ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
В нем последовательно, начиная с головы состава, указано количество вагонов в каждом отцепе, их общий вес и номер пути сортировочного парка, на который они должны быть направлены. Для крупных от цепов указывают также номера первого и последнего вагонов. Экземп ляр сортировочного листка пересылается осмотрщикам-автоматчикам пункта технического осмотра для руководства при разъединении рукавов тормозной магистрали в местах расцепки состава при подго товке его к роспуску с горки.
По окончании технического и коммерческого осмотров оператор технической конторы или маневровый диспетчер лично вносит изме нения в телеграмму-натурный лист и уточняет сортировочный листок. Откорректированные экземпляры сортировочного листка пересыла ются на горочные посты, старшему башмачнику и помощникам сос тавителя. Для передачи сортировочного листка работникам, участвую щим в расформировании поезда, можно использовать телетайпы или пневматическую почту.
На безгорочных станциях, где маневры по расформированию вы полняют серийными или многогруппными толчками, также необхо димо составлять сортировочный листок.
Расформировывают и формируют поезда при помощи специальных устройств: сортировочных горок, полуторок и вытяжных путей спе циального профиля. Принцип работы основан на использовании силы тяжести вагонов при скатывании их в сортировочный парк. На полугорке и профилированном вытяжном пути сила тяжести вагонов до полняется толчком локомотива. Вагоны, спускаемые с сортировочных устройств, должны остановиться за предельными столбиками горло вины сортировочного парка. Расчетным при этом принято считать рас стояние от вершины горки до точки, находящейся в 50 м от предель ного столбика наиболее трудного (по сопротивлению) пути сортиро вочного парка.
Вагоны в зависимости от состояния (порожние, груженые) и типа (двухосные, четырехосные, шестиосные, крытые, платформы, полу вагоны и др.), проходя спускную часть сортировочных устройств, приобретают различную скорость. По ходовым качествам различают плохие, хорошие и очень хорошие бегуны. Возможность нагона пло хого бегуна хорошим устраняется подтормаживанием последнего ручными или механизированными тормозными средствами.
В зависимости от технического оснащения сортировочные горки подразделяются на немеханизированные, механизированные и авто матизированные.
Подготовленный к расформированию состав из парка прибытия надвигают вагонами вперед на горб горки. Отцепы вагонов по мере перемещения по элементам спускной части горки и под действием си лы тяжести увеличивают скорость, отрываются от расформировывае мого состава и следуют по подготавливаемым маршрутам на пути назна чения. Из-за различных ходовых качеств отцепов, а также чтобы повы сить скорость роспуска составов необходимо регулировать скорости отцепов на горке (торможение). Многие немеханизированные горки оборудованы электрической централизацией.
215
На немеханизированной горке, не оборудованной электрической централизацией, стрелки переводят стрелочники, а тормозят вагоны башмачники, как правило, на трех тормозных позициях: первой — перед разделительной стрелкой, второй — в середине стрелочной зоны перед пучком путей и третьей — на путях сортировочного парка. На первой и второй позициях отцепы тормозят для соблюдения ин тервалов между ними в районе стрелочной зоны и подтормаживают преимущественно отцепы, имеющие большую скорость. На третьей - позиции осуществляют прицельное торможение.
Перед началом роспуска состава старший башмачник распределяет башмачников по путям сортировочного парка, учитывая заполнение их вагонами, порядок следования и число отцепов, направляемых на каждый путь. Каждую группу путей закрепляют за определенными башмачниками. Горочные тормозные башмаки, находящиеся в эксплу атации в подгорочном парке, размещают в междупутьях на специаль ных стеллажах.
На механизированных горках регулирование скорости скатыва ния вагонов осуществляется при помощи вагонных замедлителей. Для автоматизации перевода стрелок в процессе роспуска состава механи зированные горки оборудуют горочной автоматической централиза цией (ГАЦ). На горках устанавливают обычно две (верхнюю и ниж нюю) позиции клещевидных (типа 50) или клещевидно-весовых (КВ) замедлителей. Замедлители приводятся в действие сжатым воздухом. Горочная автоматическая централизация позволяет на специальном пульте набрать до начала роспуска состава необходимые маршруты. Под действием скатывающихся отцепов ГАЦ автоматически устанав ливает стрелки в нужное положение. Управляют горочными замед лителями операторы горок, регулирующие продолжительность и си лу торможения в зависимости от характеристик отцепа.
В ряде случаев им не удается точно рассчитать скорость выхода от цепов из замедлителей нижней тормозной позиции, поэтому на механи зированных горках торможение отцепов на сортировочных путях обе спечивает бригада башмачников. Каждый из них обслуживает 3—4 сортировочных пути.
На автоматизированной горке по сравнению с механизированной дополнительно автоматизировано управление замедлителями (с выбором оптимального режима торможения отцепов) и предусмотрено специаль ное программно-задающее устройство, освобождающее дежурного по горке от набора маршрутов на пульте ГАЦ. Специальные измеритель ные устройства (весомеры, радиолокационные скоростемеры и др.) позволяют получить данные, необходимые для расчета скорости выхода отцепов с тормозных позиций. Вычислительное устройство выполняет эти расчеты, регулирует работу вагонных замедлителей. Система APG позволяет ликвидировать на горках тяжелый и опасный труд башмач ников, сосредоточить управление работой на одном посту.
Автоматизация увеличивает перерабатывающую способность горок. Это достигается как повышением скорости роспуска составов, так и рез ким уменьшением числа перерывов в работе для осаживания вагонов на путях сортировочного парка.
216
Система дополнена комплексом аппаратуры для расчета скорости роспуска состава и регулирования ее горочным локомотивом в зави симости от длины и назначения отцепов. Сортировочный листок сос тава в центральной технической конторе станции набирается на клави атуре специального пульта, сопряженного с установленным на гороч ном посту карточным перфоратором. Перфокарты с программой роспу ска (сортировочным листком) для специальной аппаратуры не только служат информацией о маршрутах следования отцепов, но и содержат данные для расчета скорости, с которой они должны проследовать горб горки. Световые указатели, установленные на горбу горки, указывают количество вагонов в очередном и последующем отцепах. Скорость рос пуска передается на докомотив, оборудованный устройством ТГЛ, однако наличие такого устройства не исключает набора маршрута на ГАЦ.
На ряде станций, оборудованных горочными программно-задающи- ми устройствами (ГПЗУ), сортировочный листок передается на горку по телетайпу. Приемный телеграфный аппарат связан электрической схемой с прибором для кодирования отверстий на перфокартах — перфоратором. При передаче сортировочного листка, таким образом, автоматически заготовляется перфокарта с закодированной на ней программой расформирования состава. Оператор горки вставляет пер фокарту в считывающее устройство, которое считывает закодирован ные данные и передает их в систему ГАЦ для установки маршрутов. Такая система обеспечивает использование ГАЦ в автоматическом ре жиме. Оборудование горок ГПЗУ не исключает необходимость иметь маршрутный накопитель, так как в процессе роспуска может возник нуть необходимость вмешательства оператора в изменение маршрута следования отцепов.
В роспуске состава на механизированной горке принимают участие дежурный по горке, операторы, помощники составителя и башмачни ки, возглавляемые старшим башмачником.
Дежурный по горке руководит роспуском составов, организует осаживание вагонов в сортировочном парке, ведет учет работы. Перед началом расформирования состава дежурный по горке делает в сорти ровочном листке отметки о режиме роспуска и торможении отдельных отцепов, а при горочной автоматической централизации набирает на пульте маршруты следования отцепов.
Операторы горочных постов, ознакомившись с сортировочным ли стком, отмечают в нем отцепы, требующие особого внимания, в про цессе роспуска направляют отцепы на пути сортировочного парка (при индивидуальном управлении стрелками) и тормозят движущиеся отцепы замедлителями.
После надвига состава до горба горки помощники составителя рас цепляют вагоны в соответствии с сортировочным листком. На горбах горок, оборудованных ГПЗУ, устанавливают световые маршрутные указатели, показывающие путь назначения и число вагонов в очеред ных отцепах. Это облегчает труд работнйков горки.
Старший башмачник, ознакомившись с сортировочным листком, передает бригаде башмачников по парковой связи план роспуска соста
217
ва. При подходе состава к горбу дежурный по горке оповещает свето вым указателем или по парковой связи всех работников о начале рос
пуска.
Торможение замедлителями зависит от скорости движения вагонов и их ходовых свойств, расположения в составе отцепов.
При роспуске с горки вагоны подбирают в группы, соединение ко торых позволяет без дополнительных маневров получить сформирован ные составы или во всяком случае значительно сократить маневры фор мирования. Этому помогает прежде всего целесообразная специализа ция путей сортировочного парка. Основной принцип ее состоит в том, что для каждого назначения выделяют столько путей, сколько различ ных групп должно быть в сформированном составе.
Метод совмещения процессов расформирования и формирования, предложенный составителем К. С. Красновым, был в последующие годы дополнен и развит коллективами станций Брянск, Нижнедне- провск-Узел, Кинель и др., которые выработали ряд новых приемов специализации путей, позволяющих лучше использовать сортировоч ные устройства и ускорить переработку поездов.
Технология сортировки состава с горки может быть расчленена на несколько отдельных операций: заезд горочного локомотива в парк прибытия за составом, надвиг его до горба горки, а при параллель ном расположении парков приема и сортировочного, кроме того, предварительное вытягивание состава на горочный вытяжной путь, роспуск состава с горки.
За новым составом локомотив заезжает после отрыва от вершины горки последнего отцепа распускаемого состава или после окончания формирования и осаживания вагонов в подгорочном парке.
Роспуск ведут с переменной скоростью, зависящей от количества вагонов в отцепе и чередования их по сортировочным путям. Скорость роспуска регулирует дежурный по горке изменением показаний гороч ного светофора и при помощи двусторонней коротковолновой радио связи с машинистом горочного локомотива.
Скорость определяется возможностью перевода разделительной стрелки в интервале между смежными отцепами и условиями перевода замедлителей из нетормозного положения в тормозное между двумя отцепами.
Среднее время роспуска составов зависит от мощности горки, ско рости роспуска механизации и автоматизации торможения отцепов, способа приготовления стрелочных маршрутов, количества путей на двига и локомотивов, работающих на горке. Время занятия горки все ми операциями роспуска определенной группы составов от одного под формирования и осаживания вагонов до другого (включая время подформирования и осаживания вагонов) называется технологическим
циклом горки ГцТехнологический цикл горки, деленный на число распускаемых составов Nn, определяет среднее время занятия горки роспуском одного состава, которое называют горочным технологиче
ским интервалом На рис. 34, а, б, в приведены примерные типовые технологические
графики работы горок на станции с последовательным расположением
218
«'/ _
Оп е р а ц и и
Заезд Наддиг Роспуск
Окончание форма рооания и осаж ивание
Среднее Время на один состаб
в)
Операции
Заезд
ИадВиг
Роспуск
Окончание форми
рования, осаж ивание
Среднее время на один е-остао
|
|
В р е м я |
В мин |
|
|
||
|
и А |
4 4 |
4 |
4 и 4 |
4 |
4 4 |
|
1 - |
|
■ Щ на |
■ Щ |
■ и 2 . Я |
|||
|
к |
4 |
4 |
|
k J i J , И |
I |
|
|
■ |
2 |
|
|
|||
|
7 7 |
7 |
7 |
7 |
т\ 7 7 7 |
7 |
|
ЛG35 |
|
|
^1 |
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
шш>, |
ттшз. |
|
ш |
|
1 П П Р |
|
|
Л мин
3U 3-10,3 мин
|
|
|
|
Время В |
мин |
|
|
|
|||
4 |
4 |
|
|
4 |
|
|
4 |
|
4 |
|
4 |
н |
■ |
+ |
|
■ |
4 |
|
■ |
t |
■ 1 |
|
4 |
V9 |
|
Щ |
9 |
|
1 |
9 |
|
1 |
9 |
9 |
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
BBS |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
10 |
61 мин
61-3-20,3 мин
Р и с . 34. Т и п о в ы е т е х н о л о г и ч е с к и е г р а ф и к и р а б о т ы г о р к и
парков прибытия и сортировочного. Аналогичные графики с макси мальным совмещением операций во времени можно составить и для станций с параллельным расположением парков; в них войдет лишь одна дополнительная маневровая операция — вытягивание состава на горочный вытяжной путь.
Основные технико-экономические показатели работы горок: про изводительность (перерабатывающая способность часовая и суточ ная), коэффициенты использования горочных локомотивов и механиз
мов, себестоимость переработки одного вагона. |
Производительность |
|
горки (часовую и суточную) определяют по формулам: |
||
„ ч |
60 т |
( 10) |
П г о р — ' г 1 » |
гч
219