Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дого подразделения сети и взаимную их ответственность за выполне­ ние плана перевозок.

 

Размер регулировочного задания определяют по формуле

 

i Wp

(ип

ив) i

А«р,

(65)

где

иа — погрузка;

 

 

 

 

 

ив — выгрузка;

 

 

 

 

 

Д«р — дополнительное

регулировочное

задание.

имеет знак

« +

Если погрузка превышает выгрузку, то величина ыр

», т. е. данное подразделение должно

получать извне порожние

вагоны под погрузку. При погрузке меньше выгрузки величина «р имеет знак « — ». Это означает, что подразделение сдает порожние вагоны из-под выгрузки.

Дополнительное регулировочное задание Дмр также имеет знак « + » или « — » в зависимости от характера намечаемых регулировоч­ ных мер. Так, + Д«р означает пополнение парка порожних вагонов на подразделении для доведения его до нормы, создания резерва по­ рожних вагонов или обеспечения дополнительной погрузки. Величи­ на — Д«р характеризует сокращение парка порожних вагонов (при его избытке) или изъятие вагонов из резерва.

Регулировочное задание устанавливают по роду подвижного со­ става— крытые, платформы, полувагоны, изотермические, цистерны.

Цель регулировочного задания:

распределение вагонов, освобождающихся из-под выгрузки, между подразделениями, где погрузка превышает выгрузку;

первоочередное обеспечение порожними вагонами погрузки важ­ нейших народнохозяйственных грузов;

перемещение вагонных парков по родам вагонов из одного района сети, где они в- избытке, в другие, где их нехватает;

заблаговременное создание резерва порожних вагонов по роду подвижного состава в районах, где намечается усиленная погрузка;

сокращение пробега порожних вагонов; ликвидация затруднений, вызванных *чрезмерным накоплением

парка вагонов.

План направления порожних вагонов обычно изображают в виде схемы с условным обозначением дорог и пунктов перехода между ними, которая должна предусматривать пропуск порожних вагонов:

по кратчайшим и наиболее экономичным направлениям;

сучетом использования резервного пробега локомотивов;

смаксимальным использованием на входных отделениях дорог для погрузки грузов, следующих в попутном направлении, за счет соответствующего увеличения сдачи, на выходных отделениях;

без встречного пробега однородного и взаимозаменяемого подвиж­ ного состава по участкам;

смаксимальным сокращением встречного пробега разнородного по­ движного состава.

На дорогах СССР осуществляется система комплексного регулиро­

вания вагонных парков, которая предусматривает суммарную нор­ му направления порожних и груженых вагонов по роду подвижного

10 Зак. 636

281


состава, определяемую плановыми размерами сдачи порожних вагонов, освобождающихся из-под выгрузки и погрузки, назначением на доро­ ги, включенные в комплексную регулировку. Основное условие ком­ плексного регулирования следующее:

« „ о м = « в ы ? +

« п о р ,

 

( 6 6 )

где «вых — часть вагонов, погруженных на выход

в порожнем

на­

правлении;

 

 

 

« п о р — часть порожних вагонов,

подлежащих

сдаче из-под

вы­

грузки.

 

 

 

Такой план может быть составлен по каждому роду подвижного состава. .

Система комплексного регулирования — основная форма регули­ рования вагонных парков. Она повышает заинтересованность работни­ ков дорог и отделений в изыскании дополнительных грузов для по­ грузки в порожнем направлении, способствует сокращению порожнего пробега вагонов и позволяет обеспечить полностью ресурсами вагонно­ го парка работу дорог массовой погрузки важнейших грузов.

Размеры передачи вагонов по стыковым пунктам определяют на основании разработанных в соответствии с планом перевозок вагонопотоков, которые проходят через данный стыковой пункт, регулиро­ вочным заданием по передаче порожних вагонов, величиной дополни­ тельного перемещения вагонов через данный стыковой пункт за счет сокращения или увеличения вагонного парка на соответствующих направлениях. Передачу вагонов обычно рассчитывают по стыковым пунктам сдачи на соседнее подразделение. Размеры движения по этим пунктам и в целом по дороге находят исходя из величины вагонопотока, среднего состава и весовой нормы поездов. Число сдаваемых поездов определяют по формуле

 

Г р

исд

 

Л/

пор

(67)

'гр

т пор

 

 

где т — средний состав груженого поезда: тГГ) =

 

 

 

^

<?бр

весовая норма груженых поездов на участке или направ­ лении;

^бр — средний

вес груженого вагона брутто;

который опреде­

тпор — средний

состав порожнего маршрута,

ляется исходя из допускаемой длины состава на данном направлении. Эта величина зависит от полезной длины станционных путей.

3 . П о к а з а т е л и и с п о л ь з о в а н и я п а р к а г р у з о в ы х в а г о н о в

Рациональное использование парка грузовых вагонов имеет важ­ ное значение для выполнения плана перевозок и снижения себестои­ мости. На дорогах применяют следующую систему показателей ис­ пользования парка грузовых вагонов:

282


объем работы вагонного парка — пробеги вагонов, «работа» дороги и отделения;

использование грузоподъемности вагона — статическая и динами­ ческая нагрузки;

использование вагонного парка во времени — оборот вагона, сред­ несуточный пробег и связанные с ними показатели: участковая ско­ рость, простой вагонов на станциях и др.

О б о р о т в а г о н а — основной комплексный показатель ра­ боты железнодорожного транспорта. В нем сконцентрированы резуль­ таты технической, эконбмической и организаторской деятельности всех звеньев дорог. Ускорение оборота имеет не только транспортное, но и важное народнохозяйственное значение, так как обеспечивает быстрейшую доставку грузов потребителям и тем самым ускоряет оборачиваемость оборотных средств в народном хозяйстве. Обобщаю­ щий показатель использования вагонов во времени и по грузоподъем­ ности — п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь в а г о н а — показывает, какое количество продукции (тонно-километров) приходится в среднем в сутки на каждый вагон рабочего парка.

Р а б о т о й вагонного парка отделения и дороги принято счи­ тать число вагонов, погруженных и принятых в груженом состоянии с соседних отделений или дорог за сутки:

ы = “п + “$ ,

(б8)

где иа — погрузка;

 

Unp — прием груженых вагонов.

по конечным

Работу отделения (дороги) можно также считать

операциям (выгрузка и сдача груженых вагонов):

 

и = ив + игсР.

(69)

Работа

вагонного парка дороги или отделения складывается из че­

тырех категорий (видов) сообщения:

 

 

пропуск

транзитного груженого вагонопотока — транзит итр;

прием

груженых вагонов под выгрузку — ввоз ивв\

погрузка

на дороге в адрес других дорог — вывоз мвыв;

погрузка

вагонов в местном сообщении имс.

Так как

ип = имо + «выв и иЦ =

ивв +

итр, то работу вагонного

парка можно представить равенством

 

 

 

 

U — Чм0 "Т ^выв

^вв

^ тр “

Выгрузка дороги ив — ивв + имс составляет работу местного вагона. Работа порожних вагонрв представляет собой сумму погрузки и сдачи порожних вагонов

wnop ~ мп "Ь Ид°р.

П р о б е г и вагонов выражают в вагоно-йли вагоно-осе-километ- рах. Их определяют умножением количества вагонов на длину уча­ стка и последующим суммированием результата по всем участкам

Ю*

283


(более точно пробег вагонов может быть определен, если учесть изме­ нение густоты движения н а. отдельных перегонах). Если пробеги вагонов по участкам обозначить через ns, общий пробег по дороге (отделению) выразится так:

2ns = ns' -f- ns" -f- ns'" -)-••• + nsn,

(70)

Он состоит из пробега груженых и порожних вагонов:

2ns = 2nsrp + 2nsnop.

(71)

Пробег вагонов определяют, кроме того, по направлениям (четное, нечетное), структуре (ввоз, вывоз, транзит, местное сообщение) и родам вагонов (крытые, платформы, полувагоны, изотермические, цистерны).

Вагоны в порожнем состоянии из пунктов выгрузки в пункты по­ грузки перемещают из-за неравномерного размещения естественных экономических ресурсов и районов производства и потребления раз­ личных видов продукции, особенно топливных и рудно-металлурги­ ческих грузов, нерудных ископаемых, леса, зерна, строительных и некоторых других грузов. Поэтому порожний пробег хотя и непроиз­ водителен, так как не дает продукции (тонно-километров), но при оп­ ределенных условиях необходим. Его сокращение — важное дело, способствующее повышению производительности вагонов. Показатель, характеризующий размер порожнего пробега, — коэффициент порож­ него пробега а, т. е. отношение его к груженому пробегу. Чем ниже коэффициент а, тем меньше порожний пробег вагонов. Общий пробег вагонов можно выразить через груженый пробег и коэффициент а:

^^пор

■cc2nsrp,

(72)

2ns =

(l + a) 2nsrp.

(73)

Определяют отношение порожнего пробега не только к груженому,

но и к общему пробегу вагонов:

 

а

^•nsnop

(74)

2 «srp + 2rtsn0p

 

 

Чтобы сократить порожний пробег вагонов,

изыскивают допол­

нительные (сверхплановые) грузы для загрузки вагонов в порожнем направлении; регулируют погрузку по роду подвижного состава, широко используя взаимозаменяемость вагонов; повышают исполь­ зование грузоподъемности вагонов в груженых направлениях, а также увеличивают число сдвоенных операций.

Использование вагонов из-под выгрузки для погрузки на этой же станции характеризуется коэффициентом сдвоенных операций — сред­ ним числом грузовых операций, приходящихся на один вагон:

 

К сдв

ип -f ив

ип+ иъ

(75)

 

им

и в 4" ипо р

где им — число

вагонов, участвующих в грузовых

операциях;

иПОр — число

порожних вагонов, дополнительно

подаваемых под

погрузку.

 

 

 

Коэффициент

КсдВ не может быть меньше 1 и больше 2,


Показателями использования грузоподъемности вагона являются

статическая и динамическая нагрузки. С т а т и ч е с к о й

н а г р у з ­

к о й г р у ж е н о г о в а г о н а называется средний

вес груза

нетто, приходящийся на вагон (вагонную ось) при отправлении со станции погрузки:

Рст= — ,

(76)

“п

 

где 2р — общая погрузка в т.

Для дороги или отделения статическую нагрузку исчисляют как для погруженных, так и для принятых вагонов:

SP+ Png

(77)

“п +

Д и н а м и ч е с к о й н а г р у з к о й г р у ж е н о г о в а г о - н а называется средняя его нагрузка на всем пути следования. Она получается делением тонно-километров нетто на вагоноили вагоно-

осе-километры пробега:

 

= I bL

(78)

Динамическая нагрузка вагона рабочего парка определяется с уче­

том как груженых, так и порожних вагонов:

 

2р1

(79)

Рр* 2 ns

Между динамическими нагрузками груженого вагона и вагона ра­ бочего парка существует следующая зависимость:

рР_

W

_

рд

(80)

s

(1 -fa) 2nsrp

 

1+ a ’

 

 

 

pB = ( i + a ) p P .

 

(81)

Для повышения нагрузки вагонов необходимо обеспечить полное использование грузоподъемности вагонов путем уплотненной погруз­ ки, прессовки таких грузов, как хлопок, сено и др., погрузки леса с «шапкой», легковесных и тяжеловесных грузов в один вагон и т. п.

Расстояние, которое вагон проходит от одной погрузки до следую­ щей, называется п о л н ы м р е й с о м . Часть груженых вагонов не попадает после выгрузки под новую погрузку в пределах того же отде­ ления или дороги, а проходит до этой операции еще ряд отделений или дорог. Поэтому полный рейс вагона для отделения (дороги) исчисляется условно и представляет собой расстояние пробега, приходящееся в среднем на каждый вагон, участвующий в работе отделения или дороги. Определяют его по формуле

2 ns

2ns

(82)

 

 

и“п + С

285