Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А

XIV

УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

1. Основы технического нормирования и управление движением на железнодорожном транспорте

Под управлением движением подразумевается рациональная орга­ низация эксплуатационной работы, направленной на выполнение пла­ на перевозок грузов и пассажиров. К управлению движением предъ­ являются следующие основные требования, вытекающие из условий непрерывной работы железнодорожного транспорта:

централизация управления, единое руководство движением при предоставлении в то же время подразделениям дорог необходимой ини­ циативы и самостоятельности в решении поставленных перед ними задач;

оперативность в разработке и осуществлении мер по регулированию

вагонопотоков,

находящихся в непрерывном

движении;

*

правильный

и полный учет сложившейся

обстановки на сети или

направлении дорог в каждый данный момент и принятие необходимых мер для обеспечения нормального движения;

строгая дисциплина, точное и своевременное осуществление регу­ лировочных мер, установленных вышестоящими органами.

Задача управления движением заключается в том, чтобы в кон­ кретных условиях на каждом участке сети обеспечить выполнение пла­ на перевозок и наилучшее использование технических средств. Управ­ ление движением осуществляется путем технического нормирования эксплуатационной работы; регулирования вагонных парков, движения поездов и технических средств; оперативного планирования эксплуа­ тационной работы; диспетчерского руководства движением поездов.

Техническое нормирование эксплуатационной работы заключается в разработке месячных технических норм и мер, обеспечивающих выполнение плана перевозок и рациональное использование перевозоч­ ных средств, а также создание необходимых условий для успешной работы в последующие периоды. Оперативные планы суточной и смен­ ной работы предназначены для выполнения норм эксплуатационной работы, а следовательно, плана перевозок с наименьшими материаль­ но-техническими затратами.

Регулирование вагонных парков заключается в пополнении парка вагонов на дорогах погрузки и изъятии излишков вагонов из районов выгрузки, что обеспечивается прежде всего путем регулирования по­ грузки по направлениям и назначениям и перераспределении вагоно­ потоков по параллельным линиям. Регулирование локомотивных пар­ ков состоит в распределении локомотивов по дорогам, отделениям и

277


депо, приведении размеров парков в соответствие с фактическим объе­ мом перевозочной работы, а также в создании резервов локомотивов на важнейших грузонапряженных направлениях. Регулирование техни­ ческих средств включает распределение ресурсов топлива и обеспече­ ние дорог электроэнергией для выполнения заданного объема работы, осуществление мер для наиболее эффективного использования пропуск­ ной способности.

Диспетчерское руководство движением заключается в разработке и осуществлении мер бесперебойного продвижения поездов на участках, в частности установлением очередности их следования, с тем, чтобы обеспечить нормальную работу сортировочных станций.

Контроль за осуществлением оперативных планов и оперативное руководство движением поездов осуществляют: в отделениях движе­ ния — диспетчерский аппарат, в службах движения управлений до­ рог — распорядительный отдел, в Главном управлении движения — оперативно-распорядительные отделы по направлениям.

Технические нормы устанавливают на каждый месяц: для дорог и сети в целом — Министерство путей сообщения, а для отделений и станций — соответственно управления и отделения дорог, при этом количественные нормативы определяют на основе планов перевозок, а качественные — исходя из плана формирования, графика движения поездов и технологических процессов работы станций. Технические нормы определяют задачи не только служб движения, грузовой, локо­ мотивной, но и вагонной — организация ремонта вагонов с учетом увеличения их потребности для перевозок (летом и осенью — крытых вагонов для хлебных перевозок, зимой и весной — цистерн из-за роста наливных перевозок в периоды между навигациями и т. д.); пути— своевременная подготовка путевого хозяйства на линиях, где наме­ чается увеличение перевозок; электрификации — обеспечение участ­ ков электроэнергией.

2. Технические нормы работы дороги и отделений

Техническое нормирование эксплуатационной работы каждого вида подвижного состава предусматривает разработку количественных по­ казателей, определяемых на основе месячных планов перевозок: нор­ мы погрузки и выгрузки, регулировочное задание на сдачу — прием порожних вагонов, передачу поездов и вагонов по стыковым пунктам, размеры отправления поездов из узлов, а также работу вагонного парка (погрузка + прием груженых вагонов); разработку качествен­ ных показателей использования подвижного состава: оборот вагона и его элементы, оборот местного и порожнего вагонов, оборот и средне­ суточный пробег локомотивов; разработку показателей обеспечения пе­ ревозок техническими средствами: нормы рабочего парка вагонов (с под­ разделением на порожние, местные, транзитные), локомотивов, числа вагонов, отставляемых в резерв, лимитов топлива.

Для разработки технических норм дороги на основе развернутых планов перевозок определяют плановую потребность в вагонах для

278


погрузки по роду подвижного состава на каждую дорогу назначения. Главное грузовое управление на основе этих данных составляет косые таблицы («шахматки») погрузки по дорогам отправления и дорогам назначения как всего, так и по каждому роду подвижного состава в от­ дельности: крытым, платформам, полувагонам, изотермическим, цис­ тернам и прочим вагонам. На основе косых таблиц («шахматок») Глав­ ное управление движения разрабатывает технические нормы выгрузки, регулировочных заданий, передачи груженых и порожних вагонов, рабочего парка вагонов, план перемещения вагонных парков с учетом перераспределения на отдельных направлениях сети.

Технические нормы работы отделений разрабатывают в управлении дороги на основе развернутого плана перевозок и общедорожных тех­ нических норм, установленных Министерством путей сообщения. Технический отдел службы движения совместно с отделом планирова­ ния перевозок грузовой службы составляет ведомости груженых вагонопотоков, по каждому отделению определяет объем работы и качест­ венные показатели использования подвижного состава.

Технические нормы эксплуатационной работы отделений предус­ матривают:

задания по грузовой работе (погрузка и выгрузка общая и по роду подвижного состава);

работу вагонного парка (погрузка + прием груженых); внутри'дорожные задания на передачу порожних вагонов; прием и сдачу по стыковым пунктам отделений в поездах и вагонах

с выделением груженых и порожних; передачу по каждому стыковому пункту местного груза для от­

делений; размеры движения по участкам и нормы отправления поездов из

узлов; качественные показатели использования вагонного парка (оборот

вагона общий, порожний и с местным грузом, полный и груженый рейс вагона, коэффициент порожнего пробега, коэффициент местной работы, простой вагона на одной технической станции и под одной грузовой операцией, участковая скорость);

общий рабочий парк вагонов, в том числе груженых, с подразде­ лением на парк местных, транзитных и порожних вагонов по каждому роду подвижного состава. Норму наличия местных вагонов рассчиты­ вают отдельно назначением под выгрузку на станции данного отделе­ ния и на другие отделения дороги. Наличие транзитных вагонов уста­ навливают в целом по отделению и отдельно по каждому внешнему стыковому пункту дороги;

ввоз, т. е. норму приема груженых вагонов по каждому стыковому пункту назначением на каждое отделение;

нормы приема транзитных вагонов по каждому стыковому пункту и сдачи на соседние дороги, нормы выдачи локомотивов для обслужи­ вания поездной работы по каждому депо.

Технические нормы работы отделений 28—30-го числа предплано­ вого месяца рассматривает и утверждает начальник дороги, после чего их объявляют отделениям.

279


Все техническое нормирование и учет ведется в условных двухосных вагонах, при этом каждый четырехосный вагон принимают за два, шестиосный — за три и восьмносный — за четыре единицы. Размеры погрузки определяет план перевозок. Однако в ряде случаев для выво­ за сезонных грузов по особым заданиям правительства, а также для обеспечения перевозки сверхплановой продукции технические нормы предусматривают дополнительную погрузку в размере 4—6% государ­ ственного плана. Таким образом, размер погрузки состоит из двух частей — государственного плана и дополнительного задания. Раз­ мер выгрузки, предусматриваемый техническими нормами, также вклю­ чает выгрузку по государственному плану перевозок и дополнительное задание. Определяя размеры выгрузки, учитывают также наличие груженых вагонов на сети в адрес данной дороги и наличие местного груза на самой дороге. Поскольку эта величина может быть больше и меньше нормы, то и дополнительная выгрузка может быть больше

(+) или меньше (—) предусмотренной «шахматной». Таким образом, планируемая выгрузка состоит из четырех величин:

 

 

и ъ

~ мвг

П в д

А и в d z

А и мг1

(6 3 )

где

uVT — выгрузка

по государственному

плану;

 

 

ивп — выгрузка по дополнительному заданию;

(недос­

 

Див — дополнительная

выгрузка

из наличия избытка

 

татка) груженых вагонов на сети в адрес дороги;

 

Д«мг — дополнительная

выгрузка

из

наличия избытков (не­

 

достатков) местного груза

на самой дороге. Эти величины

 

определяются исходя из наличия избытка груженых ва­

 

гонов и времени, намеченного для ликвидации его. Обыч­

 

но период, намеченный для доведения избытка груженых

 

вагонов до нормы,

составляет 30 суток. Тогда

 

 

 

 

Аив

пфпп

 

(64)

 

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Пф — фактическое наличие груженых вагонов на сети и самой дороге

 

под выгрузку.

Его определяют на основе наличия груженых

 

вагонов по дорогам назначения;

 

 

 

пв —- норма груженых вагонов в адрес дороги, которую рассчиты­

 

вают при составлении технических норм эксплуатационной

 

работы

дорог.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выгрузку по

отделениям

рассчитывают

на основе развернутого

плана перевозок, размеров ввоза, а также наличия местного груза как на самом отделении, так и на дороге в адрес данного отделения. Таким образом, выгрузка отделения также складывается из трех или четы­ рех частей: погрузки дороги в адрес данного отделения; ввоза, т. е. поступления груженых вагонов с других дорог в адрес отделения; наличия избытков местного груза в адрес отделения на дороге и на самом отделении.

Регулировочное задание на сдачу порожних вагонов входит в тех­ ническое нормирование эксплуатационной работы как важнейшая составная часть и выражает общегосударственные обязательства каж-

280