до 98. В состав каждого района входит до 100 станций. Коды присвоены только станциям, выполняющим грузовые операции. Четырехзначный шифр состоит из номера сетевого района (первые

два разряда) и номера станции в районе (следующие два разряда).

Ос­

новной сортировочной станции в сетевом районе присвоен

номер

00,

а другим станциям — номера

от 01 до 99.

которые

В каждом сетевом районе

оставлены

резервные номера,

будут использованы в случае открытия

новых станций.

 

 

Сетевые районы сгруппированы по дорогам. Каждый район входит в состав только одной дороги. Нумерация возрастает от западных к восточным районам сети. Так, в состав Октябрьской дороги входят сетевые районы 01—08, в состав Прибалтийской — 09—13, Дальне­ восточной — 96, 97, 98.

По четырехзначному номеру единой сетевой разметки можно опре­ делить дорогу, сетевой район, а также место нахождения станции на участке.

Так, например, на участке от станции Сковородино до станции Белогорск исключительно Забайкальской дороги находятся 22 станции, открытых для грузовых операций с номерами 08, 09, 10 до 29. Все эти станции входят в 95-й сетевой район — Белогорский, и сетевая разметка этих станций будет 9508, 9509, 9510 до 9529.

Присвоенная станции сетевая разметка является постоянной, сохраняется на всем пути следования вагона независимо от на­ правления вагонопотока кружностью.

Для пограничных и портовых станций, кроме основного номера сетевой разметки, дополнительно выделены четырехзначные номера, указывающие, куда следует груз — на перевалку или заграницу. Так, например, станция Чоп Львовской дороги имеет основной номер 4001, для грузов в Венгрию — 4002, а в Чехословакию — 4003.

При оформлении перевозок шифр станции назначения заносится для повагонных отправок в накладную и дорожную ведомость, а для сборных вагонов и контейнеров — в вагонный лист. В технических конторах станций имеются специальные подсобные таблицы, которые позволяют по шифру единой сетевой разметки определить, в поезда какого назначения следует включать тот или иной вагон.

Система нумерации вагонного парка объединяет инвентарный номер и технические признаки вагона, семь цифр номера подразделены на пять групп. Первой кодируется род вагона, второй — число осей. Одновременно вторая и третья цифры характеризуют основные осо­ бенности вагона. Четвертая, пятая и шестая цифры информации о тех­ нических данных вагона не содержат. Вместе с другими цифрами они составляют инвентарный номер вагона. Седьмой цифрой отмечается наличие или отсутствие ручных тормозов. Крупный размер цифр, нанесенных белой масляной краской в строго установленных местах на кузовах и рамах вагонов, позволяет организовать проверку и спи­ сывание составов прибывающих поездов в горловине парка прибытия. Так, например, на станции Лосиноостровская Московской дороги для проверки и списывания составов прибывающих поездов применяются электроуправляемые пишущие машины ЭУМ-23.

209


Проверка номеров вагонов прибывающих поездов производится со специального поста во входной горловине, расположенного на рас­ стоянии 6 м от оси крайнего пути.

На посту установлен комплект передающих устройств, куда входят: пишущая машина ЭУМ-23; пульт-манипулятор типа МПП-3; блок управления типа БУ; трансформатор ПОБС-3.

В технической конторе прибытия также установлен комплект принимающих устройств, который состоит из тех же элементов, за исключением пульта-манипулятора МПП-3, а пишущая машина ЭУМ-23 работает как принимающее устройство.

Технология проверки номеров вагонов в составах прибывающих поездов с применением пишущих машин ЭУМ-23 аналогична тех­ нологии списывания вагонов при помощи телетайпа.

За время прибытия поезда оператор, находящийся на посту провер­ ки, печатает номера проходящих вагонов на пульте-манипуляторе МПП-3. Одновременно эти номера печатаются на машине ЭУМ-23 принимающего комплекта устройств, расположенного в технической конторе прибытия.

Комплект устройств с пишущей машиной ЭУМ-23 используется для передачи информации внутри станции: из технической конторы прибытия маневровому диспетчеру и дежурному по горке (при отсут­ ствии объединенной технической конторы), операторам горочных ис­ полнительных постов, составительской бригаде горки, старшему башмачнику горки, вагонникам и другим работникам станции, для чего в технической конторе прибытия установлен передающий комлект устройств, аналогичный тому, который установлен на посту про­ верки, параллельно связанный с помещением маневрового диспетче­ ра, дежурного по горке, составительской бригады и помещением баш­ мачников, где устанавливается принимающий комплект устройств.

Передача информации из технической конторы прибытия произ­

водится следующим

образом: оператор парка

прибытия,

получив

с приемной машины

принимающего комплекта

устройств

информа­

цию о составе прибывшего поезда и документы на вагоны, размеча­ ет натурный лист. В это время другой оператор печатает на пультеманипуляторе передающего комплекта номер поезда, время прибытия и его индекс, а по окончании разметки — номера вагонов, разметку и наличие особых признаков. На всех приемных машинах одновремен­ но отпечатывается натурный лист.

Распределение шифров номера вагонов для кодирования различных признаков показано в табл. 5.

Седьмая цифра номера вагона содержит данные о наличии (0—3) или отсутствии (4—9) ручного тормоза.

Так, по номеру 257-8764 можно установить, что это крытый че­ тырехосный вагон с увеличенным объемом кузова (120 м3), несъем­ ными хлебными щитами и без ручного тормоза; 657-3272 — четырех­ осный полувагон с деревянным кузовом и люками в полу, со сквозной тормозной площадкой и ручным тормозом.

210