Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В нем последовательно, начиная с головы состава, указано количество вагонов в каждом отцепе, их общий вес и номер пути сортировочного парка, на который они должны быть направлены. Для крупных от­ цепов указывают также номера первого и последнего вагонов. Экземп­ ляр сортировочного листка пересылается осмотрщикам-автоматчикам пункта технического осмотра для руководства при разъединении рукавов тормозной магистрали в местах расцепки состава при подго­ товке его к роспуску с горки.

По окончании технического и коммерческого осмотров оператор технической конторы или маневровый диспетчер лично вносит изме­ нения в телеграмму-натурный лист и уточняет сортировочный листок. Откорректированные экземпляры сортировочного листка пересыла­ ются на горочные посты, старшему башмачнику и помощникам сос­ тавителя. Для передачи сортировочного листка работникам, участвую­ щим в расформировании поезда, можно использовать телетайпы или пневматическую почту.

На безгорочных станциях, где маневры по расформированию вы­ полняют серийными или многогруппными толчками, также необхо­ димо составлять сортировочный листок.

Расформировывают и формируют поезда при помощи специальных устройств: сортировочных горок, полуторок и вытяжных путей спе­ циального профиля. Принцип работы основан на использовании силы тяжести вагонов при скатывании их в сортировочный парк. На полугорке и профилированном вытяжном пути сила тяжести вагонов до­ полняется толчком локомотива. Вагоны, спускаемые с сортировочных устройств, должны остановиться за предельными столбиками горло­ вины сортировочного парка. Расчетным при этом принято считать рас­ стояние от вершины горки до точки, находящейся в 50 м от предель­ ного столбика наиболее трудного (по сопротивлению) пути сортиро­ вочного парка.

Вагоны в зависимости от состояния (порожние, груженые) и типа (двухосные, четырехосные, шестиосные, крытые, платформы, полу­ вагоны и др.), проходя спускную часть сортировочных устройств, приобретают различную скорость. По ходовым качествам различают плохие, хорошие и очень хорошие бегуны. Возможность нагона пло­ хого бегуна хорошим устраняется подтормаживанием последнего ручными или механизированными тормозными средствами.

В зависимости от технического оснащения сортировочные горки подразделяются на немеханизированные, механизированные и авто­ матизированные.

Подготовленный к расформированию состав из парка прибытия надвигают вагонами вперед на горб горки. Отцепы вагонов по мере перемещения по элементам спускной части горки и под действием си­ лы тяжести увеличивают скорость, отрываются от расформировывае­ мого состава и следуют по подготавливаемым маршрутам на пути назна­ чения. Из-за различных ходовых качеств отцепов, а также чтобы повы­ сить скорость роспуска составов необходимо регулировать скорости отцепов на горке (торможение). Многие немеханизированные горки оборудованы электрической централизацией.

215


На немеханизированной горке, не оборудованной электрической централизацией, стрелки переводят стрелочники, а тормозят вагоны башмачники, как правило, на трех тормозных позициях: первой — перед разделительной стрелкой, второй — в середине стрелочной зоны перед пучком путей и третьей — на путях сортировочного парка. На первой и второй позициях отцепы тормозят для соблюдения ин­ тервалов между ними в районе стрелочной зоны и подтормаживают преимущественно отцепы, имеющие большую скорость. На третьей - позиции осуществляют прицельное торможение.

Перед началом роспуска состава старший башмачник распределяет башмачников по путям сортировочного парка, учитывая заполнение их вагонами, порядок следования и число отцепов, направляемых на каждый путь. Каждую группу путей закрепляют за определенными башмачниками. Горочные тормозные башмаки, находящиеся в эксплу­ атации в подгорочном парке, размещают в междупутьях на специаль­ ных стеллажах.

На механизированных горках регулирование скорости скатыва­ ния вагонов осуществляется при помощи вагонных замедлителей. Для автоматизации перевода стрелок в процессе роспуска состава механи­ зированные горки оборудуют горочной автоматической централиза­ цией (ГАЦ). На горках устанавливают обычно две (верхнюю и ниж­ нюю) позиции клещевидных (типа 50) или клещевидно-весовых (КВ) замедлителей. Замедлители приводятся в действие сжатым воздухом. Горочная автоматическая централизация позволяет на специальном пульте набрать до начала роспуска состава необходимые маршруты. Под действием скатывающихся отцепов ГАЦ автоматически устанав­ ливает стрелки в нужное положение. Управляют горочными замед­ лителями операторы горок, регулирующие продолжительность и си­ лу торможения в зависимости от характеристик отцепа.

В ряде случаев им не удается точно рассчитать скорость выхода от­ цепов из замедлителей нижней тормозной позиции, поэтому на механи­ зированных горках торможение отцепов на сортировочных путях обе­ спечивает бригада башмачников. Каждый из них обслуживает 3—4 сортировочных пути.

На автоматизированной горке по сравнению с механизированной дополнительно автоматизировано управление замедлителями (с выбором оптимального режима торможения отцепов) и предусмотрено специаль­ ное программно-задающее устройство, освобождающее дежурного по горке от набора маршрутов на пульте ГАЦ. Специальные измеритель­ ные устройства (весомеры, радиолокационные скоростемеры и др.) позволяют получить данные, необходимые для расчета скорости выхода отцепов с тормозных позиций. Вычислительное устройство выполняет эти расчеты, регулирует работу вагонных замедлителей. Система APG позволяет ликвидировать на горках тяжелый и опасный труд башмач­ ников, сосредоточить управление работой на одном посту.

Автоматизация увеличивает перерабатывающую способность горок. Это достигается как повышением скорости роспуска составов, так и рез­ ким уменьшением числа перерывов в работе для осаживания вагонов на путях сортировочного парка.

216


Система дополнена комплексом аппаратуры для расчета скорости роспуска состава и регулирования ее горочным локомотивом в зави­ симости от длины и назначения отцепов. Сортировочный листок сос­ тава в центральной технической конторе станции набирается на клави­ атуре специального пульта, сопряженного с установленным на гороч­ ном посту карточным перфоратором. Перфокарты с программой роспу­ ска (сортировочным листком) для специальной аппаратуры не только служат информацией о маршрутах следования отцепов, но и содержат данные для расчета скорости, с которой они должны проследовать горб горки. Световые указатели, установленные на горбу горки, указывают количество вагонов в очередном и последующем отцепах. Скорость рос­ пуска передается на докомотив, оборудованный устройством ТГЛ, однако наличие такого устройства не исключает набора маршрута на ГАЦ.

На ряде станций, оборудованных горочными программно-задающи- ми устройствами (ГПЗУ), сортировочный листок передается на горку по телетайпу. Приемный телеграфный аппарат связан электрической схемой с прибором для кодирования отверстий на перфокартах — перфоратором. При передаче сортировочного листка, таким образом, автоматически заготовляется перфокарта с закодированной на ней программой расформирования состава. Оператор горки вставляет пер­ фокарту в считывающее устройство, которое считывает закодирован­ ные данные и передает их в систему ГАЦ для установки маршрутов. Такая система обеспечивает использование ГАЦ в автоматическом ре­ жиме. Оборудование горок ГПЗУ не исключает необходимость иметь маршрутный накопитель, так как в процессе роспуска может возник­ нуть необходимость вмешательства оператора в изменение маршрута следования отцепов.

В роспуске состава на механизированной горке принимают участие дежурный по горке, операторы, помощники составителя и башмачни­ ки, возглавляемые старшим башмачником.

Дежурный по горке руководит роспуском составов, организует осаживание вагонов в сортировочном парке, ведет учет работы. Перед началом расформирования состава дежурный по горке делает в сорти­ ровочном листке отметки о режиме роспуска и торможении отдельных отцепов, а при горочной автоматической централизации набирает на пульте маршруты следования отцепов.

Операторы горочных постов, ознакомившись с сортировочным ли­ стком, отмечают в нем отцепы, требующие особого внимания, в про­ цессе роспуска направляют отцепы на пути сортировочного парка (при индивидуальном управлении стрелками) и тормозят движущиеся отцепы замедлителями.

После надвига состава до горба горки помощники составителя рас­ цепляют вагоны в соответствии с сортировочным листком. На горбах горок, оборудованных ГПЗУ, устанавливают световые маршрутные указатели, показывающие путь назначения и число вагонов в очеред­ ных отцепах. Это облегчает труд работнйков горки.

Старший башмачник, ознакомившись с сортировочным листком, передает бригаде башмачников по парковой связи план роспуска соста­

217


ва. При подходе состава к горбу дежурный по горке оповещает свето­ вым указателем или по парковой связи всех работников о начале рос­

пуска.

Торможение замедлителями зависит от скорости движения вагонов и их ходовых свойств, расположения в составе отцепов.

При роспуске с горки вагоны подбирают в группы, соединение ко­ торых позволяет без дополнительных маневров получить сформирован­ ные составы или во всяком случае значительно сократить маневры фор­ мирования. Этому помогает прежде всего целесообразная специализа­ ция путей сортировочного парка. Основной принцип ее состоит в том, что для каждого назначения выделяют столько путей, сколько различ­ ных групп должно быть в сформированном составе.

Метод совмещения процессов расформирования и формирования, предложенный составителем К. С. Красновым, был в последующие годы дополнен и развит коллективами станций Брянск, Нижнедне- провск-Узел, Кинель и др., которые выработали ряд новых приемов специализации путей, позволяющих лучше использовать сортировоч­ ные устройства и ускорить переработку поездов.

Технология сортировки состава с горки может быть расчленена на несколько отдельных операций: заезд горочного локомотива в парк прибытия за составом, надвиг его до горба горки, а при параллель­ ном расположении парков приема и сортировочного, кроме того, предварительное вытягивание состава на горочный вытяжной путь, роспуск состава с горки.

За новым составом локомотив заезжает после отрыва от вершины горки последнего отцепа распускаемого состава или после окончания формирования и осаживания вагонов в подгорочном парке.

Роспуск ведут с переменной скоростью, зависящей от количества вагонов в отцепе и чередования их по сортировочным путям. Скорость роспуска регулирует дежурный по горке изменением показаний гороч­ ного светофора и при помощи двусторонней коротковолновой радио­ связи с машинистом горочного локомотива.

Скорость определяется возможностью перевода разделительной стрелки в интервале между смежными отцепами и условиями перевода замедлителей из нетормозного положения в тормозное между двумя отцепами.

Среднее время роспуска составов зависит от мощности горки, ско­ рости роспуска механизации и автоматизации торможения отцепов, способа приготовления стрелочных маршрутов, количества путей на­ двига и локомотивов, работающих на горке. Время занятия горки все­ ми операциями роспуска определенной группы составов от одного под­ формирования и осаживания вагонов до другого (включая время подформирования и осаживания вагонов) называется технологическим

циклом горки ГцТехнологический цикл горки, деленный на число распускаемых составов Nn, определяет среднее время занятия горки роспуском одного состава, которое называют горочным технологиче­

ским интервалом На рис. 34, а, б, в приведены примерные типовые технологические

графики работы горок на станции с последовательным расположением

218


«'/ _

Оп е р а ц и и

Заезд Наддиг Роспуск

Окончание форма рооания и осаж ивание

Среднее Время на один состаб

в)

Операции

Заезд

ИадВиг

Роспуск

Окончание форми­

рования, осаж ивание

Среднее время на один е-остао

 

 

В р е м я

В мин

 

 

 

и А

4 4

4

4 и 4

4

4 4

1 -

 

Щ на

Щ

■ и 2 . Я

 

к

4

4

 

k J i J , И

I

 

 

2

 

 

 

7 7

7

7

7

т\ 7 7 7

7

ЛG35

 

 

^1

 

 

 

-

 

 

 

 

шш>,

ттшз.

ш

 

1 П П Р

 

 

Л мин

3U 3-10,3 мин

 

 

 

 

Время В

мин

 

 

 

4

4

 

 

4

 

 

4

 

4

 

4

н

+

 

4

 

t

1

 

4

V9

 

Щ

9

 

1

9

 

1

9

9

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

BBS

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

10

61 мин

61-3-20,3 мин

Р и с . 34. Т и п о в ы е т е х н о л о г и ч е с к и е г р а ф и к и р а б о т ы г о р к и

парков прибытия и сортировочного. Аналогичные графики с макси­ мальным совмещением операций во времени можно составить и для станций с параллельным расположением парков; в них войдет лишь одна дополнительная маневровая операция — вытягивание состава на горочный вытяжной путь.

Основные технико-экономические показатели работы горок: про­ изводительность (перерабатывающая способность часовая и суточ­ ная), коэффициенты использования горочных локомотивов и механиз­

мов, себестоимость переработки одного вагона.

Производительность

горки (часовую и суточную) определяют по формулам:

„ ч

60 т

( 10)

П г о р — ' г 1 »

гч

219