ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
Г Л А В А
XIV
УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
1. Основы технического нормирования и управление движением на железнодорожном транспорте
Под управлением движением подразумевается рациональная орга низация эксплуатационной работы, направленной на выполнение пла на перевозок грузов и пассажиров. К управлению движением предъ являются следующие основные требования, вытекающие из условий непрерывной работы железнодорожного транспорта:
централизация управления, единое руководство движением при предоставлении в то же время подразделениям дорог необходимой ини циативы и самостоятельности в решении поставленных перед ними задач;
оперативность в разработке и осуществлении мер по регулированию
вагонопотоков, |
находящихся в непрерывном |
движении; |
* |
правильный |
и полный учет сложившейся |
обстановки на сети или |
направлении дорог в каждый данный момент и принятие необходимых мер для обеспечения нормального движения;
строгая дисциплина, точное и своевременное осуществление регу лировочных мер, установленных вышестоящими органами.
Задача управления движением заключается в том, чтобы в кон кретных условиях на каждом участке сети обеспечить выполнение пла на перевозок и наилучшее использование технических средств. Управ ление движением осуществляется путем технического нормирования эксплуатационной работы; регулирования вагонных парков, движения поездов и технических средств; оперативного планирования эксплуа тационной работы; диспетчерского руководства движением поездов.
Техническое нормирование эксплуатационной работы заключается в разработке месячных технических норм и мер, обеспечивающих выполнение плана перевозок и рациональное использование перевозоч ных средств, а также создание необходимых условий для успешной работы в последующие периоды. Оперативные планы суточной и смен ной работы предназначены для выполнения норм эксплуатационной работы, а следовательно, плана перевозок с наименьшими материаль но-техническими затратами.
Регулирование вагонных парков заключается в пополнении парка вагонов на дорогах погрузки и изъятии излишков вагонов из районов выгрузки, что обеспечивается прежде всего путем регулирования по грузки по направлениям и назначениям и перераспределении вагоно потоков по параллельным линиям. Регулирование локомотивных пар ков состоит в распределении локомотивов по дорогам, отделениям и
277
депо, приведении размеров парков в соответствие с фактическим объе мом перевозочной работы, а также в создании резервов локомотивов на важнейших грузонапряженных направлениях. Регулирование техни ческих средств включает распределение ресурсов топлива и обеспече ние дорог электроэнергией для выполнения заданного объема работы, осуществление мер для наиболее эффективного использования пропуск ной способности.
Диспетчерское руководство движением заключается в разработке и осуществлении мер бесперебойного продвижения поездов на участках, в частности установлением очередности их следования, с тем, чтобы обеспечить нормальную работу сортировочных станций.
Контроль за осуществлением оперативных планов и оперативное руководство движением поездов осуществляют: в отделениях движе ния — диспетчерский аппарат, в службах движения управлений до рог — распорядительный отдел, в Главном управлении движения — оперативно-распорядительные отделы по направлениям.
Технические нормы устанавливают на каждый месяц: для дорог и сети в целом — Министерство путей сообщения, а для отделений и станций — соответственно управления и отделения дорог, при этом количественные нормативы определяют на основе планов перевозок, а качественные — исходя из плана формирования, графика движения поездов и технологических процессов работы станций. Технические нормы определяют задачи не только служб движения, грузовой, локо мотивной, но и вагонной — организация ремонта вагонов с учетом увеличения их потребности для перевозок (летом и осенью — крытых вагонов для хлебных перевозок, зимой и весной — цистерн из-за роста наливных перевозок в периоды между навигациями и т. д.); пути— своевременная подготовка путевого хозяйства на линиях, где наме чается увеличение перевозок; электрификации — обеспечение участ ков электроэнергией.
2. Технические нормы работы дороги и отделений
Техническое нормирование эксплуатационной работы каждого вида подвижного состава предусматривает разработку количественных по казателей, определяемых на основе месячных планов перевозок: нор мы погрузки и выгрузки, регулировочное задание на сдачу — прием порожних вагонов, передачу поездов и вагонов по стыковым пунктам, размеры отправления поездов из узлов, а также работу вагонного парка (погрузка + прием груженых вагонов); разработку качествен ных показателей использования подвижного состава: оборот вагона и его элементы, оборот местного и порожнего вагонов, оборот и средне суточный пробег локомотивов; разработку показателей обеспечения пе ревозок техническими средствами: нормы рабочего парка вагонов (с под разделением на порожние, местные, транзитные), локомотивов, числа вагонов, отставляемых в резерв, лимитов топлива.
Для разработки технических норм дороги на основе развернутых планов перевозок определяют плановую потребность в вагонах для
278
погрузки по роду подвижного состава на каждую дорогу назначения. Главное грузовое управление на основе этих данных составляет косые таблицы («шахматки») погрузки по дорогам отправления и дорогам назначения как всего, так и по каждому роду подвижного состава в от дельности: крытым, платформам, полувагонам, изотермическим, цис тернам и прочим вагонам. На основе косых таблиц («шахматок») Глав ное управление движения разрабатывает технические нормы выгрузки, регулировочных заданий, передачи груженых и порожних вагонов, рабочего парка вагонов, план перемещения вагонных парков с учетом перераспределения на отдельных направлениях сети.
Технические нормы работы отделений разрабатывают в управлении дороги на основе развернутого плана перевозок и общедорожных тех нических норм, установленных Министерством путей сообщения. Технический отдел службы движения совместно с отделом планирова ния перевозок грузовой службы составляет ведомости груженых вагонопотоков, по каждому отделению определяет объем работы и качест венные показатели использования подвижного состава.
Технические нормы эксплуатационной работы отделений предус матривают:
задания по грузовой работе (погрузка и выгрузка общая и по роду подвижного состава);
работу вагонного парка (погрузка + прием груженых); внутри'дорожные задания на передачу порожних вагонов; прием и сдачу по стыковым пунктам отделений в поездах и вагонах
с выделением груженых и порожних; передачу по каждому стыковому пункту местного груза для от
делений; размеры движения по участкам и нормы отправления поездов из
узлов; качественные показатели использования вагонного парка (оборот
вагона общий, порожний и с местным грузом, полный и груженый рейс вагона, коэффициент порожнего пробега, коэффициент местной работы, простой вагона на одной технической станции и под одной грузовой операцией, участковая скорость);
общий рабочий парк вагонов, в том числе груженых, с подразде лением на парк местных, транзитных и порожних вагонов по каждому роду подвижного состава. Норму наличия местных вагонов рассчиты вают отдельно назначением под выгрузку на станции данного отделе ния и на другие отделения дороги. Наличие транзитных вагонов уста навливают в целом по отделению и отдельно по каждому внешнему стыковому пункту дороги;
ввоз, т. е. норму приема груженых вагонов по каждому стыковому пункту назначением на каждое отделение;
нормы приема транзитных вагонов по каждому стыковому пункту и сдачи на соседние дороги, нормы выдачи локомотивов для обслужи вания поездной работы по каждому депо.
Технические нормы работы отделений 28—30-го числа предплано вого месяца рассматривает и утверждает начальник дороги, после чего их объявляют отделениям.
279
Все техническое нормирование и учет ведется в условных двухосных вагонах, при этом каждый четырехосный вагон принимают за два, шестиосный — за три и восьмносный — за четыре единицы. Размеры погрузки определяет план перевозок. Однако в ряде случаев для выво за сезонных грузов по особым заданиям правительства, а также для обеспечения перевозки сверхплановой продукции технические нормы предусматривают дополнительную погрузку в размере 4—6% государ ственного плана. Таким образом, размер погрузки состоит из двух частей — государственного плана и дополнительного задания. Раз мер выгрузки, предусматриваемый техническими нормами, также вклю чает выгрузку по государственному плану перевозок и дополнительное задание. Определяя размеры выгрузки, учитывают также наличие груженых вагонов на сети в адрес данной дороги и наличие местного груза на самой дороге. Поскольку эта величина может быть больше и меньше нормы, то и дополнительная выгрузка может быть больше
(+) или меньше (—) предусмотренной «шахматной». Таким образом, планируемая выгрузка состоит из четырех величин:
|
|
и ъ |
~ мвг |
~Ь |
П в д |
А и в d z |
А и мг1 |
(6 3 ) |
|
где |
uVT — выгрузка |
по государственному |
плану; |
|
|||||
|
ивп — выгрузка по дополнительному заданию; |
(недос |
|||||||
|
Див — дополнительная |
выгрузка |
из наличия избытка |
||||||
|
татка) груженых вагонов на сети в адрес дороги; |
||||||||
|
Д«мг — дополнительная |
выгрузка |
из |
наличия избытков (не |
|||||
|
достатков) местного груза |
на самой дороге. Эти величины |
|||||||
|
определяются исходя из наличия избытка груженых ва |
||||||||
|
гонов и времени, намеченного для ликвидации его. Обыч |
||||||||
|
но период, намеченный для доведения избытка груженых |
||||||||
|
вагонов до нормы, |
составляет 30 суток. Тогда |
|
||||||
|
|
|
Аив |
пф—пп |
|
(64) |
|||
|
|
|
30 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
Пф — фактическое наличие груженых вагонов на сети и самой дороге |
||||||||
|
под выгрузку. |
Его определяют на основе наличия груженых |
|||||||
|
вагонов по дорогам назначения; |
|
|
||||||
|
пв —- норма груженых вагонов в адрес дороги, которую рассчиты |
||||||||
|
вают при составлении технических норм эксплуатационной |
||||||||
|
работы |
дорог. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Выгрузку по |
отделениям |
рассчитывают |
на основе развернутого |
плана перевозок, размеров ввоза, а также наличия местного груза как на самом отделении, так и на дороге в адрес данного отделения. Таким образом, выгрузка отделения также складывается из трех или четы рех частей: погрузки дороги в адрес данного отделения; ввоза, т. е. поступления груженых вагонов с других дорог в адрес отделения; наличия избытков местного груза в адрес отделения на дороге и на самом отделении.
Регулировочное задание на сдачу порожних вагонов входит в тех ническое нормирование эксплуатационной работы как важнейшая составная часть и выражает общегосударственные обязательства каж-
280