Файл: Ремонт строительных машин учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

vjj— коэффициент использования объема ванны,

зависящий

от конфигурации деталей (0,5 <

^ < 0,8);

 

У]2— коэффициент использования времени выварки, завися­

щий от загрязненности деталей

(0,8 <; т]2

1,0);

Q — общая масса деталей, подвергающихся мойке в течение расчетного периода, кг.

Если мойка' деталей осуществляется в моечных машинах, то ко­ личество их рассчитывается по формуле

 

9

Qt

шт„

 

(11.34)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где t — среднее время процесса мойки

1 кг

деталей (4

 

< 5 мин) ;

нагрузка на ленту (около 500 кг);

 

q — допускаемая

у)!<^

у)! — коэффициент

использования загрузки

ленты (0,5^

< 0 ,8 );

использования машины

по времени

(0,7

у]2 — коэффициент

< ^ < 0 , 9 ) ;

использования

скорости транспортера

у)3 — коэффициент

(0,3 < у), < 0,6).

Для наружной мойки в полевых и стационарных условиях мо­ гут быть использованы обычные моечные машины.

Расход воды для наружной мойки трактора и автомобиля —

600—1400 л.

Операции по контролю и сортировке деталей, комплектовке уз­ лов могут выполняться или на специализированных постах (при массовом и серийном производстве), или на местах ремонта и сборки узлов совместно с бригадой, ремонтирующей тот или иной узел. В задачу контроля и сортировки входят: выяснение состояния деталей и сортировка их на годные, дефектные и бракованные, на­ значение ремонта с указанием мест, подлежащих ремонту.

После контроля и сортировки детали направляют: годные — на комплектовку, дефектные — на склад накопления или непосредст­ венно на участок восстановления, негодные — на склад утиля. Кон­ троль громоздких деталей (рамы, станины, стрелы и т. п.) произ­ водится на месте разборки машины.

Комплектовка узлов производится или на постах сборки, или на складе готовых деталей. В задачи комплектовки входят: забла­

говременный подбор и

подготовка деталей к сборке таких узлов,

в которых эти детали

имеют ограниченную взаимозаменяемость

(подбор по весу, ремонтным размерам и т. п.), распределение де­ талей и узлов по рабочим местам, приемка и хранение отремон­ тированных и новых деталей, оформление нарядов и требований. Для контроля и сортировки необходимы стеллажи, верстаки, ящи­ ки и металлические корзины для транспортировки деталей, а также контрольно-измерительные инструменты, а для комплектовки — верстак, легкий реечный пресс (2—3 тс), стеллажи для дета­ лей и комплекты контрольных приборов и слесарных инстру­ ментов.

286


Ремонтно-сборочное отделение (участок) в зависимости от но­ менклатуры и количества ремонтируемых машин может состоять из ряда самостоятельных постов по каждому узлу или по опера­ циям (при серийном производстве) или из нескольких универсаль­ ных постов по видам одновременно ремонтируемых машин.

Число рабочих постов по ремонту машин в ремонтно-сборочном цехе ориентировочно может быть определено по формуле

шт.,

(11.35)

где К — целесообразное количество рабочих в одной бригаде, за­ висящее от сложности машины и ее габаритов, чел.;

т — общее число производственников ремонтно-сборочного цеха, определяемое по формуле (11.31), чел.

Рабочие посты обеспечиваются стендами, верстаками, подъем­ ными и транспортными средствами (краны, автопогрузчики, тре­ ноги, монорельс, рельсовые тележки и т. п.). В стационарных пред­ приятиях для транспортировки применяются мостовые краны раз­ личной грузоподъемности. В подвижных мастерских целесообразно использовать самомонтирующиеся козловые краны, автомобиль­ ные краны, консольные краны и укосины, устанавливаемые на ку­ зове (раме) мастерских.

Ремонтно-сборочные отделения подвижных мастерских оснаща­ ются выносным оборудованием, которое в процессе работы уста­ навливается в палатках, под навесами, в землянках и т. п.

Испытательное отделение (станция) предназначается для об­ катки, приработки и испытания агрегатов ремонтируемых машин (двигателей, редукторов, лебедок, насосов и т. п.).

По своему размещению станция должна по возможности ближе примыкать к отделению ремонта того или иного агрегата.

Количество испытательных стендов для обкатки и испытания агрегатов машин ориентировочно можно подсчитать по формуле

^обТв шт.,

(11.36)

где N M— количество испытываемых машин или агрегатов

в пла­

нируемый период;

 

t — время приработки и испытания с учетом установки и

снятия агрегата со стенда, ч; уп— коэффициент, учитывающий повторные испытания агре­

гатов (1,05

jn 1,10);

расчет­

Г о6— действительный фонд времени оборудования за

ный период,

ч;

(0,45

f B— коэффициент использования стенда по времени

< Т в < 0 ,8 5 ).

 

 

Расчет рабочей силы для испытательной станции производится по трудоемкости работ так же, как и для других постов. При не­ большой программе испытательная станция не выделяется в са-

12*

287


мостоятельное отделение, а стенды обслуживаются лицами, осуще­ ствляющими ремонт агрегата.

Расчет общего числа работающих цеха (необходимого-количе­ ства рабочих по специальностям и квалификациям, а также других категорий работающих) производится после того, как спроектиро­ вана организация работ на рабочих постах и в отделениях. Количе­ ство вспомогательных рабочих, к которым относятся дежурные слесари, крановщики, прицепщики, комплектовщики, кладовщики раздаточной кладовой и др., определяется по фактической потреб­ ности.

Для стационарных ремонтных предприятий количество вспомо­ гательных рабочих составляет 17—22% всех основных производ­ ственных рабочих. Количество инженерно-технических работников (ИТР) определяют обычно по процентным соотношениям к числу основных и вспомогательных рабочих, а также на основе анало­ гичных передовых действующих цехов. К ИТР относятся начальник цеха, мастера, контрольные мастера, нормировщик. Число ИТР обычно составляет в среднем 9—10% и более общего числа основ­ ных и вспомогательных рабочих.

Счетно-конторский персонал (бухгалтер, табельщик, кладов­ щики на дефектовке, кладовщики инструментальной кладовой

идр.) обычно составляет 5—6% общего числа основных и вспо­ могательных рабочих.

Младший обслуживающий персонал (гардеробщики, уборщики

ит. п.) составляет в среднем 2—3% общего числа рабочих.

Основным правилом планировки проектируемых предприятий

(в том числе и мастерских) является переход от целого к частно­ му. Это значит, что сначала устанавливается взаимная связь ме­ жду отдельными цехами с учетом схемы движения материалов й ремонтируемого объекта. Исходя из этой схемы создается общая генеральная планировка предприятия, а затем приступают к де­ тальной планировке цеха, участка, рабочего места. Этот порядок планировки — переход от целого к частному — применяется на всех ступенях: предприятие, цех, участок, пост. Поэтому излагаемый ниже порядок планировки предприятия распространяется на ниже­ стоящие элементы, в том числе и на планировку любого из цехов предприятия.

Планировка ведется в следующем порядке:

формулирование задачи;

сбор необходимых данных;

изменение и уточнение задачи с учетом собранных дан­

ных;

анализ вариантов и выбор наилучшего решения;

утверждение решения по текущему этапу работы и переход

кследующему этапу;

выполнение проекта.

Четыре этапа планировки должны перекрывать друг друга. До окончания одного необходимо частично разработать следующий этап.

288


Собирая необходимые для планировки данные, следует выде­ лить из них наиболее важные, к которым относятся:

— материальные: виды материалов (ремонтный фонд, сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, утиль, запасы), конструкция

итехнические условия ремонта машин, физические и химические свойства (размеры, форма, вес, зараженность, загрязненность, виб­ рация, дым, газовыделение), количество и разнообразие продукции

иматериалов (изменение стабильности во времени, серийность), последовательность операций;

оборудование: виды оборудования, количество оборудования

иоснастки, использование оборудования, условия установки (раз­ меры, масса, особые требования);

персонал: используемый персонал, производственные рабо­

чие, подсобный и вспомогательный персонал, административный персонал, безопасность работы, условия работы;

— перемещение: средства перемещения (скаты, рельсы, краны, лебедки и т. п.), контейнеры для перемещения и временного хра­ нения материалов, схема потока и маршрутизация процесса ремон­ та, пространство, необходимое при каждом этапе перемещения;

складирование и хранение: размещение складов и пунктов временного хранения, место, необходимое для каждого пункта хра­ нения, способ складирования, предохранение складируемых мате­ риалов;

обслуживание производства: обслуживание персонала (про­ ходы, раздевалки, души, медицинские пункты и т. п.), обслужива­ ние оборудования (пространство для доступа к оборудованию,

энергоснабжение, заправка инструмента и т. п.), обслуживание, связанное с материалом.

Основой планировки предприятия (цеха) является последова­ тельность операций, обусловливающая поток материалов. Поэтому самыми полезными документами при планировке любого пред­ приятия являются карты производственного процесса в их различ­

ных формах.

Определение производственного потока связано с установле­ нием взаимного расположения цехов, участков или рабочих мест, поскольку это связано с движением (потоком) материалов и полу­ фабрикатов (узлов, агрегатов, деталей). Чтобы определить поток, надо вычертить маршрутную схему производственного процесса, на которой наносятся стенды, станки, ремонтируемая машина в со­ ответствующих стадиях разборки, сборки. Вычерченная в масшта­ бе маршрутная схема производственного процесса после разметки на ней всех устройств становится проектом необходимой планиров­ ки. Характер потока может быть разным (рис. 11.2).

Рассмотренный порядок планировки позволяет определить ра­ циональное расположение рабочих постов, стендов и оборудования не только в масштабе цеха, но и в целом по предприятию. Он поз­ воляет сопоставлять варианты и найти наиболее эффективный.

В практике проектирования ремонтно-сборочных цехов и ре­ монтных мастерских строительных организаций не всегда удается

289